Шпаргалка по "Физиологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2013 в 13:28, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Физиологии".

Файлы: 1 файл

норфиз экзамен.doc

— 857.00 Кб (Скачать файл)

объединяются  в целостный образ дерева. Процесс  восприятия, таким образом, связан с  пониманием сущности предмета и взаимосвязи  его частей;

б)  обобщение. Восприятие опирается на накопленные  в прошлом опыте отражения связей и отношений между предметами, на уже сложившееся у данного человека общее понимание устройства мира и составляющих его вещей и явлений. Поэтому образы восприятия, оставаясь целиком конкретными, предметными, в то же время всегда являются в известной степени обобщенными отображениями действительности. Это особенно ярко обнаруживается, когда мы воспринимаем какие-либо предметы, не имея специального задания подметить в них присущие им индивидуальные особенности. Идя по улице, мы, конечно, воспринимаем дома, людей, автомашины и т. д., но в самой общей форме. Поэтому мы можем сказать, что мимо нас только что прошел человек, но часто не ответим на вопрос, был ли он молод или стар. Мы знаем, что только что проехала машина, и именно легковая, но затрудняемся ответить, какой у нее был кузов. Обобщенный характер восприятий объясняется тем, что действующие в данный момент раздражители вызывают в памяти сложившиеся в процессе предыдущего опыта обобщенные представления предметов. Только при специальной направленности внимания в этом обобщенном образе предмета можно выделить те или другие специфические его особенности.

5. Речь. Так как  первая сигнальная система у  человека органически связана  со второй сигнальной системой, каждое воспринимаемое явление  всегда обозначается словами, хотя бы и с помощью внутренней речи. Участие речи помогает отражать в восприятии предметы как часть общей системы мира, подводить воспринимаемое явление под общее, родовое понятие («это — дерево», «это — лыжник» и т. д.).

6. Чувства. Процесс восприятия всегда сопровождается различными эмоциями, проявляющимися с той или иной силой. Например, восприятие произведений живописи вызывает эстетические чувства. Эмоциональные переживания, возникающие в процессе восприятия, являются более сложными, чем эмоции, вызываемые ощущениями, поскольку они выражают отношение к целому сложному предмету или явлению, а не к отдельным его свойствам. Например, мы испытываем чувство физической бодрости, воспринимая хорошо координированные и энергичные движения гимнаста при выполнении физических упражнений; восприятие трудного упражнения на гимнастических кольцах вызывает чувство опасения за спортсмена и т. д.

103. Мышление - это высший познавательный процесс, деятельность по преобразованию действительности, создании нового, изменении существующих условий.

Мышление —  опосредованное и обобщённое отражение  действительности, вид умственной деятельности, заключающейся в познании сущности вещей и явлений, закономерных связей и отношений между ними.

Абстрактное мышление - это умение переводить информацию о·реальных объектах в символы, манипулировать с этими символами,·находить какое-то решение и это решение опять применять к объектам на·практике. Этот уровень довольно развит у современных людей, так как он·работает на науку, занимающую очень много места в нашей жизни.·Наиболее сильно он развит у физиков и математиков. У ребенка·абстрактное мышление начинает проявляться, когда он говорит, что·облако - это дракон. Если полководец, задумывая битву, расставляет на·столе картофелины, а потом ее выигрывает по этому плану, то это уже·успешный перевод решения, найденного на абстрактном уровне, на·физический план. Любые уравнения с неизвестными решаются только при·наличии некоторой степени абстрактного мышления. Сам язык - уже набор·символов, ведь слово "корова" и реальная корова - очень разные вещи, а·человек научился многим успешным операциям с помощью выработанных·символов и обозначений. В эмоциональном крике обезьяны,·предупреждающем об опасности, есть эмоциональная энергия, довольно·непосредственно передающая информацию о каком-нибудь тигре. А вот если·два человека говорят о методах дедукции и индукции, при этом не теряя·связь в своем уме с теми объектами, которые подчинены законам индукции·и дедукции, то это - правильно работающее абстрактное мышление, совсем·отсутствующее у животных. Артист может неплохо играть роли за счет·способности перевоплощаться, подражать, не имея заполненного уровня·абстрактного мышления. А вот поэт, чтобы его стихи вызывали в читателе·глубокие чувства, должен создать образы, достаточно отвлеченные от·объектов, о которых он на самом деле ведет речь, и тонко намекающие на·отдельные качества этих объектов. Для этого ему надо иметь·заполненными оба уровня: эстетизма и абстрактного мышления.

105. Речь  и ее функции

Важнейшим достижением  человека, позволившим ему использовать общечеловеческий опыт, как прошлый, так и настоящий, явилось речевое  общение, которое развивалось на основе трудовой деятельности. Речь –  это язык в действии. Язык – система  знаков, включающая слова с их значениями и синтаксис – набор правил, по которым строятся предложения. Слово является разновидностью знака, поскольку последние присутствуют в различного рода формализованных языках.

Объективным свойством  словесного знака, обусловливающим  нашу теоретическую деятельность, является значение слова, которое представляет собой отношение знака (слова в данном случае) к обозначаемому в реальной действительности объекту независимо от того, как он представлен в индивидуальном сознании.

В отличие от значения слова личностный смысл – это отражение в индивидуальном сознании того места, которое занимает данный предмет (явление) в системе деятельности человека. Если значение объединяет социально значимые признаки слова, то личностный смысл – это субъективное переживание его содержания.

Выделяют следующие  основные функции языка:

1) средство существования,  передачи и усвоения общественно-исторического  опыта; 

2) средство общения  (коммуникации);

3) орудие интеллектуальной  деятельности (восприятия, памяти, мышления, воображения).

Выполняя первую функцию, язык служит средством кодирования  информации об изученных свойствах  предметов и явлений. Посредством  языка информация об окружающем мире и самом человеке, полученная предшествующими  поколениями, становится достоянием последующих поколений.

Выполняя функцию  средства общения, язык позволяет оказывать  воздействие на собеседника –  прямое (если мы прямо указываем  на то, что надо сделать) или косвенное (если мы сообщаем ему сведения, важные для его деятельности, на которые он будет ориентироваться немедленно или в другое время в соответствующей ситуации).

Функция языка  в качестве орудия интеллектуальной деятельности связана прежде всего  с тем, что человек, выполняя любую  деятельность, сознательно планирует  свои действия. Язык является основным орудием планирования интеллектуальной деятельности, да и вообще решения мыслительных задач.

Речь имеет  три функции: сигнификативную (обозначения), обобщения, коммуникации (передачи знаний, отношений, чувств).

Сигнификативная функция

Функция обобщения

Третья функция  речи – функция коммуникации, т. е. передачи информации. Если первые две  функции речи могут быть рассмотрены  как внутренняя психическая деятельность, то коммуникативная функция выступает  как внешнее речевое поведение, направленное на контакты с другими людьми. В коммуникативной функции речи выделяют три стороны: информационную, выразительную и волеизлиятельную.

Информационная  сторона

Выразительная сторона

Волеизлиятельная  сторона

106. Понятие  адаптации.

Адаптация —  это динамический процесс, благодаря которому подвижные системы живых организмов, несмотря на изменчивость условий, поддерживают устойчивость, необходимую для существования, развития и продолжения рода. Именно механизм адаптации, выработанный в результате длительной эволюции, обеспечивает возможность существования организма в постоянно меняющихся условиях среды.

Благодаря процессу адаптации достигается сохранение гомеостаза при взаимодействии организма  с внешним миром. В этой связи  процессы адаптации включают в себя не только оптимизацию функционирования организма, но и поддержание сбалансированности в системе “организм-среда”. Процесс адаптации реализуется всякий раз, когда в системе “организм-среда” возникают значимые изменения, и обеспечивает формирование нового гомеостатического состояния, которое позволяет достигать максимальной эффективности физиологических функций и поведенческих реакций. Поскольку организм и среда находятся не в статическом, а в динамическом равновесии, их соотношения меняются постоянно, а следовательно, также постоянно должен осуществляется процесс адаптации.

Вышеприведённое относится в равной степени и  к животным, и к человеку. Однако существенным отличием человека является то, что решающую роль в процессе поддержания адекватных отношений  в системе “ индивидуум-среда”, в ходе которого могут изменяться все параметры системы, играет психическая адаптация .

Психическую адаптацию  рассматривают как результат  деятельности целостной самоуправляемой  системы (на уровне “оперативного покоя”) , подчёркивая при этом её системную организацию. Но при таком рассмотрении картина остаётся не полной. Необходимо включить в формулировку понятие потребности. Максимально возможное удовлетворение актуальных потребностей является, таким образом, важным критерием эффективности адаптационного процесса. Следовательно , психическую адаптацию можно определить как процесс установления оптимального соответствия личности и окружающей среды в ходе осуществления свойственной человеку деятельности, который (процесс) позволяет индивидууму удовлетворять актуальные потребности и реализовывать связанные с ними значимые цели, обеспечивая в то же время соответствие максимальной деятельности человека, его поведения, требованиям среды.

Психическая адаптация  является сплошным процессом, который, наряду с собственно психической адаптацией (то есть поддержанием психического гомеостаза) , включает в себя ещё два аспекта : а). оптимизацию постоянного воздействия индивидуума с окружением; б). установление адекватного соответствия между психическими и физиологическими характеристиками.

Изучение адаптационных  процессов тесно связано с  представления об эмоциональном  напряжении и стрессе. Это послужило  основанием для определения стресса  как неспецифической реакции  организма на предъявляемые ему  требования, и рассмотрение его как общего адаптационного синдрома.

Известный зарубежный психолог Ганс Селье, основоположник западного  учения о стрессах и нервных расстройствах, определил следующие стадии стресса  как процесса:

1). непосредственная  реакция на воздействие (стадия тревоги) ;

2). максимально  эффективная адаптация (стадия  резистентности) ;

3). нарушение  адаптационного процесса (стадия  истощения).

В широком смысле эти стадии характерны для любого адаптационного процесса.

Одним из факторов стресса является эмоциональная напряженность , которая физиологически выражается в изменениях эндокринной системы человека. К примеру, при экспериментальных исследованиях в клиниках больных было установлено, что люди, постоянно находящиеся в нервном напряжении, тяжелее переносят вирусные инфекции. В таких случаях необходима помощь квалифицированного психолога.

107. Биоритмология.                   

Изучением ритмов активности и пассивности, протекающих  в нашем организме, занимается особая наука—биоритмология. Согласно этой науке, большинство процессов, происходящих в организме, синхронизированы с периодическими солнечно-лунно-земными, а также космическими влияниями. И это неудивительно, ведь любая живая система, в том числе и человек, постоянно находится в состоянии обмена информацией, энергией и веществом с окружающей средой. Если по каким-либо причинам этот обмен (на любом уровне–информационном, энергетическом и материальном) извращается или нарушается, то это отрицательно сказывается на развитии и жизнедеятельности организма.

      Наиболее сокровенные знания  йоги (слово «йога» означает «связывать, соединять») относятся к ритмам  и периодам. Поэтому биоритмология  позволяет показать те интимнейшие  связи человека с Космосом, от  которых в первую очередь зависит  не только здоровье и процветание человека как живого организма, но и реализация его умственных и духовных потенций.

«Итак, мы окружены со всех сторон потоками космической  энергии, которая притекает к  нам от далеких туманностей, звезд, метеоритных потоков и Солнца. Было бы совершенно неверным считать только энергию Солнца единственным создателем земной жизни в ее органическом и неорганическом плане. Следует думать, что в течение очень долгого времени развития живой материи энергия далеких космических тел, таких как звезды и туманности, оказала на эволюцию живого вещества огромное воздействие. Развиваясь под непрерывными потоками космических радиаций, живое вещество должно было согласовать с ними свое развитие и выработать соответствующие приемники, которые бы утилизировали эту радиацию, или защитные приспособления, которые бы охраняли живую клетку от влияния космических сил. Но несомненно лишь одно: живая клетка представляет собой результат космического, солярного и теллургического «то есть земной.» воздействий и является тем объектом, который был создан напряжением творческих способностей всей Вселенной.

За огромный промежуток времени воздействия  космических сил на Землю утвердились  определенные циклы явлений, правильно  и периодически повторяющиеся как  в пространстве, так и во времени. Начиная с круговорота атмосферы, углекислоты, океанов, суточной, годовой и многолетней периодичности в физико-химической жизни Земли и кончая сопутствующими этим процессам изменениями в органическом мире, мы всюду находим циклические процессы, являющиеся результатом воздействия космических сил. Если бы мы попытались графически представить картину многообразия этой цикличности, мы получили бы ряд синусоид, накладывающихся одна на другую или пересекающихся одна с другой. Все эти синусоиды, в свою очередь, оказались бы изрытыми мелкими зубцами, которые также представляли бы зигзагообразную линию, и т. д. В этом бесконечном числе подъемов и падений разной величины сказывается биение общемирового пульса, великая динамика природы, различные части которой созвучно резонируют одна с другой.

Информация о работе Шпаргалка по "Физиологии"