Первобытное искусство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 16:49, реферат

Описание работы

Человеческое общество всегда предпринимало попытки проникнуть в глубь минувших веков, от которых в воспоминании сохранились лишь смутные, искаженные представления. Древнегреческий философ Демокрит считал главным "учителем" человечества, главным двигателем культуры "нужду, необходимость добывать себе пищу, укрываться от непогоды" и т. д.
От римлян нам досталось философско-поэтическое произведение, в котором наиболее ярко выражены самые передовые представления, какие были выработаны античной мыслью о доисторической древности. Этим произведением является гениальная поэма "О природе вещей" Тита Лукреция Кара (первый век до н.э.).

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 103.84 Кб (Скачать файл)

      Человеческое общество  всегда предпринимало попытки  проникнуть  в глубь минувших веков, от которых в воспоминании сохранились лишь смутные, искаженные представления. Древнегреческий философ Демокрит считал главным "учителем" человечества, главным двигателем культуры "нужду, необходимость добывать себе пищу, укрываться от непогоды" и т. д.

От римлян нам досталось философско-поэтическое  произведение, в котором наиболее ярко выражены самые передовые представления, какие были выработаны античной мыслью о доисторической древности. Этим произведением  является гениальная поэма "О природе  вещей" Тита Лукреция   Кара (первый век до н.э.).

      Сегодня можно  с уверенностью сказать лишь  то, что культура - это продукт  сотрудничества людей всех цветов  кожи, всех уровней развития. Самые  первые и самые трудные шаги  на пути культуры делались  разными человеческими обществами  независимо друг от друга.

      История первобытного общества охватывает период от появления человека до возникновения классовых обществ. Нижняя хронологическая грань этого периода датируется приблизительно одним миллионом лет назад, а по мнению некоторых исследователей, даже гораздо более ранним временем. Верхняя грань колеблется в пределах последних пяти тысяч лет: в Азии и Африке первые цивилизации возникли на рубеже четвертого и третьего тысячелетий до н. э., в Европе - в первом тысячелетии до н. э., в Америке - в первом тысячелетии н.э.

      Широко распространена археологическая периодизация, основанная на различиях в материале и технике изготовления орудий труда: это деление истории человечества на три века - каменный, бронзовый и железный. Каменный делится на древний каменный век (палеолит) и новый каменный век (неолит). Палеолит делится на ранний (нижний, древний) палеолит (1000 - 40 тыс. лет назад) и поздний (верхний) палеолит (40 - 12 тыс. лет назад). Ранний палеолит делится на археологические эпохи, или культуры: дошелльскую, шелльскую, ашелльскую и мустьерскую (все эти наименования взяты от названия географических пунктов типичных или первых местонахождений стоянок первобытного человека). Иногда мустьерскую эпоху (100 - 40 тыс. лет назад) выделяют в особый период - средний палеолит. Поздний палеолит обычно делят на эпохи: ориньякскую, соматрейскую и маделенскую. Однако эти эпохи прослежены только в приледниковой Европе и не имеют всеобщего значения. Мезолит датируется приблизительно 12 - 5 тыс. лет до н.э. Неравномерность развития культуры на разных территориях, наметившаяся в позднем палеолите, еще более усилилась в неолите. Разные племена переживали эпоху неолита в разное время. Большая часть неолитических памятников Европы и Азии датируется пятым- третьим тысячелетием до н.э. Конец эпохи неолита, когда появились первые орудия из меди, называют энеолитом. Приблизительные хронологические рамки бронзового века: конец III - начало I тысячелетия до н. э. В начале I тысячелетия до н. э. наступил железный век.

      По последним данным  науки, именуемой культурная антропология, человеческий род существует  около двух миллионов лет. Современный  же вид ("Homo capiens") человека разумного появился всего лишь около 40 тысячелетий тому назад.

      Происхождение человека - вечная тема споров ученых. Еще  не так давно нам казалась  аксиомой теория Дарвина о  происхождении человека от обезьяны  в результате длительной эволюции. Высказывание Энгельса "труд создал  из обезьяны человека" представлялось  неоспоримой истиной.

На самом деле, как показывают новейшие исследования, моторно-сенсорные  координации, возникающие в производстве орудий труда, не требуют и не вызывают какой-либо остроты мысли. Многие другие биологические виды живых организмов создали массу устройств, более  искусных и оригинальных, чем сделал человек. Если техническое умение было бы достаточным для определения  активного человеческого интеллекта, то человек долгое время рассматривался бы как безнадежный неудачник  по сравнению с другими видами. В противовес стереотипу, в котором  доминировало орудие труда, данная точка зрения утверждает, что человек является главным образом использующим ум, производящим символы, самосовершенствующимся животным и основной акцент его деятельности - его собственный организм. Пока человек не сделал нечто из себя самого, он мало что мог сделать в окружающем мире. Орудия труда действительно сыграли немалую роль в жизни человека, однако они не могут объяснить тайну превращения обезьяны в человека.

Не подкреплены пока достоверными для науки фактами как гипотеза о мутации обезьяны под воздействием радиоактивного фона, так и предположение, по которому жизнь на Землю была занесена извне, с другой планеты.

      Современные семиотические  и культурологические исследования  подводят к мысли, что именно  развитие знаковых систем (т.е.  языка) явилось тем основным  фактором и рычагом, который  привел к формированию человека, выделив его из царства животных.

Обезьяны, попав в парадоксальную ситуацию, получают новые формы сигнального  поведения, вытесняя старые. Такое поведение  становится основным (т.е. нормальным). Система знакового поведения  все время усложняется, дальние  предки разумного человека были вынуждены  адаптироваться к новым условиям, меняться. Так появляется некое существо переходной формы, претерпевающее метаморфозу. Завершение адаптации такого существа и расчистило почву для формирования первобытной культуры, творцом которой  стал уже человек разумный.

      Первобытная культура - понятие многогранное. Это все то, чего достиг, что изобрел человек на заре своей многовековой борьбы за выживание в экстремальных условиях его существования на лоне природы. Окружающая его среда в лучших случаях была равнодушной, а в худших - враждебной, постоянно грозящей ему гибелью.

      Первый этап развития  первобытной истории чаще всего  называют эпохой первобытного  человеческого стада. Он открывается  появлением искусственных орудий труда и, следовательно, возникновением древнейших людей, образующих первые, пока еще слабо спаянные производственные коллективы. Основным содержанием эпохи является преодоление в процессе трудовой деятельности остатков животного состояния, унаследованных человеческим стадом от стада человекообразных обезьян, упрочнение социальных связей, а вместе с тем и завершение биологического развития самого человека. Археологически этой эпохе соответствует ранний палеолит, в периодизации Моргана - низшая ступень дикости.

      Второй этап развития  первобытной истории обычно называют  эпохой первобытной родовой общины  или эпохой родового строя.  Эта эпоха открывается крупным  сдвигом в развитии производственных  сил, связанным прежде всего с широким применением специализированных каменных орудий для производства орудий и влекущим за собой возникновение первой прочной формы социальной организации - родовой общины. Эпоха первобытной родовой общины является основным этапом развития первобытнообщинной формации, временем ее расцвета. Именно в это время получает свое наибольшее выражение основная черта формации - последовательный коллективизм в производстве и потреблении. Археологически эпохе первобытной родовой общины соответствует поздний палеолит, мезолит и неолит, в периодизации Моргана - средняя и высшая ступени дикости, низшая и средняя ступень варварства.

      Третий этап первобытной  истории (эпоха разложения формации) открывается новым крупным сдвигом  в развитии производительных  сил, связанным в первую очередь  с появлением на смену камню  металла. На этом этапе происходит  быстрое развитие всех отраслей  хозяйственной деятельности, появляется  избыточный продукт, получают  широкое распространение грабительские  войны из-за накопления богатств. Значительно развившиеся производительные  силы перестают соответствовать  старым общинно-родовым производственным  отношениям, родовая община раскладывается  на семейные общины, родовые связи  слабеют и уступают место соседским. В недрах первобытного общества вызревают частная собственность, классы и государство. Эпоха разложения первобытнообщинной формации не получила в науке общепринятого наименования. Археологически этой эпохе соответствуют энеолит, бронза или раннее железо.

      Возникновение первобытной  материальной культуры принято  относить ко времени овладения  человеком первыми примитивными  орудиями труда, которые использовались прежде всего для охоты, разделки туш и изготовления одежды. Необходимость в ней стала возникать с похолоданием климата и наступлением в Европе ледникового периода. Примерно тогда же человек "приручил" огонь, стал использовать его для обогрева жилищ, а позднее, научившись изготовлять огнеупорную посуду, и для варки пищи. Без сомнения, и до появления человека на земле бывали лесные пожары, когда молния или поток лавы зажигали деревья. Но из всех существ лишь человек научился управлять огнем, переносить его с места на место и добывать его снова, когда он потух. Не было ни одного племени, которое могло бы обойтись без огня.

      В толщу тысячелетий  первобытной культуры уходят  своими корнями зачатки земледелия  и скотоводства. Нельзя ответить  правильно ни на один вопрос  из области материальной культуры  первобытного человека, если не  представлять себе условия его  существования. Жизнь на земле  неразрывно связана с водой.  Поэтому первобытные человеческие  сообщества обитали в долинах  рек, густо поросших лесами. Будучи  существами всеядными, люди питались  как животной, так и растительной  пищей. Все их мыслительные  способности, в том числе усваивать  и передавать потомкам приобретенные  опыт, были направлены на поиски  пищи, совершенствования для этого  орудий. Не инстинктам, передающимся  по наследству, а разуму прежде всего обязан человек своим выживанием. Только разум помог ему выделиться из всего остального мира животных.

      Поселения первобытного  человека не были многочисленными.  Их стада, привольно жившие  в условиях благодатного тропического  климата, значительно поредели  в эпоху наступившего ледникового  периода, стали распадаться на  отдельные семьи и роды, для  которых "чужаки" стали таким  же предметом охоты, как и  остальные представители животного  мира. Об этом свидетельствуют  дошедшие до наших времен факты  каннибализма. Эта разобщенность  в суровых условиях выживания  породила первобытнообщинный строй,  в котором все принадлежало  всем членам того или другого  рода. Понятие частной собственности  появилось позднее как результат  успешного развития материальной  культуры в первобытнообщинном  строе.

Разумное начало в человеке позволило  ему не только выжить в окружающих его трудных условиях существования, но и постепенно накапливать излишки  продукции своей трудовой деятельности. Это породило необходимость обмена различными орудиями и продуктами труда  с соседними родами, а с другой стороны, стало фактором сближения  отдельных родов, слияние которых  впоследствии породило племена. Постоянные войны соседних племен за лучшие места  обитания заставили первобытного человека признать над собой власть тех  членов племени, чьи умственные способности  в управлении всей жизнью племени  были несомненно выше, чем у остальных соплеменников. Попутно шло все большее разделение труда в племени. Изменялся порядок владения результатами этого труда. Так появилось понятие частной собственности, принадлежавшей уже не всем, а отдельным людям племени. В недрах первобытнообщинного строя зарождалось нечто новое, появлялись сильные племена, покорявшие и полностью подчинявшие себе более слабых. Отсюда уже был один шаг до появления первых государств, возникших на развалинах первобытнообщинного строя.

Все сказанное о благотворном влиянии  сурового климата на развитие материальной культуры в первобытных сообществах  подтверждается более низким уровнем  культуры у народностей, обитавших  в условиях тропического и субтропического климата Африки, Южной Америки и Австралии.

      Пытаясь понять  окружающую его природу, первобытный  человек призвал на помощь  то, чего не было у животных, - воображение. Необходимость передать  сородичам результаты, плоды этого  воображения, в свою очередь,  потребовала дальнейшего развития  звуковой речи, языка. Это развитие  шло в неразрывной связи с  развитием умственных способностей  человека.

      Первобытный человек  не без трудностей, противоречий, ощупью и догадкой вынужден  был на первых порах преодолевать  узость границ своего трудового  опыта. Опираясь на свою общественную  жизнь и жизненный опыт, он  с помощью воображения "домысливал" по-своему природу, ставя на  место реальных связей воображаемые. В этой слитности природы и  человека в общественных представлениях  первобытных людей причинная  связь явлений природы принимала  ту специфическую для начальных  этапов мировоззрения форму, при  которой объективные связи явлений  и вещей представлялись как  отношения людей. Природа оживлялась  в представлениях человека, и  все это рисовалось в его  воображении как живая картина  жизни.

      Историческое развитие  опыта умножало в первобытных  людях элементы рационального.  Историческая ограниченность этого  опыта создавала почву для иллюзорного. В борьбе этих двух начал (рационального, стихийно-материалистического и примитивно-идеалистического отношения первобытного человека к природе) и развивалось мировоззрение людей первобытного общества, создавалась их духовная культура.

Важнейшим этапом развития культуры в первобытном обществе явилось  возникновение мышления и речи. Происхождение  мышления и речи представляет собой  сложнейшую проблему истории первобытного общества, трудность решения которой  усугубляется наличием в нашем распоряжении не прямых, а только косвенных данных, иллюстрирующих основные этапы этого  процесса.

      Основных источников  для выяснения происхождения  и реконструкции древнейших стадий  развития мышления и речи несколько.  Прежде всего это сравнительная физиология и языкознание, а также этнография и археология. Но важные материалы для решения этих вопросов представляет и антропология, располагающая данными о развитии в процессе антропогенеза материального аппарата речи и мышления - нижней челюсти, мозга и т. д.

Информация о работе Первобытное искусство