Административная ответственность, как один из видов юридической ответственности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2013 в 14:53, курсовая работа

Описание работы

Целью настоящей курсовой работы является исследование становления права в Древней Греции. Опираясь на поставленную цель, задачи, данной работы следующие:
- изучение правовых норм Афинского общества;
- анализ развития Афинского права после реформ Салона;
- ознакомление с правом Афин в V веке до н.э.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ 5
1.1. Понятие, характерные черты административной отвественности 5
1.2. Субъекты административной отвественности. Понятие, виды 6
1.3. Семейное и наследственное право 7
1.4. Уголовное право 8
1.5. Судебный процесс 8
2. РАЗВИТИЕ ПРАВА ПОСЛЕ РЕФОРМЫ СОЛОНА 10
2.1. Рабовладельческое государство в Афинах 10
2.2. Реформы Солона 11
2.3. Тирания Писистрата 15
2.4. Реформы Клисфена 16
3. ПРАВО АФИН В 5 ВЕКЕ ДО Н.Э. 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 27

Файлы: 1 файл

курсовая ПО АДМ ПРАВУ В РАБОТЕ.docx

— 71.54 Кб (Скачать файл)

 

Министерство образования  Республики Беларусь

Частное учреждение образования  «БИП – Институт правоведения»

Гродненский филиал

 

 

 

Кафедра теории и истории  права

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

 

 

по дисциплине

Сравнительное административное право

 На тему

«Административная ответственность, как один из видов юридической ответственности»

 

 

 

 

Выполнила:

Студентка 3 курса, 1 группы

Заочное отделение

Специальность «Международное право»

  Ромашко Елена Романовна

 

 

Научный руководитель:

Старший преподаватель

Телюк Оксана Николаевна

 

 

 

 

 

Гродно 2012

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ 3

1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ 5

1.1. Понятие, характерные черты административной отвественности 5

1.2. Субъекты административной отвественности. Понятие, виды 6

1.3. Семейное и наследственное право 7

1.4. Уголовное право 8

1.5. Судебный процесс 8

2. РАЗВИТИЕ ПРАВА ПОСЛЕ РЕФОРМЫ  СОЛОНА 10

2.1. Рабовладельческое государство  в Афинах 10

2.2. Реформы Солона 11

2.3. Тирания Писистрата 15

2.4. Реформы Клисфена 16

3. ПРАВО АФИН В 5 ВЕКЕ ДО Н.Э. 18

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 27

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

История цивилизации с  присущей ей государственно-правовой организацией человеческой жизни начинается с Древнего Востока.

 В мировой истории Древняя Греция занимает выдающееся место. Здесь на сравнительно небольшой территории закладывается античный мир, возникает античная цивилизация, с такими яркими явлениями, как философия, изобразительные искусства, республика. Культура Греции получает продолжение в Древнем Риме, его республике и римском праве.

В Древней Греции родилась политическая система античной демократии, в античной философии, праве были созданы шедевры, которые вошли  в сокровищницу мировой культуры и являются частью современной жизни.

В Древней Элладе так и  не возникла юридическая наука, и  не произошло строгой фиксации правовых понятий, тем не менее, греческим  юристам эллинистической эпохи  удалось увеличить и усовершенствовать  состав юридических формул.

 Одной из важнейших  особенностей в образовании государства  в Древней Греции было то, что  этот процесс в силу постоянной  миграции племен шел волнообразно, прерывисто. Особенности процесса становления государственности в античном мире также во многом определялись природно-географическими факторами.

 Наиболее интересным и изученным является процесс образования государства в двух известных греческих полисах – древних Афинах и Спарте. Первая представляла собой образец рабовладельческой демократии, вторая – аристократии.

 Предгосударственный период истории родоплеменного строя Маркс и Энгельс называют военной демократией. Этот термин был введен американским историком Л. Морганом для характеристики древнегреческого общества в период его перехода от родовой общины к соседской. Военная демократия приходится на тот период истории, когда древняя родовая организация еще в полной силе, но уже появилось имущественное неравенство с наследованием имущества детьми, зародилась знать и царская власть, стало обычным превращение военнопленных в рабов. Строй военной демократии отличается большим разнообразием форм. В одних случаях он находится в зависимости от полисного устройства, в других случаях военная демократия возникает в условиях кочевого или полукочевого образа жизни. По всем своим признакам период военной демократии является последним периодом первобытнообщинного строя.

Целью настоящей курсовой работы является исследование становления права в Древней Греции. Опираясь на поставленную цель, задачи, данной работы следующие:

- изучение правовых норм Афинского общества;

- анализ развития Афинского права после реформ Салона;

- ознакомление с правом Афин в V веке до н.э.

При написании данной курсовой работы использовались следующие общетеоретические  методы: исторический, анализ литературы по данной теме, метод сравнения и системно-структурный.

Курсовая работа состоит  из введения, трёх глав (первая глава  содержит пять подглав, вторая – четыре), заключения, библиографического списка.

 

 

 

 

1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ

 

1.1. Понятие, характерные черты административной ответственности

 

Любое общество устанавливает  для граждан определенные запреты, нарушение которых предполагает ответственность. Одним из видов  юридической ответственности является административная ответственность, которая  наступает за совершение общественно-вредного (опасного) деяния, именуемого административным правонарушением. Административная ответственность заключается в государственном принуждении, соединенным с порицанием неправомерного поведения и наступает вне зависимости от желания лица, совершившего административное правонарушение в принудительном порядке. Административная ответственность по своей сути представляет собой правоотношение, возникающее между лицом, совершившим административное правонарушение и государством, в лице компетентных органов (должностных лиц). Под административной ответственностью понимается такая разновидность юридической ответственности (наряду с уголовной, дисциплинарной, материальной), которая выражается в применении полномочий органами и должностными лицами конкретных административно-правовых санкций (административных взысканий) лицам, совершившим административное правонарушение. Административной ответственности подлежит лишь лицо, виновное в совершении административного правонарушения – это единственное основание для привлечения лица к административной ответственности. Административная ответственность наступает только за те деяния, которые определены административно-деликтным законом в качестве административного правонарушения (административная ответственность наступает только за правонарушение, прямо указанное в КоАП).

Физическое или юридическое  лицо, признанное виновным в совершении административного правонарушения на территории Республики Беларусь, подлежит административной ответственности  в соответствии с нормами Кодекса  Республики Беларусь об Административных правонарушениях (далее – КоАП Республики Беларусь). Находящиеся на территории Республики Беларусь иностранные граждане и лица без гражданства, а также иностранные юридические лица подлежат административной ответственности на общих основаниях с гражданами и юридическими лицами Республики Беларусь. Вопрос об ответственности за административное правонарушение, совершенное на территории Республики Беларусь иностранным гражданином, который в соответствии с международными договорами Республики Беларусь пользуется иммунитетом от административной юрисдикции государства пребывания, разрешается дипломатическим путем. Гражданин Республики Беларусь и лицо без гражданства, постоянно проживающие на территории Республики Беларусь, совершившие административные правонарушения вне пределов Республики Беларусь, подлежат административной ответственности по КоАП Республики Беларусь, если совершенные ими деяния признаны в Республике Беларусь административными правонарушениями и наказуемы в государстве, на территории которого они были совершены, и если эти лица не были привлечены к административной ответственности в этом государстве.

Административная ответственность  выражается в применении административного  взыскания к физическому или  юридическому лицу, совершившему правонарушение и признанному виновным, а также  подлежащему административной ответственности.

Административная ответственность  характеризуется следующими чертами:

имеет собственную нормативно-правовую базу (КоАП, ПИКоАП)

основанием административной ответственности является административное правонарушение (уголовной – преступление, дисциплинарной – дисциплинарный проступок, материальной – материальный ущерб  или гражданско-правовой деликт)

за совершение административного  правонарушения применяется особый вид взыскания – административное взыскание (за преступление – уголовное  наказание, за дисциплинарное – дисциплинарное взыскание, за материальное – имущественные  санкции)

административное взыскание  применяется широким кругом уполномоченных на то органов и должностных лиц (уголовное наказание – только судом, дисциплинарное – органом, должностными лицами, наделенными дисциплинарной властью, меры материальной ответственности  – судами общей компетенции и  хозяйственными судами, в отдельных  случаях – в административном порядке)

административное взыскание  налагается органом и должностными лицами на неподчиненного им нарушителя. По этому признаку административная ответственность отличается от дисциплинарной, меры которой к работникам и служащим применяются в основном  в порядке  подчинения вышестоящим органам  и должностным лицам.

Применение административного  взыскания не влечет судимости и  увольнения с работы (за исключением  увольнения в отношении отдельных  категорий работников, прямо указанных  в законодательстве). Лицо, к которому применяется административное взыскание считается имеющим административное взыскание в течение установленного срока. Меры административной ответственности применяются в соответствии с законодательством, регламентирующим производство по делам об административных правонарушениях (ПИКоАП)

Особый порядок привлечения  в административной ответственности  отличается сравнительной простотой, что делает процедуру административной ответственности оперативной и  экономичной, но в то же время гарантирует  соблюдение законности, обеспечивает защиту прав и интересов правонарушителя. Административная ответственность, как  правовой институт, является одним  из наиболее эффективных способов борьбы с правонарушениями, поскольку носят самый широкий характер.

 

1.2. Субъекты административной ответственности. Понятие, виды.

 

Субъектом административного  проступка является тот, кто его  совершил, лицо, в деянии которого имеется  описанный в законе проступок. Все  признаки субъекта можно поделить на две группы: общие (их два - достижение 16-летнего возраста и вменяемость), специальные (особенности труда, служебное  положение, прошлое противоправное поведение, иные признаки - военнообязанный, иностранец и др.)

Должностные лица подлежат административной ответственности  за административные правонарушения, связанные с несоблюдением установленных  правил в сфере охраны порядка  управления, государственного и общественного  порядка, природы, здоровья населения  и других правил, обеспечение выполнения которых входит в их служебные  обязанности. При этом должностные  лица подлежат административной ответственности  не только за собственные действия или бездействия, но и подчиненных  работников, нарушающих соответствующие  правила.

Военнослужащие и призванные на сборы военнообязанные, а также  лица рядового и начальствующего  состава органов внутренних дел  несут ответственность за административные правонарушения по дисциплинарным уставам. И только за отдельные составы  правонарушений они несут административную ответственность на общих основаниях (нарушение правил пожарной безопасности, дорожного движения, правил охоты, рыболовства  и т.д.). Следовательно, круг субъектов  административного правонарушения и круг субъектов административной ответственности не совпадают.

Находящиеся на территории Республики Беларусь иностранные граждане и лица без гражданства подлежат административной ответственности  на общих основаниях с гражданами Республики Беларусь.

Вопрос об ответственности  за административные правонарушения, совершенные на территории Республики Беларусь иностранными гражданами, которые  согласно действующим законам и  международным договорам пользуются иммунитетом от административной юрисдикции Республики Беларусь, разрешаются дипломатическим  путем.

Также принято различать  два вида субъектов административного  правонарушения:

- индивидуальный (граждане и другие категории лиц, обладающие административно-правовым статусом, совершившие административное правонарушение). К данному виду субъектов относятся граждане и специальные лица, т. е. лица, обладающие специальным административно-правовым статусом, с учетом их правового положения, выполняемых профессиональных и социальных функций;

- коллективный (юридические и иные коллективные образования, совершившие административное правонарушение). Законодательство об административной ответственности организаций еще не представляет собой систему, сложившуюся на основе четкой концепции законодателя. Действующим законодательством субъектом административной ответственности признаются организации, имеющие статус юридического лица[11].

Ч.1,3,4 ст.4.2 КоАП РБ декларируют  принцип равенства всех субъектов  административной ответственности  перед законом.

Согласно ст.26 Конституции  Республики Беларусь действует принцип  презумпции невиновности, что имеет  важное практическое значение в рамках административных правоотношений, а  именно:

- лицо, в отношении которого  ведется производство по делу  об административном правонарушении, считается невиновным, пока его  вина не будет доказана и  установлена вступившим в законную  силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело;

- лицо, привлекаемое к  административной ответственности,  не обязано доказывать свою  невиновность;

- неустранимые сомнения  в виновности лица, привлекаемого  к административной ответственности,  толкуются в пользу этого лица.

 

1.3. Семейное и наследственное право

 

Статус афинского гражданина был неразрывен с особым положением в семье. Право и традиционный уклад (последний в большей степени) поддерживали сохранение патриархальной власти отца семейства над домочадцами. Дом в афинском полисе вообще представлял особое качество: это было не только жилище, но и священное место, гарантия прав гражданина. Неполноправному жителю, иностранцу запрещалось вступать под крышу дома афинянина – насильственное проникновение считалось тяжким оскорблением и судебно преследовалось. Без согласия гражданина запрещалось входить в дом даже магистрату или судебному исполнителю. К семейству афинянина относились его жена, дети, рабы – все они в одинаковой мере состояли под патриархальной властью главы дома. Власть эта была сродни власти базилевса архаических времен: глава дома был и опекун, и заступник членов семьи, и жрец домашних богов, и представитель семьи и домочадцев в органах власти или суде [10, c. 50-51].

Информация о работе Административная ответственность, как один из видов юридической ответственности