Референдум Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2014 в 09:42, контрольная работа

Описание работы

Становление современной российской государственности – сфера крайне противоречивая и сложная, где происходят постоянные перемены: отказ от старых стереотипов и поиск новых форм, переосмысление исторического опыта и критика авторитетов. Отражением этих процессов явился и новый подход к способам и порядку формирования государственных органов.
Несомненно, большое значение в процессе демократизации государства, в развитии конституционализма занимает участие народа в управлении государством в форме выборов и референдумов.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………3
1. Понятие референдума Российской Федерации……………………………4
2. Нормативная база референдума Российской Федерации…………………6
3. Порядок назначения, проведения и определения результатов референдума Российской Федерации……………………………………………………………10
4. Референдум в истории Российской Федерации……………………………18
Заключение……………………………………………………………………...23
Список использованных источников…………………………………………25

Файлы: 1 файл

референдум.docx

— 52.51 Кб (Скачать файл)

6.Следует  помнить, что решение собрания  региональной подгруппы считается  принятым, если за него проголосовало  более половины участников собрания.

7. После  обсуждения вопроса о необходимости  проведения референдума и образовании  региональной подгруппы в данном  субъекте федерации ведущий объявляет  о голосовании. Если предложение  об образовании инициативной  группы по проведению референдума  и вопроса (вопросов) референдума  было поддержано, собрание принимает  решение о создании региональной  подгруппы.

8. Уполномоченные  представители региональной подгруппы, избранные на собрании, обращаются  в избирательную комиссию субъекта  федерации с ходатайством о  регистрации региональной группы, в котором указывается формулировка  вопроса (вопросов) референдума, которая  утверждена на собрании региональной  подгруппы.

9.  К ходатайству о регистрации региональной подгруппы должны быть приложены протокол регистрации участников референдума на собрании региональной подгруппы и протокол собрания региональной подгруппы, доверенности, оформленные на уполномоченных представителей региональной подгруппы, список членов региональной подгруппы и уполномоченных представителей региональной подгруппы в форме, установленной Центральной избирательной комиссией Российской Федерации. В списке указываются паспортные данные или данные документа, заменяющего паспорт гражданина, а для уполномоченных представителей региональной подгруппы - также номер телефона каждого из них, письменные заявления членов региональной подгруппы о согласии быть членами инициативной группы по проведению референдума.

10. В состав инициативной группы может входить подгруппа участников референдума, проживающих за пределами территории Российской Федерации. Такая подгруппа создается в порядке, установленном для создания региональной подгруппы. О создании такой подгруппы уведомляется Центральная избирательная комиссия Российской Федерации, которая осуществляет регистрацию подгруппы участников референдума, проживающих за пределами территории Российской Федерации.

11. Подписи собираются посредством внесения их в подписные листы, содержащие формулировку вопроса, выносимого на референдум Российской Федерации. В случае вынесения на референдум законопроекта лицо, проводящее сбор подписей, должно представлять гражданину Российской Федерации по первому его требованию текст этого законопроекта. Форма подписного листа и императивный перечень предъявляемых к нему требований установлен ФКЗ «О референдуме РФ».

12. После окончания сбора подписей, но не позднее окончания срока действия регистрационного свидетельства, инициативная группа подсчитывает число собранных подписей граждан РФ по каждому субъекту Федерации, на территории которого проводился сбор подписей, и число собранных подписей граждан Российской Федерации, проживающих за пределами ее территории, а также общее число собранных подписей, о чем составляется итоговый протокол.

13.  Подписные листы по каждому субъекту Российской Федерации, оформленные в соответствии с действующим законодательством, и экземпляр итогового протокола инициативной группы передаются ее уполномоченными в избирательную комиссию субъекта Российской федерации, на территории которого собирались подписи. Избирательная комиссия проверяет соблюдение требований Закона при сборе подписей, принимает по результатам проверки постановление и в течение 15 дней направляет подписные листы, экземпляр итогового протокола инициативной группы и копию своего постановления в Центральную избирательную комиссию РФ. Копия постановления направляется также инициативной группе.

14. Центральная избирательная комиссия проверяет соответствие всех поступивших документов требованиям закона и в течение 15 дней со дня поступления подписных листов направляет их со своим заключением Президенту Российской Федерации, одновременно информируя об этом палаты Федерального Собрания Российской Федерации и инициативную группу. Если в результате проверки будет установлено, что число действительных подписей не отвечает требованиям Закона, выносится постановление об отказе в проведении референдума Российской Федерации, его копия направляется инициативной группе. Данная инициативная группа не может выступать повторно с предложением о проведении референдума.

15.  В случае если избирательная комиссия субъекта федерации или ЦИК России обнаружат нарушения, связанные с оформлением документов, они возвращаются инициативной группе. При этом срок действия регистрационного свидетельства может быть продлен, но не более чем на 15 дней.5

 

2) Конституционному Собранию - в случае разработки проекта новой конституции, либо подтверждения неизменности Конституции Российской Федерации (ч. 3 ст. 135 К РФ), которое оформляется решением, принимаемым двумя третями голосов от общего числа его членов. При проведении всенародного голосования, Конституция России считается принятой, если приняли участие больше половины избирателей, и проголосовало за нее больше половины избирателей. Решение Конституционного Собрания о проведении референдума Российской Федерации по проекту новой Конституции направляется Президенту, а также для сведения в палаты Федерального Собрания Российской Федерации.

3) федеральным  органам государственной власти - в случаях, предусмотренных международным  договором Российской Федерации  и Федеральным конституционным  законом «О референдуме Российской Федерации».

2. Инициатива проведения референдума, принадлежащая гражданам Российской Федерации не может быть выдвинута в период избирательной кампании, проводимой одновременно на всей территории Российской Федерации на основании решения уполномоченного федерального органа, а также в случае, если проведение референдума приходится на последний год полномочий Президента Российской Федерации, Государственной Думы, Федерального Собрания Российской Федерации.

       В соответствии с Федеральным конституционным законом «О референдуме РФ» Указ Президента Российской Федерации о назначении референдума Российской Федерации, в котором определена дата его проведения, назначенная на любой выходной день в период от двух до трех месяцев со дня опубликования указа, должен быть опубликован. Центральная избирательная комиссия России обеспечивает не позднее чем за 45 дней до дня проведения референдума опубликование в целях всенародного обсуждения текста законопроекта, вынесенного на референдум, и текста действующего закона, который предлагается отменить или изменить; содействует средствам массовой информации (далее - СМИ) в проведении мероприятий, направленных на разъяснение содержания вопроса, вынесенного на референдум. Списки участков референдума с указанием их границ, адресов и номеров телефонов участковых комиссий по проведению референдума подлежат обязательному опубликованию (обнародованию) не позднее чем за 35 дней до дня проведения референдума. Списки граждан, имеющих право на участие в референдуме, представляются для всеобщего ознакомления не позднее чем за 30 дней до дня проведения референдума. Основной объем информации должен передаваться через СМИ.

       Завершающий этап подготовительной стадии референдума - обсуждение. Существует по меньшей мере два варианта обсуждения. Первый сводится к обсуждению проекта, в нем могут участвовать депутаты, члены инициативной группы и специалисты, привлекаемые для этой цели. Их мнение субъективно, однако оно позволяет раскрыть как политические, так и чисто профессиональные аспекты рассматриваемой проблемы.

       Второй вариант - это всенародное обсуждение. Оно проходит после положительного решения полномочного органа по вопросу вынесения проекта нормативно-правового акта на референдум. Оно позволяет каждому гражданину ознакомиться с проектом, по которому ему предстоит голосовать, высказать по нему свое мнение и замечания.

 

Порядок проведения референдума.

 

       Референдум назначает Президент РФ. Не позднее чем через 10 дней со дня поступления документов, на основании которых назначается референдум, Президент РФ направляет их в Конституционный Суд РФ с запросом о соответствии Конституции РФ инициативы проведения референдума по предложенному вопросу референдума. Конституционный Суд РФ направляет свое решение Президенту РФ, решение Конституционного Суда подлежит незамедлительному опубликованию.

       Если Конституционный Суд РФ признал инициативу проведения референдума по предложенному вопросу соответствующей Конституции РФ, Президент не позднее чем через 15 дней со дня поступления решения Конституционного Суда РФ назначает референдум. В случае если указанная инициатива признана не соответствующей Конституции РФ, процедуры по ее реализации прекращаются с момента вступления в силу решения Конституционного Суда РФ.

       Президент Российской Федерации издает указ о назначении референдума, в котором определяет дату его проведения. Решение о назначении референдума подлежит официальному опубликованию не позднее чем через 5 дней со дня его принятия.

       Не допускается совмещение дня голосования на референдуме с днем голосования на выборах в федеральные органы государственной власти, проводимых одновременно на всей территории РФ. При назначении референдума в соответствии с международным договором РФ могут быть установлены иные сроки проведения референдума.

       Если в период реализации инициативы проведения референдума, выдвинутой одной инициативной группой, другая инициативная группа выдвинула инициативу проведения референдума по иному вопросу, голосование по вопросам референдума, инициированного указанными группами, может быть назначено на один день.6

       Важнейший этап проведения референдума - голосование. Поскольку процедура проведения референдума, как и выборов, призвана содействовать полному и объективному выявлению воли граждан, она не может не учитывать опыт организации голосования, подсчета его результатов и руководства избирательной кампанией.

       Завершающим этапом на стадии проведения референдума является подведение его итогов. На этом этапе комиссии референдума выясняют два важных вопроса: состоялся ли референдум и какое решение приняли граждане по существу вынесенных на него вопросов. Если референдум признан несостоявшимся, то закон ограничивает возможность повторного вынесения этого же вопроса на новый референдум. Это говорит о том, что несостоявшийся референдум можно рассматривать как отрицательное отношение граждан к существу вынесенных на него вопросов. Если референдум признан состоявшимся, возникает необходимость установления его итогов.

       Одна из проблем на данном этапе проведения референдума связана с необходимостью одобрения или неодобрения принятого акта полномочными органами власти. Поскольку решение референдума имеет высшую юридическую силу, очевидно, что принятый им акт в каком-либо утверждении не нуждается, но, т.к. принятие законов в Российской Федерации сопровождается процедурой их подписания Президентом Российской Федерации, его промульгация является неотъемлемой составной частью рассматриваемого этапа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Референдум  в истории Российской Федерации.

 

Советские конституции предусматривали возможность проведения референдума. Однако положения конституций о референдуме (как и многие другие) были чистой декларацией. За все время существования советской власти ни разу не был принят какой-либо закон, регламентирующий проведение референдума.

С началом в 1989 – 1990 годах процесса демократизации вопрос о возможности проведения референдума, то есть непосредственного выяснения мнения народа по наиболее важным вопросам развития страны, встал в практическую плоскость. В 1990 году почти одновременно были приняты законы о референдуме СССР и РСФСР. Причем российские депутаты немного опередили союзных: Закон РСФСР “О референдуме РСФСР” был принят 16 октября 1990 г.7, а Закон СССР “О всенародном голосовании (референдуме СССР)” – только 27 декабря 1990 г., на Четвертом съезде народных депутатов СССР.

На этом же съезде по инициативе и настойчивому требованию Президента СССР М.С. Горбачева были приняты два постановления о проведении референдума СССР. Первое постановление предусматривало проведение референдума о частной собственности на землю, второе – “о сохранении обновленного Союза как федерации равноправных суверенных Советских Социалистических республик”. Второе постановление содержало также преамбулу, гласящую, что данное постановление принято “в связи с многочисленными обращениями трудящихся, высказывающими беспокойство о судьбах Союза ССР, и, учитывая, что сохранение единого Союзного государства является важнейшим вопросом государственной жизни, затрагивает интересы каждого человека, всего населения Советского Союза”.

Оба постановления предусматривали учет результатов голосования по каждой республике в отдельности. В обоих постановлениях во втором пункте было записано поручение Верховному Совету СССР определить дату референдума и меры по его обеспечению.

Формулировка вопроса референдума вызвала на сессии жаркие дебаты. В конечном итоге была поддержана формулировка, предложенная Комитетом по законодательству: “Считаете ли Вы необходимым сохранение Союза Советских Социалистических республик как обновленной федерации равноправных суверенных республик, в которой будут в полной мере гарантироваться права и свободы человека любой национальности?” Было очевидно, что в таком вопросе в действительности содержится несколько вопросов, на которые могут быть даны разные ответы. Таким образом, результаты референдума не могли поддаваться однозначному толкованию.

Информация о работе Референдум Российской Федерации