Административная ответственность за нарушение ПДД

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2013 в 18:44, курсовая работа

Описание работы

Объектом настоящего исследования избраны общественные отношения, возникшие в связи с совершением правонарушений в области дорожного движения. В границах определенного объекта предметом исследования является закон в части, касающейся регламентации ответственности за совершение такого вида правонарушений.
Указанными задачами и логикой исследования определяется структура работы. Она состоит из введения, трех глав, которые включают в себя четыре параграфа, заключения, списка используемых источников и приложений.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………....3

1. Безопасность дорожного движения: понятие и характеристика………..5
1.1. Понятие и основные принципы обеспечения безопасности дорожного движения ………………………………………………………………………..…...5
1.2. Общественная опасность нарушений правил дорожного движения: история и современность (КоАП РСФСР и КоАП РФ)……..…….….……8

2. Административные правонарушения в области дорожного движения…………………………………………………………………………....14
2.1. Общая характеристика административной ответственность в сфере дорожного движения……………………………………………………………….14
2.2. Ответственность за управлении транспортным средством водителем в состоянии алкогольного опьянения …………………………………………..… 18

3. Механизм производства по делу об административном правонарушении в области дорожного движения …………………..………..….24

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………….…………..28
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………

Файлы: 1 файл

_administrativnayaotvetstvennost.docx

— 59.47 Кб (Скачать файл)

Передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии  опьянения, влечет наложение административного  штрафа в размере от 10 до 20 МРОТ или  лишение права управления транспортными  средствами на срок 1 год. Законодатель отменил ответственность за повторное  управление транспортным средством  водителем в состоянии опьянения, что, по мнению многих специалистов, сотрудников  ГИБДД, усложнило борьбу с такими проявлениями. Вместе с тем законодатель передал полномочия лишения водителей права управления транспортным средством судам, а уплата административного штрафа теперь возможна только через банк или иную кредитную организацию.

Управление транспортным средством водителем, находящимся  в состоянии опьянения, представляет повышенную общественную опасность.

С объективной  стороны административное правонарушение выражается в управлении транспортным средством в состоянии опьянения, а также передаче управления лицу, находящемуся в состоянии опьянения. Правонарушение считается законченным, когда водитель привел в движение транспорт.

Для квалификации деяния не имеет значения степень опьянения, ответственность за управление в нетрезвом состоянии наступает независимо от места, где было допущено нарушение. Для квалификации правонарушения не имеет значения и продолжительность управления в состоянии опьянения.

Основным квалифицирующим  признаком комментируемого правонарушения является то, что водитель находится  в состоянии опьянения. При этом факт опьянения должен устанавливаться  медицинским освидетельствованием в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 26.12.2002 № 930 «Об утверждении Правил медицинского освидетельствования на состояние опьянения лица, которое управляет транспортным средством, и оформления его результатов»,16 а также Приказом Министерства здравоохранения от 14.07.2003 № 308 «О медицинском освидетельствовании на состояние опьянения».

Порядок освидетельствования  определяется названными документами, в которых четко определено, что  оно проводится на основании протокола  о направлении на медицинское  освидетельствование. Протокол подписывается  должностным лицом, которому предоставлено  право государственного надзора  и контроля за безопасностью движения и эксплуатации транспортного средства, и водителем транспортного средства, в отношении которого применяется данная мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении. Необходимо помнить, что направление в медицинское учреждение на основании применения индикаторной трубки «Контроль трезвости» или иных технических средств следует производить лишь при наличии достаточных оснований полагать, что лицо, управляющее транспортным средством, находится в состоянии опьянения. Такими основаниями являются: наличие признаков опьянения, заявления граждан об употреблении водителем спиртных напитков или наркотических веществ; признание самого лица в их употреблении.

Следует подчеркнуть, что, если обследуемое лицо не согласно с результатами пробы, проведенной с использованием технических средств, или отказывается ее применять, оно должно быть в обязательном порядке направлено на освидетельствование в медицинское учреждение.

Вместе с тем при  определенных обстоятельствах действия водителя, связанные с управлением  транспортным средством в состоянии  опьянения, нельзя квалифицировать  по ст. 12.8 Кодекса. Так, не подлежат квалификации по данной статье действия водителя в  состоянии опьянения, хотя и связанные  с управлением транспортным средством, но при выполнении им нетранспортных работ, поскольку они представляют собой нарушение техники безопасности, правил производства конкретных работ  или иных правил охраны труда. В этом случае нарушения следует квалифицировать  по статьям КоАП, устанавливающим ответственность за нарушения этих правил.

Не образуют состава правонарушения действия лица в состоянии опьянения, находящегося внутри транспортного  средства, но не управляющего им, а также  выполняющего какую-либо работу непосредственно  возле транспортного средства (заправка горючего, ремонт и т.д.).

Для квалификации состава  по ч. 2 необходимо установить факт передачи управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения. Передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения, означает, что такая передача осуществляется добровольно и водителю заведомо известно, что человек, которому он передает управление, находится в состоянии опьянения. Правонарушение считается законченным, когда лицо, которому передали управление, начало движение транспортного средства, т.е. начало управлять им. Соответственно такие действия, как устное разрешение управлять транспортным средством, передача ключа зажигания, освобождение места водителя лицу, находящемуся в состоянии опьянения, и т.п., нельзя квалифицировать как правонарушение.

Не образуют состава данного  правонарушения действия водителя, если им было передано управление лицу, находящемуся в состоянии опьянения, под воздействием насилия или угрозы его применения, когда водитель вынужден передать управление транспортным средством, а также  при самовольном завладении транспортным средством и управлении лицом, находящимся  в состоянии опьянения.

В случае допуска к управлению транспортным средством водителя, находящегося в состоянии опьянения, наказанию  подлежит должностное лицо, ответственное  за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств по ст. 12.32 КоАП.

Протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных  статьей, уполномочены составлять начальник  ГИБДД, его заместители, командир полка (батальона, роты) дорожно-патрульной службы, его заместители. Дела об административных правонарушениях уполномочены рассматривать  должностные лица ГИБДД, а также  судья в случае передачи ему дела на рассмотрение.

Особенно острая полемика развернулась в печати после того, как Минздрав утвердил своим Приказом Инструкцию по проведению медицинского освидетельствования на состояние  опьянения лица, которое управляет  транспортным средством. В ней четко  указано, что признаки опьянения  составляют: запах алкоголя изо рта, неустойчивая поза, нарушение речи, выраженное дрожание пальцев рук, резкое изменение окраски кожных покровов лица, поведение, не соответствующее обстановке. Других признаков не указано. Вместе с тем оговаривается, что в случае тяжелого состояния нарушителя врачу разрешается с помощью анализа крови определять состояние опьянения. Алкогольное опьянение фиксируется, если алкоголя в крови нарушителя 0,5 и более промилле. Таким образом, Инструкция допускает, что если этот показатель в крови меньше, то незначительное содержание алкоголя (от 0,1 до 0,49 промилле) вполне допустимо. Что повлечет эта новелла, покажет время. 17 Но, по нашему мнению, достижение целей административной ответственности во многом будет зависеть от того, какие размеры штрафов и сроки лишения права управления транспортными средствами предусмотрены в законе за совершение правонарушений, дифференцированы ли эти меры в зависимости от опасности нарушения, обеспечивает ли порядок наложения наказаний неотвратимость наступления ответственности. Значение все-таки имеет не жесткость наказания, а его справедливость и неотвратимость. Попытки установления жестких мер вплоть до уголовной ответственности за управление транспортным средством в состоянии опьянения, предпринимавшиеся в советском законодательстве, результатов не дали.18

Анализируя опыт зарубежных стран по установлению и применению санкций за правонарушения, связанные  с состоянием опьянения водителей,19 можно прийти к выводу, что управление транспортным средством в состоянии опьянения признается законодателем одним из наиболее общественно опасных нарушений Правил дорожного движения. Соответственно наказания, налагаемые на виновных в его совершении, характеризуются высокой степенью жесткости. Основные виды наказаний за управление транспортным средством в состоянии опьянения - штраф, временное лишение права на управление транспортными средствами, тюремное заключение.

Практика показала необходимость  внесения изменений в конструкцию  составов административных правонарушений, связанных с состоянием опьянения  участников дорожного движения, что  связано с необходимостью индивидуализации ответственности и повышения  эффективности института административной ответственности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Механизм производства по делу  об административном правонарушении  в области дорожного движения

 

В целях усиления борьбы с правонарушениями, которые имеют  место в нашем обществе, предупреждения и пресечения преступлений, Государственной  Думой РФ  принят Федеральный  закон от 30.12.2001 N 196-ФЗ «О введении в  действие Кодекса РФ об административных правонарушениях».

Согласно методическим рекомендациям  по организации деятельности подразделений  Госавтоинспекции при производстве по делам об административных правонарушениях  в области дорожного движения, которые ставят своей задачей  формирование единого в РФ подхода  к организации деятельности должностных  лиц подразделений Госавтоинспекции при выявлении нарушений ПДД  РФ и иных норм, действующих в  области обеспечения безопасности дорожного движения, производство по делу об административном правонарушении, в том числе применение мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении Правил, осуществляется на основании Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Должностным лицам подразделений  Госавтоинспекции рекомендуется оказывать  содействие в осуществлении прав и законных интересов лиц, участвующих  в производстве по делу об административном правонарушении. Соблюдение требований законодательства при производстве по делам об административных правонарушениях в связи с нарушением Правил обеспечивается систематическим контролем со стороны вышестоящих органов и должностных лиц, прокурорским надзором, правом обжалования, другими установленными законодательством способами.

Рассмотрим основные этапы  производства по делам об административных правонарушениях в области дорожного  движения.

1) В соответствии со ст. 28.2 КоАП РФ при совершении административного правонарушения составляется протокол об административном правонарушении, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4 и частью 1 статьи 28.6 КоАП РФ.

При составлении протокола  об административном правонарушении физическому  лицу или законному представителю  юридического лица, в отношении которых  возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные  КоАП РФ, о чем делается запись в протоколе.

При составления протоколов об административных правонарушениях  при совершении отдельных нарушений  ПДД можно говорить о следующих  особенностях.

Так, при оформлении материалов по факту нарушения, связанного с управлением транспортным средством, имеющим неисправности, при наличии которых в соответствии с Правилами запрещается их эксплуатация, составляется акт технического осмотра транспортного средства,20 который рекомендуется приобщить к протоколу об административном правонарушении.

Кроме этого, при невыполнении водителем законного требования сотрудника милиции о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения, а также об остановке транспортного средства в протоколе об административном правонарушении рекомендуется указывать фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей.

2) При оформлении материалов  по факту нарушения Правил, повлекшего  причинение вреда здоровью потерпевшего, рекомендуется составлять протокол  осмотра места дорожно-транспортного  происшествия, схему места дорожно-транспортного  происшествия, протокол осмотра  транспортного средства, справку  по дорожно-транспортному происшествию. Также, законодательством предписано рекомендовать водителям-участникам ДТП описывать в объяснениях обстоятельства происшедшего согласно примерному перечню обстоятельств, которые целесообразно отражать в объяснениях водителей - участников дорожно-транспортного происшествия.

По факту ДТП на месте  его совершения должностным лицом  в соответствии со ст. 28.5 КоАП РФ составляется протокол об административном правонарушении либо принимается решение о проведении административного расследования.

По окончании административного  расследования по факту совершенного нарушения Правил в соответствии со ст. 28.7 КоАп РФ составляется протокол об административном правонарушении либо выносится постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст. 24.5 КоАП РФ.

3) В соответствии со ст. 23.3 КоАП РФ дела о нарушении ПДД в пределах своей компетенции рассматриваются должностными лицами Государственной инспекции.

4) Постановление  по делу об административном  правонарушении может быть обжаловано  лицом, в отношении которого  оно вынесено, потерпевшим, законными  представителями физического или  юридического лица, защитником или  представителем лица, а также  опротестовано прокурором. Постановление  по делу об административном  правонарушении, вынесенное должностным  лицом Государственной инспекции,  может быть обжаловано в вышестоящий  орган, вышестоящему должностному  лицу либо в районный суд  по месту рассмотрения дела. Жалоба  на постановление по делу об  административном правонарушении  может быть подана в течение  десяти суток со дня вручения  или получения копии постановления.

Информация о работе Административная ответственность за нарушение ПДД