Психология животных

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2012 в 20:06, курсовая работа

Описание работы

Предмeт зоопcихологии - психики животных - представляет собой результат некоторой предварительной обработки: некоторого предварительного расчленения и структурирования действительности. В зависимости от принципов (методов) структурирования, принятых в данное время, и определяется предмет науки. Предмет познания развивается вместе с развитием познавательной деятельности.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………………………………..3

1. Элементарная сенсорная психика…………………………………………………………….…..…..3

1.1 Низший уровень ceнсорной психики………………………………………….….……..….4

1.1.1 Простейшие…………………………………………………………………..…......4

1.1.2 Кишечнополостные …………………………………………………….….…...….6

1.1.3 Плоские черви……………………………………………………………….….......7

1.1.4 Общая характеристика низшего уровня элементарной сенсорной психики…...7

1.2 Высший уровень элементарной сенсорной психики…………………………….….……..8

1.2.1.Кольчатые черви…………………………………………………………..….……..9

1.2.2. Моллюски. ……………………………………………………………….….…….10

1.2.3 Общая харaктеристикa высшего уровня элементарной сенсорной психики.…10

2. Перцептивная психика………………………………………………………………………………. 11

2.1 Низший уровень развития перцептивной психики……………………………………….11

2.1.1 Насекомые………………………………………………………………………….11

2.1.2 Головоногие моллюски……………………………………………………………14

2.1.3 Рыбы...........................................................................................................................14

2.1.4 Амфибии………………………………………………………………………...….15

2.1.5 Общая характеристика низшего уровня перцептивной психики……………….16

2.2 Высший уровень развития перцептивной психики……………………………………….16

2.2.1 Развитие нервной системы высших позвоночных……………………………….16

2.2.2 Развитие основных направлений изучения поведения позвоночных…………..17

2.2.3 Ориентировочно-исследовательская активность животных. …………………..18

Заключение.................................................................................................................................................19

Список литературы....................................................................................................................................19

Файлы: 1 файл

психика животных-19 стр.docx

— 73.70 Кб (Скачать файл)

        В неменьшей степени, чем у рыб, у земноводных доказано наличие способности к индивидуальному использованию опыта. При этом для установления условно-рефлекторных связей сигнальными раздражителями являются, главным образом, химические и физические. 
 

      2.1.5. Общая характеристика низшего уровня перцептивной психики  

      Таким образом, на низшем уровне перцептивной психики уже представлены все те прогрессивные признаки, которые характеризуют перцептивную психику вообще, но во многих отношениях поведение относящихся сюда животных носит и примитивные черты, сближающие его с поведением нижестоящих животных. Так, основную роль играет ориентация поведения, по-прежнему, по отдельным свойствам предметов, но не по предметам как таковым. Предметное восприятие явно играет еще подчиненную роль в поведении, в котором преобладают ригидные, жестко запрограммированные, сугубо инстинктивные элементы.

        Вместе с тем важно подчеркнуть, что, несмотря на преобладание в поведении врожденных элементов, у рассматриваемых нами таксономических групп животных, в частности насекомых, накопление индивидуального опыта, научение играют существенную роль. При этом в процессах научения наблюдается и определенная противоречивость, сочетание прогрессивных и примитивных черт.

      На  низшем уровне перцептивной психики находится ряд представителей низших позвоночных. Однако в корне различные строение и образ жизни членистоногих и позвоночных являются причиной того, что и их поведение и психика, в сущности, несопоставимы. Так, одной из отличительных особенностей насекомых являются их малые по сравнению с позвоночными размеры. В связи с этим окружающий насекомое мир представляет собой нечто совершенно особое: это не микромир простейших, но и не макромир позвоночных. Человеку трудно себе представить этот мир насекомых с его (с нашей точки зрения) микроландшафтами, микроклиматами и т.д. Хотя насекомые живут рядом и вместе с нами, они живут в совершенно иных условиях температуры, освещения и т.п. Уже поэтому психическое отражение действительности не может у насекомых не быть принципиально иным, чем у позвоночных, да и у большинства других беспозвоночных.

      Но  поскольку наиболее общие признаки психического отражения, характерные  для данного его уровня, присущи  всем упомянутым животным, можно, очевидно, по поводу рассмотренных нами в качестве примера насекомых сказать, что  мы имеем здесь дело с типичными  проявлениями низшего уровня перцептивной психики, но в формах, отвечающих тем особым условиям жизни этих животных, которые отмечались выше. 

      2.2. Высший уровень развития перцептивной психики 

      К высшим позвоночным относятся только два класса: птицы и млекопитающие, в пределах которых и обнаруживаются проявления высших психических способностей животных. Среди низших позвоночных  намечаются промежуточные ступени  психического развития, характеризующиеся  разными сочетаниями элементов  низшего и высшего уровней  перцептивной психики. 

      2.2.1. Развитие нервной системы высших позвоночных

      Центральная нервная система позвоночных  животных состоит из спинного и головного  мозга, лежащих внутри позвоночного столба и черепа. Головной мозг разделяется  на пять отделов: передний, промежуточный, средний, мозжечок и продолговатый. Эти части мозга имеют различное  относительное положение и разную относительную величину у разных классов позвоночных.

      Головной  мозг зародышей позвоночных развивается  из мозговой трубки. В переднем конце  мозговой трубки зародыша образуется пузырь, в дальнейшем делящийся на три части: передний, средний и  задний мозговые пузыри. В процессе развития из заднего пузыря образуются продолговатый мозг и мозжечок, из среднего - средний мозг и из переднего - полушария головного мозга и  промежуточный мозг.

      Функции этих отделов головного мозга  хорошо изучены как у животных, так и у человека.

      Продолговатый мозг, например, регулирует деятельность важнейших жизненных процессов - дыхания, пищеварения и кровообращения. Мозжечок имеет отношение к согласованности  движений и напряжению мышц. Средний  мозг регулирует движения, связанные  с раздражениями, идущими от органов  чувств (зрение, слух).

      Промежуточный мозг, наряду с регуляцией ряда сложных  движений, связанных, главным образом, с переживанием различных чувств, воспринимает вкусовые, обонятельные, зрительные, слуховые, осязательные и  болевые раздражения.

      Передний  мозг, или большие полушария, является центром личного опыта и активных действий. Его функции усиливаются  и усложняются на высших ступенях развития животного мира.

      Чем выше стоит по своему развитию позвоночное  животное, тем сложнее становится строение его головного мозга. Особенно разрастаются большие полушария, которые  у высших животных образуют на своей  поверхности кору, состоящую из ряда слоев нервных клеток (серое вещество мозга), и прикрывает собой все  остальные отделы мозга.

      Развитие  нервной системы не происходит как  равномерный, прямолинейный процесс. В зависимости от условий эволюции животного мира изменяется и усложняется  строение нервной системы с разными  отклонениями и упрощениями. Например, обонятельные области мозга и  обонятельные ощущения у рыб относительно развиты гораздо больше, чем у  птиц, так как в воде чаще приходится ориентироваться с помощью обоняния, а в воздухе - главным образом, зрения.

      Зрительные  центры мозга и мозжечок у птиц относительно более развиты, чем  такие же центры мозга у млекопитающих. Соответственно этому у птиц также  особенно хорошо развиты зрительные ощущения и способность согласования движений. Обонятельные области собак  превосходят обонятельные доли человеческого  мозга. Всем известно, что собаки воспринимают запахи гораздо лучше человека: ищейки находят след по запаху за много  метров, а охотничьи собаки чуют дичь в воздухе.

      Специальное развитие той или иной области  головного мозга и соответствующих  органов чувств и ощущений объясняется  приспособлением животных к условиям жизни и является результатом  длительного процесса естественного  отбора.

      Мозг  достигает своего наивысшего развития у млекопитающих. У этих животных чрезвычайно усложняется кора больших  полушарий, которая образует складки (извилины) и борозды. Внутреннее строение коры головного мозга также усложняется  по мере перехода от низших к высшим формам животных.

      Особенно  усиливается развитие лобных и теменных областей полушарий головного мозга. 

      2.2.2. Развитие основных направлений изучения поведения позвоночных  

      Огромное  значение для познания поведения  и психики животных имеют классические исследования академика И.П. Павлова.

      Изучая  закономерности высшей нервной деятельности, И.П. Павлов: открыл новые пути исследования физиологических механизмов восприятия, внимания, памяти и т.д. Последователи  И. П. Павлова методом Условный рефлекс - (временная связь) 1) рефлекс, вырабатываемый при определенных условиях в течение  жизни животного или человека; 2) понятие, введенное И.П. Павловым - для обозначения динамической связи  между условным раздражителем и  реакцией индивида, первоначально основанной на безусловном раздражителе. 3) приобретенный  рефлекс, при котором функциональные связи между возбуждением рецепторов и характерным ответом эффекторных органов устанавливается в процессе обучения. В классических опытах Павлова собак обучали ассоциировать звук колокольчика со временем кормления, так что в ответ на звон колокольчика у них начинала вырабатываться слюна вне зависимости от того, давалась им пища или нет; 4) рефлекс, образующийся при сближении во времени любого первоначально индифферентного раздражителя с последующим действием раздражителя, вызывающего безусловный рефлекс. Термин Условный рефлекс предложен И.П. Павловым. В результате образования Условного рефлекса раздражитель, прежде не вызывавший соответствующей реакции, начинает ее вызывать, становясь сигнальным (условным, т.е. обнаруживающимся при определенных условиях) раздражителем. Посредством условно-рефлекторного метода проверено и уточнено учение о функциях отдельных центров коры головного мозга.

      Для этого у собак вырабатывались условные рефлексы на определенные раздражители, и после разрушения некоторых  центров коры головного мозга  выявлялись изменения условных рефлексов.

        И.П. Павлов разработал теорию о типах нервной системы у собак. Изучение типов нервной системы дает возможность более глубоко понять закономерности высшей нервной деятельности и выяснить вопрос о роли унаследованных и приобретенных форм поведения у животных. 
 

      2.2.3 Ориентировочно-исследовательская активность животных  

      Одним из показателей уровня психического развития животных, несомненно, является степень развития у них ориентировочно исследовательской активности. Вот  что пишет по этому поводу Б.Ф. Сергеев: "Тех, кому посчастливилось  близко познакомиться с человекообразными  обезьянами у нас на Севере, где  они, помещенные за решетку и тщательно  опекаемые человеком, освобождены  от всех забот (добывания пищи, необходимости  всегда быть начеку, ежедневного строительства  гнезд для ночлега и др.), а  потому имеют достаточно большой  досуг, поражает, сколько времени  и с каким самозабвением шимпанзе способны предаваться изучению любой  игрушки, любого сложного предмета, оказавшегося у них в клетке. Самое удивительное, что эта игра, продолжающаяся часами, осуществляется совершенно бескорыстно. Конечно, животное, разобрав последовательно  шесть матрешек, не откажется съесть орех или сливу, оказавшуюся на месте  седьмой, но интерес обезьяны к игрушке  сразу же коренным образом изменится: больше уже она не будет подолгу  возиться с матрешками, разнимать  их и пытаться складывать снова, засовывать одну половинку в углубление другой, исследовать это углубление пальцами, стукать матрешек друг о друга  или бросать на пол, прислушиваясь  к звукам, которые они издают. Теперь, получив игрушку в собранном  виде, шимпанзе, не теряя времени  даром, доберется до сливы, если ее туда положили, и тотчас же теряет интерес  к самой матрешке, а если внутри ничего не найдет, то может не на шутку  рассердиться, но играть с матрешками все равно больше не будет.

      Аналогичные реакции животных по изучению отдельных  предметов, элементов среды или  изменений в окружающей обстановке получили название ориентировочно-исследовательского рефлекса, или ориентировочно-исследовательской  деятельности. Правда, в таком объеме, как у шимпанзе, мы больше ни у  кого из животных не обнаружим интереса к незнакомым и явно бесполезным, с утилитарной точки зрения, предметам  или явлениям. Даже мартышки и прочие низшие обезьяны гораздо менее любознательны, чем антропоиды. О других животных и говорить не приходится. Собака, например, заинтересовавшись незнакомым предметом, скорее всего, ограничится тем, что  тщательно его обнюхает. Значительно  реже собаке захочется взять незнакомый предмет в зубы или потрогать  его лапой.

      По  степени развитости ориентировочно-исследовательского рефлекса с шимпанзе могут поспорить  только дети, и то не раньше, чем достигнут  одного года. Зато к 3-4 годам, когда малыши овладеют речью, она становится новым  механизмом познания окружающего мира.

      Способность воспринимать и анализировать индифферентные раздражители - необходимая предпосылка  для того, чтобы они оказались  в состоянии вызывать ориентировочную  реакцию животных. Ориентировочный  рефлекс - многокомпонентная реакция  организма на новизну в самом  широком значении этого слова, направленная на обеспечение всестороннего анализа  внешних раздражителей. Сюда входят такие реакции, которые обычно скрыты от наблюдателя, например рефлекторное повышение чувствительности рецепторных  клеток, и такие бросающиеся в  глаза общеповеденческие реакции, как поворот и настораживание ушей, поворот головы, конвергенция глаз на рассматриваемом предмете, принюхивание, сближение с заинтересовавшим предметом и прочие реакции, направленные на его изучение.

      Ориентировочный рефлекс обладает двумя важнейшими особенностями. Во-первых, неспецифичностью. Для возникновения ориентировочной реакции безразлично, с каким раздражителем встречается животное: со зрительным, звуковым, обонятельным или термическим. Любой из них вызовет ориентировочный рефлекс. Для проявления ориентировки необязательно даже появление нового раздражителя, достаточно изменения характера, давно действующего и уже утратившего способность вызывать ориентировочный рефлекс. Он возникнет при увеличении или уменьшении силы раздражителя, частоты его появления, при изменении локализации его в пространстве, скорости его передвижения и т.д. Во-вторых, ориентировочный рефлекс способен угашаться в результате повторных воздействий раздражителя и увеличения вероятности его очередного появления. 

Заключение 

      Животные  не могут рассказать нам о своем  внутреннем мире. Тем не менее возможно создать представление о нем, внимательно наблюдая за животными. Курт Эрнестович Фабри пишет в связи с этим: “Недоступный прямому наблюдению внутренний мир животного можно раскрыть через доступную восприятию исследователя двигательную активность животного и анализ этой активности”. Это положение исторически в психологической науке то совершенно отрицалось, например, в психологии сознания, то возводилось в абсолют, например, в бихевиоризме. Бихевиоризм вообще заменил понятие “психика” понятием “поведение”. Поведение бихевиористы считали единственной научной реальностью и истинным предметом психологии, в то время как современные зоопсихологи считают, что изучение поведения - это метод, с помощью которого можно отвечать на вопрос о закономерностях функционирования собственно психического, например, о закономерностях построения образа мира животными.

Информация о работе Психология животных