Референдум и его виды значения в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 15:53, курсовая работа

Описание работы

Россия продолжает переживать затянувшейся переходный период от тоталитарной к демократической правовой общественно-политической системе. На основе новой Конституции РФ формируется гражданское общество, правовое государство, основан¬ное на свободе личности, новая роль государства, признающего приоритет прав человека и гражданина. Формируются и развиваются новые по своей сущности федеративные отношения всех субъектов Федерации. В связи с этим, развитие конституционного права явля¬ется важнейшим условием для проведения демократических реформ в жизни общества, государства, экономике и политике

Файлы: 1 файл

KON001KUR06academiciansnarod.doc

— 176.50 Кб (Скачать файл)

2) лицам, замещающим  государственные и муниципальные должности, государственным и муниципальным служащим с использованием преимуществ должностного или служебного положения;

3) воинским частям, военным  организациям и учреждениям;

4) благотворительным  организациям и религиозным объединениям, а также учрежденным ими организациям;

5) комиссиям референдума  и членам комиссий референдума  с правом решающего голоса;

6) иностранным гражданам,  лицам без гражданства, иностранным  юридическим лицам;

7) представителям организаций,  осуществляющих выпуск средств  массовой информации, при осуществлении ими профессиональной деятельности.

Запрещается привлечение  к проведению агитации по вопросам референдума лиц, не достигших возраста 18 лет.

Проведение агитации по вопросам референдума начинается со дня регистрации инициативной группы по проведению референдума и прекращается в ноль часов по местному времени за одни сутки до дня голосования. В день проведения референдума и в предшествующий ему день агитация запрещается. Запрещается также проведение агитации, сопровождаемой предоставлением гражданам бесплатно или на льготных условиях товаров, услуг (за исключением информационных услуг), ценных бумаг, а также выплатой денежных средств.

Комиссии референдума  контролируют соблюдение установленного порядка проведения агитации по вопросам референдума.

Правоохранительные и  иные органы обязаны принимать меры по пресечению противоправной агитационной деятельности, предотвращению изготовления подложных и незаконных печатных, аудиовизуальных и иных агитационных материалов и их изъятию, устанавливать изготовителей указанных материалов и источники оплаты этих материалов, а также незамедлительно информировать соответствующую комиссию референдума о выявленных фактах и принятых мерах.

Голосование и определение результатов

Порядок изготовления и  доставки бюллетеней, а также порядок осуществления контроля за их изготовлением и доставкой утверждается Центральной избирательной комиссией РФ не позднее чем за 50 дней до дня голосования. Форма и текст бюллетеня на русском языке, а также количество бюллетеней утверждается Центральной избирательной комиссией РФ не позднее чем за 28 дней до дня голосования. Количество бюллетеней не должно превышать более чем на 0,5 процента число зарегистрированных участников референдума.

В бюллетене воспроизводится  текст вопроса (вопросов) референдума и указываются варианты волеизъявления участника референдума словами "За" или "Против", справа от которых помещаются пустые квадраты. Если на референдум выносятся альтернативные вопросы, в бюллетене справа от каждого варианта вопроса помещается пустой квадрат.

В бюллетене должно содержаться  разъяснение порядка его заполнения.

Бюллетени печатаются на русском языке. По решению избирательной  комиссии субъекта РФ бюллетени печатаются также на государственном языке  соответствующей республики в составе Российской Федерации, а при необходимости - и на языках народов Российской Федерации на территориях их компактного проживания.

Голосование проводится с 8 до 20 часов по местному времени. О дне, времени и месте голосования территориальные и участковые комиссии обязаны оповестить участников референдума не позднее чем за десять дней до дня голосования через средства массовой информации или иным способом, а при проведении досрочного голосования, предусмотренного статьей 73 ФКЗ «О референдуме Российской Федерации» - не позднее чем за три дня до дня досрочного голосования.

Участковая комиссия составляет протокол об итогах голосования  на соответствующем участке референдума. Подсчет голосов участников референдума  проводится открыто и гласно. На основании данных, содержащихся в протоколах участковых комиссий об итогах голосования, территориальная комиссия после предварительной проверки правильности составления протоколов не позднее чем на третий день со дня голосования путем суммирования всех указанных в них данных устанавливает итоги голосования на соответствующей территории. На основании данных протоколов территориальных комиссий об итогах голосования избирательная комиссия субъекта РФ устанавливает итоги голосования на территории субъекта РФ. На основании данных протоколов избирательных комиссий субъектов и протоколов специальных территориальных комиссий об итогах голосования Центральная избирательная комиссия РФ после предварительной проверки правильности составления указанных протоколов путем суммирования содержащихся в них данных не позднее чем через 10 дней после дня голосования определяет результаты референдума.

Центральная избирательная  комиссия РФ признает референдум состоявшимся, если в голосовании приняло участие  более половины участников референдума, внесенных в списки участников референдума.

Центральная избирательная  комиссия РФ признает решение принятым на референдуме, если за вопрос референдума  проголосовало более половины участников референдума, принявших участие  в голосовании.

Центральная избирательная комиссия РФ признает результаты референдума недействительными, если итоги голосования признаны недействительными на части участков референдума, на которых списки участников референдума на момент окончания голосования в совокупности включают в себя не менее чем 25 процентов от общего числа участников референдума, включенных в списки участников референдума на момент окончания голосования (часть 8 статьи 80 ФКЗ «О референдуме Российской Федерации»). Решение Центральной избирательной комиссии РФ о признании результатов референдума недействительными может быть обжаловано в Верховный Суд РФ. В случае признания результатов референдума Центральной избирательной комиссией РФ недействительными на основании части 8 статьи 80 ФКЗ «О референдуме Российской Федерации» Центральная избирательная комиссия РФ назначает повторное голосование на референдуме. Повторное голосование на референдуме проводится не позднее чем через 30 дней со дня вступления в силу решения Центральной избирательной комиссии РФ о признании результатов референдума недействительными. Со дня назначения повторного голосования на референдуме до дня повторного голосования и в день повторного голосования агитация по вопросам референдума запрещается.

В течение двух месяцев  со дня голосования Центральная избирательная комиссия РФ в своем официальном печатном органе опубликовывает информацию, включающую в себя полные данные, содержащиеся в протоколах всех комиссий референдума, за исключением участковых комиссий, об итогах голосования, о результатах референдума.

Решение, принятое на референдуме, вступает в силу со дня официального опубликования Центральной избирательной  комиссией РФ результатов референдума. Решение, принятое на референдуме, является общеобязательным и не нуждается в дополнительном утверждении. Решение, принятое на референдуме, действует на всей территории Российской Федерации. Решение, принятое на референдуме, может быть отменено или изменено не иначе как путем принятия решения на новом референдуме, если в самом решении не указан иной порядок отмены или изменения такого решения. Если для реализации решения, принятого на референдуме, требуется издание нормативного правового акта, федеральный орган государственной власти, в компетенцию которого входит данный вопрос, обязан в течение 15 дней со дня вступления в силу решения, принятого на референдуме, определить срок подготовки этого нормативного правового акта, который не должен превышать три месяца со дня принятия решения на референдуме.

Лица, препятствующие свободному осуществлению гражданином РФ его права на участие в референдуме путем подкупа, обмана, применения физического насилия или угрозы его применения, подлога документов референдума, заведомо неправильного подсчета голосов граждан, имеющих прав

участие в референдуме, или иным путем либо препятствующие работе избирательных комиссий или комиссий по проведению референдума и работе членов указанных комиссий, а также законной деятельности инициативной группы, наблюдателей или условиям проведения агитации, либо препятствующие выполнению решения, принятого на референдуме, несут административную или уголовную ответственность в соответствии с федеральными законами.

 

Заключение

Референдум - всенародное  голосование, проводимое по какому-либо важному вопросу государственной  жизни – является важнейшим институтом непосредственной демократии. В отличие от выборов при референдуме объектом является не кандидат или список кандидатов на определенную должность, а определенный вопрос, по которому проводится референдум, - закон, законопроект, конституция, поправка к конституции, проблема, касающаяся международного статуса соответствующей страны, внутриполитическая проблема. Согласно статье 3 Конституции РФ референдум Российской Федерации на ряду со свободными выборами является высшим и непосредственным выражением власти народа.

В Российской Федерации  проводятся референдумы трех видов: референдум Российской Федерации, референдум субъекта Российской Федерации и  местный референдум. Референдум Российской Федерации проводится на всей территории Российской Федерации, на основе равного всеобщего и прямого волеизъявления при тайном голосовании. Каждый участник референдума обладает только одним голосом. Гражданин Российской Федерации голосует в референдуме лично. Участие является свободным, контроль за волеизъявлением не допускается.

В референдуме имеет  право участвовать каждый гражданин  Российской Федерации, достигший на день проведения референдума восемнадцати лет, за исключением граждан РФ, признанных судом недееспособным или содержащихся в местах лишения свободы по приговору суда.

При подготовке и проведении референдума используется русский  язык как государственный язык Российской Федерации и государственные  языки республик в составе  Российской Федерации, а так же языки  народов Российской Федерации на территориях их компактного проживания.

Источники законодательства о референдуме в Российской Федерации  образуют систему. Система законодательных  актов о референдуме характеризуется  внутренним единством, так как все  источники законодательства о референдуме  основываются на общих принципах регулирования референдумов, заложенных в Конституции РФ. Конституция РФ является основным источником законодательства о референдуме. Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» распространяется на все три вида референдумов в Российской Федерации. Федеральный конституционный законом «О референдуме Российской Федерации» подробным образом регламентирует проведение референдума Российской Федерации.

 

Список использованной литературы

1. Конституция Российской  Федерации.

2. Федеральный конституционный  закон «О референдуме Российской  Федерации» N 5-ФКЗ от 28.06.2004 г.

3. Федеральный закон  «Об основных гарантиях избирательных  прав и права на участие  в референдуме граждан Российской Федерации» N 67-ФЗ от 12.06.2002 г. (с изм. от 21.07.2005г.)

4. Федеральный закон  «Об общих принципах организации  местного самоуправления в Российской  Федерации» N 131-ФЗ от 06.10.2003 г. (с изм.  на 31.12.2005 г.)

5. Комментарий к Конституции Российской Федерации. Под ред. Л.А. Окунькова

6. Комментарий к Федеральному  закону «Об основных гарантиях  избирательных прав и права  на участие в референдуме граждан  Российской Федерации». Под ред.  В.И. Васильева, А.А. Вешнякова,  В.И. Лысенко. – М., 1999.

7. Баглай М. В. Конституционное  право Российской Федерации: Учебник  для вузов. — М., 2005.

8. Козлова Е.И., Кутафин  О.Е. Конституционное право России: учебн. – М., 2004.

9. Нудненко Л.А. Теория  демократии. - М., 2001.

10. Нудненко Л.А.  Непосредственная демократия в системе местного самоуправления в России: теоретические основы. - М., 2004.




Информация о работе Референдум и его виды значения в Российской Федерации