Шпаргалка по "естествознанию"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2013 в 20:50, шпаргалка

Описание работы

Ответы на вопросы по "естествознанию"

Файлы: 1 файл

ксе.docx

— 221.87 Кб (Скачать файл)

 

С повышением уровня организации  с помощью моделей удается  получать преимущественно качественную информацию, в противном случае –  количественную.

 

60. КЛЕТКА КАК ФУНДАМЕНТАЛЬНАЯ  МОДЕЛЬ ЖИВОЙ МАТЕРИИ НА МИКРОУРОВНЕ 

 

Клетки – это структурные  и функциональные единицы живых  организмов. Подобное представление, известное  как клеточная теория, сложилось  постепенно в XIX в. в результате микроскопических исследований. Можно вполне убедительно  обосновать клеточную основу жизни. Клетка представляет собой самовоспроизводящуюся  химическую систему. Для того чтобы  поддерживать в себе необходимую  концентрацию химических веществ, эта  система должна быть отделена от своего окружения и должна обладать способностью к обмену с этим окружением.

 

Все клетки живых организмов содержат цитоплазму и генетический материал в форме ДнК. ДНК регулирует жизнедеятельность клетки и воспроизводит самое себя, благодаря чему образуются новые клетки.

 

Не существует строгого определения, что такое жизнь. Четкое определение  жизни дать затруднительно, поэтому  это понятие определяется указанием  существенных признаков.

 

1. Питание. Оно служит  для живых организмов источником  энергии и веществ. Растения  усваивают энергию непосредственно  через процесс фотосинтеза, животные  и грибы – через расщепление  чужой органики. Первые именуются  автотрофами, а вторые – гетеротрофами.

 

2. Дыхание. Одной из  основных его функций является  освобождение энергии при расщеплении  высокоэнергетических соединений. Высвобождаемая при этом энергия  запасается в молекулахАтФ.

 

3. Раздражимость является  способностью реагировать на  изменение внешней и внутренней  среды.

 

4. Подвижность. Это свойство  следует понимать не только  как действие, ведущее к изменению  положения в пространстве, например  для растений это менее всего  характерно, но в большей степени  как общий приспособительный  элемент адаптационного поведения,  чаще всего выраженный в изменении  пространственных координат.

 

5. Выделение – выведение  из организма конечных продуктов  обмена веществ.

 

6. Размножение. Его эволюционная  роль заключается в сохранении  главных признаков родителей  у потомства.

 

7. Рост – это один  из наименее специализированных  признаков живого вещества. Он  характерен и для неживой материи,  примером тому можно считать  кристаллы, но и здесь можно  провести принципиальное различие: рост кристаллов – это пассивное  присоединение вещества снаружи,  а рост живых организмов –  выраженный процесс и результат  жизнедеятельности.

 

Эти элементарные свойства жизни  присущи биологическим системам уже на клеточном уровне организации, поэтому клетку правомочно считать  элементарной структурной единицей жизни. Различные иерархические  уровни сложных объектов имеют функциональное и структурное сходство. Данная аналогия давно подмечена и с успехом  используется при подаче теоретического материала цитологии в разного  рода учебных пособиях и в цитологической терминологии. К примеру, даже название структурных элементов клетки –  «органеллы» является производным  от «органов» многоклеточного организма. Подобие различных иерархических  уровней в сложных системах получило название фрактальности. Клетка является открытой системой, которая обменивается с окружающей средой веществом и  информацией, пропускает через себя поток энергии, непрерывно понижая  энтропию. Этими свойствами обладает любая биологическая система.

 

61. ПРОКАРИОТЫ И ЭУКАРИОТЫ 

 

Несмотря на общность структурной, биохимической и физиологической  организации, присущую всем живым организмам, их можно поделить на две большие  группы – прокариоты и эукариоты. Принципиальное и наиболее заметное различие между этими двумя группами организмов заключается в том, что  эукариоты имеют особый органоид – ядро, т. е. генетический материал обособлен и отделен от цитоплазмы ядерной оболочкой. Наследственная информация заключена в хромосомах, содержащих ДНК и особые белки. Деление  происходит в результате сложного процесса, называемого митозом. Однако неправильно  будет сказать, что прокариоты не имеют ядра, так как у них  есть ядроподобные структуры – нуклеоиды. Более корректное выражение: прокариоты не имеют оформленного ядра, так как нукле-оиды имеют более простое строение и не отделены от цитоплазмы мембраной. Наследственную информацию несет одна хромосома, представляющая собой длинную молекулу ДНК.

 

Кратко охарактеризуем основные органеллы эука-риота.

 

Рибосомы синтезируют  белковые молекулы, пользуясь молекулами информационной РНК как матрицами. Они являются самыми мелкими органел-лами. Они присутствуют как в прокариотических, так и в эукариотических клетках. Эндоплазматический ретикулум – сеть мембран, которые образуют отсеки, где проходит синтез и транспортировка синтезируемых в клетке веществ. Ядро содержит наследственный материал клетки в виде ДНК. Ядро имеется во всех эукариотических клетках. В ядрышках происходит частичный синтез рибосом.

 

Микротрубочки образуют сложную  сеть, определяющую форму клетки, как  бы клеточный скелет.

 

Они же позволяют клетке передвигаться  и менять очертания.

 

Лизосомы содержат ферменты, разрушающие вещества, которые мешают жизнедеятельности клетки.

 

Хлоропласты, находящиеся  в клетках растений, осуществляют фотосинтез.

 

В клеточную мембрану встроено множество сложных белковых молекул, регулирующих ее проницаемость и  осуществляющих процессы обмена клетки с окружающей средой.

 

Митохондрии – это химические фабрики, генерирующие энергию клетки в процессах управляемого разложения молекул питательных веществ.

 

Клетки прокариот по сравнению  с клетками эукари-от имеют ряд принципиальных различий; неодинаковое строение ядерного аппарата – не единственный отличительный признак. У прокариот в цитоплазме отсутствует система мембран, которая у эукариот образует эндоплазматический ретикулум, отсутствуют структурно оформленные органеллы, присущие эука-риотам, такие как митохондрии и хлоропласты, комплекс Гольджи, лизосомы. Особенности структурной организации обусловливают и ряд функциональных отличий прокариотических клеток от эукариотических. Прокариотам не свойственно направленное движение цитоплазмы, внутриклеточное пищеварение, явления фагоцитоза и пиноцитоза. Клетки подавляющего большинства прокариот значительно мельче эукариотиче-ских клеток, для них характерно большее соотношение поверхности к объему, что обусловливает более интенсивный обмен с окружающей средой. Рибосомы более мелкие, но их намного больше.

 

Систематическая характеристика этих групп показывает, что эукариоты  объединяют животных, растения и грибы. В группу же прокариот входят бактерии, сине-зеленые водоросли.

 

62. НАУКИ О ЗЕМЛЕ 

 

Науки о Земле – комплекс наук, изучающих Землю, ее геосферы, их природные свойства, население  и результаты его хозяйственной  деятельности. В число наук о Земле  входят естественные и общественные науки. Любая из наук о Земле делится  на общую и региональную. Общая  наука изучает закономерности, присущие всем объектам, изучаемым этой наукой, а региональная – особенности  этих объектов на определенной территории.

 

Науки, изучающие нашу планету (геология, тектоника, климатология, гидрология, география и т. д.), объединяются в  раздел естествознания, называемый землеведением. Приведем лишь самый скромный перечень наук, в сферу исследования которых  входит изучение нашей планеты.

 

Геология – наука о  составе, строении, истории развития недр Земли, в первую очередь земной коры, а также о размещении в  земной коре полезных ископаемых. В  качестве составных частей в геологию входят минералогия (наука о составе  и свойствах минералов), петрография (наука о составе и строении горных пород), палеонтология (наука  о вымерших растениях и животных), геохронология, тектоника (изучает  формы залегания геологических  тел, движения земной коры), гидрогеология (наука о подземных водах), геофизика (изучает физические свойства всех геосфер и физические процессы, происходящие в оболочках Земли) и др.

 

География – система естественных, физико-географических и общественных, экономико-географических наук, изучающих  географическую оболочку Земли, природные  и производственные территориальные  комплексы, их компоненты и взаимосвязи  между ними.

 

К физико-географическим наукам относятся общее землеведение (изучение Земли как мирового тела и его  географической оболочки в целом), ландшаф-товедение (изучение закономерностей территориальной дифференциации географической оболочки), науки, изучающие отдельные компоненты географической оболочки: геоморфология (изучает строение, происхождение и развитие рельефа Земли), метеорология (наука об атмосфере Земли и происходящих в ней процессах), климатология, океанология, гидрология суши, гляциология, география почв, биогеография, палеогеография (изучает историю развития географической оболочки за период, предшествующий современному).

 

К экономико– и социально-географическим наукам относятся география населения, демография, география промышленности, сельского хозяйства, транспорта, непроизводственной сферы, политическая география, социальная география, экономическая география, страноведение, география рекреации и туризма и другие направления.

 

Экология – биологическая  наука о взаимосвязи организмов и их сообществ с окружающей средой. В настоящее время для экологии характерно своеобразное «распыление» исследований и предмета изучения. Выделились такие направления, как  природопользование, урбоэкология, агроэкология, промышленная экология, инженерная экология и др.

 

Геодезия – наука, изучающая  форму и размеры Земли, методы измерения расстояний, углов и  высот на земной поверхности. Раздел геодезии, включающий технологию и  организацию измерений на местности  для создания карт и планов, обычно называют топографией. Наука о картах, их создании и использовании называется картографией.

 

63. ВНУТРЕННЕЕ СТРОЕНИЕ  И ИСТОРИЯ ГЕОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ  ЗЕМЛИ 

 

В строении Земли выделяют три основных слоя: земную кору, мантию и ядро.

 

Земная кора – твердая  слоистая внешняя оболочка Земли. Мощность земной коры в планетарном масштабе чрезвычайно мала (в среднем около 35 км). Мощность ее сильно меняется от 5 км под океанами до 70 км под горными  сооружениями. На 90 % состоит из 8 химических элементов: кислорода, кремния, алюминия, железа, кальция, калия, натрия, магния. Есть 2 разновидности земной коры –  континентальная (более мощная, сложная  и имеет 3 слоя – осадочный, гранитный  и базальтовый) и океаническая (более  тяжелая и преимущественно базальтовая  с отсутствием гранитного слоя).

 

Мантия распространяется на глубину 2900 км. Ее объем составляет 83 % (с ядром – 99 %) объема планеты. Несмотря на высокую температуру (2000 "С), вещество мантии вследствие огромного  давления находится в твердом  кристаллическом состоянии. Внутри мантии на глубине 100–250 км под континентами и 50-100 км под океанами начинается слой повышенной пластичности вещества, близкого к точке плавления, – астеносфера. Подошва астеносферы находится  на глубинах порядка 400 км. Земная кора вместе с верхним твердым слоем  мантии над астеносферой называется литосферой. Литосфера – относительно хрупкая оболочка. Она разбита  глубинными разломами на крупные  блоки – литосферные плиты.

 

Ядро находится на глубинах от 2900 до 6371 км, т. е. радиус ядра занимает более половины радиуса Земли  и имеет мощность примерно 3500 км. Ядро состоит из внешнего и внутреннего  слоев. Предполагают, что во внешней  части ядра вещество находится в  расплавленном подвижном состоянии  и в нем изза вращения планеты возникают электрические токи, которые создают магнитное поле Земли; внутренняя часть ядра твердая. Земное ядро состоит из железа с примесью более легких элементов. С глубиной нарастают давление и температура, которая составляет в ядре около 5000 "С.

 

Слои Земли различаются  по химическому составу, что связывают  с дифференциацией первичного холодного  вещества планеты в условиях его  сильного разогрева и частичного расплавления. Предполагают, что при  этом более тяжелые элементы (железо, никель и др.) «тонули», а относительно легкие (кремний, алюминий и др.) «всплывали». Первые образовали ядро, вторые – земную кору. Из расплава одновременно выделялись газы и пары воды, которые сформировали первичные атмосферу и гидросферу.

 

Абсолютный возраст Земли  примерно равен 4,6 млрд лет. Возраст  древнейших пород Земли – гранитогней-сов, обнаруженных на суше, – равен 3,8–4,0 млрд лет. О событиях геологического прошлого дает представление единая международная геохронологическая шкала. Ее основными временными подразделениями являются эры: архейская, протерозойская, палеозойская, мезозойская, кайнозойская. Древнейший интервал геологического времени, включающий ар-хей и протерозой, называют докембрием (90 % всей геологической истории Земли). Далее выделена палеозойская («древняя жизнь») эра (от 570 до 230 млн лет назад), мезозойская («средняя жизнь») эра (от 230 до 65–67 млн лет назад) и кайнозойская («новая жизнь») эра (от 65–67 млн лет до наших дней). Внутри эр выделяются меньшие временные отрезки – периоды.

 

64. ЛИТОСФЕРА КАК АБИОТИЧЕСКАЯ  ОСНОВА ЖИЗНИ 

 

Литосфера – верхняя твердая  оболочка Земли, включающая земную кору и верхнюю часть мантии и переходящая  без резкой границы в нижележащую  астеносферу. Мощность литосферы составляет от 50 до 200 км.

 

Породы земной коры делятся  на три класса, имеющих различное  происхождение:

 

– магматические породы (гранит, базальт, габбро, туф);

 

– осадочные породы (мел, известняк, доломит, песок);

 

– метаморфические породы.

 

Современная наука позволяет  говорить, что первоначально, непосредственно  по завершении формирования литосферы, поверхность Земли была холодной (около 0 "С), небо практически безоблачным, разница между температурой дня  и ночи достигала порядка 50 "С. Горы имели более изломанные очертания, чем сейчас, склоны были круче, а  ущелья глубже. Без морей, рек, ледников, при разреженной безветренной атмосфере  процессы эрозии были ничтожны. Зато интенсивный  вулканизм порождал в земной коре глубокие разломы, многократно перестраивал, сминал в складки, опускал и поднимал земную поверхность. Потоки лавы образовывали озера, заливали огромные пространства и застывали. В результате вулканической  деятельности из недр Земли выделялись газы и водяные пары, постепенно образовавшие атмосферу.

Информация о работе Шпаргалка по "естествознанию"