Административная ответственность, как один из видов юридической ответственности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2013 в 14:53, курсовая работа

Описание работы

Целью настоящей курсовой работы является исследование становления права в Древней Греции. Опираясь на поставленную цель, задачи, данной работы следующие:
- изучение правовых норм Афинского общества;
- анализ развития Афинского права после реформ Салона;
- ознакомление с правом Афин в V веке до н.э.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ 5
1.1. Понятие, характерные черты административной отвественности 5
1.2. Субъекты административной отвественности. Понятие, виды 6
1.3. Семейное и наследственное право 7
1.4. Уголовное право 8
1.5. Судебный процесс 8
2. РАЗВИТИЕ ПРАВА ПОСЛЕ РЕФОРМЫ СОЛОНА 10
2.1. Рабовладельческое государство в Афинах 10
2.2. Реформы Солона 11
2.3. Тирания Писистрата 15
2.4. Реформы Клисфена 16
3. ПРАВО АФИН В 5 ВЕКЕ ДО Н.Э. 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 27

Файлы: 1 файл

курсовая ПО АДМ ПРАВУ В РАБОТЕ.docx

— 71.54 Кб (Скачать файл)

 

2.3. Тирания Писистрата

 

 После ухода с политической арены Солона старые партии возобновили борьбу. Во главе горных стал Писистрат – аристократ по происхождению, ему удалось привлечь на свою сторону и прибрежных. Афины переживают острый политический кризис, завершившийся установлением тирании. Один из представителей богатого и знатного рода Писистрат, опираясь на вооруженную силу, захватил государственную власть и стал тираном на 19 лет [16].

В период правления Писистрата и его сыновей сохранялся и  упрочился политический строй, созданный  Солоном. Писистрат сохранил солоновскую  Конституцию. Все органы действовали  по-прежнему. Экономическая политика Писистрата благоприятствовала классу мелких землевладельцев. Писистрат принял ряд мер, направленных на облегчение положения крестьянства. Им предоставили дешевые кредиты, были уменьшены некоторые налоги, введены разъездные судьи. Политика этого времени была направлена на поддержание государственного порядка, социального спокойствия, она стимулировала экономический и культурный прогресс и в целом положительно сказалась на развитии афинского общества. Но влиятельные рабовладельцы, недовольные таким режимом, в результате открытого выступления низвергли тиранию. Борьба за власть завершилась победой Клисфена, поддерживаемого народом.

После смерти Писистрата в  конце VI в. до н.э. сложилась неблагоприятная  для Афин внешняя обстановка. Она и способствовала реализации очередного заговора и падению режима Писистратов [12, c.113].

 

 

2.4. Реформы Клисфена

 

На проведенных выборах  главным архонтом был избран Исагор – представитель аристократии. Проигравший ему Клисфен, много сделавший для падения тирании Писистратов, поднял народ на восстание, низложил Исагора и приступил к утверждению демократии. С этого времени начинается победное шествие афинской демократии. Однако социальная база ее постепенно сужается. Демос по-прежнему испытывал на себе давление аристократии, поскольку собрания происходили по родовым филам. Родовая организация объединяла лиц, разных по своему социальному положению и имеющих совершенно разные интересы.

Реформа 509 года до н.э. окончательно ликвидировала остатки родового строя. Вместо родоплеменного деления граждан было введено их территориальное разделение. Целью реформы было смешение населения, разъединение родов и тем самым ослабление силы эвпатридов. Аттика делилась на три территориальных округа: город Афины с пригородами, внутренняя центральная полоса и береговая полоса. Каждый округ состоял из десяти равных частей – триттий. Три триттии, по одной из каждого округа, объединялись в филу. Было создано десять территориальных фил [1, с. 67]. В новых филах граждане были перемешаны таким образом, что преобладание сосредоточилось в руках горожан. Земледелие было отнесено на второй план.

 Совет четырехсот был  ликвидирован. Вместо него стали избирать совет пятисот – по 50 человек от каждой филы. Клисфен создал новый орган – коллегию стратегов, в которую входили по одному человеку от каждой филы. Многим метекам были предоставлены гражданские права.

 Клисфену принадлежит изобретение остракизма, который применялся в качестве политической меры. Каждый имеющий право голоса писал на черепке имя человека, казавшегося ему опасным для народа. Если имя повторялось до шести тысяч раз, то назначалось изгнание сроком на десять лет без лишения прав и конфискации имущества [1, с. 67]. Решение об остракизме принимало только Народное собрание.

Реформы Клисфена были более  последовательны, чем реформы Солона, и завершили длившийся более  чем столетие период борьбы между  родовой аристократией и демосом, закончившейся победой последнего. В результате в Афинах сложилось рабовладельческое государство в форме демократической республики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 3. ПРАВО АФИН В 5 ВЕКЕ ДО Н.Э.

 

В 5 веке до н.э. Греция вела войну с империей Ахеменидов. Победа стала возможна лишь благодаря объединению греческих полисов. Был создан Далосский военный союз, делами которого управлял совет из представителей всех городов – членов союза. В скором времени главенство в этом союзе перешло к Афинам, поэтому он получил название Первого Афинского морского союза.

 В 494 году до н.э. отношения между Афинами и их союзниками ухудшились. Общая казна была перенесена в Афины и стала частью афинской казны. Союзнические деньги тратились на собственные нужды, не считаясь с мнением союзников. Некоторые члены союза выступали против Афин, но эти восстания были подавлены.

 В 449 году до н.э. был заключен Каллиев мир, положивший конец Греко-персидским войнам. Но Союз не ограничивался военными задачами. Это было не только военно-политическое объединение, но и экономическое: в рамках союза успешно развивалась торговля. Поражение в Пелопоннесской войне прекратило существование Первого Афинского морского союза.

 С целью противостояния Спарте в 378 году до н.э. был создан Второй Афинский морской союз. Его члены сохраняли свою независимость и на добровольных началах делали взносы в общую казну. Союзом управляло собрание, где каждый город имел один голос. Но Афины вновь предприняли попытку захватить власть в союзе. Это привело к союзнической войне, и Второй Афинский морской союз распался.

 Уже в период войн, в государственном строе Афин произошли существенные изменения. Замещение должностей стало доступно всем гражданам, независимо от имущественного положения. Избрание архонтов производилось посредством жребия. Теперь на пути афинской демократии оставался один ареопаг, повысивший свой престиж во время греко-персидских войн.

 Демократия, руководимая Эфиальтом, в 462 году до н.э. приняла закон о лишении ареопага всех политических функций. Право вето на постановления Народного собрания, было передано гелиэе, право контроля за должностными лицами и надзора за исполнением законов перешло к совету пятисот и Народному собранию, но главным образом к гелиэе.

 После убийства Эфиальта афинскую демократию возглавил Перикл, при котором происходит более четкое разделение властей. Законодательная власть принадлежала Народному собранию, исполнительная – Совету пятисот и магистратам, судебная – гелиэе. По предложению Перикла стали получать жалование члены Совета пятисот, присяжные заседатели, солдаты, матросы военного флота и все должностные лица, за исключением самых высших – стратегов.

 Перикл провел гражданскую реформу, вызванную чрезмерным увеличением гражданской общины и необходимостью создания оптимального по численности гражданского коллектива, способного осуществлять управление государством. Всей совокупностью прав и привилегий пользовались только те лица, чьи родители были афинянами. Гражданство приобреталось с восемнадцатилетнего возраста [13, c.21].

Развитие частной собственности  привело к значительной имущественной  дифференциации. Основную массу граждан составляли люди среднего достатка, небольшое число граждан обладало значительными состояниями, множество семей составляла беднота. Физический труд, за исключением земледелия, признавался недостойным гражданина. Он был уделом метеков, вольноотпущенников и рабов. Число свободных граждан было значительно меньше.

 Различались рабы частных лиц и государственные. Рабы частных лиц занимали положение вещи, поэтому не могли иметь собственности. За государственными рабами признавалось право приобретать собственность и распоряжаться ею.

 Метеки не обладали правом гражданства. Они не могли приобретать недвижимость, браки метеков с афинскими гражданами считались незаконными. Им запрещалось участвовать в Народном собрании и занимать должности. Каждый метек должен был выбрать себе простата – посредника между метеками и правительственными учреждениями. С метеков взимался особый налог, они несли и другие повинности, привлекались к военной службе.

 К метекам по своему положению приравнивались вольноотпущенники. Но отпущенный на свободу раб попадал под двойной надзор государства, относившемуся к нему как к иностранцу, и бывшего хозяина, по отношению к которому он имел некоторые повинности [4, с. 66].

 Женщина в Афинах занимала особое положение. Она не имела ни политических, ни гражданских прав. Брачный договор заключал отец невесты. После свадьбы законным представителем жены становился муж. Закон требовал от жены строгого целомудрия, но не запрещал мужу иметь любовниц. Неверную жену разрешалось просто выгнать из дома, а приданое присвоить.

 Дети находились во власти отца уже по тому, что завещание находилось в его воле. Для законного лишения наследства достаточно было непочтительного отношения к отцу.

Верховный орган Афин –  Народное собрание (экклесия). Право участия в народном собрании имели все полноправные граждане, достигшие двадцатилетнего возраста, независимо от имущественного положения         [3, с. 64]. Народное собрание не только принимало законы, но решало вопросы войны и мира, избирало должностных лиц, выслушивало отчеты магистратов по окончании срока полномочий, обсуждало вопросы продовольственного снабжения, утверждало государственный бюджет, рассматривало просьбы частного характера, осуществляло контроль за воспитанием юношей. Но основным его делом было законодательство.

  В компетенцию Народного собрания входило такое мероприятие, как остракизм, для принятия которого требовалось не менее шести тысяч человек. Специфическое значение имели права Народного собрания по охране основных законов. Была создана специальная коллегия для охраны законов, которая наблюдала за строгим выполнением правительственными органами всех основных законов афинского государства. Любой член Народного собрания мог выступить с чрезвычайным заявлением о государственных преступлениях, в том числе на лиц, внесших в Народное собрание предложения, которые нарушают существующие законы. Право каждого гражданина возбуждать жалобы на противозаконие стало подлинной основой афинской демократической конституции.

 В Народном собрании мог выступить любой участник, но в своей речи он не должен был повторяться, оскорблять оппонента и говорить не по существу.

 Считалось, что каждый гражданин Афин имеет право предложить проект нового закона и свободно участвовать в обсуждении законопроекта, выдвинутого другими. Однако эта инициатива существенно ограничивалась системой сдержек [4, с. 67]:

1.  автор законопроекта  нес уголовную ответственность,  если оказывалось, что его предложение  противоречит существующим законам, и об этом не было определенно заявлено;

2. всякий законопроект должен был предварительно рассматриваться советом пятисот. Собрание выслушивало мнение совета;

3.  окончательное решение принадлежало гелиэе.

 Автор законопроекта выступал обвинителем старых законов, их защитников назначало Народное собрание. Решение принималось большинством присяжных путем тайного голосования.

 В обычное время законодательная инициатива исходила от совета пятисот, коллегии стратегов или других властей.

 Экклесия созывалась четыре раза в месяц, по неотложным делам собрание созывалось вне очереди.

 В конце 5 века до н.э. была введена плата за посещение Народного собрания. Сначала в размере одного, а затем трех оболов, благодаря чему стало реальным участие в собрании широких масс населения.

Совет пятисот (буллэ) был  рабочим органом Народного собрания и одним из важнейших государственных  институтов афинской демократии. Он избирался по жребию из числа полноправных граждан, достигших тридцати лет, по 50 представителей от каждой из фил [8, c.325].

 В компетенцию совета пятисот входили дела непосредственного управления, внешние связи, финансы. Повседневными делами руководила по очереди десятая часть совета – притания, секция. По числу фил пританий было десять. Ее члены – пританы, ежедневно избирали из своей среды путем жеребьевки председателя, который председательствовал и в Народном собрании.

 По истечении срока полномочий, длительностью один год, члены совета давали отчет народу. Повторное избрание разрешалось только через несколько лет.

 В системе государственных органов Афин сохранился ареопаг. В него входили представители афинской аристократии. Но функции ареопага как государственного органа были сильно ограничены [1, с. 72]. В 5 веке до н.э. ареопаг выступал как судебная инстанция по делам об убийствах, поджогах, телесных повреждениях, нарушениях религиозных предписаний и наблюдал за состоянием нравов.

 Верные принципу сдержек афиняне ограничили исполнительную власть совета пятисот коллегиями стратегов и архонтов.

Коллегия стратегов избиралась народным собранием из числа наиболее богатых и влиятельных граждан, женатых и имевших недвижимость, открытым голосованием путем поднятия руки. Специальной компетенцией стратегов считалось командование армией и флотом, но в действительности они ведали многими делами, относящимися к внутренней и внешней политике. По афинским законам все десять стратегов пользовались одинаковыми правами и имели одинаковые обязанности. Но фактическое руководство всегда поручалось одному из них – по выбору Народного собрания [11, c.476].

 В ведении коллегии архонтов находились религиозные и семейные дела, а также дела, касающиеся нравственности. Девять архонтов и секретарь избирались с помощью жребия по одному от каждой филы. Затем архонты, кроме секретаря, подвергались проверке (докимассии) в совете пятисот. Вторую проверку они проходили в гелиэе. Архонт-эпоним, базилевс и полемарх имели равную власть, и каждый из них выбирал себе по два товарища.

Информация о работе Административная ответственность, как один из видов юридической ответственности