Виктимология

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2013 в 16:10, курс лекций

Описание работы

Социальная виктимология как научное направление возникла в середине прошлого века в процессе реализации идеи изучения и оказания помощи жертвам социализации и негативных социальных воздействий на человека. Вследствие этого нужно учесть, что

Файлы: 1 файл

Sotsialnaya_viktimologia_lektsii_docx_-_kopia.docx

— 390.17 Кб (Скачать файл)

Заметим, что разрушительную (асоциальную) девиацию нельзя отождествлять только с преступностью. Преступность – поведение уголовно наказуемое, запрещенное законом, является лишь одной из форм девиантного поведения  человека.

На этой основе девиантное поведение включает в себя поведение асоциальное, делинквентное (преступное), суицидальное и парасуицидальное, аддиктивное (зависимое), бродяжничество, вандализм, проституцию, сексуальные отклонения и др.

Вместе  с тем в социальном поведении  молодых людей, имеющих девиантные характеристики, отмечается высокий уровень тревожности и неуверенности в себе, что само по себе является виктимной личностной характеристикой и ставит их в позицию жертвы. Как показывает социально-педагогическая практика, формирование устойчивых асоциальных индивидуально-психологических качеств проявляется у детей уже в младшем возрасте. В подростковом возрастном периоде у данного типа молодых людей четко проявляются: эгоцентризм, эмоциональное безразличие, конформизм, неразвитость чувства индивидуальной     ответственности, слабоволие, импульсивность, раздражительность, обидчивость, подозрительность и враждебность, склонность к физической и деструктивной агрессивности.

Как отмечают Л.В. Кондратюк, Д.В. Ривман, И.А. Коробейников. Н.А. Барановский, у подростков и молодых людей с девиантным поведением встречаются психические аномалии: депрессивность, неврозы, дебильность, состояния деперсонификации и внутриличностного конфликта. У подростков с патологическим криминальным стереотипом поведения обнаруживается низкая психологическая и личностная толерантность к социальным факторам, когда незначительные внешние воздействия оказываются провоцирующими, актуализируя дефектность адаптации, что и приводит к поведенческой и личностной деструкции.

Выделяются  несколько подходов к оценке поведенческой нормы и девиаций: социальный, психологический, психиатрический, этно-культурный, возрастной, гендерный, медицинский, профессиональный, феноменологический, педагогический. 

Социальный подход базируется на представлении об общественной опасности или безопасности поведения человека. В соответствии с ним к девиантному следует относить любое поведение, которое явно или потенциально является опасным для общества, окружающих человека людей. С точки зрения права такое поведение противоречит правовым нормам и запрещено под угрозой наказания. По степени общественной опасности такое поведение разделяют на преступления, административные и гражданско-правовые деликты, дисциплинарные проступки.

Психологический подход рассматривает девиантное поведение в связи с внутриличностным конфликтом, деструкцией и саморазрушением личности. В рамках данного подхода существует множество классификаций девиантного поведения. Так, Ю.А. Клейберг выделяет поведение негативное (употребление наркотиков и др.), позитивное (социальное творчество и др.), социально-нейтральное (попрошайничество и др.).

Ц.П. Короленко  и Т.А. Донских делят девиантное поведение на две большие группы: нестандартное (новые идеи, мышление, действия) и деструктивное (разрушающее  личность), которое подразделяется на внутридеструктивное и внешнедеструктивное  поведение. Внешнедеструктивное поведение, в свою очередь, подразделяется на аддиктивное (зависимое) и антисоциальное (противоправное). Внутридеструктивное  поведение  бывает суицидным, конформистским, фанатическим, аутическим и нарциссическим.

Е.В. Змановская выделяет следующие виды девиантного  поведения: антисоциальное (действия или  бездействия, запрещенные законодательством), асоциальное (уклонение от выполнения морально-нравственных норм), аутодеструктивное (отклонения от медицинских и психологических  норм, угрожающие развитию самой личности).

Психиатрический подход рассматривает девиантное поведение как доболезненные особенности личности, способствующие формированию психических расстройств и заболеваний.

Этнокультурный подход рассматривает девиации через призму традиций какого-либо сообщества.

Возрастной подход признает отклоняющимся поведение, не соответствующее возрастным особенностям и нормам (отставание или опережение в развитии, качественные инверсии).

Гендерный подход исходит из представления о традиционных половых стереотипах поведения, мужском и женском стиле поведения. Девиации в данном случае связаны с гиперролевым поведением и инверсией образцов гендерного стиля.

Медицинский подход основан на психопатологическом и возрастном критериях. Он определяет поведенческие нарушения, соответствующие медицинским диагностическим результатам на уровне болезни.

Профессиональный подход базируется на представлении о существовании профессиональных и корпоративных стилей поведения.

Феноменологический подход учитывает все отклонения от нормы, даже нейтральные (например, аутизм).

Педагогический подход основан на выделении школьных (нарушения дисциплины, прогулы, курение и др.) и социальных (бродяжничество, воровство, сексуальные девиации и др.) дезадаптаций ребенка.   

На этой основе выделяют различные типы девиаций:

  • физические,
  • психические,
  • педагогические
  • социальные.

Физические  и психические отклонения имеют, как правило, медицинские основания  и связаны с особенностями  психофизического развития людей. Педагогические девиации вызываются неконструктивным подходом к выбору форм, методов  и средств воспитания, отсутствием  индивидуального подхода в процессе взаимодействия с ребенком, некомпетентностью  воспитателей и т.д. Социальные же девиации обусловлены негативным влиянием социума, несформированностью способности  личности давать объективную оценку и противостоять пагубным воздействиям окружения, что зачастую приводит ее в ситуацию жертвы социализации.   

 

 

 

 

 

 

Тема 3. ВИКТИМНОСТЬ КАК ПРЕДПОСЫЛКА ФОРМИРОВАНИЯ ЖЕРТВ  СОЦИАЛИЗАЦИИ

 

Основные  вопросы

1. Типы жертв и виды виктимности личности: общая характеристика.

2. Психологические основы понятия «индивидуальная виктимность» личности.

3. Индивидуальная виктимность как психическая и социально-психологическая девиация.

4. Внутренние предпосылки личности, способствующие развитию ее виктимности.

5. Стресс и стрессовые реакции как проявление виктимности личности.

6. Социальный инфантилизм как характеристика виктимной личности.  

 

Рекомендуемая литература

1. Мудрик, А. В. Основы социальной педагогики / А.В. Мудрик. – М.: Изд. центр «Академия», 2006. – 208 с.

2. Наумчик, В.Н. Социальная педагогика. Проблема трудных детей. Теория. Практика. Эксперимент: пособ. для учителей, воспитателей, студентов, аспирантов пед. высш. учеб. заведений / В.Н. Наумчик, М.А. Паздников. – Минск: Адукацыя i выхаванне, 2005. – 400 с.

3. Плавник,  Н.К. Почему дети становятся  трудными / Н.К. Плавник // Народная асвета. – 2009. – № 4. – С. 89–92.   

4. Проблемы насилия над детьми и пути их преодоления: пособие / под ред. Е.Н. Волковой. – СПб: Питер, 2008. – 240 с.

 

1. Типы жертв и виды виктимности личности: общая характеристика.

Центральное, стержневое понятие виктимологии –  жертва (лат. – victima, англ. – viktim, франц. – viktime). Однако, несмотря на то, что виктимология представляет собой учение о жертве, основным элементом ее предмета является виктимность.

Как уже  говорилось ранее, виктимность –  приобретенные человеком физические, психические и социальные черты  и признаки, которые могут сделать  его предрасположенным к превращению  в жертву (преступления, несчастного  случая, детруктивного культа и т. д.).

Как правило, жертва – это преимущественно физическое лицо, которому непосредственно причинен вред. В работе Христенко (2005) предлагается следующее определение: жертва – это человек (сторона взаимодействия), который утратил значимые для него ценности в результате воздействия на него другим человеком (стороной взаимодействия), группой людей, определенными событиями и обстоятельствами. В отечественной виктимологии наряду с термином «жертва» изначально используется термин «потерпевший», что в первую очередь относится к жертвам криминальных преступлений.

С начала возникновения виктимологии исследователи  пытались классифицировать жертвы преступлений (Христенко, 2004). Так выделяют жертвы автомобильной катастрофы, мести, преступления. Существуют также понятия жертвы религиозной, политической, идеологической борьбы, экономической ситуации, жертвы обмана, шантажа и т. д. И это далеко не полный список конкретных частных определений понятия «жертва».

Виды  жертв неблагоприятных условий  социализации условно можно обозначить как реальные, потенциальные и  латентные, которые представлены различными типами-категориями людей (по А.В. Мудрику).

Реальными жертвами неблагоприятных условий социализации могут стать инвалиды; дети, подростки, юноши, девушки с психосоматическими дефектами и отклонениями; сироты и ряд категорий детей, находящихся на попечении государства или общественных организаций.

Потенциальными и в то же время  реальными жертвами можно считать детей, подростков, юношей и девушек с пограничными психическими состояниями и с акцентуациями характера; детей мигрантов из страны в страну, из региона в регион, из села в город и из города в село; детей, родившихся в семьях с низким экономическим, моральным, образовательным уровнями; метисов и представителей инонациональных групп в местах компактного проживания другого этноса.

Латентными жертвами неблагоприятных условий социализации можно считать тех, кто не смог реализовать заложенные в них задатки в силу объективных обстоятельств их социализации. Так, ряд специалистов полагают, что высокая одаренность и даже гениальность «выпадают» на долю одного человека из тысячи родившихся. В зависимости от благоприятности условий социализации, особенно на ранних возрастных этапах, эта предрасположенность развивается примерно у одного из миллиона, имевших задатки. А истинным гением становится лишь один из десяти миллионов, т. е. большинство гениев теряется на жизненном пути, ибо условия социализации оказываются недостаточными для развития и реализации заложенной в них высокой одаренности.

Названные выше типы реальных жертв далеко не всегда представлены «в чистом виде». Часто первичный дефект, отклонение от нормы или какое-то объективное  жизненное обстоятельство (например, неблагополучная семья) вызывают вторичные  изменения в развитии человека, ведут  к перестройке жизненной позиции, формируют неадекватное или ущербное отношение к миру и к себе. Нередко  происходит наложение одного признака или обстоятельства на другие (например, мигрант первого поколения становится алкоголиком). Трагичный пример – судьба выпускников детских домов (в большинстве социальных сирот). Среди них по российским данным до 30% становятся бомжами, до 20% – правонарушителями, а до 10% заканчивают жизнь самоубийством.

Одни  признаки и обстоятельства, позволяющие  отнести человека к числу жертв  неблагоприятных условий социализации, имеют постоянный характер (сиротство, инвалидность), другие проявляются  на определенном возрастном этапе (социальная дезадаптация, алкоголизм, наркомания); одни неустранимы (инвалидность), другие могут быть предотвращены или  изменены (различные социальные отклонения – противоправное поведение, аморальные привычки  и др.).

В литературе помимо термина «жертва» также часто используется термин «виктимное поведение», что, строго говоря, означает «поведение жертвы». Однако это понятие обычно используется для обозначения неправильного, неосторожного, аморального, провоцирующего и т.д. поведения. Виктимной нередко именуют и саму личность, имея в виду, что в силу своих психологических и социальных характеристик она может стать жертвой преступления.

Типичное  поведение людей в определенных ситуациях есть выражение их внутренней сущности. Каждый человек живет и  действует в условиях определенной социальной системы, выполняя множество  различных социальных ролей, представляющих динамическое выражение его социальных позиций, статусов.

Специфика потерпевшего от преступления (жертвы) как социально-психологического типа заключается в том, что он является носителем внутренних психологических  причин виктимного поведения, которые  при определенных внешних обстоятельствах  могут реализоваться в таком  поведении на основе как негативных, так и положительных мотивов.

В настоящее  время существует несколько разработанных  отечественными исследователями классификаций  жертв преступлений. Так, например, B. C. Минская, классифицируя формы поведения жертвы, отмечает, что в большинстве случаев насильственных преступлений поведение потерпевшего являлось по существу провокацией этих преступлений. В проведенных автором исследованиях убийств и причинения телесных повреждений вследствие отрицательного поведения потерпевших установлено, что непосредственно перед совершением преступления между потерпевшим и преступником в подавляющем большинстве случаев (95 %) происходила ссора.

B.C. Минская приводит классификацию поведения жертв преступлений в зависимости от степени его общественной опасности. Она выделяет следующие виды поведения потерпевших:

  • преступные действия потерпевшего – общественно опасное посягательство на интересы общества или отдельной личности, поставившие ее в состояние необходимой обороны или вызвавшее состояние сильного душевного волнения;
  • менее общественно опасные, а значит, способные оказать меньшее влияние на общественную опасность ответного преступного деяния действия потерпевшего, нарушившие нормы административного или гражданского права или дисциплинарного устава;
  • еще менее опасные для общества (при прочих равных условиях) как причиняющие обществу меньший вред представляют нарушения норм нравственности.

B.C. Минская приводит также классификацию, основанную на поведении потерпевших непосредственно перед преступлением или в момент его совершения: физическое насилие; оскорбление; попытка применения физического насилия; психическое насилие – угроза физическим насилием, уничтожением или повреждением имущества виновному; необоснованный отказ оплатить бытовые услуги, освободить жилище; насильственное изгнание субъекта из его жилища; необоснованные имущественные притязания потерпевшего; кража.

Информация о работе Виктимология