Первобытное искусство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2013 в 13:27, творческая работа

Описание работы

Искусство эпохи первобытнообщинного строя возникло около 30-го тысячелетия до н.э. в позднем Палеолите, когда появился человек современного образа. Закрепляя в искусстве результаты трудового опыта, человек углублял и расширял свои представления о действительности, обогащал свой духовный мир и всё более возвышался над природой. Возникновение искусства означало огромный шаг вперёд в познавательной деятельности человека, способствовало укреплению социальных связей и усилению первобытной общины. Непосредственной причиной возникновения искусства были реальные потребности повседневной жизни. Так, например, искусство танца выросло из охотничьих и военных упражнений, из своеобразных инсценировок, образно передававших трудовые занятия первобытной общины, жизнь животных. В возникновении песни и музыки большое значение имели ритмы трудовых процессов и то обстоятельство, что музыкально-песенное сопровождение помогало организации коллективного труда.

Содержание работы

Основные данные о работе
Содержание
Основная часть
Первобытное искусство
Список использованных интернет-ресурсов

Файлы: 1 файл

pankina_tvorcheskaia_rabota.doc

— 71.50 Кб (Скачать файл)

Основные данные о работе

Версия шаблона

2.1

ЦДОР

Шацкий

Вид работы

Творческое эссе

Название дисциплины

История мировой культуры

Тема

Первобытное искусство

Фамилия

Панкина

Имя

Ольга

Отчество

Александровна

№ контракта

0420413404209002


 

Содержание

  Основные данные о работе

  Содержание

  Основная часть

    Первобытное искусство

  Список использованных интернет-ресурсов

 

 

 

 

 

Основная часть

Первобытное искусство

Первобытное искусство

Каменный  век

Искусство эпохи первобытнообщинного строя  возникло около 30-го тысячелетия до н.э. в позднем Палеолите, когда появился человек современного образа.  Закрепляя в искусстве результаты трудового опыта, человек углублял и расширял свои представления о действительности, обогащал свой духовный мир и всё более возвышался над природой. Возникновение искусства означало  огромный шаг вперёд в познавательной деятельности человека, способствовало укреплению социальных связей и усилению первобытной общины. Непосредственной причиной возникновения искусства были реальные потребности повседневной жизни. Так, например, искусство танца выросло из охотничьих и военных упражнений, из своеобразных инсценировок, образно передававших трудовые занятия первобытной общины, жизнь животных. В возникновении песни и музыки большое значение имели ритмы трудовых процессов и то обстоятельство, что музыкально-песенное сопровождение помогало организации коллективного труда.

К первым произведениям искусства  каменного (первобытного) века относятся   изображения человеческих фигурок, в основном женских. Они  были вырезаны  из бивня мамонта или мягкого камня. Нередко их поверхность испещрена углублениями что, означало, вероятно, меховую одежду. Так же встречаются обнаженные женские фигуры с широкими бедрами и огромной грудью. Это так называемые ''Венеры каменного века''. На их бедрах можно увидеть небольшой поясок наподобие набедренной повязки, а иногда и татуировки.  Первобытных скульпторов не интересовали даже черты лица. Они не воспроизводили конкретную натуру, а создавали некий обобщённый образ женщины - матери, символ плодородия и хранительницы очага.  Помимо женщин изображали животных: лошадей, коз, северных оленей и др. Мужские изображения в эпоху палеолита очень редки. То было время матриархата, господства материнского рода, когда женщина руководила жизнью коллектива, и родство определялось по женской линии. Владычица, мать, источник благополучия рода и его неиссякаемости.

  Произведения изобразительного  искусства появились уже в  самом начале позднего  палеолита.  В 1868 году в Испании  местным  охотником и его дочерью была открыта пещера Альтаира. На потолке, стенах, в главном коридоре  изображены бизоны, лошади, кабаны, отпечатки рук.  Рисунки были выполнены углем, охрой и другими естественными красками. На потолке пещеры сохранились какие-то линии, завитушки, очевидно случайно начертанные, не образующие никакого узора. Но вот из этих беспорядочных начертаний неожиданно и как бы и тоже случайно возникает очень тонко переданная умелой, в каждодневном труде обретшей нужную сноровку рукой голова быка. Древние художники использовали естественные контуры стены для создания трехмерного эффекта, возможно, это было связано с их религиозным взглядом на мир.

В 1940 году на юго-западе Франции  четыре школьника открыли пещеру Ласко.

Сотни фигур, обведенных темными  контурами, желтых, красных, коричневых, писанных охрой, сажей и мергелем , украшают стены пещеры. Головы оленей, образующие  по существу поразительно изящные декоративные фризы, козлы, лошади, быки, бизоны, носороги, почти в натуральную величину.

В пещере изображена массовая сцена с каким-то сложным сюжетом. Раненый копьем бизон, из брюха которого вываливаются внутренности. Перед ним поверженный человек. А в стороне носорог, который, быть может, и восторженный над человеком. Трудно установить точное содержание этой бытовой картины. Человек изображен схематично, неумело, как рисуют дети. Ни один ребенок никогда бы не передал так гибель бизона, грузную и спокойную поступь победно удаляющегося носорога. Все это-прославление не человеческого могущества, а звериного, над которым человеку еще надлежало восторжествовать.

Первобытные люди верили, что с помощью картин и других изображений можно воздействовать на природу. Считалось, например, что  нужно поразить стрелой или копьём нарисованного зверя, чтобы обеспечить успех настоящей охоты. То же самое характерно и для искусства современных отсталых народов. Живописные, графические и скульптурные произведения их, близкие по духу и характеру образцам искусства древнекаменного века, изготовлялись прежде всего для того, чтобы с помощью средств колдовства, магии воздействовать на реальные существа, получить над ними неодолимую власть, в частности, обеспечить удачную охоту.

В эпоху Ориньян на стенах пещер, где  обитал человек, встречаются контуры  рук с широко расставленными пальцами, обведенной краской и заключенный в круг. Так первобытный человек хотел навечно и зримо проявить себя, запечатлеть и утвердить свое присутствие.

     Рисунки хорошо сохранились благодаря  особому микроклимату пещер. Как  правило, они расположены на стенах, удаленных от входа. Например, чтобы увидеть росписи в пещере Нио (Франция, около XII тыс. до н.э.) нужно преодолеть расстояние в 800м. Иногда в пещерные ''галереи'' пробирались сквозь узкие колодцы и щели, часто ползком, переплывами подземные реки и озера.

Техника пещерной живописи со временем совершенствуется. Точные, лёгкие контуры линии начинают играть подчинённую роль, на первый план выступают смело и точно положенные обобщенные цветовые пятна, нанесённые охристой, красной, коричневой, чёрной и жёлтой минеральными красками. Тонкая и мягкая градация тонов, наложение одной краски на другую создают порой впечатление объёма, ощущение фактуры шкуры зверя. Первобытное искусство состоит из отдельных конкретных образов, в нем отсутствует фон, нет композиции в современном смысле слова.

Точное время создания пещерных росписей до сих пор установить не удалось. Самые прекрасные из них  были созданы, по мнению учёных, примерно 20 - 10 тысяч лет назад. В то время  большую часть Европы покрывал толстый  слой льда, пригодной для обитания оставалась лишь южная часть материка. Ледник медленно отступал, а вслед за ним двигались на север первобытные охотники. Можно предположить, что в тяжелейших условиях той поры все силы человека уходили на борьбу с голодом, холодом и хищными зверями. Тем не менее он создавал великолепные росписи. На стенах пещер изображены десятки крупных животных, на которых тогда уже умели охотиться; среди них встречались и такие, которые будут приручены человеком - быки, лошади, северные олени и другие. Пещерные росписи сохранили облик и таких зверей, которые позднее совсем вымерли: мамонты и пещерные медведи. Первобытные художники очень хорошо знали животных, от которых зависело само существование людей. Лёгкой и гибкой линией передавали они позы и движения зверя.

В XII тысячелетии до н. э. пещерное искусство достигло своего расцвета. Живопись того времени передавала объём, перспективу, цвети пропорции фигур, движение. Центральное место в наскальной живописи заняли сцены охоты, в которых охотники и животные связаны энергично разворачивающимся действием. Охотники идут по следу или преследуют добычу, на бегу посылая в неё град стрел, наносят последний смертельный удар или удирают от разъярённого раненого животного

Прежде в центре внимания древнего художника были животные, на которых  он охотился, теперь – фигуры людей, изображённые в стремительном движении. Если пещерные палеолитические рисунки  представляли отдельные, не связанные между собой фигуры, то в наскальной живописи мезолита начинают преобладать многофигурные композиции и сцены, которые живо воспроизводят различные периоды из жизни охотников того времени. На смену большим живописным произведениям пришли малые. Поражают детальность композиций и количество персонажей: иногда это сотни изображений человека и животных. Человеческие фигуры очень условны, они скорее являются символами, служащими для изображения массовых сцен. Человек для первобытного художника – прежде всего воплощённое движение. фигуры освободились от всего, что мешало бы передавать и воспринимать сложные позы, действие, саму суть происходящего. Так в мезолите зарождается искусство многофигурной композиции, в которой человек часто играет уже главенствующую роль.

В новокаменный век люди научились  обжигать глину, превращая ее в твердое  водонепроницаемое вещество. Появление  керамики - один из основных признаков  неолитической эпохи, которую поэтому  иногда называют керамическим веком. Более того, это изобретение знаменует подлинную революцию, событие огромной важности в развитии человечества. Ведь до этого человек использовал только данное ему в готовом виде природой. Обжигая же глину, он создавал новый, неизвестный в природе материал.

Керамика имела большое значение и в развитии в нем того неосознанного чувства, которое, выделившись из других, стало впоследствии называться эстетическим: украшая прихот­ливым узором изготовленные им сосуды, человек постепенно совершенствовал искусство орнамента, отмеченное вое большей геометрической стройностью, ритмом красок и линий, рожденных его творческим вдохновением.

Наскальная живопись в эпоху  неолита становится всё более  схематичной и условной, изображения  лишь слегка напоминают человека или  животное. Это явление характерно для разных районов земного шара. Наряду со стилизованными рисунками людей и животных встречаются разнообразные геометрические фигуры (круги, прямоугольники, ромбы и спирали и т.д.), изображения оружия (топоры и кинжалы) и средств передвижения (лодки и корабли). Воспроизведение живой природы отходит на второй план.

Знаменательно, что искусство, характерное  для неолита, еще долго продолжало существовать у африканских племен, сохранивших первобытнообщинные отношения. Так, в Южной Африке оно было живо до проникновения туда европейцев. Замечательная наскальная живопись бушменов по вдохновению и стилю — неолитическая.

Искусство бронзового века

Бронзовый век получил своё название от широко распространённого тогда  сплава металлов - бронзы. Эпоха бронзы началась в Западной Европе сравнительно поздно, около четырёх тысяч лет назад. Бронзу было гораздо легче обрабатывать, нежели камень, её можно было отливать в формы и шлифовать. Поэтому в бронзовом веке изготовляли всякого рода предметы обихода. Их украшали орнаментом. Они обладали высокой художественной ценностью. Орнаментальные украшения состояли большей частью из кругов, спиралей, волнистых линий и тому подобных мотивов. Особое внимание уделяли украшениям - они были крупного размера и сразу бросались в глаза.

На протяжении эпохи бронзы человек  занимает в искусстве первобытного общества все большее и большее  место.  Яркие изображения зверей почти исчезают. Всюду распространяются сухие геометрические схемы.  Люди затрачивают на создание петроглифов (резьба) все меньше усилий, наспех нацарапывая на камне маленькие фигурки. В поздний период первобытного общества развивались художественные ремесла: изготавливались изделия из бронзы, золота, серебра. Появился новый вид архитектурных сооружений - крепости. Чаще всего это сооружение было из огромных грубо отесанных камней.

Первобытное искусство сыграло  важную роль в истории и культуре древнейшего человечества. Воображение  человека воплотилось в новой  форме бытия – художественной. Закрепляя в зримых образах свой жизненный опыт и мироощущение, первобытный человек углублял и расширял представления о действительности, обогащал свой духовный мир. Научившись создавать изображения (скульптурные, графические, живописные), человек приобрёл некоторую власть над временем. Первобытное искусство отразило первые представления человека об окружающем мире, благодаря ему сохранялись и передавались знания и навыки, происходило общение людей друг с другом. В духовной культуре первобытного мира искусство стало играть такую же универсальную роль, какую заострённый камень выполнял в трудовой деятельности. Обращение первобытных людей к новому для них виду деятельности – искусству – одно из величайших событий в истории человечества.

Список использованных интернет-ресурсов

№ п/п

Наименование интернет-ресурса

Ссылка на конкретную используемую страницу интернет-ресурса

1

Первобытное искусство

 

http://vm.kemsu.ru/rus/skyth/index.html


 

 




Информация о работе Первобытное искусство