Административное право. Административные правоотношения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2011 в 14:10, реферат

Описание работы

Административное право призвано регулировать особую разновидность общественных отношений, главным признаком которых является то, что они возникают, развиваются и прекращаются в сфере государственного управления, т.е. в связи с организацией и функционированием системы исполнительной власти.

Содержание работы

Введение 1
Предмет административного права 2-3
Субъекты административного права 4
Система административного права 5
Источники административного права, их классификация 6
Место административного права в системе РФ 7-8
Административные правоотношения 9-22
Заключение 23

Файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ по праву.doc

— 195.50 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования и науки Российской Федерации

НОУ ВПО  Сургутский институт мировой экономики  и бизнеса «Планета» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Р Е Ф Е Р А  Т 
 

По предмету: Правоведение

На тему: Административное право.

Административные  правоотношения. 

    
 
 
 

                                         Выполнила: Агафонова Анастасия

                                         студентка 2 курса  заочного отделения

                                         Проверила:

                                         Оценка: _________________________

                                         Дата: «____»  _______________200__г. 
 
 

                                         2008 г. 
 
 

 

  

СОДЕРЖАНИЕ:

Административное  право:

Введение 1

Предмет административного права 2-3

Субъекты  административного права 4

Система административного права 5

Источники административного права, их классификация 6

Место административного права в системе  РФ 7-8

Административные  правоотношения 9-22

Заключение 23 
 
 
 
 
 
 
 

 

        Введение 

       Первостепенной  задачей любой правовой науки является правильное определение и обоснование ее предмета. Данная проблема актуальна и для административного права, которое переживает существенные изменения в последние годы. Закрепление в Конституции Российской Федерации принципа разделения властей, обособление института исполнительной власти, выход на арену в качестве субъекта административного права коммерческих структур - все это существенно повысило значение административного права в правовой системе РФ.

       Административное  право как одна из отраслей правовой системы Российской Федерации объективно связана с таким социальным явлением, которое в общем виде обычно обозначают как управление.  Таким образом, термин латинского происхождения  (администрация - управление) стал универсальным средством для характеристики определенного вида деятельности, то есть совокупности действий, направленных на достижение определенных общественно значимых целей. Регулированием отношений, возникающих в процессе этой деятельности, и занимается административное право.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  I. Административное право

  1. Предмет административного права 

  Административное  право - самостоятельная отрасль правовой системы России, которая отличается от других, прежде всего по предмету и методу правового регулирования. Административное право призвано регулировать особую разновидность общественных отношений, главным признаком которых является то, что они возникают, развиваются и прекращаются в сфере государственного управления, т.е. в связи с организацией и функционированием системы исполнительной власти.

  Следовательно, предметом административного права  является совокупность общественных отношений, складывающихся в процессе организации и деятельности исполнительной власти.

  Однако  следует сразу оговориться, что административное право не является единственной отраслью права, охватывающей общественные отношения в сфере действия системы исполнительной власти, хотя “ее нормы и имеют здесь безусловный авторитет.  Какие же именно отношения входят в область интересов административного права?   

  Исполнительная  власть и ее органы выполняют огромный объем работы в сфере управления государственными делами. Поэтому в российском законодательстве и юридической литературе для определения сферы действия административного права используются такие близкие по смыслу понятия как исполнительная власть, государственное и муниципальное   управление, государственная администрация, административная власть. Все они обозначают понятие, которое складывается из трех основных компонентов. Это: 1) управленческий аппарат (совокупность служащих, административных органов); 2) исполняемая им деятельность (административная, исполнительно-распорядительная) и 3) используемая им при этом власть.

  Таким образом, административное право регулирует отношения, возникающие в ходе формирования и функционирования государственной администрации, оно обслуживает сферу государственного и муниципального управления. 

  Административно-правовое регулирование производится посредством:

  а) упорядочения, закрепления, совершенствования существующих общественных отношений;

  б) формирования новых общественных отношений, соответствующих объективным законам развития общества, положениям Конституции РФ;

  в) охраны общественных отношений, регулируемых нормами административного и  других отраслей права;

  г) вытеснения из сферы государственного управления общественных отношений, не соответствующих интересам граждан, общества, государства. 

  Следовательно, можно ограничить предмет административного  права, уточнив, что оно регулирует только те общественные отношения, которые не закреплены за другими отраслями действующего права.

  Таким образом, предмет административного  права можно условно подразделить на две части:

  1) внутриаппаратные отношения

  2) взаимоотношения органов административной  власти с гражданами, юридическими лицами и государством. 

  Следовательно, предметом административного права являются отношения, возникающие в процессе образования и деятельности органов исполнительной власти, а также отношения между нею и иными субъектами административного права.

  Можно определить следующие основные цели административно-правового регулирования:

  1) создание условий для эффективной деятельности исполнительной власти как важного инструмента обеспечения потребностей граждан, общества, государства;

  2) обеспечение демократической правовой организации исполнительной власти;

  3) создание в сфере управления условий для реализации гражданами и их объединениями предоставленных им прав и свобод;

  4) обеспечение защиты граждан и общества от административного произвола, злоупотреблений, некомпетентности и т.п. служащих государственного аппарата. 

  В зависимости от конкретных условий  возникновения управленческих отношений  можно также выделить внутренние и внешние функции административно-правового регулирования:

  а) внутренние или внутрисистемные - это отношения, связанные с формированием управленческих структур, определением способов взаимодействия между ними и их подразделениями, с распределением обязанностей, прав и ответственности между работниками аппарата управления и т.п. Сторонами в этих отношениях выступают соподчиненные исполнительные органы, а также должностные лица;

  б) внешние отношения - это отношения, связанные с непосредственным воздействием на объекты, не входящие в систему исполнительной власти - на граждан, общественные отношения, коммерческие структуры, в том числе - частные, и т.п.  

  Наука административного  права различает, таким образом, индивидуальных и коллективных субъектов права, речь о которых пойдет ниже.

  В рамках своего предмета административное право создает определенный правовой режим организации и деятельности субъектов исполнительной власти (в соответствии с их конституционным назначением), а также поведения всех иных участников регулируемых управленческих отношений. В этом заключается основное проявление служебной роли данной отрасли российского права, ее регулятивная функция. Ей сопутствует и другая функция - правоохранительная  (юрисдикционная), обеспечивающая как соблюдение установленного правового режима, так и защиту законных прав и интересов сторон в рамках регулируемых управленческих отношений. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  2. Субъекты административного права 

  Под субъектом административного  права понимается лицо или организация, которые в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации могут быть участниками (сторонами) регулируемых административным правом управленческих общественных отношений.

  Индивидуальными субъектами права являются, например, граждане Российской Федерации, иностранные граждане и граждане без гражданства. Специфическими индивидуальными субъектами административного права являются должностные лица - государственные служащие, которые выделяются как субъекты реализации управленческих и других государственных функций, как участники осуществления компетенции государственных органов или органов местного самоуправления. 

  Коллективными субъектами административного права могут выступать различные объединения граждан, а в их числе разные по своему назначению и статусу подразделения органов государственной (исполнительной) власти. Но в конечном итоге и в этом случае от их имени в правоотношениях участвуют конкретные люди, т.е. - индивидуальные субъекты административного права.

  К государственным  организациям как субъектам административного права могут относиться: органы исполнительной власти, государственные предприятия, учреждения и их различные объединения (корпорации, концерны), структурные подразделения органов исполнительной власти, наделенные самостоятельной компетенцией.

  Негосударственные организации  как субъекты административного права - это общественные объединения (партии, союзы, общественные движения и т.п.), трудовые коллективы, органы местного самоуправления, коммерческие структуры, частные предприятия и учреждения.

  Следовательно, круг субъектов административного  права разнообразен, но главное, что их объединяет, это обладание особым юридическим качеством - административной правоспособностью.

  Под административной правоспособностью принято понимать одно из направлений общей правоспособности, т.е. установленной и охраняемой государством (при помощи правовых норм) возможности конкретного субъекта права (гражданина, организации, органа исполнительной власти) вступать в различного рода правовые отношения.

  Административная  правоспособность выражается в определяемой административно-правовыми нормами возможности данного субъекта приобретать административно-правовые обязанности и права, а также нести юридическую ответственность за их практическую реализацию в сфере государственного управления. Административная правоспособность является предпосылкой для возникновения административно-правовых отношений.

  Однако, следует учитывать, что понятия  “субъект административного права” и “субъект административно-правовых отношений” не совпадают. Субъекты административного права могут стать субъектами административно-правовых отношений лишь в том случае, если они обладают практической способностью реализовать свою административную правоспособность в рамках конкретных административно-правовых отношений. Для этого необходимо, чтобы они были наделены еще и административной дееспособностью, которая также является важнейшим элементом правового статуса.

  

  3. Система административного права 

  Наряду  с предметом определяющим признаком  самостоятельной отрасли права  является ее целостность, взаимосвязь заключенных в ней юридических норм. Целостность системы административного права обеспечивается за счет единства предмета, цели, принципов и метода правового регулирования.

Информация о работе Административное право. Административные правоотношения