Психология животных

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2012 в 20:06, курсовая работа

Описание работы

Предмeт зоопcихологии - психики животных - представляет собой результат некоторой предварительной обработки: некоторого предварительного расчленения и структурирования действительности. В зависимости от принципов (методов) структурирования, принятых в данное время, и определяется предмет науки. Предмет познания развивается вместе с развитием познавательной деятельности.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………………………………..3

1. Элементарная сенсорная психика…………………………………………………………….…..…..3

1.1 Низший уровень ceнсорной психики………………………………………….….……..….4

1.1.1 Простейшие…………………………………………………………………..…......4

1.1.2 Кишечнополостные …………………………………………………….….…...….6

1.1.3 Плоские черви……………………………………………………………….….......7

1.1.4 Общая характеристика низшего уровня элементарной сенсорной психики…...7

1.2 Высший уровень элементарной сенсорной психики…………………………….….……..8

1.2.1.Кольчатые черви…………………………………………………………..….……..9

1.2.2. Моллюски. ……………………………………………………………….….…….10

1.2.3 Общая харaктеристикa высшего уровня элементарной сенсорной психики.…10

2. Перцептивная психика………………………………………………………………………………. 11

2.1 Низший уровень развития перцептивной психики……………………………………….11

2.1.1 Насекомые………………………………………………………………………….11

2.1.2 Головоногие моллюски……………………………………………………………14

2.1.3 Рыбы...........................................................................................................................14

2.1.4 Амфибии………………………………………………………………………...….15

2.1.5 Общая характеристика низшего уровня перцептивной психики……………….16

2.2 Высший уровень развития перцептивной психики……………………………………….16

2.2.1 Развитие нервной системы высших позвоночных……………………………….16

2.2.2 Развитие основных направлений изучения поведения позвоночных…………..17

2.2.3 Ориентировочно-исследовательская активность животных. …………………..18

Заключение.................................................................................................................................................19

Список литературы....................................................................................................................................19

Файлы: 1 файл

психика животных-19 стр.docx

— 73.70 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………………………..3

1. Элементарная сенсорная психика…………………………………………………………….…..…..3

      1.1 Низший уровень ceнсорной психики………………………………………….….……..….4

                  1.1.1 Простейшие…………………………………………………………………..…......4

                  1.1.2 Кишечнополостные …………………………………………………….….…...….6

                  1.1.3 Плоские черви……………………………………………………………….….......7

                  1.1.4 Общая характеристика низшего уровня элементарной сенсорной психики…...7

      1.2 Высший уровень элементарной сенсорной психики…………………………….….……..8

            1.2.1.Кольчатые черви…………………………………………………………..….……..9

            1.2.2. Моллюски. ……………………………………………………………….….…….10

            1.2.3 Общая харaктеристикa высшего уровня элементарной сенсорной психики.…10

2. Перцептивная психика………………………………………………………………………………. 11

      2.1 Низший уровень развития перцептивной психики……………………………………….11

          2.1.1 Насекомые………………………………………………………………………….11

          2.1.2 Головоногие моллюски……………………………………………………………14

          2.1.3 Рыбы...........................................................................................................................14

          2.1.4 Амфибии………………………………………………………………………...….15

          2.1.5 Общая характеристика низшего уровня перцептивной психики……………….16

      2.2 Высший уровень развития перцептивной психики……………………………………….16

          2.2.1 Развитие нервной системы высших позвоночных……………………………….16

          2.2.2 Развитие основных направлений изучения поведения позвоночных…………..17

          2.2.3 Ориентировочно-исследовательская активность животных. …………………..18

Заключение.................................................................................................................................................19

Список  литературы....................................................................................................................................19

 

       Введение

      Предмeт зоопcихологии - психики животных - представляет собой результат некоторой предварительной обработки: некоторого предварительного расчленения и структурирования действительности. В зависимости от принципов (методов) структурирования, принятых в данное время, и определяется предмет науки. Предмет познания развивается вместе с развитием познавательной деятельности. Предмет зоопсихологии, как и предметы других наук, с течением времени претерпевал изменения.

      Зоопсихология изучает психику животных. Психикa определяется двояко: с одной стороны, психическое определяется органическим субстратом (мозгом у человека, нервной системой различных типов у животных), т.е. внутренним фактором, с другой стороны, она определяется отражаемым, т.е. внешним фактором. Существует двойная зависимость психического (у животных): от органа отражения и от предметного мира.

      Предмет нaуки определяется так же целями и задачами, которые данная наука ставит. Одна из основных задач зоопсихологии - изучение развития психики животных в процессах филогенеза и онтогенеза. Современное представление о развитии психики животных можно охарактеризовать следующими положениями:

        1) Основной принцип - эволюционный. Более совершенные в эволюционном плане таксоны (систематические группы) животных обладают потенциальной возможностью к более совершенному отражению;

      (Следует  помнить, что таксоны современных  животных представляют собой  конечные этапы эволюционного  процесса и их взаимное расположение  по уровню развития - относительное  понятие).

        2) В рамках близких таксонов фактором, определяющим уровень психического отражения, выступает образ жизни животного;

        3) Существует единство и взаимосвязь строения и функции: не только строение определяет функцию, но и функция - строение;

        4) Развитие психики связано с развитием нервной системы и органов чувств - вынесенных элементов нервной системы, снабженных дополнительными морфологическими структурами. Параллельно с развитием нервной системы развитие психики связано с развитием защитных оболочек и механизмов, функция которых направлена на защиту от действия стимулов внешней Среды. “ В ходе развития и строение нервной системы животных, и ее психофизические функции выступают и как предпосылка, и как результат изменяющегося в ходе развития образа жизни”. (Рубинштейн, Основы общей психологии).

        5) Появление новых структур или функций, второстепенных в более низких таксонах, становится определяющим признаком в более высоких таксонах. Скачок нового качества отражения определяется внутри предшествующей стадии. Новые структуры могут быть не обязательно связаны со строением нервной системы. Так, одной из предпосылок возникновения нервной системы явилось образование эпителия как способа защиты от воздействия внешнего мира. (Пример: истерия у наиболее “умных” млекопитающих, возникающая в случае неспособности решить сложную задачу.)

        6) Для живого организма защита от стимула представляется более важной функцией, чем ассимиляция стимула. 

      1. Элементарная сенсорная психика 

      Относительно  становления и развития психики  и поведения у животных существует целый ряд гипотез.

      Одну  из них, касающуюся стадий и уровней  развития психического отражения, от простейших животных и до человека, в своей  книге "Проблемы развития психики" выдвигает А.Н. Леонтьев.

        В основу описанных им стадий психического развития Леонтьев положил признаки наиболее глубоких качественных изменений, которые претерпела психика в процессе эволюции животного мира. Согласно этой концепции, в развитии психики и поведения животных можно выделить ряд стадий и уровней. А.Н. Леонтьев выделял две основных стадии развития психики: элементарную сенсорную и перцептивную. Первая включает в себя два уровня: низший и высший, а вторая - три уровня: низший, высший и наивысший. Каждая из стадий и соответствующие ей уровни характеризуются определенным сочетанием двигательной активности и форм психического отражения. Как отмечал А.Н. Леонтьев, в процессе эволюционного развития эти процессы тесно взаимосвязаны. Совершенствование движений ведет к улучшению приспособительной деятельности организма, которая, в свою очередь, способствует усложнению нервной системы, расширению ее возможностей, создает условия для развития новых видов деятельности и форм отражения. Все это вместе взятое способствует совершенствованию психики.

      Элементарную  сенсорную психику Леонтьев определяет как стадию, на которой деятельность животных "отвечает тому или иному отдельному воздействующему свойству (или совокупности отдельных свойств) в силу существенной связи данного свойства с теми воздействиями, от которых зависит осуществление основных биологических функций животных. Соответственно отражение действительности, связанное с таким строением деятельности, имеет форму чувствительности к отдельным воздействующим свойствам (или совокупности свойств), форму элементарного ощущения".

      Стадия  же перцептивной психики, по Леонтьеву, "характеризуется способностью отражения внешней объективной действительности уже не в форме отдельных элементарных ощущений, вызываемых отдельными свойствами или их совокупностью, но в форме отражения вещей". Деятельность животного определяется на этой стадии тем, что выделяется содержание деятельности, направленное не на предмет воздействия, а на те условия, в которых этот предмет объективно дан в среде. "Это содержание уже не связывается с тем, что побуждает деятельность в целом, но отвечает специальным воздействиям, которые его вызывают".

      Позднее, с учетом многих исследований, касающихся поведения, эта гипотеза была доработана и уточнена К.Э. Фабри. Поэтому рассматриваемую  в нашем учебном курсе гипотезу развития психики принято называть концепцией Леонтьева - Фабри.

      Согласно  представлениям Леонтьева, стадия элементарной сенсорной психики характеризуется примитивными элементами чувствительности, не выходящими за пределы простейших ощущений. Низший уровень стадии элементарной сенсорной психики, на котором находятся простейшие и низшие многоклеточные организмы, живущие в водной среде, характеризуется тем, что здесь в достаточно развитом виде представлена раздражимость - способность живых организмов реагировать на биологически значимые воздействия среды повышением уровня своей активности, изменением направления и скорости движений. Чувствительность как способность реагировать на биологически нейтральные свойства среды. Двигательная активность животных еще не имеет поискового, целенаправленного характера.

      На  высшем уровне развития этой стадии психики  у животных отмечается выделение  специализированного органа, осуществляющего  сложные Манипуляция.

      Манипулятивный - вид психологического воздействия, используемого для достижения одностороннего выигрыша посредством скрытого побуждения партнера по общению к совершению определенных действий, предполагает известный уровень сноровки и мастерства при его проведении. Таким органом у низших животных являются челюсти. Они заменяют им руки, которые есть только у человека и некоторых высших живых существ. Челюсти сохраняют свою роль как основной орган манипуляций и исследования окружающего мира в течение длительного периода эволюции, вплоть до освобождения для этой цели передних конечностей животного. 

             1.1 Низший уровень сенсорной психики 

      На  низшем уровне психического развития находится довольно большая группа животных; среди них встречаются  и такие животные, которые стоят  еще на грани животного и растительного  мира (жгутиковые), а с другой стороны, и сравнительно сложно устроенные одноклеточные  и многоклеточные животные. 

            1.1.1 Простейшие

      К наиболее типичным представителям рассматриваемой  здесь группы животных относятся  простейшие. Организм представителей этого типа состоит из единственной клетки, обеспечивающей все жизненные  потребности животного. Филогенез  простейших шел фактически параллельно  развитию многоклеточных животных, что  нашло свое отражение в формировании у простейших аналогов систем органов, так называемых Органеллы. Органелла - 1) "органы" простейших, выполняющие различные функции: двигательные и сократительные, рецепторные, нападения и защиты, пищеварительные, экскреторные и секреторные. Часто термин "органеллы" употребляют как синоним органоидов; 2) (Organelle) специализированная субклеточная частица, выполняющая определенную функцию. На низшей ступени развития жизни у простейших одноклеточных животных наблюдается разнообразное поведение. Под микроскопом в капле воды можно видеть, как движутся, питаются, размножаются и погибают амёбы и инфузории. Сложность движений этих организмов поразительна. О трудностях изучения жизнедеятельности простейших животных проф. В. А. Вагнер остроумно и справедливо пишет: "В термине "простейшие" больше иронии, чем правды. Изучение их жизни не проще, чем изучение сложных организмов". 
Движения простейших отличаются большим разнообразием, причем у представителей этого типа встречаются способы локомоции, присущие только им и совершенно отсутствующие у многоклеточных животных. Это, например, своеобразный способ передвижения амеб при помощи "переливания" плазмы из одного участка тела в другой. Другие представители простейших, грегарины, передвигаются своеобразным "реактивным" способом - путем выделения из заднего конца тела слизи, толкающей животное вперед. Существуют и простейшие, пассивно парящие в воде.

      Элементарные  движения простейших иначе называют кинезами. Типичным примером кинеза является ортокинез - поступательное движение с переменной скоростью. Если, например, на определенном участке существует температурный градиент (перепад температур), то движения инфузории-туфельки будут тем более быстрыми, чем дальше животное будет находиться от места с оптимальной температурой. Следовательно, здесь интенсивность поведенческого (локомоторного) акта непосредственно определяется пространственной структурой внешнего раздражителя.

Информация о работе Психология животных