Референдум Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2014 в 09:42, контрольная работа

Описание работы

Становление современной российской государственности – сфера крайне противоречивая и сложная, где происходят постоянные перемены: отказ от старых стереотипов и поиск новых форм, переосмысление исторического опыта и критика авторитетов. Отражением этих процессов явился и новый подход к способам и порядку формирования государственных органов.
Несомненно, большое значение в процессе демократизации государства, в развитии конституционализма занимает участие народа в управлении государством в форме выборов и референдумов.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………3
1. Понятие референдума Российской Федерации……………………………4
2. Нормативная база референдума Российской Федерации…………………6
3. Порядок назначения, проведения и определения результатов референдума Российской Федерации……………………………………………………………10
4. Референдум в истории Российской Федерации……………………………18
Заключение……………………………………………………………………...23
Список использованных источников…………………………………………25

Файлы: 1 файл

референдум.docx

— 52.51 Кб (Скачать файл)

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО РФ»

 

 

«Референдум Российской Федерации»

 

2

Оглавление.

 

Введение…………………………………………………………………………3

1. Понятие референдума Российской Федерации……………………………4

2. Нормативная база референдума Российской Федерации…………………6

3. Порядок назначения, проведения и определения результатов референдума Российской Федерации……………………………………………………………10

4. Референдум в истории Российской Федерации……………………………18

Заключение……………………………………………………………………...23

Список использованных источников…………………………………………25

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

Становление современной российской государственности – сфера крайне противоречивая и сложная, где происходят постоянные перемены: отказ от старых стереотипов и поиск новых форм, переосмысление исторического опыта и критика авторитетов. Отражением этих процессов явился и новый подход к способам и порядку формирования государственных органов.

Несомненно, большое значение в процессе демократизации государства, в развитии конституционализма занимает участие народа в управлении государством в форме выборов и референдумов.

Референдум и свободные выборы - высшие формы непосредственной демократии, взаимосвязаны и дополняют друг друга в процессе осуществления народовластия. Опыт показал, что оценка референдума как института непосредственной демократии не может быть однозначной. Этот способ принятия решения имеет немало как сильных, так и слабых сторон. В связи с вышеизложенным, следует считать, что проблемы института референдума РФ, его роли в становлении демократических основ российской государственности чрезвычайно актуальны.

При написании работы были использованы различные источники, как нормативно-правовые акты, так и материалы судебной практики и специальная литература. Основным нормативным источником послужили Конституция РФ и Федеральный конституционный закон «О референдуме Российской федерации».

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Понятие референдума  Российской Федерации.

 

       Референдум — форма непосредственного выражения власти народа, обеспечивающая принятие окончательных решений по важным вопросам общественной и государственной жизни. В формально-юридическом значении референдум представляет голосование граждан, обладающих активным избирательным правом, по вопросам, составляющим предмет голосования, в целях получения однозначного утвердительного или отрицательного ответа в форме "да" или "нет", "за" или "против". Соответственно назначение референдума в механизме народовластия заключается в принятии государственных решений на основе единства мнений граждан в условиях, когда другие формы прямой демократии желаемого результата не дают. В системе иных конституционных институтов референдум выступает в качестве важнейшей гарантии, обеспечивающей непосредственное участие граждан в управлении делами общества и государства. Социально-политическая сущность референдума заключается в том, что он представляет собой один из значимых институтов прямой демократии, уходящих своими корнями во времена древнего непосредственного народоправства. Именно в те далекие от нас времена участники народных собраний (вече, гора и т.п.) путем публичного выражения своего мнения формировали общую волю, которая и явилась правовой основой принимаемого решения. При этом такого рода решения принимались единогласно (в современном понимании путем консенсуса), т. е. при отсутствии возражающих. В современном понимании референдум представляет собой этап рационализации традиционных механизмов выявления общей воли и общего согласия. Как электоральный институт, предполагающий формальное голосование, а также индивидуальный выбор предлагаемых решений или позиций (индивидуальное волеизъявление), институт референдума имеет сходство со всеобщими выборами. По своей юридической силе референдумы могут быть консультативными (в зарубежной конституционной практике они именуются плебисцитом) и императивными (обязательными).

       По территории действия различают:

1) общероссийский референдум, представляющий собой всенародное голосование граждан РФ по законопроектам, действующим законам и другим вопросам государственного значения;

2) региональный  референдум — голосование граждан РФ, постоянно или преимущественно проживающих на территории субъекта РФ, по важным вопросам государственного значения проводится на территории субъекта РФ;

3) местный  референдум — голосование граждан РФ, постоянно или преимущественно проживающих на территории субъекта РФ, по вопросам местного значения, т.е. референдум, проводимый на территории муниципального образования. Порядок проведения референдума РФ определяется Федеральным конституционным законом "О референдуме Российской Федерации"1. Проведение региональных и местных референдумов в РФ регулируется законодательством субъектов РФ. Правовые гарантии участия граждан в референдумах, проводимых в РФ, определены Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".2

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Нормативная база  референдума Российской Федерации.

 

Конституция РФ как основной источник закрепления института референдума.

 

Одной из новелл Конституции РФ 1993 г. является то, что она, в отличие от предшествующих, не просто декларирует возможность использования института референдума для решения наиболее важных вопросов государственной и общественной жизни, а включает его наряду с выборами в механизм реализации народовластия в России (ст. 3) как высшее и непосредственное выражение власти народа. Логическое развитие это положение главы "Основы конституционного строя" получает в следующей, второй главе Конституции, закрепляющей основы правового статуса человека и гражданина в Российской Федерации, в ст. 32 которой закреплено индивидуальное право граждан на участие в референдуме.

Также нужно отметить, что Конституция Российской Федерации предусматривает референдум Российской Федерации, референдум субъекта Российской Федерации и местный референдум, следовательно, институт референдума можно использовать на всех уровнях власти.

В соответствии со ст. 84 Конституции, Президент Российской Федерации назначает референдум в соответствии с федеральным конституционным законом. Последний предусматривает условия обязательного назначения референдума по требованию указанных в нем органов, определенного количества депутатов, а также избирателей. В этом законе должно найти развитие положения о референдуме как высшем непосредственном выражении власти народа, что может и явиться основанием для установления особой юридической силы решений, принятых на референдуме. Проведение референдумов на местном уровне и уровне субъектов Российской Федерации будет подчиняться нормам законодательства о референдуме субъектов Российской Федерации, принимаемого в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и конституционными нормами, регулирующими право граждан участвовать в референдуме (ст. 32 Конституции).

Часть вторая статьи 130 Конституции РФ определяет основные институты местного самоуправления, которые обеспечивают гражданам реальную самостоятельность при принятии ими решений по вопросам местного значения. К ним относятся местный референдум, выборы, другие формы прямого волеизъявления граждан, а также формируемые ими выборные и другие органы местного самоуправления. Таким образом, в местном самоуправлении сочетаются формы непосредственной и представительной демократии.

Таким образом, нужно отметить, что Конституция РФ в наиболее общем виде регулирует вопросы, связанные с референдумом:

  • закрепляет, что референдум наряду с выборами является высшим непосредственным выражением власти народа, закрепляет право граждан на участие в референдуме как один из компонентов более общего права граждан непосредственно участвовать в управлении делами государства;
  • разграничивает предметы ведения Федерации и ее субъектов в части регулирования прав и свобод человека, к которым относится и право на участие в референдуме.

Конституция РФ предусмотрела необходимость принятия конституционного закона о референдуме. 10 октября 1995 г. Президентом РФ был подписан Федеральный конституционный закон "О референдуме Российской Федерации".3 Согласно этому Закону, референдум РФ — всенародное голосование граждан РФ по законопроектам, действующим законам и другим вопросам государственного значения. Референдум наряду со свободными выборами является высшим непосредственным выражением власти народа.

Отдельные, не урегулированные указанным федеральным конституционным законом вопросы проведения общероссийского референдума регламентируются Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участии в референдуме граждан Российской Федерации".

Закон ограничивает круг вопросов, которые могут быть вынесены на общероссийский референдум, указанием на то, что они не должны ограничивать или отменять общепризнанные права и свободы человека и гражданина и конституционные гарантии их реализации, и путем перечисления тех вопросов, которые не могут быть предметом всенародного голосования.

Также следует уделить внимание тому, что закон реализует право человека и гражданина на участие в управлении делами государства, которое закреплено в ст. 32 Конституции РФ ч. 1, ст. 3 ч. 2. Положения данной статьи непосредственно вытекают из статьи 21 Всеобщей декларации прав человека, а также из статьи 25 Международного пакта о гражданских и политических правах.

Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" установлено прямое действие его норм и их верховенство по отношению к нормам иных федеральных законов. В случае противоречия федеральных законов, а также законов субъектов РФ, уставов муниципальных образований Федеральному закону "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской федерации" применяются нормы названного Федерального закона (пункт 7 статьи 1). Таким образом, чтобы не возникало пробелов и коллизий в праве, Закон является своеобразным арбитром в решении вопросов, касающихся проведения референдума, как на федеральном, так и на местном уровне.

Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской федерации"4 устанавливает стабильность нормативно-правовой базы выборов и референдума: принятые в установленном законом порядке изменения и дополнения в законы, иные нормативные акты о выборах или референдуме вступают в силу только после окончания избирательной кампании, проведения референдума (п. 6 ст. 1).

Большую роль в совершенствования законодательства о проведении референдума играют постановления Конституционного суда РФ. К примеру, в постановлении Конституционного Суда РФ от 11 июня 2002 г. "По делу о проверке конституционности положений пункта 1 статьи 64, пункта 11 статьи 32, пунктов 8 и 9 статьи 35, пунктов 2 и 3 статьи 59 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" в связи с запросами Верховного Суда Российской Федерации и Тульского областного суда" говорится о том, что п. 11 ст. 32, п. 3 ст. 59 и п. 1 ст. 64 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», не соответствуют Конституции РФ, и постанавливается внести соответствующие изменения в этот закон.

Напротив, в постановлении Конституционного Суда РФ от 9 ноября 2009 г. "По делу о проверке конституционности пункта 32 статьи 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", подпункта "к" пункта 2 статьи 21 Федерального закона "О политических партиях", части 3 статьи 30 Закона Краснодарского края "О выборах депутатов Законодательного Собрания Краснодарского края" и части первой статьи 259 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданина В.З. Измайлова оспариваемые статьи закона признаются соответствующими Конституции, а также дается пояснение относительно них.

3. Порядок назначения, проведения и определения результатов референдума Российской Федерации.

 

       Начальный этап референдума – это инициатива. Право граждан предлагать принятие законов и иных важнейших решений в юридической литературе получило наименование народной инициативы.

Инициатива проведения референдума принадлежит:

1) не менее чем двум миллионам граждан Российской Федерации, имеющих право на участие в референдуме, - при условии, что на территории одного субъекта Российской Федерации или в совокупности за пределами территории Российской Федерации находится место жительства не более 50 тысяч из них.

 

 Порядок реализации инициативы граждан РФ о проведении референдума РФ.

 

Этапы процедуры создания и действий региональной подгруппы:

1.Не менее  чем за 5 дней до проведения  собрания необходимо направить  в избирательную комиссию субъекта  РФ письменное       уведомление  о проведении собрания с повесткой  дня: «Об образовании региональной  подгруппы инициативной группы  по проведению референдума».

2. Необходимо  не менее чем через 5 дней после  подачи уведомления в избирательную  комиссию провести собрание граждан  – жителей области (республики, края). На собрание должно явиться  не менее 100 человек. Поэтому, рекомендуется  пригласить 150-200 человек (а лучше  всего не менее 500, так как, согласно Закону, только члены инициативной группы наделены правом сбора подписей граждан). Все они должны быть жителями данного субъекта Российской Федерации, т.е. иметь в паспорте штамп о постоянной регистрации (прописке) в данном субъекте. Кроме того, все они должны быть  полностью дееспособными.

3. На  собрание обязательно должен  быть приглашен нотариус и  обеспечена его явка. Поэтому  договоренность с нотариусом  должна быть достигнута заранее: не менее чем за неделю до  собрания, а также решен вопрос  об оплате его услуг.

4. Собрание  должно начаться с объявления  Председателя собрания о необходимости  проведения регистрации явившихся  с составлением протокола регистрации  участников, которые явились на  собрание. Регистрация явившихся на собрание производится по паспорту со сверкой по заранее подготовленному списку.

5. После  регистрации ведущий собрания  объявляет о наличии на собрании  не менее 100 человек, и переходе  к обсуждению вопроса об утверждения  повестки дня собрания (вопросах  собрания), включающую вопрос о необходимости проведения референдума и образовании региональной подгруппы по проведению референдума на территории субъекта федерации.

Информация о работе Референдум Российской Федерации