Административная ответственность против собственности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2015 в 18:58, курсовая работа

Описание работы

Собственность – это исторически определённая общественная форма присвоения материальных благ, прежде всего, средств производства. Желание присваивать и обладать, всегда было присуще человеку по своей природе. Поэтому вполне логично будет заявить, что с древнейших времен правонарушения против собственности составляли немалую часть всех преступных деяний, совершаемых людьми.
Действующие в Республике Беларусь различные юридически обязательные правила имеют своей целью обеспечение правопорядка и государственной дисциплины в определенных сферах деятельности, которые непосредственно затрагивают интересы всех или большинства граждан, а также организаций независимо от их организационной подчиненности и формы собственности.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРАВОНАРУШЕНИЙ ПРОТИВ СОБСТВЕННОСТИ 4
ГЛАВА 2
АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ ПРОТИВ СОБСТВЕННОСТИ 9
2.1 Юридическая характеристика составов правонарушений, образующих 10 главу Особенной части КоАП Республики Беларусь 9
2.2 Основания и порядок привлечения к административной ответственности за правонарушения, посягающие на собственность 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 32

Файлы: 1 файл

адмюпротив собственности.docx

— 56.97 Кб (Скачать файл)

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

2

ГЛАВА 1

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРАВОНАРУШЕНИЙ ПРОТИВ СОБСТВЕННОСТИ

4

ГЛАВА 2

АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ ПРОТИВ СОБСТВЕННОСТИ

9

2.1 Юридическая характеристика составов правонарушений, образующих 10 главу Особенной части КоАП Республики Беларусь

9

2.2 Основания и порядок привлечения к административной ответственности за правонарушения, посягающие на собственность

25

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

30

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

32


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ 

 

 

      Собственность  – это исторически определённая общественная форма присвоения материальных благ, прежде всего, средств производства. Желание присваивать и обладать, всегда было присуще человеку по своей природе. Поэтому вполне логично будет заявить, что с древнейших времен правонарушения против собственности составляли немалую часть всех преступных деяний, совершаемых людьми.    

 Действующие в Республике  Беларусь различные юридически  обязательные правила имеют своей  целью обеспечение правопорядка  и государственной дисциплины  в определенных сферах деятельности, которые непосредственно затрагивают  интересы всех или большинства  граждан, а также организаций  независимо от их организационной  подчиненности и формы собственности. К ним относятся правила поведения  в общественных местах, правила  дорожного движения и пользования  различными видами транспорта, правила  охраны труда и техники безопасности, санитарные, ветеринарные и противопожарные  правила, правила охоты, рыбной ловли, правила приобретения, учета, хранения  и использования охотничьего  огнестрельного оружия, взрывчатых  и радиоактивных веществ, правила  воинского учета, пограничного режима, налоговые, таможенные правила, правила, действующие в сфере охраны  здоровья населения, окружающей  среды, природопользования, охраны  памятников истории и культуры, правила торговли.

Соблюдение таких правил соответствует интересам граждан, общества и государства, а их нарушение противоречит им и нередко приводит к вредным и даже общественно опасным последствиям.

Отношения собственности являются центральными отношениями для граждан и в целом для субъектов права, которые и опосредуют большинство правоотношений между субъектами. Это и определяет актуальность рассмотрения общей характеристики правонарушений против собственности в административно–правовой сфере.    

 Цель работы: изучение  и анализ существующих административных  правонарушений против собственности, а также оснований и порядка  привлечения к административной  ответственности за данные правонарушения.     

 Для достижения поставленной  цели необходимо решить следующие  задачи:

  1. проанализировать понятие административного правонарушения против собственности;
  2. охарактеризовать отдельные составы административных правонарушений против собственности;
  3. изложить основания и порядок привлечения к административной ответственности за правонарушения против собственности.

Объект исследования – составы административных правонарушений против собственности.

Предмет исследования – характеристика административных правонарушений против собственности и процессуальный порядок рассмотрения дел о правонарушениях против собственности.     

 При написании нашей  работы в качестве источников  мы указали различные нормативные  правовые акты, статьи из журналов, учебные пособия.    

 При выполнении работы  использованы диалектический, формально-логический, системно-структурный методы. На  определённых этапах работы были  использованы формально-юридический  и метод сравнительного правоведения.  

 

 

 

 

ГЛАВА 1

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРАВОНАРУШЕНИЙ ПРОТИВ СОБСТВЕННОСТИ

 

В соответствии со ст. 44 Конституции государство гарантирует каждому право собственности и содействует ее приобретению. Собственник имеет право владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом как единолично, так и совместно с другими лицами. Неприкосновенность собственности, право ее наследования охраняются законом. Собственность, приобретенная законным способом, защищается государством. Государство поощряет и охраняет сбережения граждан, создает гарантии возврата вкладов.

Как зафиксировано в указанной статье, принудительное отчуждение имущества допускается лишь по мотивам общественной необходимости при соблюдении условий и порядка, определенных законом, со своевременным и полным компенсированием стоимости отчужденного имущества, а также согласно постановлению суда. Осуществление права собственности не должно противоречить общественной пользе и безопасности, наносить вреда окружающей среде, историко-культурным ценностям, ущемлять права и защищаемые законом интересы других лиц[11, c.12].

Основными актами, регулирующими отношения по поводу собственности, являются Конституция и Гражданский кодекс.

Собственность может быть государственной и частной. Субъектами права государственной собственности являются Республика Беларусь и административно-территориальные единицы. Субъектами права частной собственности являются физические и негосударственные юридические лица.

В собственности граждан и юридических лиц может находиться любое имущество, за исключением отдельных видов имущества, которое в соответствии с законом не может находиться в собственности граждан или юридических лиц.

Количество или стоимость имущества, находящегося в собственности граждан, не ограничиваются, за исключением случаев, когда такие ограничения установлены законом в интересах национальной безопасности, общественного порядка, защиты нравственности, здоровья населения, прав и свобод других лиц. Для юридических лиц такие ограничения могут быть установлены законодательными актами.

Собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие законодательству, общественной пользе и безопасности, не наносящие вреда окружающей среде, историко-культурным ценностям и не ущемляющие прав и защищаемых законом интересов других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, а также распоряжаться им иным образом[13, c.188].

Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами в той мере, в какой их оборот допускается законодательством, осуществляется их собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает права и защищаемые законом интересы других лиц.

Собственник может передать свое имущество в доверительное управление другому лицу (доверительному управляющему). Передача имущества в доверительное управление не влечет перехода права собственности к доверительному управляющему, который обязан осуществлять управление имуществом в интересах собственника или указанного им третьего лица.

В Конституции содержатся положения, определяющие право собственности на природные ресурсы.

При этом недра, воды, леса составляют исключительную собственность государства. В собственности государства находятся также земли сельскохозяйственного назначения. В Конституции не подчеркивается, что эти земли составляют исключительную собственность государства.

В соответствии с основным целевым назначением и независимо от форм собственности все земли в Республике Беларусь подразделяются на семь категорий: земли сельскохозяйственного назначения; земли населенных пунктов (городов, поселков городского типа и сельских населенных пунктов), садоводческих товариществ и дачного строительства); земли промышленности, транспорта, связи, энергетики, обороны и иного назначения; земли природоохранного, оздоровительного, реакреационного и историко-культурного назначения; земли лесного фонда; земли водного фонда; земли запаса[19, c.71].

Собственность на землю, как уже отмечалось, выступает в государственной и частной формах. К землям сельскохозяйственного назначения относят все земли, предоставленные для нужд сельского хозяйства предназначенные для этих целей.

В частной собственности граждан могут находиться земельные участки, приобретенные для ведения личного подсобного хозяйства: строительства и обслуживания жилого дома; ведения коллективного садоводства; дачного строительства.

Согласно статье 44 Конституции неприкосновенность собственности, право ее наследования охраняются законом. Одной из мер по охране и защите объектов собственности является установление юридической ответственности за посягательство на них, в том числе и установление административной ответственности за правонарушения против собственности.

В КоАП предусмотрена отдельная глава (10), в которой определены те деяния, которые являются нарушениями против собственности. Всего в данной главе 9 статей.

Их объединяет то, что общим родовым объектом правонарушений является совокупность общественных отношений, возникающих в связи с реализацией права собственности, и охраняемых в соответствии законом. Административная ответственность наступает независимо от того, в чьей собственности находится тот или иной объект – государства или частного лица. При этом обратим внимание, что при совершении мелкого хищения оно квалифицируется в качестве административного в зависимости от стоимости похищенного и того, чье имущество похищено (юридического или физического лица)[20, c.102].

В данной главе из девяти четыре статьи посвящены нарушениям права государственной собственности на природные ресурсы -- недра, воды, леса, животный мир. При этом, о таком важнейшем природном ресурсе, как земля, идет речь в главе 23. В частности, согласно ст.23.41 КоАП установлена ответственность за самовольное занятие земельного участка. Было бы более обоснованным, если бы все правонарушения против собственности на природные ресурсы находились в одной главе – 10-й.

В ст. ст.10.1—10.4 предусматривается ответственность за самовольные действия с природными ресурсами. Самовольным следует считать действие, совершаемое без необходимого разрешения, при отсутствии соответствующих полномочий.

За совершение указанных в главе 10 КоАП правонарушений, как правило, предусматривается штраф в соответствующих размерах. Лишь при совершении мелкого хищения альтернативой штрафу может быть арест, а при присвоении найденного имущества--штраф или предупреждение.

Согласно ст.3.30 ПИКоАП протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных в главе 10 КоАП, имеют право составлять уполномоченные на то должностные лица: органов внутренних дел (по ст. ст.10-10.9); сельских, поселковых, районных, городских и областных исполнительных комитетов, администраций районов в городах (по ст. ст.10.1-10.4, 10.8); органов, осуществляющих ведомственный контроль за охраной и использованием животного мира (по ст.10.4); органов Комитета государственного контроля (по ст. ст.10.1-10.4, 10.7, 10.9); органов Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды (по ст. ст. 10.1-10.4); органов, осуществляющих государственный контроль за состоянием, использованием, охраной, защитой государственного лесного фонда и воспроизведением лесов (по ст. ст.10.3, 10.4); Государственной инспекцией охраны животного и растительного мира при Президенте Республики Беларусь (по ст. ст. 10.4, 10.5 (за правонарушения, связанные с хищением рыбы, содержащейся в прудах рыбоводных организаций); организаций, ведущих охотничье и рыболовное хозяйство в охотничьих и рыболовных угодьях (по ст.10.4); органов, осуществляющих государственный надзор в области промышленной безопасности и безопасности перевозки опасных грузов (по ст. ст.10.1, 10.2); органов государственного пожарного надзора Министерства по чрезвычайным ситуациям (по частям 1 и 2 ст.10.8 (за правонарушения, совершенные путем поджога); органов пограничной службы (по ст.10.9); государственных природоохранных учреждений, осуществляющих управление заповедниками и национальными парками (по ст.10.4); военизированной охраны (по ст. ст.10.5, 10.9).

Дела об административных правонарушениях, предусмотренных главой 10, рассматриваются судами и иными органами в зависимости от совершенного деяния: (. ст.3.1, 3.2,3.4,3.7, 3.8,3.9 ПИКоАП).

В заключение обратим внимание на еще одно важное обстоятельство, которое характерно не только для главы 10 КоАП, но и других глав названного Кодекса. На основе текста статей, содержащихся в главе 10 КоАП, необходимо определять те нормативные правовые акты, которые выступают своего рода бланкетными элементами гипотез и диспозиций норм об ответственности за административные правонарушения против собственности.

Информация о работе Административная ответственность против собственности