Виктимология

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2013 в 16:10, курс лекций

Описание работы

Социальная виктимология как научное направление возникла в середине прошлого века в процессе реализации идеи изучения и оказания помощи жертвам социализации и негативных социальных воздействий на человека. Вследствие этого нужно учесть, что

Файлы: 1 файл

Sotsialnaya_viktimologia_lektsii_docx_-_kopia.docx

— 390.17 Кб (Скачать файл)

Раздел I. Теоретико-методологические основы социальной виктимологии

 

Тема 1. ПОНЯТИЕ И ПРЕДМЕТ СОЦИАЛЬНОЙ ВИКТИМОЛОГИИ

 

Основные  вопросы

1. Социальная виктимология как наука о дефектах социализации личности.

2. Сущность и задачи социальной виктимологии.

3. Понятия «виктимогенность», «виктимизация», «виктимность». 4. Возрастные периоды возможной виктимизации личности.

5. Факторы процесса виктимизации личности.

 

Рекомендуемая литература

1. Барановский,  Н. А. Введение в виктимологию / Н.А. Барановский. – Минск: Амалфея, 2002. – 186 с. 

2. Мудрик, А. В. Основы социальной педагогики / А.В. Мудрик. – М.: Изд. центр «Академия», 2006. – 208 с.

3. Социальная работа: теория и организация: пособие для студентов вузов / П.П. Украинец [и др.]; под ред. П.П. Украинец, С.В. Лапиной. – 2-е изд. – Минск: ТетраСистемс, 2007. – 288 с.

4. Тесля, А. И. Социальная работа: введение в социальную виктимологию: учеб.-метод. пособие / А.И. Тесля. – Минск: БГПУ, 2009. – 134 с.

5. Утков, П. Ю. Роль и место социально-педагогической виктимологии в процессе подготовки специалистов с высшим образованием / П. Ю. Утков // Юридическое образование и наука. – 2007.  – № 1. – С. 15–16.

 

1. Социальная виктимология как наука о дефектах социализации личности.

Социальная  виктимология как научное направление  возникла в середине прошлого века в процессе реализации идеи изучения и оказания помощи жертвам социализации и негативных социальных воздействий  на человека. Вследствие этого нужно  учесть, что

социализация (лат. socialis – общественный) – это процесс развития человека на протяжении всей его жизни, который происходит под воздействием различных факторов, результатом чего является операциональное овладение набором программ деятельности и поведения, характерных для определенной культурной традиции, а также процесс усвоения знаний, умений и навыков, ценностей и норм, социальных ролей и формирование социального опыта, что способствует актуализации индивида в обществе (Э. Дюркгейм, И. Талмен, И.С. Кон, А.В. Петровский, А.В. Мудрик и др.).

Термин  «виктимология» в социальной науке происходит от латинских слов «victime» (жертва) и «logos» (учение). Этот термин использовался в криминологии начиная с XVIII в. для описания жертв противоправного и криминального поведения индивида.

Таким образом, виктимология, возникшая в 50–70 гг. ХХ в. как реализация идеи изучения жертв  преступления в криминологии, начала развиваться как общая теория, имеющая своим предметом исследование жертв любого происхождения. Понятие  «виктимология» в российскую юридическую  науку ввел Л.В. Франк. Он считал, что  поведение человека может быть не только социально продуктивным, криминальным, преступным, но и неосмотрительным, рискованным, легкомысленным, порой  провокационным, следовательно, опасным  для себя самого и окружающих, что  увеличивает возможность посягательств  на собственную жизнь и собственное  благополучие, а также на благополучие других людей.

Практически к началу 70-х гг. ХХ в. предмет «виктимология» рассматривается как закономерности происхождения и развития, предупреждения виктимизации как негативного социального  явления в обществе в контексте  защиты и поддержки прав человека. Включение в предмет виктимологии всех категорий пострадавших лиц, ставших  жертвами самых разных обстоятельств, делает виктимологию междисциплинарной, комплексной наукой, не ограниченной криминальной сферой социальных воздействий  на человека или группу. 

Возникновение социальной виктимологии (Б. Мендельсон, Г. Гентинг)  обусловлено тем, что человек не только объект, но и субъект социализации, исходя из этого, он может стать ее жертвой. По мнению А.В. Мудрика, это связано с тем, что процесс и результат социализации заключают в себе внутреннее противоречие.  

Как правило, успешная социализация предполагает как  эффективную адаптацию человека в обществе, так и способность  в определенной мере противостоять  обществу, а точнее, тем жизненным  коллизиям, которые мешают его развитию, самореализации и самоутверждению. Так, в процессе социализации заложен  внутренний, до конца неразрешимый конфликт между степенью приспособления человека к жизни в обществе и  степенью его обособления в обществе, то есть способность человека к своеобразному  балансу между приспособлением  и обособлением. В противном случае, при отсутствии такого баланса, человек  рассматривается как жертва социализации. Причем стать такой жертвой может  человек как адаптированный в  обществе и неспособный ему противостоять (конформист), так и не адаптированный в обществе, инакомыслящий (диссидент). Любое современное общество в  определенной мере продуцирует оба типа жертв. Величина, острота и проявленность описанного конфликта связаны как с типом общества, в котором развивается и живет человек, так и со стилем воспитания, характерным для общества в целом, для тех или иных социокультурных слоев, конкретных семей и воспитательных организаций, а также связаны с индивидуальными особенностями самого человека. 

Таким образом, социальная виктимология изучает различные  категории жертв, возникших в  результате неблагоприятных социальных воздействий: людей с физическими, психическими, социальными и личностными  дефектами и отклонениями, а также  тех, чей социальный, правовой, социально-психологический  статус создает предпосылки неравенства, дискриминации, дефицита возможностей для обеспечения их жизнедеятельности, тормозит, препятствует физическому, социальному, психическому, культурному развитию и самореализации личности.

Таким образом, виктимология, синтезирующая знания о жертвах любого происхождения, может быть представлена наука, включающая следующие направления исследования:

  • криминальную виктимологию;
  • травмальную виктимологию (изучающую жертв некриминального травматизма);
  • виктимологию быта и досуга (широкий спектр проблем безопасности при использовании бытовой техники, безопасности на воде, транспортной безопасности, зависящей и от потенциальных жертв, и др.);
  • психиатрическую виктимологию (проблемы жертв с отклонениями в психике);
  • виктимологию катастроф, экологических и стихийных бедствий;
  • виктимологию технической безопасности (изучающую последствия виктимного поведения, связанного с нарушением правил безопасности труда, пожарной безопасности и др.);
  • виктимологию насилия (в ее рамках – виктимологию семейного насилия, преступлений, посягающих на половую неприкосновенность);
  • виктимологию воинских преступлений; виктимологию терроризма, захвата заложников, похищения людей;
  • виктимологию вовлечения в деструктивные культы;
  • виктимологию аддиктивного (зависимого) поведения.

Социальная  виктимология разрабатывает общие  и специальные принципы, цели, содержание формы и методы предупреждения, минимизации, компенсации, коррекции тех обстоятельств, в силу которых человек становится жертвой неблагоприятных условий  социализации. Разрабатывая свой круг проблем, социальная виктимология опирается  на социологию, социальную философию, теорию социальной работы, психологию, криминологию, юридические науки, педагогику, этику и этнографию, конфликтологию.

Социальная  виктимология связана с теорией  социальной работы и социальной педагогикой, поскольку отражает особенности  функций данных наук. Она изучает  природу и генезис отклоняющегося поведения с позиции междисциплинарного системного подхода, включая личностные, социальные психологические факторы, которые обуславливают социопатогенез. Социальная виктимология анализирует  причины воздействия негативных явлений на индивида и разрабатывает  систему предупреждения, диагностику, коррекцию отклоняющегося поведения, которое может приводить человека в состояние жертвы и носить разные формы.  

 

2. Сущность и задачи социально-педагогической виктимологии.

Актуальными проблемами современной социальной виктимологии выступают проблемы социокультурных, демографических, социально-ролевых, статусных факторов, которые активно воздействуют на состояние жертвы. Анализ ситуативных элементов, влияющих на развитие противоправного поведения отдельных групп людей, таких как подростковые и молодежные группы, является в настоящее время частью социальной профилактики негативных явлений в молодежной среде и отражает проблемы социальной виктимологии.

Социальная виктимология – составная часть социальной педагогики, изучающая различные категории людей, реальных или потенциальных жертв неблагоприятных условий социализации. Она представляет собой отрасль знаний, в которой:

а) на междисциплинарном уровне изучается развитие людей с физическими, психическими, личностными и социальными дефектами и отклонениями, а также тех, чей статус в условиях конкретного общества предопределяет или создает предпосылки для неравенства, дефицит возможностей для жизненного старта и физического, эмоционального, психического, культурного, социального развития и самореализации;

б) разрабатываются общие и специальные принципы, цели, содержание, формы и методы профилактики, минимизации, компенсации, коррекции тех обстоятельств, вследствие которых человек становится жертвой неблагоприятных условий социализации.

Известный российский психолог Е.В. Руденский, автор культурогенетической концепции социальной виктимологии, говоря о сущности данного научного направления, рассматривает личность как психокультурную реальность с позиции культурно-исторической теории развития, обоснованной еще Л.С. Выготским и получившей свое развитие в работах российской и зарубежной психологии. Эта позиция, по его мнению, представляет первое теоретическое основание социальной виктимологии.

Вторым теоретическим основанием, как полагает Е.В. Руденский, является этнопсихология и психологическая антропология, рассматривающие взаимодействие личности и культуры. Третьим теоретическим основанием социальной виктимологии является теория интеракционизма, раскрывающая социально-педагогические механизмы культурации и социализации личности. Четвертым теоретическим основанием является адаптивная теория развития личности, в контексте которой дифференцируются понятия «социализация» и «культурация» (вовлечение человека в мир мировой и отечественной культуры, в культуротворческую деятельность, постижение искусства и культурно-информационных процессов, в духовно насыщенное общение и эстетическое освоение окружающей действительности).   

Поскольку социальная виктимология рассматривает генезис негативного поведения на докриминогенном уровне, то основным ее объектом выступают дезадаптированные группы и индивиды в состоянии социальных жертв, а также социально-виктимологические явления в обществе. 

Предметом социальной виктимологии являются социально-психологические аспекты превентивной практики, осуществляемой социально-педагогическими учреждениями и службами по предупреждению и поддержке групп и индивидов в ситуации жертвы. Ее предмет включает в себя анализ объективных и субъективных факторов, которые приводят человека или группу людей в ситуацию жертвы социализации.

Социальная виктимология решает следующие задачи:

  • исследуя развитие людей различного возраста с физическими, психическими, социальными отклонениями, разрабатывает общие и специфические принципы, цели, содержание, формы и методы работы по профилактике, минимизации, компенсации, коррекции этих отклонений;
  • изучая виктимогенные факторы и опасности процесса социализации, определяет возможности общества, государства, институтов и агентов социализации по минимизации, компенсации и коррекции их влияния на развитие человека в зависимости от его пола, возраста и других характеристик;
  • выявляя типы виктимных людей различного возраста, сензитивность людей того или иного пола, возраста, типа к тем или иным виктимогенным факторам и опасностям, вырабатывает социальные и психолого-педагогические рекомендации по профилактике превращения виктимных личностей в жертв социализации;
  • изучая самоотношение человека, выявляет причины восприятия им себя как жертвы социализации, определяет прогноз его дальнейшего развития и возможности оказания помощи по коррекции самовосприятия и самоотношения.   

Поскольку объективно имеется социально-педагогическое явление виктимологии, следовательно, возникает потребность в подготовке педагога к работе с детьми, ставшими жертвами неблагоприятных условий  социализации. Наиболее очевидными жертвами неблагоприятных условий социализации являются дети-инвалиды, дети с психосоматическими дефектами и отклонениями, дети-сироты, дети мигрантов и беженцев, дети, воспитываемые в неблагополучных  семьях и демонстрирующие поведенческие  девиации, дети, ставшие жертвами насилия. Все эти категории детей можно  назвать виктимными личностями. 

 

3. Понятия «виктимогенность», «виктимизация», «виктим-ность».

Информация о работе Виктимология