Административная ответственность за нарушение ПДД

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2013 в 18:44, курсовая работа

Описание работы

Объектом настоящего исследования избраны общественные отношения, возникшие в связи с совершением правонарушений в области дорожного движения. В границах определенного объекта предметом исследования является закон в части, касающейся регламентации ответственности за совершение такого вида правонарушений.
Указанными задачами и логикой исследования определяется структура работы. Она состоит из введения, трех глав, которые включают в себя четыре параграфа, заключения, списка используемых источников и приложений.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………....3

1. Безопасность дорожного движения: понятие и характеристика………..5
1.1. Понятие и основные принципы обеспечения безопасности дорожного движения ………………………………………………………………………..…...5
1.2. Общественная опасность нарушений правил дорожного движения: история и современность (КоАП РСФСР и КоАП РФ)……..…….….……8

2. Административные правонарушения в области дорожного движения…………………………………………………………………………....14
2.1. Общая характеристика административной ответственность в сфере дорожного движения……………………………………………………………….14
2.2. Ответственность за управлении транспортным средством водителем в состоянии алкогольного опьянения …………………………………………..… 18

3. Механизм производства по делу об административном правонарушении в области дорожного движения …………………..………..….24

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………….…………..28
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………

Файлы: 1 файл

_administrativnayaotvetstvennost.docx

— 59.47 Кб (Скачать файл)

Поскольку в общей части Кодекса РСФСР  вопрос разграничения нарушений  правил дорожного движения на создающие угрозу совершение дорожно-транспортного преступления и не создающее таковой не разрешался, а практика настоятельно требовала на него ответа, выдвигались «самостоятельные» предложения. Например, со стороны уголовного розыска выдвигалось предложение разграничить нарушения на «криминогенные» и «некриминогенные». В Госавтоинспекции довольно широкое распространение получило разделение нарушений на «грубые» и «негрубые».

Далее мы переходим к вопросу о том, как складывается положение дел  после принятия Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Проект  Кодекса РФ об административных правонарушениях  подготавливался комиссиями, образованными  двумя составами Государственной Думы. Вся многолетняя подготовка проекта проходила по устоявшемуся пути отрицания возможности административных правонарушений представлять общественную опасность. Дело было в том, что в работе комиссии принимали участие специалисты в области административного права, которые придерживались именно таких взглядов. «Мне довелось участвовать в заседаниях комиссии и высказать свою точку зрения на общественную опасность административных правонарушений, показав это на примере нарушений правил дорожного движения, - пишет В.В.Лукьянов, - но специалисты мне разъяснили, что для работы комиссии это уже пройденный этап к которому они возвращаться не будут».8 И только перед самым принятием Кодекса РФ об административных правонарушениях в число задач, поставленных перед этим законодательным актом, была включена охрана общественной безопасности, к которой относится и общественная безопасность в процессе дорожного движения или, как принято говорить, безопасность дорожного движения.

Казалось  бы вопрос ясен. Задача комментаторов заключалась в том, чтобы определить, что представляет собой общественно опасное административное правонарушение, раскрыть сущность его посягательства на общественную безопасность. Но этого не случилось. Те же специалисты, которые определяли содержание основных положений проекта Кодекса, а ранее комментировали Кодекс РСФСР об административных правонарушениях, были допущены и к комментированию нового Кодекса. Они оставались верны себе, связывая опасность только с реальным причинением вреда. По этому поводу в Комментарии сказано: «Законодатель в качестве основного признака уголовно преступления ввел критерий его общественной опасности (ст. 14 УК РФ).9 В связи с этим представляется, что сам критерий «общественная опасность» может быть отнесен только к преступным деяниям».10

Десятки миллионов нарушений правил дорожного  движения ежегодно привлекаются к административной ответственности ради охраны безопасности дорожного движения. Если следовать  рекомендациям комментариев, то этого  не следует делать, поскольку нарушения  правил дорожного движения, относящиеся  к административным, не представляют общественной опасности. Складывается впечатление, что у комментатора весьма смутное представление о сущности общественной опасности административных правонарушений, о чем свидетельствует следующее разъяснение: «В связи с необходимостью охраны общественного порядка и общественной безопасности в соответствующих главах Особенной части предусматривается ответственность за мелкое хулиганство, появление в общественных местах в состоянии опьянения, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность, за нарушение правил ношения и хранения оружия».11 В действительности задачу охраны общественной безопасности выполняют еще многие другие статьи Кодекса, в том числе и относящиеся к нарушениям правил дорожного движения.

Существует  еще одна проблема квалификации дорожно-транспортных правонарушений, та же самая, что и  в уголовном законодательстве –  разграничение умысла и неосторожности в событиях, связанных с причинением вреда здоровью, в данном случае – легкого вреда здоровью потерпевшего. В научной литературе существует точка зрения, согласно которой с субъективной стороны рассматриваемое правоотношение характеризуется умышленной виной по отношению к нарушению правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств, в отношении последствий – неосторожной формой вины. Остается открытым вопрос о форме вины в совершении правонарушения в целом. А это основной критерий для избрания санкции, поскольку тяжесть последствий рассматриваемых правонарушений одинакова.

В комментариях ко всем статьям о нарушении правил дорожного движения объектом посягательства названы общественные отношения  в сфере обеспечения безопасности дорожного  движения. В этой связи следует сказать, что в юридической литературе принято рассматривать саму общественную безопасность как определенные общественные отношения. При этом получается тавтология: объект посягательства – это общественные отношения в сфере обеспечения общественных отношений.

Подводя итог, можно сделать вывод о  том, что до сих пор, как и полвека  тому назад, юридическая наука не получила достоверного представления  о подлинном составе дорожно-транспортного  правонарушения, не дала ответа на вопросы  о том, каким образом нарушение  правил дорожного движения приводит к причинению вреда, как разграничить форму вины в совершении дорожно-транспортных преступлений, что  следует понимать под безопасностью дорожного  движения, в чем заключается посягательство на этот объект, каков его результата, что представляет собой общественно опасное нарушение правил дорожного движения, в чем заключается его общественная опасность и целый ряд других, без ответа а которые невозможно обеспечить надлежащую квалификацию дорожно-транспортных правонарушений и, следовательно, справедливость принимаемых мер уголовного и административного воздействия. Практические работники правоохранительных органов квалифицируют дорожно-транспортные правонарушения, руководствуясь собственными суждениями и накопленным опытом, не располагая доброкачественными разъяснениями по применения законодательства. Сложившееся положение создает определенную базу и для злоупотреблений при осуществлении административной практики. Кроме этого, более чем полувековые усилия, направленные на выявление подлинного состава дорожно-транспортных правонарушений, связанных с эксплуатацией технических устройств различного назначения, не принесли желаемого результата по причине, что оказалась не до конца раскрытой сущность механизма реально происходящих событий.

 

 

2. Административные правонарушения  в области дорожного движения

2.1.  Общая характеристика административной ответственность в сфере дорожного движения

 

Господствовавшим  в науке административного права  взглядам, отвергающим возможность  административных правонарушений представлять общественную опасность, положен конец. Как уже отмечалось, в Кодексе  РФ об административных правонарушениях в ряд задач, стоящих перед этим актом, оставлена и охрана общественной безопасности. Это положения Кодекса безусловно относится и к дорожному движению. 12

Административная ответственность за правонарушения в области дорожного движения ранее предусматривалась в главе 10 «Административные правонарушения на транспорте и в области дорожного хозяйства и связи» Кодекса РСФСР об административных правонарушениях. Теперь законодатель поместил составы этих правонарушений в трех самостоятельных главах в соответствии с их родовым объектом и выделил самостоятельную главу – административные правонарушения в области дорожного движения.13

Глава 12 Кодекса РФ об административных правонарушениях состоит из 37 статей, объединяющих значительно большее, нежели ранее, количество норм, регулирующих общественные отношения в сфере дорожного движения. Появились такие новые составы административных правонарушений, как установка на транспортном средстве заведомо подложных государственных регистрационных знаков (ч.3 ст.12.2.); нарушение правил маневрирования (ст.12.14); нарушение правил движения по магистрали (ст.12.11) и т.д.

Административные  правонарушения в области дорожного  движения являются разновидностью правонарушений на транспорте.

Под дорожным правонарушением следует понимать создающее угрозу здоровью и безопасности граждан, сохранности транспортных средств, дорог и дорожных сооружений, безопасности дорожного движения и установленному порядку управления им общественно вредное, противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие либо бездействие, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность. 14

Особенностью  правонарушений в области дорожного  движения является то, что вред общественным отношениям причиняется в основном при нарушении правил дорожного  движения и эксплуатации транспортных средств, то есть источниками повышенной опасности. Выделение указанных  правонарушений в отдельную главу  КоАП РФ обусловлено единством их родового объекта.

Общественные  отношения в области дорожного  движения регулируются федеральными законами «О безопасности дорожного движения», «О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения», законом РФ «О милиции» и т.д. Кроме этого, в области дорожного движения действуют законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» дорожное движение есть совокупность общественных отношений, возникающих в процессе перемещения  людей и грузов с помощью транспортных средств или без таковых в  пределах дорог. Следует подчеркнуть, что указанный закон и Правила  дорожного движения регулируют общественные отношения только в сфере дорожного  движения, не распространяясь на иные виды движения. Противоправные действия водителей транспортных средств при погрузке  выгрузке грузов, ремонте транспорта, производстве строительных работ также не могут квалифицироваться по статьям главы 12 КоАП РФ.

Согласно  Основным положения по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностям должностных лиц по обеспечению  безопасности дорожного движения  запрещается эксплуатация автомобилей, если их техническое состояние и  оборудование подпадают под действие Перечня неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств.

Дорожное  правонарушение совершается путем  как действия (управление транспортным средством в состоянии опьянения), так и бездействия (несоблюдение требований, предписанных дорожными  знаками).

Следует учесть, что законодатель связывает  наступление административной ответственности  не с самим фактом несоблюдения соответствующих  требований, предъявляемых к транспортным средствам, а с управлением ими в нарушение установленных правил.

Критерием разграничения дорожных правонарушений, влекущих административную ответственность, и соответствующих преступлений выступает характер последствий. Если результатом дорожно-транспортного  происшествия является причинение легкого  вреда здоровью потерпевшего, то налицо административное правонарушение, квалифицируемое  по ст. 12.24 и другим статьям КоАП РФ. Если же нарушение повлекло причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью человека, либо крупный ущерб, либо по неосторожности смерть человека, то наступает уголовная ответственность в соответствии с УК РФ.

Уголовным законодательством установлена  ответственность за неоконченные преступления, приготовление к совершению преступления или покушение на него. КоАП РФ подобного не предусматривает. Следовательно, неоконченное административное правонарушение не наказуемо, если закон прямо не устанавливает ответственность за него. В этой связи ч.3 ст. 12.2. КоАП РФ можно считать исключением.

Субъектом правонарушения в области дорожного  движения является физическое вменяемое  лицо, достигшее установленного возраста, граждане и должностные лица, а  также юридические лица.

Наиболее  распространенный специальный субъект  правонарушений, предусмотренный главой 12 КоАП РФ, - водитель.

Правила дорожного движения водителем признают лицо, управляющее каким-либо транспортным средством, погонщика, ведущего по дороге вьючных верховых животных или стадо. По смыслу ст. 12.7 КоАП РФ водителем следует считать лицо, непосредственно управляющее транспортным средством, вне зависимости от того, получено ли им право на управление транспортными средствами, лишено оно его или нет.

Возраст, по достижении которого наступает административная ответственность водителей за нарушение  правил дорожного движения, определен  ст. 2.2 КоАП РФ: административной ответственности подлежат лица, достигшие к моменту совершения административного правонарушения 16-летнего возраста. Вместе с тем, необходимо иметь в виду, что удостоверения на право управления могут получить лица, достигшие 18, 16 и 14 летнего возраста.

Военнослужащие  и призванные на военные сборы  граждане, сотрудники внутренних дел, органов уголовно-исполнительной системы, таможенных органов, как известно, несут  ответственность за административные правонарушения в соответствии с  нормативными правовыми актами, регламентирующих порядок прохождения службы в  указанных органах. Однако за нарушение правил дорожного движения эти лица несут административную ответственность на общих основаниях.

Помимо  водителя, специальным субъектом  административного правонарушения в области дорожного движения закон признает также пешехода, пассажира  транспортного средства, лицо, управляющее  мопедом, велосипедом, иного участника  дорожного движения (ст. 12.29, 12.30).

С субъективной стороны административные правонарушения в области дорожного движения характеризуются чаще всего умышленной, реже – неосторожной формами вины.

В следующем  параграфе настоящей главы мы охарактеризуем такой состав административного  правонарушения как  управление транспортным средством водителем в состоянии  алкогольного опьянения.

 

2.2. Ответственность за управление  транспортным средством водителем  в состоянии алкогольного опьянения

 

Управление транспортным средством в состоянии опьянения  является одним из опасных нарушений  ПДД, так как часто является причиной дорожно-транспортных происшествий. В СМИ, научной литературе в последнее время обсуждаются проблемы пьянства за рулем. Особенно дискуссия обострилась после принятия нового КоАП РФ.15 В частности, на практике возникает немало проблем в применении статьи 12.8 «Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения». Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, влечет наложение административного штрафа в размере от 10 до 20 МРОТ или лишение права управления транспортными средствами на срок 1 год.

Информация о работе Административная ответственность за нарушение ПДД