Референдум и его виды значения в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 15:53, курсовая работа

Описание работы

Россия продолжает переживать затянувшейся переходный период от тоталитарной к демократической правовой общественно-политической системе. На основе новой Конституции РФ формируется гражданское общество, правовое государство, основан¬ное на свободе личности, новая роль государства, признающего приоритет прав человека и гражданина. Формируются и развиваются новые по своей сущности федеративные отношения всех субъектов Федерации. В связи с этим, развитие конституционного права явля¬ется важнейшим условием для проведения демократических реформ в жизни общества, государства, экономике и политике

Файлы: 1 файл

KON001KUR06academiciansnarod.doc

— 176.50 Кб (Скачать файл)

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

Дисциплина: «Конституционное право »

Тема: «Референдум и его виды значения в Российской Федерации»

 

Бишкек 

 

2012г

                                        Содержание

 

 

                                                                                                                   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В мировой практике референдум — это осуществляемое путем тайного  голосования утверждение (или не утверждение) гражданами проекта какого-либо документа или решения, согласие (или несогласие) с теми или иными действиями парламента, главы государства или правительства. Референдумы применяются для достижения высшей легитимности в некоторых важнейших случаях (например, принятие конституции или внесение в нее поправок), что специально предусмотрено в соответствующих конституциях. Другой распространенный повод проведения референдума — желание государственной власти получить одобрение какого-то своего акта, когда она не решается брать на себя ответственность.

Исход референдума может  иметь императивное значение, и тогда  следует утверждение законодательного акта или отклонение его, отставка правительства  и т. д. Такие референдумы, если они  предусмотрены конституциями, иногда называют «контрольными». Например, таковыми были в 70—80-е гг. референдумы в Великобритании, Дании и других западноевропейских странах по поводу вступления в Европейское экономическое сообщество. Но встречаются и консультативные референдумы, исход которых не носит обязательного характера. Например, в Швеции в 1956 г. в ходе референдума только 15% принявших в нем участие одобрили перевод транспорта на правостороннее движение, но, несмотря на это, парламент все же принял такой закон.

Разновидностью референдума  является плебисцит, который применяется для легитимизации того или иного государственного лидера или действий органов власти. Часто так называют опрос населения с целью определения судьбы какой-либо территории. По своей процедуре плебисцит практически не отличается от референдума. К плебисцитам часто прибегали авторитарные правительства, добивавшиеся поддержки народа.

Инициатива референдума  может исходить и от избирателей (Италия, США) или субъектов федерации (Швейцария). В этих случаях он часто  приобретает антиправительственную направленность. Возможна ситуация, когда референдум носит чисто факультативный характер.

Референдум: понятие, виды, значение

В Российской Федерации  референдум был впервые закреплен  Законом о референдуме 1990 г. Это  был во многом противоречивый закон. Он, например, предоставлял право требовать проведения референдума со стороны 1 млн. граждан Российской Федерации, но в то же время оказывалось, что это право не безусловно, ибо Закон позволял Съезду народных депутатов отклонять требования о назначении референдума. Только Съезд был вправе принимать решение о всенародном референдуме, но поскольку обязательные референдумы не предусматривались, он, обладая всей полнотой власти по важнейшим вопросам, был не заинтересован в их проведении. Все это предопределило сравнительно редкое использование референдума, несмотря на то что в 90-е гг. в стране проходили глубокие реформы и власти серьезно нуждались в выявлении воли народа. В декабре 1993 г. референдум был проведен для принятия Конституции, а ранее, в апреле того же года, он был использован как своеобразный арбитр в конфликте между законодательной и исполнительной ветвями власти.

Конституция РФ предусмотрела  необходимость принятия конституционного закона о референдуме. 10 октября 1995 г. Президентом РФ был подписан Федеральный конституционный закон «О референдуме Российской Федерации». В настоящее время действует Федеральный конституционный закон «О референдуме Российской Федерации» от 28.06.2004 г. N 5-ФКЗ. Референдум регулируется также Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 12.06.2002 г (с изм. от 21 июля 2005 г) N 67-ФЗ.

Референдум - форма прямого  волеизъявления граждан Российской Федерации по наиболее важным вопросам государственного и местного значения в целях принятия решений, осуществляемого посредством голосования граждан Российской Федерации, обладающих правом на участие в референдуме (ст. 2 п.53 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»).

Согласно статье 3 Конституции  РФ референдум наряду со свободными выборами является высшим и непосредственным выражением власти народа.

В Российской Федерации  проводятся референдумы трех видов: референдум Российской Федерации, референдум субъекта Российской Федерации и местный референдум. Хотя нормативная правовая база проведения этих референдумов различается, существует общий законодательный акт, регулирующий проведение референдумов в Российской Федерации. Это Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», в котором регулирование всех референдумов, проводимых в Российской Федерации, осуществляется под углом зрения обеспечения гарантий конституционного права граждан Российской Федерации на участие в референдуме, учитывается специфика отдельных видов референдума и применяется особенное регулирование для референдума Российской Федерации, референдума субъекта Российской Федерации, местного референдума. Вместе с тем Федеральный закон вводит и регулирование, которое является общим для всех разновидностей референдума. В этом случае использование термина «референдум» означает, что соответствующая норма закона распространяется на референдум Российской Федерации, референдум субъекта Российской Федерации и местный референдум.

Референдум Российской Федерации

Референдум Российской Федерации (ст. 1 ФКЗ «О референдуме  Российской Федерации») - всенародное  голосование граждан Российской Федерации, обладающих правом на участие в референдуме, по вопросам государственного значения.

Референдум Российской Федерации - референдум, проводимый в  соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным конституционным  законом «О референдуме Российской Федерации», Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» среди обладающих правом на участие в референдуме граждан Российской Федерации, место жительства которых расположено на территории Российской Федерации, а также граждан Российской Федерации, проживающих или находящихся за пределами территории Российской Федерации (ст. 2 п.55 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»).

Референдум Российской Федерации проводится на всей территории страны на основе всеобщего равного  и прямого волеизъявления при  тайном голосовании.

На референдум Российской Федерации могут выноситься вопросы, отнесенные Конституцией РФ к ведению  Российской Федерации, а также к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (ст. 6 п. 4 ФКЗ «О референдуме Российской Федерации»). В частности, Конституционное Собрание вправе вынести на всенародное голосование проект новой Конституции РФ. Также на референдум выносится проект нормативного акта или вопрос, обязательное вынесение на референдум которых предусмотрено международным договором Российской Федерации.

Не могут выноситься на референдум Российской Федерации (ст. 6 п. 5 ФКЗ «О референдуме Российской Федерации»):

  1. об изменении статуса субъекта (субъектов) Российской Федерации, закрепленного Конституцией РФ;
  2. о досрочном прекращении или продлении срока полномочий Президента РФ, Государственной Думы Федерального Собрания РФ, а также о проведении досрочных выборов Президента РФ, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ либо о перенесении сроков проведения таких выборов;
  3. об избрании, о назначении на должность, досрочном прекращении, приостановлении или продлении полномочий лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации;
  4. о персональном составе федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов;
  5. об избрании, о досрочном прекращении, приостановлении или продлении срока полномочий органов, образованных в соответствии с международным договором Российской Федерации, либо должностных лиц, избираемых или назначаемых на должность в соответствии с международным договором Российской Федерации, а также о создании таких органов либо назначении на должность таких лиц, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации;
  6. о принятии и об изменении федерального бюджета, исполнении и изменении внутренних финансовых обязательств Российской Федерации;
  7. о введении, об изменении и отмене федеральных налогов и сборов, а также об освобождении от их уплаты;
  8. о принятии чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения;
  9. об амнистии и о помиловании.

Вопрос, выносимый на референдум, не должен противоречить  Конституции РФ, ограничивать, отменять или умалять общепризнанные права и свободы человека и гражданина, конституционные гарантии реализации таких прав и свобод (ст. 6 п. 6 ФКЗ «О референдуме Российской Федерации»).

Вопрос, выносимый на референдум, должен быть сформулирован таким образом, чтобы исключалась возможность его множественного толкования, чтобы на него можно было дать только однозначный ответ и чтобы исключалась неопределенность правовых последствий принятого на референдуме решения (ст. 6 п. 7 ФКЗ «О референдуме Российской Федерации»).

Референдум не назначается, а проведение назначенного референдума  откладывается в случае введения в отдельных местностях Российской Федерации военного или чрезвычайного  положения.

Референдум не проводится в последний  год полномочий Президента РФ, Государственной Думы Федерального Собрания РФ, а также в период избирательной кампании, проводимой одновременно на всей территории Российской Федерации на основании решения уполномоченного федерального органа, за исключением случаев, предусмотренных ФКЗ «О референдуме Российской Федерации», а именно случая вынесения Конституционным Собранием на всенародное голосование проекта новой Конституции РФ и случая вынесения на референдум проекта нормативного акта или вопроса, обязательное вынесение на референдум которых предусмотрено международным договором РФ.

Референдум субъекта Российской Федерации

Референдум субъекта Российской Федерации - референдум, проводимый в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом  «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», иными федеральными законами, конституцией (уставом), законом субъекта Российской Федерации среди обладающих правом на участие в референдуме граждан Российской Федерации, место жительства которых расположено на территории субъекта Российской Федерации (ст. 2 п.56 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»).

На референдум субъекта Российской Федерации могут быть вынесены только вопросы, находящиеся в ведении субъекта Российской Федерации или в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, если указанные вопросы не урегулированы Конституцией РФ, федеральным законом (ст. 12 п. 2 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»).

Федеральными законами определяются основные гарантии права граждан  на участие в референдуме субъекта Российской Федерации, которые сформулированы применительно ко всем основным стадиям подготовки и проведения референдума субъекта Российской Федерации: назначению референдума субъекта Российской Федерации, формированию комиссий референдума субъекта Российской Федерации, составлению списков участников референдума, образованию участков референдума, агитации при проведении референдума, финансированию референдума, голосованию, подсчету голосов участников референдума, обжалованию нарушений права на участие в референдуме и целому ряду других процедур, применяемых при проведении референдума субъекта Российской Федерации.

Решение, принятое на референдуме  субъекта РФ, является обязательным и  не нуждается в дополнительном утверждении  и действует на территории данного  субъекта РФ.

Важной гарантией конституционного права граждан на участие в референдуме субъекта Российской Федерации является определение круга вопросов, которые не могут быть вынесены на референдум субъекта Российской Федерации. Так, Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (ст. 12 п. 8) установлено, что на референдум субъекта Российской Федерации, а равно и на местный референдум не могут быть вынесены вопросы:

а) о досрочном прекращении  или продлении срока полномочий органов государственной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления, о приостановлении осуществления ими своих полномочий, а также о проведении досрочных выборов в органы государственной власти субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления либо об отсрочке указанных выборов;

б) о персональном составе органов  государственной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления;

в) об избрании депутатов и должностных  лиц, об утверждении, о назначении на должность и об освобождении от должности должностных лиц, а также о даче согласия на их назначение на должность и освобождение от должности;

г) о принятии или об изменении  соответствующего бюджета, исполнении и изменении финансовых обязательств субъекта Российской Федерации, муниципального образования;

д) о принятии чрезвычайных и срочных  мер по обеспечению здоровья и  безопасности населения.

Вопросы, выносимые на референдум субъекта Российской Федерации, не должны ограничивать или отменять общепризнанные права и свободы человека и гражданина, конституционные гарантии их реализации, должны исключать возможность их множественного толкования, не должны противоречить законодательству Российской Федерации (ст. 12 п. 5, 6, 7 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»).

Значение вышеизложенных ограничений  заключается в том, чтобы при  проведении референдумов субъектов  Российской Федерации исключить  неправомерное использование этой формы прямой демократии, когда применение процедуры референдума может войти в противоречие с его конституционно-правовым назначением.

С учетом федеративного устройства Российской Федерации чрезвычайно  важно обеспечить, чтобы результаты референдумов, проводимых в субъектах Российской Федерации, не противоречили разграничению предметов ведения между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации, установленному Конституцией Российской Федерации.

Информация о работе Референдум и его виды значения в Российской Федерации