Референдум Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2014 в 09:42, контрольная работа

Описание работы

Становление современной российской государственности – сфера крайне противоречивая и сложная, где происходят постоянные перемены: отказ от старых стереотипов и поиск новых форм, переосмысление исторического опыта и критика авторитетов. Отражением этих процессов явился и новый подход к способам и порядку формирования государственных органов.
Несомненно, большое значение в процессе демократизации государства, в развитии конституционализма занимает участие народа в управлении государством в форме выборов и референдумов.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………3
1. Понятие референдума Российской Федерации……………………………4
2. Нормативная база референдума Российской Федерации…………………6
3. Порядок назначения, проведения и определения результатов референдума Российской Федерации……………………………………………………………10
4. Референдум в истории Российской Федерации……………………………18
Заключение……………………………………………………………………...23
Список использованных источников…………………………………………25

Файлы: 1 файл

референдум.docx

— 52.51 Кб (Скачать файл)

Принятое 16 января 1991 г. Постановление Верховного Совета СССР назначило референдум СССР на 17 марта 1991 г. В десятом пункте Постановления было записано: “В соответствии со статьей 29 Закона СССР “О всенародном голосовании (референдуме СССР)” решение, принятое путем референдума СССР, является окончательным, имеет обязательную силу на всей территории СССР и может быть отменено или изменено только путем нового референдума СССР”.

Правомерность такого заключения вызывала большие сомнения. Дело в том, что статья 4 союзного закона о референдуме предусматривала четыре типа вопросов, выносимых на референдум. Первые два касались принятия, изменения или отмены Закона СССР, третий – принятия решения, предопределяющего основное содержание законов СССР и других актов. Очевидно, что вопрос, вынесенный на референдум 17 марта, нельзя было отнести к первым двум типам; но и к третьему типу относить его также неправомерно: непонятно, основное содержание каких законов предопределял результат голосования. Оставался четвертый тип – выявление общественного мнения по иным наиболее важным вопросам, находящимся в ведении СССР. А по поводу этого типа статья 29 давала несколько более расплывчатую формулировку, чем “обязательная сила”: итоги такого референдума “должны учитываться при принятии решений соответствующими государственными органами”.

Кроме того, вопросы сохранения и обновления Союза не находились в ведении СССР – заключение Союзного договора являлось прерогативой союзных республик. Таким образом, желание руководства СССР придать референдуму СССР обязательную силу имело очень шаткую юридическую основу. Как показали дальнейшие события, еще более шаткой была надежда на спасительную силу этого референдума.

Референдум СССР был проведен 17 марта 1991 г. лишь в 9 из 15 союзных республик. Во всех республиках, где он проводился, большинство высказалось за “сохранение обновленного союза” (в РСФСР “за” проголосовало 71,3%8). Однако отказ шести республик (Армения, Грузия, Молдова, Латвия, Литва, Эстония) проводить союзный референдум по сути уже означал распад федерации. А в декабре 1991 г. Украина провела новый референдум, на котором ее население высказалось за независимость. После этого руководителям республик осталось лишь констатировать, что СССР больше не существует.

17 марта 1991 г. в РСФСР был проведен референдум  о введении поста Президента  РСФСР. На вопрос референдума  положительно ответили 69,85% от принявших участие в голосовании или 52,45% от числа граждан, внесенных в списки. В результате референдума в России был введен пост Президента, избираемого всенародным голосованием.

12 декабря  было подготовлено постановление  “О стабилизации конституционного  строя Российской Федерации”. В  первом пункте постановления  было записано: “Назначить на 11 апреля 1993 г. проведение всероссийского  референдума об основных положениях  новой Конституции (Основного Закона) Российской Федерации”.

Однако в марте 1993 г. был созван Восьмой (внеочередной) съезд народных депутатов Российской Федерации. 12 марта Съезд принял постановление, в котором, в частности, было записано: “Признать, что постановления Съезда народных депутатов Российской Федерации “О стабилизации конституционного строя Российской Федерации” и “О толковании отдельных положений Постановления Съезда народных депутатов Российской Федерации “О стабилизации конституционного строя Российской Федерации” утрачивают силу”.

20 марта Б. Ельцин выступил с обращением к народу. В нем он сообщил о том, что подписал Указ об особом порядке управления до преодоления кризиса власти. В соответствии с этим указом, на 25 апреля назначалось голосование о доверии президенту и вице-президенту Российской Федерации и одновременно – по проекту новой Конституции и проекту закона о выборах федерального парламента. 26 марта собрался Девятый (внеочередной) съезд народных депутатов Российской Федерации. После того, как предложение об отрешении Б. Ельцина от должности президента не набрало двух третей голосов, Съезд принял решение о проведении 25 апреля всероссийского референдума. Но вместо одного вопроса было предложено вынести на референдум четыре.

8 апреля  группа народных депутатов Российской  Федерации, не согласная со вторым  пунктом постановления, направила  ходатайство в Конституционный  суд. По мнению ходатайствующих, решение по всем четырем вопросам должно было быть принято, если за него проголосует более половины граждан, принявших участие в референдуме. 21 апреля Конституционный суд принял постановление, в котором было признано, что решение Съезда в отношении способа определения результата голосования по первому и второму вопросам не соответствует Конституции Российской Федерации. Таким образом, по первому и второму вопросам требовалось получить большинство голосов от числа граждан, принявших участие в референдуме, а по третьему и четвертому – от числа граждан, включенных в списки для голосования.

В результате голосования 25 апреля 1993 г. положительно на первый вопрос ответили 58,7% от числа принявших участие в голосовании, на второй – 53,0%, на третий – 49,5% (31,7% от числа граждан, включенных в списки), на четвертый – 67,2% (43,1% от числа граждан, включенных в списки). Таким образом, с юридической точки зрения результатом референдума стала “боевая ничья”. Однако в политическом плане результат волеизъявления граждан России можно было интерпретировать как выражение доверия президенту и недоверия депутатскому корпусу. Такая интерпретация позволила в дальнейшем Б.Н. Ельцину в условиях продолжения конфликта двух ветвей власти принять решение о роспуске Съезда народных депутатов и Верховного Совета.

Распустив депутатский корпус, Президент Российской Федерации назначил на 12 декабря 1993 г. выборы депутатов Федерального Собрания и референдум по проекту новой Конституции Российской Федерации. Правда, официально голосование по проекту Конституции называлось не референдумом, а просто “всенародным голосованием”. Это было, вероятно, обусловлено тем, что проводилось оно не по Закону РСФСР “О референдуме РСФСР”, а по Положению “О всенародном голосовании по проекту Конституции Российской Федерации 12 декабря 1993 года”, утвержденному Указом Президента Российской Федерации № 1633 от 15 октября 1993 г.

Данное Положение, в частности, предусматривало, что Конституция будет считаться принятой, если за нее проголосует более половины от принявших участие в голосовании. Результатом всенародного волеизъявления стала поддержка проекта Конституции большинством в 57,1% голосов. Таким образом, конституционный кризис был преодолен.8

 

 

 

 

 

Заключение.

 

Инициатива проведения референдума предоставляется главе государства, правительству, общественным организациям. На общенациональный референдум могут выноситься важнейшие вопросы политической жизни страны — принятие конституции и поправок к ней, изменение формы государственного устройства или формы правления, принятие новых или отмена каких-либо действующих законов, вступление страны в международную организацию, присоединение к межгосударственному соглашению.

Главным источником закрепления института референдума является Конституция РФ, которая регулирует в общем виде вопросы, а именно,  право граждан участвовать в непосредственном управлении делами государства; разграничивает предметы ведения Федерации и ее субъектов в части регулирования прав и свобод человека. Отдельные, не урегулированные указанным федеральным конституционным законом вопросы проведения общероссийского референдума регламентируются Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участии в референдуме граждан Российской Федерации".

Советские конституции хотя и предусматривали возможность проведения референдума, однако положения о референдуме (как и многие другие) были чистой декларацией. С началом в 1989 – 1990 годах процесса демократизации возник вопрос о возможности проведения референдума, начали принимать законы о референдуме. Единственный референдум в СССР был проведен 17 марта 1991 г. о сохранении СССР как обновлённой федерации равноправных суверенных республик. Несмотря на то, что большинство проголосовало за сохранение, это не помешало распаду СССР в декабре того же года. В этот же день 17 марта 1991 г. в РСФСР был проведен референдум о введении поста Президента РСФСР. В результате референдума в России был введен пост Президента, избираемого всенародным голосованием.

25 апреля 1993 года прошёл референдум, где в политическом плане результат волеизъявления граждан России можно было интерпретировать как выражение доверия президенту и недоверия депутатскому корпусу. Такая интерпретация позволила в дальнейшем Б.Н. Ельцину в условиях продолжения конфликта двух ветвей власти принять решение о роспуске Съезда народных депутатов и Верховного Совета. 12 декабря 1993 года, одновременно с выборами в Госдуму первого созыва, прошло «всенародное голосование» по проекту Конституции России. В голосовании участвовало 54,79 % избирателей, из них 58,42 % поддержало новый Основной закон, который действует по настоящее время.

Референдум в любой стране эффективен лишь в том случае, если он будет правильно понят и поддержан широкими слоями населения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников.

 

  1. Конституция Российской Федерации.
  2. О референдуме Российской Федерации. Федеральный конституционный закон от 28 июня 2004 г. // СЗ РФ. 2004. №27.
  3. Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации. Федеральный закон от 12 июня 2002 г., последняя ред. от 12 июля 2006 г. // СЗ РФ. 2002. №24.
  4. О референдуме Российской Федерации. Федеральный конституционный закон от 10 октября 1995 г. // СЗ РФ. 1995. №42.
  5. О референдуме РСФСР. Закон РСФСР от 16 октября 1990 г. // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1990. № 12.
  6. Баглай М.В. Конституционное право РФ. М.,2004.
  7. Любарев А.Е. Референдум в Российской Федерации: история и проблемы законодательного регулирования // Политика и общество. 2005. № 2.

 

1 Федеральный конституционный закон от 28.06.2004 N 5-ФКЗ (ред. от 24.04.2008) "О референдуме Российской Федерации"

2 Федеральный закон от 12.06.2002 N 67-ФЗ (ред. от 04.06.2010) "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в Референдуме граждан Российской Федерации"

 

3 Федеральный конституционный закон от 10.10.1995 N 2-ФКЗ (ред. от 28.06.2004) "О референдуме Российской Федерации"

4 Федеральный закон от 12.06.2002 N 67-ФЗ (ред. от 22.04.2010) "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"

5 Федеральный конституционный закон от 10.10.1995 N 2-ФКЗ (ред. от 24.04.2008) "О референдуме Российской Федерации"

 

6 Федеральный конституционный закон от 10.10.1995 N 2-ФКЗ (ред. от 24.04.2008) "О референдуме Российской Федерации"

 

7 Закон РСФСР от 16.10.1990 N 241-1 "О референдуме РСФСР"

8 Любарев А.Е. Референдум в Российской Федерации: история и проблемы законодательного регулирования. "Политика и общество", 2005, № 2, с. 70-82

 


Информация о работе Референдум Российской Федерации