Административная ответственность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2013 в 10:56, курсовая работа

Описание работы

Цель данной выпускной квалификационной работы - изучение теоретических основ административного права, определяющих понятие, признаки и принципы административной ответственности.
В связи с указанной целью были сформулированы следующие задачи:
Определить понятие административной ответственности;
Выявить основные черты административной ответственности;
Проанализировать соотношение административной ответственности с другими видами юридической ответственности;
Изучить принципы административной ответственности;
Рассмотреть особенности института административной ответственности.

Содержание работы

Ведение 3
1 Понятие административной ответственности 6
2 Виды административной ответственности 10
3 Принципы административной ответственности 22
Заключение 28
Библиографический список 31

Файлы: 1 файл

оригинал курсовой А.П.docx

— 50.07 Кб (Скачать файл)

Содержание

Ведение            3

1 Понятие административной ответственности      6

2 Виды административной ответственности              10

3 Принципы административной ответственности              22

Заключение          28

Библиографический список        31

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ведение

Актуальность темы обусловлена  тем, что административно-правовая ответственность является наиболее распространенной формой публично-правовой юридической ответственности. Это  связано с тем, что данная форма ответственности носит универсальный характер: она установлена за широкий круг правонарушений, которые могут выражаться в несоблюдении правовых норм, относящихся к различным отраслям права, что придает административной ответственности межотраслевой характер.

Административная ответственность  является сложной и многогранной категорией административного права, которая требует углубленного изучения и исследования по ряду причин.

Во-первых, административная ответственность является разновидностью государственного принуждения, регулируемого административно-правовыми нормами. Уяснение юридической природы административной ответственности, умение соотносить меры административной ответственности с иными видами административно-правового принуждения является важнейшей задачей административного права, административно- правовой науки и юридической практики.

Во-вторых, правовые нормы, устанавливающие  меры административной ответственности, составы административных правонарушений, порядок применения мер административной ответственности, составляют обособленную часть административного права, именуемую институтом административной ответственности. Познание института административной ответственности в равной мере необходимо при осуществлении государственного контроля (надзора) в различных сферах: сфере налогообложения, охраны окружающей среды, дорожной безопасности пожарной безопасности и т. д.

В-третьих, законодательство об административных правонарушениях  претерпело конструктивные изменения  в связи с принятием и вступлением  в силу Кодекса РФ об административных правонарушениях. Новый кодекс провел разделение федерального и регионального  законодательства об административных правонарушениях, признал в качестве субъектов института административной ответственности юридических лиц, закрепил ряд правовых принципов, презумпций и дефиниций, призванных обеспечить единообразие правоприменения по делам об административных правонарушениях, предоставил исключительные полномочия по назначению административных наказаний, ограничивающих конституционные права и свободы судьям.

В-четвертых, административная ответственность находит свое внешнее  выражение в ходе производства по делам об административных правонарушениях, которое осуществляется совместными усилиями органов и должностных лиц исполнительной власти, местного самоуправления, судьями. Данное производство имеет место наряду с уголовным, арбитражным и гражданским процессами, что объективно требует всестороннего изучения особенностей производства по делам об административных правонарушениях, позволяющий отграничить его от иных процессуальных действий органов и должностных лиц государственной власти и местного самоуправления с точки зрения законности и единообразия.

Цель данной выпускной  квалификационной работы - изучение теоретических основ административного права, определяющих понятие, признаки и принципы административной ответственности.

В связи с указанной  целью были сформулированы следующие  задачи:

Определить понятие административной ответственности;

Выявить основные черты административной ответственности;

Проанализировать соотношение  административной ответственности  с другими видами юридической  ответственности;

Изучить принципы административной ответственности;

Рассмотреть особенности  института административной ответственности.

Объектом исследования данной выпускной квалификационной работы являются общественные отношения в  сфере административной ответственности, предметом исследования - правовые нормы, регулирующие указанные отношения.

В теории административного  права административной ответственности  уделялось достаточное внимание со стороны известных ученых - правоведов. Благодаря научным работам таких  ученых, как А.П.Алехин, Ю.М.Козлов, А.А.Кармолицкий, Д. Н. Бахрах, Э.Л.Манохин, в административно- правовой науке сформировалось достаточно полное представление об институте  административной ответственности.

Наиболее полное изучение проблем административной ответственности и наказания было проверено Б. В. Россинским, П. И. Кононовым, В. А. Юсуповым, А. В. Симухиным и др.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Понятие административной ответственности

Административная ответственность - это вид юридической ответственности, наступающей вследствие совершения лицом административного правонарушения, т.е. нарушения законодательства об административных правонарушениях, посредством которого осуществляется защита личности, охрана прав и свобод граждан, охрана их здоровья, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защита общественной нравственности, охрана окружающей среды, установленного порядка осуществления государственной власти, общественного порядка и общественной безопасности, собственности, защита законных экономических интересов физических и юридических лиц, общества и государства от административных правонарушений. 
   Административная ответственность представляет реакцию государства на совершение предусмотренных законодательством административных правонарушений в различных сферах (поведение в общественных местах, торговля, финансы, природопользование и др.) и выражается в применении соответствующими органами государственной власти и должностными лицами установленных законодательством административных наказаний за совершение административных правонарушений.  

Административной ответственности  присущи общие признаки юридической ответственности (наступление при наличии правонарушения, регулирование нормами права, государственно-правовое принуждение, наступление неблагоприятных последствий для виновного). Специфическим признаком административной ответственности является то, что она применяется, как правило, органами исполнительной власти в процессе исполнения функциональной деятельности (например, сотрудники инспекций, надзоров), реализуя свои властно-распорядительные функции. При этом эти органы не связаны с виновным служебными отношениями.  

 

 

Административная ответственность  влечет за собой наступление не

благоприятных последствий для  правонарушителей, предусмотренных  санкцией правовой нормы. По содержанию меры административной ответственности выражаются в предусмотренных КоАП лишении или ограничении прав и свобод нарушителей, поскольку иным образом оказать принудительное воздействие на этих лиц невозможно. Неблагоприятные последствия для правонарушителя могут наступать в виде лишений или ограничений морального (предупреждение), материального (штраф, конфискация, возмездное изъятие) или физического характера (административный арест). 
Административную ответственность отличает порядок ее установления. В соответствии с п. "к" ч. 1 ст. 72 Конституции РФ административное и административно-процессуальное законодательство, а следовательно, и установление административной ответственности относятся к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов. С учетом положений ст. 1.1 КоАП это означает, что административная ответственность характеризуется множественностью органов государственной власти, полномочных ее устанавливать. К ним в настоящее время относятся законодательные органы Российской Федерации и ее субъектов.  

 КоАП предусматривает установление  административной ответственности только этим Кодексом и принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях. При этом к ведению Российской Федерации отнесено установление: общих положений и принципов законодательства об административных правонарушениях; перечня видов административных наказаний и правил их применения. 
   Меры административной ответственности применяются широким кругом уполномоченных органов и должностных лиц. Все они, реализуя свои полномочия, назначают правонарушителям административные наказания. К ним относятся судьи (мировые судьи), комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, многочисленные органы исполнительной власти. Законами субъектов Российской Федерации к ним могут быть отнесены административные комиссии и иные коллегиальные органы.

В КоАП теперь расширен круг дел, рассматриваемых  судьями. Расширена и их исключительная компетенция за счет отнесения к их ведению назначения, помимо административного ареста, ряда других административных наказаний: лишения специальных прав, конфискации, возмездного изъятия ряда предметов, дисквалификации, административного выдворения иностранных граждан и лиц без гражданства за пределы Российской Федерации, административное приостановление деятельности.

 Во всех случаях ответственность  за административные правонарушения наступает перед государством, которое устанавливает полномочия органов (должностных лиц) по рассмотрению дел об этих правонарушениях и назначению наказаний. Этим обстоятельством административная ответственность сходна с уголовной и отличается от дисциплинарной, а также гражданско-правовой. Ответственность последних двух видов наступает, главным образом, перед субъектом договорных и внедоговорных гражданско-правовых или трудовых отношений.

Основными отличиями административной ответственности от других видов  юридической ответственности являются следующие. 
        Так, в отличие от уголовной ответственности административная ответственность не влечет судимости, отличается меньшей тяжестью наказания и более коротким сроком давности.

Отличие административной ответственности  от гражданско-правовой ответственности  состоит в том, что последняя  связана с причинением материального ущерба. Административная ответственность может наступить и без причинения нарушителем материального ущерба.

От дисциплинарной ответственности  административная ответственность отличается тем, что она не связана с подчиненностью, служебными отношениями правонарушителя и органа государственной власти (должностного лица), привлекающего его к ответственности.

КоАП устанавливает следующие  положения в области административной ответственности, относящиеся к ведению Российской Федерации: 
   - общие положения и принципы законодательства об административных правонарушениях; 
   - перечень видов административных наказаний и правила их применения; 
   - административную ответственность по вопросам, имеющим федеральное значение, в том числе административную ответственность за нарушение правил и норм, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

- порядок производства по делам  об административных правонарушениях, в том числе установление мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях;

- порядок исполнения постановлений  о назначении административных  наказаний. 
   Кроме того, КоАП определяет подсудность дел об административных правонарушениях судам; подведомственность дел об административных правонарушениях комиссиям по делам несовершеннолетних и защите их прав; подведомственность дел об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральным органам исполнительной власти.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Виды административной ответственности

КоАП устанавливает следующие  виды административных наказаний: 
 1)предупреждение; 
 2)административный штраф; 
 3) возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения; 
 4) конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения; 
 5) лишение специального права, предоставленного физическому лицу; 
 6) административный арест; 
 7) административное выдворение за пределы РФ иностранного гражданина или  лица без гражданства; 
 8) дисквалификация. 
        В отношении юридического лица могут применяться только первые четыре вида административных наказаний. 
 Административные наказания, перечисленные в п. п. 3 - 8 названной выше статьи, устанавливаются только Кодексом об административных правонарушениях, т.е. федеральным законом. 
 Предупреждение и административный штраф могут вводиться и применяться на основании законов субъектов РФ об административной ответственности. 

Данная система административных наказаний характеризуется рядом  особенностей. 
 Во-первых, эта система является единственным законодательно установленным перечнем административных наказаний, что позволяет обеспечить единообразное понимание и применение данных средств правоохраны. 
 Во-вторых, иные виды административных наказаний, кроме указанных выше, могут быть установлены только законодательными актами РФ и лишь

в соответствии с общими положениями  и принципами законодательства об административных правонарушениях. 
 В-третьих, она дифференцирует административные наказания на основные и дополнительные (возмездное изъятие, конфискация, административное выдворение), причем последние могут устанавливаться и применяться в качестве как основного, так и дополнительного наказания; другие административные наказания могут устанавливаться и применяться только в качестве основных. За конкретное административное правонарушение может быть назначено основное либо основное и одно из дополнительных наказаний, указанных в санкции применяемой статьи КоАП. Одновременное применение двух основных либо двух дополнительных наказаний не допускается. 
 В-четвертых, эта система включает наказания морального характера (предупреждение), денежные и имущественные наказания (штраф, конфискация) и наказания, обращенные на личность нарушителя (административный арест, лишение специальных прав, выдворение).

Информация о работе Административная ответственность