Административная ответственность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2013 в 20:38, курсовая работа

Описание работы

Цель работы определяет следующие задачи:
1) изучить теоретический и практический материал по административной ответственности;
2) дать понятие административной ответственности;
3) проанализировать административную ответственность физических и юридических лиц.

Файлы: 1 файл

Административное право.docx

— 53.78 Кб (Скачать файл)

1)руководитель организации - физическое лицо которое осуществляет руководство этой организацией. Также руководитель организации выполняет функции ее единоличного исполнительного органа. Порядок деятельности руководителя организации и принятые им решений устанавливаются учредительными документами и внутренними документами организации. А также договорами, заключенными между организацией и лицом, осуществляющим функции его единоличного исполнительного органа (руководителем);

2)члены коллегиального  органа управления организацией (совета директоров, правления);

3)заместители руководителя  организации;

4)иные лица, выполняющие  в организации организационно-распорядительные  функции (главный бухгалтер, руководители  отделов и т.д.). Особенность указанных  субъектов определяется их правовым  статусом.

Главный бухгалтер организации  является особым должностным лицом  любой организации, так как через  него осуществляется вся хозяйственная  деятельность организации. Кроме того, главный бухгалтер, как правило, является представителем организации во взаимоотношениях с налоговыми органами. Главный бухгалтер подчиняется непосредственно руководителю организации и также несет ответственность за формирование учетной политики, ведение бухгалтерского учета, своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской отчетности. При несогласии главного бухгалтера с руководителем организации по порядку осуществлению отдельных хозяйственных операций, документы по этим операциям могут быть приняты в работу с письменного распоряжения руководителя организации, который будет несет всю полноту ответственности за последствия после осуществления таких операций. В своей деятельности должностные лица организации обязаны руководствоваться законодательством РФ, а также трудовым договором, заключаемым при приеме на работу. Помимо трудового договора, полномочия (официально предоставляемые работнику права и обязанности) главного бухгалтера и руководителя указываются в должностной инструкции.

Должностная инструкция является достаточно важным внутренним документом, который регламентирует реализацию функциональных обязанностей по выполнению условий трудового договора и содержит ряд требований к работникам, занимающим эти должности. Должностные лица организаций могут быть одновременно привлечены к административной ответственности. Исключение из этого правила составляют правонарушения, хотя и предусмотренные Налоговым кодексом РФ, но не связанные непосредственно с уплатой налогов и сборов.

3.3 Административная ответственность  юридических лиц

В соответствии со ст. 2.10 КоАП РФ юридические лица подлежат административной ответственности за совершение административных правонарушений, предусмотренных указанным Кодексом. Административным же правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое установлена административная ответственность.

Юридическое лицo считается виновным в совершении административного правонарушения, если это юридическое лицo должно былo выполнить возложенную на него обязанность (за невыполнение (несоблюдение) которой установленa законная ответственность), могло ее выполнить, но данное юридическое лицo не предприняло все зависящие от него меры по ее выполнению. Причем в отличие от физического лицa, вина юридического лицa, по сути, есть характеристика объективной стороны совершенного административно - правового нарушения. В связи с этим во время доказывания вины юридического лица необходимо установить и подтвердить материалами делa, все указанные обстоятельствa в совокупности. Как правило, вопрос o виновности организации (юридического лица) решить однозначно обычно весьма затруднительно. Так как вина – это есть внутреннее психическое состояние лицa в отношении к совершаемому им правонарушению и его последствиям. В административно правовой науке существует и другой подход к рассмотрению виновности юридического лица. Он построен главным образом на приоритете объективной точке зрения в деятельности данного юридического лица. Подобным образом различаются и форма вины организации (юридического лица) ‑ прямой (осознает противоправный характер своих действий (бездействий)) либо косвенный (намеренное или сознательное допущение наступления вредных последствий, действий (бездействия)) умысел, а также неосторожность, но только в форме небрежности, это когда лицо (физическое или юридическое) не осознавало неправомерность и противозаконность своих действий (бездействий), либо их вредных последствий, хотя оно (физическое или юридическое лицо) должно было и могло это осознавать. Административный штраф, являясь мерой ответственности, принудительно взыскивается с юридического лица, только по итогам судебного разбирательства. Сказано, что виновность физического или юридического должна быть доказана в предусмотренном федеральным законом порядке, однако какой это закон не указано.

В итоге, отличительная особенность  субъективной стороны административно – правового нарушения, которое совершено предприятием (юридическим лицом), проявляются в следующем:

1)вина предприятия (юридического  лица) в совершении данного административно – правового нарушения есть субъективное отношение к неправомерному действию (бездействию) коллектива этой организации (юридического лица), но которое определяется по доминирующему желанию, под которым, прежде всего, понимается воля администрации (органов управления) данного предприятия, ее уполномоченных должностных лиц, а также тех лиц, которые имеют право давать указания обязательные к исполнению в пределах структуры этой организации (юридического лица). В данном случае виновность организации (юридического лица), подобает рассматривать путем субъективного подхода, как факт высоких умозаключений людей. Она (виновность предприятия) должна пониматься, как выявление вины должностных лиц в администрации этого предприятия и считаться доказанной только когда будет установлена и доказана вина должностного лица;

2)вина организации (юридического  лица) может быть также подвергнута  анализу с объективной стороны,  как виновность юридического  лица с позиции органа государственной  власти, который осуществляет наложение  административного взыскания. Только государственный орган, который осуществляет надзорные действия над данным предприятием, имеет возможность и должен решать, была ли у данного предприятия (юридического лица) объективная возможность выполнять необходимые действия (бездействия) чтобы не допустить совершения административного правонарушения.

3.4 Административные наказания,  применяемые к юридическому лицу

 

Административное наказание  является формой государственного и  разновидностью административного принуждения и представляет собой правовую оценку деяния (действия или бездействия) административного правонарушения. Оно назначается во всех случаях от имени государства, а лицо, совершившее правонарушение, обязано претерпеть неблагоприятные ограничения и лишения.

Наказание может быть назначено  судьей, мировыми судьями, уполномоченными органами исполнительной власти и их должностными лицами только к лицу, признанному виновным в совершении административного правонарушения.

К ним относятся: административно-предупредительные  меры (различные надзорные проверки). Они применяются при определенных условиях, например, при стихийных бедствиях, проведении массовых мероприятий и не связаны с совершением конкретного правонарушения. Цель их применения, предотвращение и предупреждение правонарушений; меры административного пресечения (приостановление работы предприятий, прекращение эксплуатации транспортных средств, изъятие вещей и документов,). Они направлены на принудительное прекращение противоправных действий, на предотвращение их вредных последствий, на обеспечение своевременного и правильного рассмотрения дел об административном правонарушении и исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях.

Впервые законодателем фиксируются  виды административных наказаний, которые могут применяться в отношении юридического лица. К ним относятся: предупреждение, административный штраф, возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения, конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения, перечисленные в п. 1-4 ст.3.2. Санкцией административно-правовой нормы может быть предусмотрено несколько вариантов назначения наказания. В зависимости от этого критерия административные наказания классифицируются на основные и дополнительные. Основными являются такие административные наказания, которые не могут назначаться в дополнение к другим видам административных наказаний. Согласно п.1 ст.3.3 предупреждение, административный штраф в отношении юридического лица, могут устанавливаться и применяться только в качестве основных административных наказаний. Дополнительными являются такие административные наказания, которые могут назначаться как самостоятельно, так и присоединяться к основным мерам наказания. В качестве, как основного, так и дополнительного административного наказания, как и прежде, законодатель указывает возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения, конфискацию орудия или предмета административного правонарушения.

В соответствии со ст.3.4. Одним  из административных наказаний, применяемых к лицам, виновным в совершении правонарушений, является предупреждение. Предупреждение как мера административного наказания характеризуется следующими чертами: оно находит свое выражение в официальном порицании; может применяться как физическому, так и юридическому лицу; налагается за совершение малозначительного административного правонарушения и в том случае, если данная санкция содержится в конкретных нормах Особенной части КоАП, или закона субъекта РФ об административной ответственности. Юридическое лицо, которому назначено административное наказание в виде предупреждения за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию в течение одного года. Предупреждение выносится всегда в письменной форме, что позволяет отличать его от устного замечания, которое применяется в случаях освобождения от административной ответственности лица, совершившего административное правонарушение.

В соответствии со ст.3.5. штраф  как мера административного наказания  по своей сущности является денежным взысканием. Юридическое содержание административного штрафа проявляется  в следующем: административный штраф  является основным наказанием; особенностью данного наказания является возможность его установления не только КоАП, другим федеральным законодательством, но и законами субъектов РФ об административной ответственности (ст.3.2); штраф, представляя собой, административное наказание имущественного характера, в отличие от гражданско-правового не выполняет компенсационной функции.

Административный штраф  может выражаться в величине, кратной:

1) минимальному размеру  оплаты труда (далее - МРОТ), Минимальный  размер оплаты труда устанавливается  одновременно на всей территории  Российской Федерации федеральным  законом и не может быть  ниже размера прожиточного минимума трудоспособного человека;

2) стоимости предмета  административного правонарушения, на момент окончания или пресечения  административного правонарушения;

3) сумме неоплаченных  налогов, сборов, подлежащих уплате  на момент окончания или пресечения  административного правонарушения, сумме не-законной валютной операции.

Как правило, штрафы носят  относительно-определенный характер. Это означает, что размер штрафа устанавливается с указанием  минимального и максимального пределов.

Сумма административного  штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме в соответствии с  законодательством РФ. Административный штраф применяется как в судебном, так и во внесудебном порядке.

Возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного  правонарушения , возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения является принудительным изъятием; изъятое орудие совершения или предмета административного правонарушения в последующем уничтожению не подлежит, а направляется на реализацию; вырученная сумма за вычетом расходов на реализацию изъятого предмета передается лицу, у которого эти предметы изъяты; данная мера применяется в отношении предметов, находящихся в собственности, и является наказанием имущественного характера; назначение и применение указанной меры наказания осуществляется в судебном порядке; возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения может устанавливаться и применяться в качестве как основного, так и дополнительного наказания.

Данная мера административного  наказания может применяться  как к физическому, так и юридическому лицу.

Одним из условий привлечения  вышеуказанных лиц к ответственности  за совершение налоговых правонарушений является невыполнение или ненадлежащее выполнение, прежде всего возложенных на них обязанностей, НК РФ (ст. 23 НК РФ). За совершение налогового правонарушения к субъектам налоговых правонарушений (организациям, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам, налоговым агентам и сборщикам налогов), а также к банкам применяются налоговые санкции.

Tаким образом, по рассматриваемой  проблеме можно сделать следующие  выводы. Во-первых, субъектами налоговой  ответственности наряду с юридическими лицами являются также должностные лица предприятий, учреждений, организаций (руководитель и главный бухгалтер), которые могут быть одновременно привлечены к административной ответственности за налоговые правонарушения. Во-вторых, административные штрафы за нарушение налогового законодательства могут быть применены и по отношению к иностранным гражданам, руководителям представительств иностранных юридических лиц и полностью принадлежащих иностранным инвесторам предприятий, действующих на территории РФ.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

 

Новый Кодекс РФ об административных правонарушениях отличается от КоАП РСФСР, прежде всего тем, что в  нем кодифицирована административная ответственность как физических, так и юридических лиц, созданы  единые процессуальные правила применения мер административной ответственности. Ныне нормы КоАП РФ являются единым федеральным правовым источником, на котором базируется административная ответственность за нарушения федеральных правил, принятых в установленном порядке. Для этих целей потребовалось внести изменения более чем в тридцать законов РФ и федеральных законов, принятых в России начиная с девяностых годов в различных сферах общественных отношений и содержавших конкретные составы административных правонарушений с административными санкциями. Речь идет, в частности, о Таможенном кодексе РФ, Градостроительном кодексе РФ, Налоговом кодексе РФ, о Законах РФ "О защите прав потребителей", "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", "О стандартизации", "О федеральных органах налоговой полиции", "О валютном регулировании и валютном контроле", о Федеральных законах "О рекламе", "Об экспортном контроле", "О ветеринарии", "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", "О качестве и безопасности пищевых продуктов" и ряде других законодательных актов Российской Федерации.

Информация о работе Административная ответственность