Административная ответственность против собственности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2015 в 18:58, курсовая работа

Описание работы

Собственность – это исторически определённая общественная форма присвоения материальных благ, прежде всего, средств производства. Желание присваивать и обладать, всегда было присуще человеку по своей природе. Поэтому вполне логично будет заявить, что с древнейших времен правонарушения против собственности составляли немалую часть всех преступных деяний, совершаемых людьми.
Действующие в Республике Беларусь различные юридически обязательные правила имеют своей целью обеспечение правопорядка и государственной дисциплины в определенных сферах деятельности, которые непосредственно затрагивают интересы всех или большинства граждан, а также организаций независимо от их организационной подчиненности и формы собственности.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРАВОНАРУШЕНИЙ ПРОТИВ СОБСТВЕННОСТИ 4
ГЛАВА 2
АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ ПРОТИВ СОБСТВЕННОСТИ 9
2.1 Юридическая характеристика составов правонарушений, образующих 10 главу Особенной части КоАП Республики Беларусь 9
2.2 Основания и порядок привлечения к административной ответственности за правонарушения, посягающие на собственность 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 32

Файлы: 1 файл

адмюпротив собственности.docx

— 56.97 Кб (Скачать файл)

ГЛАВА 2

АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ ПРОТИВ СОБСТВЕННОСТИ

 

2.1 Юридическая характеристика составов правонарушений, образующих 10 главу Особенной части КоАП Республики Беларусь

 

Статья 10.1. Нарушение права государственной собственности на недра

Самовольное пользование недрами либо совершение сделок, нарушающих право государственной собственности на недра, -

влекут наложение штрафа в размере от пяти до тридцати базовых величин, на индивидуального предпринимателя - до ста пятидесяти базовых величин, а на юридическое лицо - до пятисот базовых величин.

Недра - часть земной коры, расположенной ниже почвенного слоя, а при его отсутствии - ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающейся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения. Недра Республики Беларусь являются исключительной собственностью государства. Недра и право пользования ими не могут быть предметом купли, продажи, дарения, наследования, вклада, залога или отчуждаться в иной форме. Республика Беларусь осуществляет владение, пользование и распоряжение недрами в общегосударственных интересах, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов проживающих на этой территории людей, через уполномоченные на то государственные органы в пределах их компетенции.

В соответствии со статьей 28 Кодекса Республики Беларусь о недрах пользование недрами осуществляется по следующим видам:

геологическое изучение;

добыча полезных ископаемых;

использование подземных пространств в целях, предусмотренных статьей 27 Кодекса Республики Беларусь о недрах;

использование геотермальных ресурсов недр.

Недра предоставляются в пользование на срок:

для геологического изучения недр - до пяти лет;

для добычи полезных ископаемых, использования геотермальных ресурсов недр - до двадцати лет;

для строительства и (или) эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, - на срок, определенный проектной документацией;

при передаче участков недр в концессию - до девяноста девяти лет.

Период времени, необходимый для проведения рекультивации земель, а также для приведения нарушенных при пользовании недрами иных компонентов природной среды и природных объектов в состояние, пригодное для их дальнейшего использования, включается в срок пользования недрами.

Государственное управление и регулирование в области использования и охраны недр осуществляют Президент Республики Беларусь, Совет Министров Республики Беларусь, Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь, Министерство по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь, местные Советы депутатов, исполнительные и распорядительные органы в соответствии с их компетенцией[14, c.190].

В соответствии со статьей 30 Кодекса Республики Беларусь о недрах недропользователь не вправе передавать предоставленное ему право пользования недрами иным лицам.

Статья 10.2. Нарушение права государственной собственности на воды

Самовольные захват водных объектов или водопользование, а также самовольная переуступка права водопользования либо совершение других сделок, нарушающих право государственной собственности на воды, -

влекут наложение штрафа в размере от четырех до тридцати базовых величин, на индивидуального предпринимателя - до ста пятидесяти базовых величин, а на юридическое лицо - до пятисот базовых величин.

Водный объект - природный или искусственный водоем, водоток либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод в которых имеет характерные формы, а также признаки водного режима. Все воды (водные объекты), находящиеся на территории Республики Беларусь, составляют государственный водный фонд Республики Беларусь, к которому относятся: поверхностные воды (водные объекты) - реки, ручьи, родники, озера, пруды, водохранилища, каналы и т.п.; подземные воды. Все воды (водные объекты), находящиеся на территории Беларуси, составляют исключительную собственность Республики Беларусь.

В соответствии со статьями 20 - 30 Водного кодекса Республики Беларусь водные объекты предоставляются в пользование в целях удовлетворения питьевых, хозяйственно-бытовых, лечебных, курортных, оздоровительных и других нужд населения, а также сельскохозяйственных, промышленных, энергетических, транспортных, рыбохозяйственных и иных потребностей. Водные объекты могут предоставляться в пользование для одной или нескольких целей. Использование водных объектов для отведения сточных и других вод допускается лишь при соблюдении специальных требований и условий.

Водопользование имеет следующие виды:

общее и специальное;

обособленное и совместное;

первичное и вторичное.

Основаниями для возникновения права водопользования являются решения Президента Республики Беларусь о предоставлении водных объектов в безвозмездное пользование, разрешения на специальное водопользование, решения местных Советов депутатов, исполнительных и распорядительных органов о предоставлении водных объектов в обособленное пользование или договор аренды таких объектов.

Общее водопользование осуществляется юридическими лицами и гражданами Республики Беларусь, в том числе индивидуальными предпринимателями, без разрешений. При общем водопользовании обязательно соблюдение требований и условий общего водопользования на водных объектах, определяемых соответствующими местными исполнительными и распорядительными органами по согласованию с органами государственного санитарного надзора, территориальными органами республиканского органа государственного управления по природным ресурсам и охране окружающей среды и органами государственного управления в области внутреннего водного транспорта. В целях охраны жизни и здоровья граждан в необходимых случаях местные исполнительные и распорядительные органы устанавливают места, где запрещены купание, катание на лодках и других плавучих средствах, забор воды для питьевых и бытовых нужд, водопой скота, а также определяют иные условия общего водопользования на водных объектах, расположенных на территории соответствующего местного Совета депутатов. Местные исполнительные и распорядительные органы обязаны довести до сведения заинтересованных юридических лиц и граждан Республики Беларусь, в том числе индивидуальных предпринимателей, условия общего водопользования на отдельных водных объектах[17, c.302].

Специальное водопользование осуществляется на основании разрешений, выдаваемых республиканским органом государственного управления по природным ресурсам и охране окружающей среды или его территориальными органами. Выдача разрешений на специальное водопользование производится на основании ходатайства водопользователя, согласованного в установленном порядке с органами государственного санитарного надзора и иными специально уполномоченными на то органами государственного управления. Порядок выдачи разрешений на специальное водопользование определяется Советом Министров Республики Беларусь.

Статья 10.3. Нарушение права государственной собственности на леса

Самовольная переуступка права лесопользования или совершение других сделок, нарушающих право государственной собственности на леса, -

влекут наложение штрафа в размере от четырех до тридцати базовых величин, на индивидуального предпринимателя - до ста пятидесяти базовых величин, а на юридическое лицо - до пятисот базовых величин.

Лес - совокупность естественной и искусственно созданной древесно-кустарниковой растительности (насаждений), напочвенного покрова, животных и микроорганизмов, образующая лесной биоценоз и используемая в хозяйственных, рекреационных, оздоровительных, санитарно-гигиенических, научно-исследовательских и других целях. Лесной фонд образуют леса и покрытые ими земли, а также лесные земли, не покрытые лесом, и нелесные земли. В лесной фонд не входят:

единичные деревья, их группы, а также иная древесно-кустарниковая растительность (насаждения), в том числе полезащитные лесные полосы, расположенные на землях сельскохозяйственного назначения;

единичные деревья, их группы, а также иная древесно-кустарниковая растительность (насаждения) в пределах полос отвода железных и автомобильных дорог, иных транспортных и коммуникационных линий и каналов;

единичные деревья, их группы, а также иная древесно-кустарниковая растительность (насаждения) на землях оздоровительных учреждений, населенных пунктов (за исключением городских лесов), на земельных участках, предоставленных гражданам для ведения коллективного садоводства и дачного строительства, личного подсобного хозяйства, строительства и обслуживания жилых домов.

Границы лесного фонда определяются путем отграничения земель лесного фонда от земель иных категорий в порядке, определяемом нормативными правовыми актами Республики Беларусь. В состав земель лесного фонда входят лесные и нелесные земли. К лесным землям относятся земли, покрытые лесом, а также не покрытые лесом, но предназначенные для его восстановления (вырубки, гари, погибшие древостои, редины, пустыри, прогалины, площади, занятые питомниками, несомкнувшимися лесными культурами, и др.), предоставленные для нужд лесного хозяйства. К нелесным землям относятся земли, не покрытые лесом (земли, используемые для сельскохозяйственных целей, занятые просеками, дорогами, противопожарными разрывами, мелиоративной сетью, и другие земли), а также иные земли, расположенные в границах лесного фонда (земли, занятые болотами, водоемами, и другие неудобные для выращивания леса земли), предоставленные для нужд лесного хозяйства.

Леса в Республике Беларусь являются исключительной собственностью государства. Республика Беларусь осуществляет владение, пользование и распоряжение лесами через уполномоченные на то государственные органы в пределах их компетенции с учетом средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, рекреационных и иных функций лесов в интересах граждан Республики Беларусь и в общегосударственных интересах. Древесина и другая лесная продукция, добытая (заготовленная) лесопользователями при осуществлении лесных пользований в порядке, установленном лесным законодательством Республики Беларусь, являются их собственностью, если иное не установлено Конституцией Республики Беларусь[16, c.122].

Статья 10.4. Нарушение права государственной собственности на животный мир

Самовольные пользование или переуступка права пользования объектами животного мира либо совершение других сделок, нарушающих право государственной собственности на животный мир, -

влекут наложение штрафа в размере от четырех до тридцати базовых величин, на индивидуального предпринимателя - до ста пятидесяти базовых величин, а на юридическое лицо - до пятисот базовых величин.

Животный мир - охраняемый компонент природной среды, возобновляемый природный ресурс, представляющий собой совокупность всех диких животных, постоянно обитающих на территории Республики Беларусь или временно ее населяющих, в том числе диких животных в неволе. Объектами отношений в области охраны и использования животного мира являются:

дикие животные и их популяции;

среда обитания объектов животного мира (угодья);

изъятые дикие животные, их части и (или) дериваты;

полезные свойства и продукты жизнедеятельности объектов животного мира;

зоологические коллекции;

права пользования объектами животного мира.

Объекты животного мира, обитающие в состоянии естественной свободы на территории Республики Беларусь, находятся в собственности государства. Дикие животные, их части и (или) дериваты, изъятые в соответствии с законодательством об охране и использовании животного мира из среды обитания объектов животного мира юридическими лицами, гражданами, находятся в собственности этих юридических лиц, граждан, если иное не установлено законодательными актами. Дикие животные, содержащиеся и (или) разведенные в неволе юридическими лицами, гражданами в соответствии актами законодательства об охране и использовании животного мира, гражданским законодательством, находятся в собственности этих юридических лиц, граждан, если иное не установлено законодательными актами. Осуществление права собственности на объекты животного мира, их части и (или) дериваты не должно противоречить общественной пользе и безопасности, наносить вред окружающей среде, историко-культурным ценностям, ущемлять права и защищаемые законом интересы других лиц[15, c.58].

Статья 10.5. Мелкое хищение

1. Мелкое хищение имущества  путем кражи, мошенничества, злоупотребления  служебными полномочиями, присвоения  или растраты, а равно покушение  на такое хищение -

влекут наложение штрафа в размере от десяти до тридцати базовых величин или административный арест.

2. Те же деяния, совершенные  повторно в течение одного  года после наложения административного  взыскания за такие же нарушения, -

влекут наложение штрафа в размере от тридцати до пятидесяти базовых величин или административный арест.

Под хищением понимаются совершенные с корыстной целью противоправное безвозмездное изъятие и (или) обращение чужого имущества в пользу виновного или других лиц, причинившие ущерб собственнику или иному владельцу этого имущества. Хищение может рассматриваться в качестве административного проступка, если оно совершено путем кражи, мошенничества, злоупотребления служебными полномочиями, присвоения (растраты). Иные разновидности посягательств на чужое имущество квалифицируются как преступления, среди них открытое хищение чужого имущества (грабеж), а также разбой, т.е. нападение в целях хищения чужого имущества, совершенное с применением насилия, опасного для жизни или здоровья, либо с угрозой применения такого насилия. Таким образом, мелкое хищение чужого имущества как проступок отличается от уголовно наказуемых разновидностей хищения не только по признакам размера причиненного ущерба, но и на основе указанных различий объективной стороны деяния[18, c.172].

Кража определена как тайное хищение чужого имущества. Таким определением охватывается посягательство на любую форму собственности и, кроме того, подчеркивается, что имущество является для похитителя чужим. Как и для любой формы хищения, для кражи видовым объектом служат отношения собственности вообще, а непосредственным объектом - отношения конкретной формы собственности, определяемой принадлежностью похищаемого имущества, которое выступает как предмет кражи. Хищение должно квалифицироваться как кража и в тех случаях, когда собственник или владелец имущества либо другие лица хотя и наблюдают действия похитителя, но по каким-то причинам не обнаруживают своего присутствия, а также в тех случаях, когда они видят само событие завладения имуществом, но не осознают его преступного характера. Во всех этих случаях деяние квалифицируется как кража, поскольку виновный действовал в субъективной уверенности, что чужое имущество похищает тайно.

Мошенничество определяется в законе как хищение чужого имущества или приобретение права на чужое имущество путем обмана или злоупотребления доверием. Обман как способ мошеннического завладения имуществом является необходимой фактической предпосылкой, причиной неправомерного перехода имущества из владения или ведения собственника или иного управомоченного лица в незаконное владение виновного. Поэтому мошеннический обман касается только тех фактических обстоятельств, которые порождают у собственника или законного владельца имущества иллюзию о наличии законных оснований для передачи имущества виновному[12, c.151]. Активный обман состоит в преднамеренном введении в заблуждение собственника или иного владельца имущества посредством сообщения ложных сведений, представления подложных документов и иных действий, создающих у названного лица ошибочное представление об основаниях перехода имущества во владение виновного. Пассивный обман заключается в умолчании о юридически значимых фактических обстоятельствах, сообщить которые виновный был обязан, в результате чего лицо, передающее имущество, заблуждается относительно наличия законных оснований для передачи виновному имущества или права на него. При злоупотреблении доверием, как и при обмане, складывается ситуация, когда собственник или иной владелец имущества, будучи введенным в заблуждение, сам передает имущество мошеннику, полагая, что действует в собственных интересах. Этот акт внешне добровольной передачи имущества означает не просто фактический переход имущества в руки виновного, но и получение им определенных возможностей по использованию имущества или распоряжению им. Поэтому не является мошенничеством хищение чужого имущества, которое не было передано виновному, а было доверено ему, например, для временного присмотра. О заранее обдуманном умысле на завладение имуществом в совокупности с другими обстоятельствами могут свидетельствовать:

Информация о работе Административная ответственность против собственности