Первобытное искусство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 16:49, реферат

Описание работы

Человеческое общество всегда предпринимало попытки проникнуть в глубь минувших веков, от которых в воспоминании сохранились лишь смутные, искаженные представления. Древнегреческий философ Демокрит считал главным "учителем" человечества, главным двигателем культуры "нужду, необходимость добывать себе пищу, укрываться от непогоды" и т. д.
От римлян нам досталось философско-поэтическое произведение, в котором наиболее ярко выражены самые передовые представления, какие были выработаны античной мыслью о доисторической древности. Этим произведением является гениальная поэма "О природе вещей" Тита Лукреция Кара (первый век до н.э.).

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 103.84 Кб (Скачать файл)

Совершенно очевидно, что мышление и речь - две стороны одного и  того же процесса в становлении человека, процесса происхождения и развития трудовой деятельности, процесса развития производства. Поэтому неправильно  задавать вопрос о том, что возникло раньше в истории древнейшего  человечества - мысль или выражающее ее слово. Мышление и речь возникли одновременно. Появление первых сознательно  изготовленных орудий труда уже  ознаменовало возникновение простейших представлений, а они в свою очередь  должны были передаваться от одного члена  коллектива к другому, либо как сумма  приобретенного опыта могли переходить к следующему поколению. Таким образом, наряду с возникновением простейших представлений возникла и простейшая форма передачи информации - звуковые символы для их обозначения и  передачи.

      Основой для возникновения  таких звуковых сигналов послужили  звуковые сигналы обезьян - непосредственных  предков человека. У современных  обезьян запас таких сигналов  довольно велик и равен, например, у шимпанзе, более чем двадцати  различным звукам, выражающим эмоции  и состояния организма. Однако  помимо таких аффективных сигналов  обезьяны, в частности и высшие, очень часто в эмоционально  нейтральном спокойном состоянии  издают звуки, которые получили  наименование "жизненных шумов". Некоторые ученые считают, что  именно жизненные шумы и явились  той базой, на которой развилась  звуковая речь. Но полное развитие  членораздельной речи связано  только с появлением человека  современного вида. При описании  гоминид отмечалось, что по величине  мозга некоторые группы неандертальцев  не уступали современному человеку  и даже превосходили его. Но структура мозга у них была гораздо примитивней, в частности, лобные доли отличались заметной уплощенностью. А именно в них и расположены центры высших функций мышления - ассоциаций, образования абстрактных понятий и т.д. Поэтому достаточно определенно можно утверждать, что мышление человека сделало существенный скачок при переходе от раннего палеолита к позднему, а вместе с ним прогрессивные преобразования претерпела и звуковая речь. Они, по-видимому, выражались в полном овладении человеком артикуляцией отдельных звуков и в значительной дифференцировке слов вслед за дифференциацией понятий. Именно с периода позднего палеолита можно говорить о системах языка, в эволюционном отношении не отличающихся от тех, которые мы знаем в современном обществе.

Первобытной эпохе мы обязаны зарождением  всех видов изобразительного искусства, музыки, пения, танцев. Долгое время  все искусство первобытного человека было синкретичным, т.е. один вид его  не отделялся от другого. Оно творилось  как нечто неразрывное и в  этой своей целостности выполняло  определенные функции, являлось средством  миропонимания. У наскальных рисунков или скульптурных изображений - идолов, как мы их называем теперь, первобытные  люди совершали ритуальные танцы, сопровождаемые музыкой, издаваемой примитивными музыкальными инструментами, пением. Но для удобства рассмотрим это искусство, возникшее  в каменном веке, раздельно, по видам.

      С тех пор как  человечество познакомилось с  творениями древнейших мастеров, искусство первобытной эпохи  стало весьма популярным объектом как спроса, так и изучения. Можно смело говорить о нарастающем влиянии древнейших форм искусства на его современные течения. В связи с этим интересна история его возникновения, функции и духовное содержание.

      Существует множество  гипотез возникновения первобытного  искусства, часто противоречивых. Лишь одно не вызывает сомнений, что художественная деятельность  существовала на всех этапах  первобытной культуры. Можно говорить о биопсихических корнях искусства, о полуинстинктивной потребности человека украшать и раскрашивать себя и свое жилище, придавать привлекательную (для себя) форму предметам. О врожденных основаниях этой потребности говорит ее необыкновенная устойчивость, а также то наслаждение, которое дает людям занятие почти любой формой художественной деятельности.

      Психоанализ видит  в искусстве прежде всего продуктивную форму трансформации психической энергии человеческих инстинктов, ее сублимацию, создающую психологические предпосылки всей культурной деятельности. Еще Аристотель говорил о катарсисе - очищающем и возвышающем воздействии искусства на человека. Искусство давало первобытному человеку возможность пережить величайшие страсти, которые не находили себе исхода в обыденной жизни.

      Искусство появилось  вместе с человеком, так как  художественная деятельность является  органической потребностью его  психики, она связана с особенностями  его мировосприятия и врожденными  формами творческой активности.

Как такового искусства в первобытном  обществе не существовало, ибо его  нельзя отделить от мифологии, магии, ритуалов. Искусство не было обособленной частью древней культуры, оно было универсальным  средством бытия всех ее элементов.

      В древнейших ритуалах  уже использовались элементы  скульптуры и живописи (маски,  статуи, нательные росписи, наскальная  живопись, рисунки на земле), музыка, пение, театральная организация  действия.

Главной художественной особенностью первобытного искусства была символическая форма, условный характер изображения. Поэтому образы древнего искусства воспринимаются нашими современниками как нереалистические. Дело не в том, что древние художники не умели добиваться внешнего сходства. Умели, если хотели этого, чему есть поразительные примеры. Дело в том, что отсутствие сходства носит совершенно сознательный характер. Диапазон отступлений от примитивного сходства чрезвычайно широк: от простой схематизации до создания совершенно фантастических образов и композиций, в которых лишь с трудом угадываются черты реальных существ или предметов.

Следует подчеркнуть, что символический  характер искусства универсален. Символами  являются как реалистические изображения, так и условные.

      Пещерная живопись  и культовая традиционная пластика  по стилю резко отличаются  друг от друга. В первом случае  изображение внешне реалистично,  во втором - форма крайне условна,  иногда почти абстрактна. Условные формы культовой пластики используются для создания образов, которые не могут быть переданы методом натуралистического или реалистического изображения, так как они воссоздают представления о сверхъестественных силах, воплощают невидимых грозных духов и богов, создают вместилища для душ умерших. Изображения же, используемые в образах охотничьей магии, по преимуществу реалистичны, так как связаны с конкретными типами животных, на которых сосредоточены помыслы художника-охотника. Изображая, он как бы заклинает, подчиняя себе дух этих животных.

      При всем различии  художественных методов цели, преследуемые  обоими художниками, очень близки: и тот, и другой апеллируют  к сверхъестественным силам, создают  предметы магического культа, имеющие  символический характер.

Часто произведения первобытного искусства  представляют собой целые системы  очень сложных по своей структуре  символов, несущих большую эстетическую нагрузку, с помощью которой передаются самые разнообразные понятия  или человеческие чувства, а также  кодируются мифологические сюжеты или  реальные события.

      Содержательную сторону  первобытного искусства составляли  магические представления. Самыми  первыми представлениями такого  рода были рисунки, изображавшие руки (чаще левые), что служило знаком обладания и магической власти над данной территорией.

Изображения животных на каменных плитах, скалах, стенах пещер служили магическим целям. Образы животных, заполнявшие  стены позднепалеолитических пещер, должны были изображать возможную добычу. Совершавшиеся перед ними обряды имели в виду превратить магическим путем потенциальную добычу в  желаемую реальность. На стенах пещер  магическое претворение мечты в  действительность выражалось образами изобразительного искусства, а на полу пещер - с помощью обрядового действия.

      Смешной кажется  в наше время традиционная  точка зрения: человеку на раннем  этапе социального развития было  не до искусства, он был слишком поглощен борьбой за существование. Дело не только в том, что без художественных форм самовыражения человек просто бы не выжил биологически, по крайней мере, оставаясь человеком. Первобытный человек обладал не меньшими художественными способностями, чем современный. Он еще не стал, подобно нам, пассивным потребителем искусства, а был в такой же мере художником, творцом, как и охотником, воином и т.п. Творческие импульсы были для него столь естественными, как инстинкты охоты или продолжения рода. Этот человек не нуждался в художественном образовании, искусство было с ним всегда - от рождения до смерти, было одним из естественных проявлений его собственной человеческой сущности. Именно поэтому художественное наследие "первобытного" мира начинает занимать все большее место в системе художественных ценностей нашего времени.

      Более ста лет  назад были открыты многокрасочные  изображения животных в пещере  Альтамира в Испании. Потом подобные изображения животных и человека нашли во многих странах Европы и в Африке. Они датируются 20 - 30 тыс. лет до н.э. Выполненные минеральными красками, секрет удивительной долговечности которых до сих пор не разгадан, эти рисунки, связанные с охотой и трудовым процессом, отражали представление человека об окружающем мире.

      В новом каменном  веке человек научился получать  первый искусственный материал. Им стала огнеупорная глина.  На поверхности сосудов появились  первые орнаменты, положившие  начало декоративному искусству.  Тогда же на смену фигуркам  животных и идолов из камня  пришли аналоги из обожженной  глины.

Что же касается музыки, пения и  танцев первобытных людей, то представление  о них нам дают наблюдения за отдельными племенами в Австралии, Африке и  Южной Америке, которые еще продолжают жить на последнем этапе новокаменного века. Кроме того, многочисленные археологические раскопки стоянок первобытного человека знакомят нас с находками его музыкальных инструментов, по большей части типа свирели.

      Произведения искусства  древнекаменного века найдены  и на территории бывшего Советского  Союза. Среди них особенно интересна  стоянка на Украине под станицей  Мцинской. Здесь найдены каменные и костяные орудия, иглы с ушком, украшения, остатки жилищ и костяные изделия с геометрическим узором, браслеты, статуэтки, вырезанные из бивня мамонта. В одном из домов этой стоянки нашли древний музыкальный инструмент, сделанный из бивня мамонта.

На смену каменному веку повсеместно  пришел уже во втором тысячелетии  до нашей эры, медный век - предвестник  грядущей цивилизации. Но с выплавкой  металла первобытный человек  познакомился гораздо раньше. У нас  на Урале 5000 лет назад уже делали из меди ножи, шилья, рыболовные крючки, а через 1000 лет здесь появились  первые художественные отливки.

      Совершенно особое  место в первобытной культуре  занимала мифология. Мифы - предания, сказания, архаичные повествования  о деяниях богов и героев, за  которыми стояли фантастические  представления о мире, об управляющих  им богах и духах. В первобытной  мифологии обычно рассказывалось о картине мира, о происхождении его элементов. Генетически и структурно мифы тесно связаны с обрядами.

Отделение от ритуалов приводило к  превращению мифов в сказки. К  древним мифам восходят и архаичные  формы героического эпоса.

Самой фундаментальной категорией мифов являлись мифы, описывающие  сотворение мира, происхождение людей  и животных (часто в связи с  тотемическими представлениями).

Особую категорию составляли календарные  мифы, тесно связанные с аграрными  обрядами, рассказы об исчезающих и  возвращающихся (умирающих и воскресающих) богах и героях. У более развитых народов существовали мифы, описывающие  грядущую гибель космоса, за которой  следует или не следует его  возрождение.

В первобытной культуре миф выполнял важнейшую функцию: он выражал и  обобщал верования, обосновывал  сложившиеся моральные нормы, доказывал  целесообразность обрядов и культов, содержал практические правила человеческого  поведения. Поэтому миф - не праздный продукт полудетского воображения, он являлся законом, определяющим законную веру и моральную мудрость.

Миф был не только повествованием о происхождении и судьбах  мира и всего того, что окружало человека, но и обоснованием и оправданием  существующего образа жизни людей (их взаимоотношений, обычаев), регулятором  их поведения.

      Мифология представляла  собой как бы философию истории  первобытного общества, мировоззрение  которого носило, по сути дела, мифологический характер. Но было  бы несправедливо обойти вниманием  два других пласта его культуры: тотемизм и магию, которые играли  не меньшую роль в жизни  первобытного общества.

      На первых этапах  своего развития люди гораздо  лучше (чем мы теперь) чувствовали  свое единство с природой и  поэтому охотно отождествляли  себя с ее конкретными проявлениями. В культуре это отождествление  приняло форму тотемизма, т.е. убежденности, что каждая группа людей тесно связана с каким-либо животным или растением (тотемом), находится с ним в родственных отношениях. Тотемизм сохранил свои позиции в современной культуре (геральдика, бытовая символика, запреты на употребление в пищу мяса некоторых животных - коровы в Индии, собак и лошадей у арийских народов). Тотемизм служил способом осознания коллективом людей их единства, которое символизировалось внешним, важным и близким им объектом природы. Возникло убеждение, что человеческий коллектив и связанный с ним вид животного образуют вместе общность, следовательно, все члены общины, несмотря на все различия, равны между собой. Вид животного, с которым оказывался связанным конкретный человеческий коллектив, становился тотемом. Общность первобытного племени осознавалась как общность с тотемом, как родство по тотему. Таким образом, члены каждого племени осознавали, что все они составляют единое целое, что у них у всех одна "кровь", что по отношению друг к другу они являются своими.

      Представления о  тотемическом родстве появилось раньше, чем сознание привычного физиологического родства, и представлялось людям древнейших эпох куда более существенным. Тотемизм включает в себя веру в тотемических предков, от которых и происходят конкретные группы людей. С верой в этих предков связаны сложные обряды и церемонии, а их жизнь и похождения описаны многочисленными мифами. Так как у каждого племени был свой тотем, то это помогало человеку осознать свое отличие от других, свою индивидуальность. С возникновением тотемизма была проведена граница между " своими" и "чужими", что определило пути развития человеческой культуры, да и всю историю общества.

Информация о работе Первобытное искусство