Референдум и его виды значения в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 15:53, курсовая работа

Описание работы

Россия продолжает переживать затянувшейся переходный период от тоталитарной к демократической правовой общественно-политической системе. На основе новой Конституции РФ формируется гражданское общество, правовое государство, основан¬ное на свободе личности, новая роль государства, признающего приоритет прав человека и гражданина. Формируются и развиваются новые по своей сущности федеративные отношения всех субъектов Федерации. В связи с этим, развитие конституционного права явля¬ется важнейшим условием для проведения демократических реформ в жизни общества, государства, экономике и политике

Файлы: 1 файл

KON001KUR06academiciansnarod.doc

— 176.50 Кб (Скачать файл)
  1. не менее чем двум миллионам граждан РФ, имеющих право на участие в референдуме, - при условии, что на территории одного субъекта РФ или в совокупности за пределами территории РФ находится место жительства не более 50 тысяч из них;
  2. Конституционному Собранию - в случае, предусмотренном частью 3 статьи 135 Конституции Российской Федерации;
  3. федеральным органам государственной власти - в случаях, предусмотренных международным договором РФ и Федеральным конституционным законом «О референдуме Российской Федерации».

Участники референдума  образуют инициативную группу по проведению референдума.

Инициативная группа по проведению референдума должна состоять из региональных подгрупп, создаваемых  более чем в половине субъектов  Российской Федерации. В каждую региональную подгруппу инициативной группы по проведению референдума  должно входить не менее 100 участников референдума, место жительства которых находится на территории того субъекта РФ, где образована региональная подгруппа.

Уполномоченные представители  региональной подгруппы обращаются в избирательную комиссию соответствующего субъекта РФ с ходатайством о регистрации региональной подгруппы, в котором указывается формулировка вопроса (вопросов) референдума, которая утверждена на собрании региональной подгруппы. Избирательная комиссия субъекта РФ незамедлительно уведомляет Центральную избирательную комиссию РФ о вопросе (вопросах) референдума, указанном (указанных) в ходатайстве. Центральная избирательная комиссия РФ в течение 10 дней со дня первого такого уведомления проверяет соответствие вопроса (вопросов) референдума требованиям, предусмотренным статьей 6 ФКЗ «О референдуме Российской Федерации», и принимает соответствующее решение. Избирательная комиссия субъекта РФ в течение 15 дней со дня получения ходатайства о регистрации региональной подгруппы проверяет соответствие ходатайства и приложенных к нему документов требованиям, предусмотренным ФКЗ «О референдуме Российской Федерации», и принимает решение о регистрации региональной подгруппы либо об отказе в регистрации региональной подгруппы.

Решение избирательной  комиссии субъекта РФ об отказе в регистрации  региональной подгруппы может быть обжаловано в верховный суд республики, краевой, областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области, автономного округа. Решение Центральной избирательной комиссии РФ, которым утверждено ее заключение о несоответствии вопроса (вопросов) референдума требованиям, предусмотренным статьей 6 ФКЗ «О референдуме Российской Федерации», может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации.

В случае регистрации  региональных подгрупп более чем  в половине субъектов РФ уполномоченные представители региональных подгрупп более чем половины субъектов  РФ вправе на своем собрании принять  решение об обращении в Центральную избирательную комиссию РФ с ходатайством о регистрации инициативной группы по проведению референдума и вопроса (вопросов) референдума и обратиться с указанным ходатайством в Центральную избирательную комиссию РФ не позднее чем через два месяца со дня регистрации первой региональной подгруппы.

Если Центральная избирательная  комиссия РФ установит соответствие ходатайства инициативной группы и  приложенных к нему документов требованиям  ФКЗ «О референдуме Российской Федерации», она в течение 10 дней со дня поступления ходатайства принимает решение о регистрации инициативной группы по проведению референдума. Решение об отказе в регистрации инициативной группы по проведению референдума может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации.

Основанием для отказа в регистрации инициативной группы может быть только нарушение инициативной группой положений Конституции  РФ и ФКЗ «О референдуме Российской Федерации».

С момента получения  регистрационного свидетельства инициативная группа вправе добровольно и самостоятельно собирать подписи в поддержку инициативы проведения референдума. Подписи собираются посредством внесения их в подписные листы, содержащие формулировку вопроса, выносимого на референдум. Сбор подписей в поддержку инициативы проведения референдума осуществляется в течение 45 дней со дня, следующего за днем регистрации инициативной группы по проведению референдума.

Подписные листы передаются в Центральную избирательную  комиссию РФ не позднее 18 часов по московскому  времени дня, в который истекает срок сбора подписей в поддержку инициативы проведения референдума. Центральная избирательная комиссия РФ в течение 30 дней со дня приема подписных листов проверяет соблюдение порядка сбора подписей в поддержку инициативы проведения референдума, оформления подписных листов, достоверность сведений об участниках референдума, содержащихся в подписных листах, и их подписей, а также соблюдение инициативной группой по проведению референдума порядка финансирования своей деятельности и правил проведения агитации по вопросам референдума.

По итогам проверки Центральная  избирательная комиссия РФ принимает  решение о результатах выдвижения инициативы проведения референдума. В случае, если количества достоверных подписей участников референдума достаточно для назначения референдума и при этом количество недостоверных и (или) недействительных подписей составило менее 5 процентов от общего количества подписей, отобранных для проверки, Центральная избирательная комиссия РФ указывает это в своем решении о результатах выдвижения инициативы проведения референдума. Данное решение Центральная избирательная комиссия РФ не позднее чем через пять дней со дня его принятия направляет Президенту РФ и одновременно уведомляет о своем решении палаты Федерального Собрания РФ. Если же в результате проверки будет установлено, что число действительных подписей не отвечает требованиям ФКЗ «О референдуме Российской Федерации», выносится решение Центральной избирательной комиссии РФ об отказе в проведении референдума. После принятия данного решения процедуры по реализации инициативы проведения референдума прекращаются. Инициативная группа по проведению референдума в течение 10 дней после получения копии решения об отказе в проведении референдума вправе обжаловать его в Верховный Суд РФ. При принятии Центральной избирательной комиссией РФ решения об отказе в проведении референдума, которое не было обжаловано в Верховный Суд РФ, а в случае обжалования не было признано им незаконным, соответствующая инициативная группа по проведению референдума, а также граждане РФ, входящие в состав этой инициативной группы, в течение года со дня принятия Центральной избирательной комиссией РФ указанного решения не могут повторно выдвинуть инициативу проведения референдума с такой же по смыслу или содержанию формулировкой вопроса (вопросов) референдума.

В соответствии с Конституцией РФ Конституционное Собрание вправе вынести на референдум проект новой  Конституции РФ, который принимается  двумя третями голосов от общего числа членов Конституционного Собрания в соответствии с порядком, определенным Федеральным конституционным законом о Конституционном Собрании. Решение Конституционного Собрания о проведении референдума по проекту новой Конституции РФ направляется Президенту РФ, а также для сведения в палаты Федерального Собрания.

Если в соответствии с международным договором Российской Федерации проект нормативного акта или вопрос государственного значения подлежит вынесению на референдум, такой референдум назначается по инициативе федерального органа (федеральных  органов) государственной власти, к компетенции которого (которых) международным договором Российской Федерации отнесено рассмотрение проекта нормативного акта или вопроса государственного значения, выносимых на референдум. Инициатива проведения референдума в соответствии с международным договором Российской Федерации оформляется решением соответствующего федерального органа государственной власти.

Назначение референдума

Референдум назначает  Президент РФ. Не позднее чем через 10 дней со дня поступления документов, на основании которых назначается референдум, Президент РФ направляет их в Конституционный Суд РФ с запросом о соответствии Конституции РФ инициативы проведения референдума по предложенному вопросу референдума. Конституционный Суд РФ рассматривает данное обращение, принимает по нему решение и направляет это решение Президенту РФ, которое подлежит незамедлительному опубликованию. Если Конституционный Суд РФ признал инициативу проведения референдума соответствующей Конституции РФ, Президент РФ не позднее чем через 15 дней со дня поступления решения назначает референдум. В случае, если указанная инициатива признана не соответствующей Конституции РФ, процедуры по ее реализации прекращаются с момента вступления в силу решения Конституционного Суда РФ

При назначении референдума Президент РФ определяет день голосования, которым может быть только воскресенье в период от 60 до 100 дней со дня официального опубликования решения о назначении референдума.

Если в период реализации инициативы проведения референдума, выдвинутой одной инициативной группой по проведению референдума, другая инициативная группа по проведению референдума выдвинула инициативу проведения референдума по иному вопросу, голосование по вопросам референдума, инициированного указанными группами, может быть назначено на один день.

Не допускается совмещение дня голосования на референдуме  с днем голосования на выборах  в федеральные органы государственной  власти, проводимых одновременно на всей территории Российской Федерации.

Подготовку и проведение референдума, обеспечение реализации и защиты права на участие в референдуме осуществляют избирательные комиссии, созданные и действующие на постоянной основе в соответствии с законодательством Российской Федерации о выборах и референдумах, а также специальные территориальные комиссии референдума и участковые комиссии референдума.

Систему комиссий референдума  составляют следующие комиссии, перечисленные  в порядке от вышестоящих к  нижестоящим:

1) Центральная избирательная  комиссия Российской Федерации;

2) избирательные комиссии субъектов Российской Федерации;

3) территориальные избирательные  комиссии или избирательные комиссии  муниципальных образований, действующие  в случаях, предусмотренных законодательством  Российской Федерации о выборах  и референдумах, в качестве территориальных избирательных комиссий, а также специальные территориальные комиссии референдума в случае их сформирования;

4) участковые комиссии  референдума.

Решение вышестоящей  комиссии референдума, принятое в пределах ее компетенции, обязательно для нижестоящих комиссий референдума. Решение комиссии референдума, противоречащее закону либо принятое с превышением установленной компетенции, подлежит отмене вышестоящей комиссией референдума или судом.

Специальные территориальные  комиссии могут быть сформированы избирательной комиссией субъекта РФ для руководства деятельностью участковых комиссий, сформированных на участках референдума, которые образованы на судах, находящихся в плавании, и полярных станциях, и Центральной избирательной комиссией РФ - для руководства деятельностью участковых комиссий, сформированных на участках референдума, которые образованы за пределами территории Российской Федерации.

Участковая комиссия формируется вышестоящей территориальной  комиссией не ранее чем за 30 дней и не позднее чем за 23 дня до дня голосования.

Округ референдума включает в себя всю территорию Российской Федерации. Участники референдума, проживающие за пределами территории Российской Федерации, считаются приписанными к округу референдума.

Для проведения голосования и подсчета голосов участников референдума по согласованию с соответствующей территориальной комиссией главой муниципального образования, командиром воинской части, руководителем дипломатического представительства или консульского учреждения РФ образуются участки референдума не позднее чем за 50 дней до дня голосования с учетом местных и иных условий, исходя из необходимости создания максимальных удобств для участников референдума, из расчета не более 3000 граждан на каждый участок референдума.

Списки участников референдума составляются соответствующими комиссиями референдума отдельно по каждому участку референдума по форме, установленной Центральной избирательной комиссией РФ. Списки участников референдума составляются территориальной комиссией не позднее чем за 21 день до дня голосования на основании сведений о гражданах РФ, представляемых главой муниципального образования, командиром воинской части, руководителем организации, в которой участники референдума временно пребывают.

В списки участников референдума включаются все граждане Российской Федерации, обладающие правом на участие в референдуме, за исключением случая проживания или длительного пребывания гражданина за пределами территории РФ. Основанием для включения в список участников референдума гражданина РФ, проживающего за пределами территории РФ или находящегося в длительной заграничной командировке, является его письменное заявление, поданное не позднее чем в день, предшествующий дню голосования, в соответствующую участковую комиссию, либо устное обращение, поданное в день голосования.

Агитация по вопросам референдума может проводиться посредством проведения массовых мероприятий, посредством выпуска и распространения печатных, аудиовизуальных и других агитационных материалов, на каналах организаций телерадиовещания и в периодических печатных изданиях, иными не запрещенными федеральными законами РФ методами.

Инициативная группа по проведению референдума, инициативная агитационная группа вправе самостоятельно определять методы, формы проведения и содержание своей агитации по вопросам референдума. Инициативная агитационная группа может быть создана после регистрации Центральной избирательной комиссией РФ инициативной группы по проведению референдума, но не позднее чем через 20 дней со дня официального опубликования решения о назначении референдума.

Не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную  ненависть и вражду. Запрещается  пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства. Агитационные материалы не должны содержать призывы к насильственному захвату власти, насильственному изменению конституционного строя и нарушению целостности территории РФ, а также не должны быть направлены на пропаганду войны.

Запрещается проводить агитацию по вопросам референдума, выпускать и распространять любые агитационные материалы:

1) органам государственной  власти, иным государственным органам,  органам местного самоуправления;

Информация о работе Референдум и его виды значения в Российской Федерации