Необходимость и сущность госрегулирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 10:33, контрольная работа

Описание работы

Государственное регулирование экономики (госрегулирование) — процесс воздействия государства на хозяйственную жизнь общества и связанные с ней социальные процессы, в ходе которого реализуется экономическая и социальная политика государства, основанная на определенной доктрине (концепции). При этом для достижения поставленных целей используется определенный набор средств (инструментов).

Файлы: 1 файл

ГОС И МУН РЕГУЛИРОВАНИе реферат.docx

— 226.34 Кб (Скачать файл)

Изменение учетной  ставки.

Ставка, взимаемая ЦБ за ссуды, представленные коммерческим банкам, называется учетной ставкой. С понижением учетной ставки увеличивается спрос  коммерческих банков на кредиты ЦБ. Одновременно увеличиваются резервы  коммерческих банков и их способность  давать кредит предпринимателям и населению. Снижается и банковский процент  за кредит. Предложение денежной массы  в стране возрастает. Наоборот, когда  нужно снизить деловую активность, уменьшив денежную массу в стране, центральный банк повышает учетную  ставку. Повышение учетной ставки является также приёмом борьбы с  инфляцией. В зависимости от экономической  ситуации центральный банк прибегает  к политике «дешёвых» и «дорогих»  денег.

 

 

Политика дешёвых  денег

Проводится в период низкой конъюнктуры. Центральный банк увеличивает  предложение денег путём покупки  государственных ценных бумаг на открытом рынке, понижения резервной  нормы, понижения учётной ставки. Тем самым понижается процентная ставка, достигается рост инвестиций и повышение деловой активности.

Политика дорогих  денег

Проводится Центробанком, прежде всего, как антиинфляционная политика. Для того чтобы сократить  денежное предложение, ограничивается денежная эмиссия, осуществляется продажа  государственных ценных бумаг на открытом рынке, увеличивается минимальная  резервная норма, увеличивается  учётная ставка.

 

 

5. Общегосударственное прогнозирование, планирование, и программирование социально-экономического развития.

  Важнейшей предпосылкой государственного регулирования  экономикой является разработка прогнозов.

Государственное прогнозирование – система научно-обоснованных представлений о тех или иных направлениях социально-экономического развития страны. В переходной период Прогнозирование приобретает большое значение и становится начальной стадией, основой свей системы управления, так как: - в условиях рынка меняются траектории развития, увеличивается выбор вариантов экономического развития и выходов из нежелательны ситуаций; - в рыночной экономике увеличивается число субъектов самостоятельно принимающих решения. Прогнозы разрабатываются в нескольких вариантах и включают в себя количественные показатели и качественные характеристики развития макроэкономической ситуации. Основа прогнозов: - система демографических, социальных, научно-технических, экологических и внешнеэкономических прогнозов; - отраслевые, региональные и др. прогнозы отдельных сфер деятельности. Результатом прогнозирования являются документы, необходимые для регулирования развития экономики и для разработки концепции развития страны. Элементы такой концепции освещаются в одном из разделов Послания Президента РФ Федеральному Собранию. Государственное программирование – система ГРЭ осуществляемая на основе комплексных макроэкономических программ, отражающих предпочтительный вариант развития.

         Виды целевых программ: долгосрочные, среднесрочные. Программа СЭР РФ – это комплексная система целевых ориентиров СЭР и планирование государством эффективных путей и средств достижения указанных ориентиров. Состав программы: оценка и характеристика состояния, концепция программы, макроэкономическая политика, институциональные преобразования, инвестиционная и структурная политика аграрная, экологическая, социальная и внешнеэкономическая политика.

 Государственное планирование – осуществляется путем разработки заданий по целенаправленному воздействию на процесс воспроизводства. Планы – документы, в форме заданий, показателей, где отражены основные цели намеченных преобразований по развитию страны. План – надлежаще оформленное управленческое решение. Планирование – функция управления, обеспечивает целенаправление, динамичное развитие объекта управления. В условиях рынка превалирует индикативное планирование.

 

6. Внешнеэкономическая политика

 Внешнеэкономическая  политика (ВЭП) - это государственная  политика в области экспорта  и импорта, таможенных пошлин, тарифов, ограничений, привлечения  иностранного капитала и вывоза  капитала за рубеж, внешних  займов, предоставления экономической  помощи другим странам, осуществления  совместных экономических проектов. Внешнеэкономическая политика регулирует  внешнюю торговлю, иностранные инвестиции, валютно-кредитные отношения, передачу  новых технологий, а также миграцию  рабочей силы.

Внешнеэкономическая политика - один из основных макроэкономических инструментов, применяемый для ускорения либо замедления экономического роста внутри страны.

Макроэкономическая политика - действия государства, направленные на регулирование экономики c целью  поддержания ее темпов экономического роста, полной занятости и ограничения инфляции. Основной задачей макроэкономической политики является баланс между безработицей и инфляцией. Макроэкономическая политика подразделяется на: фискальную политику; монетарную политику; политику зарплата - цены и внешнеэкономическую политику.

Основная  цель внешнеэкономической политики - обеспечить благосостояние людей, жизнеспособное развитие личности, общества, государства в контексте разнообразности и единства внутренних и внешних условий, которые выдвигают параметры адаптации построения внешнеэкономической политики к изменяющимся закономерностям системы международных отношений.

Внешнеэкономическая политика вырабатывается государствами и  их интеграционными союзами и  объединениями, и в соответствии с ее целями используют те или иные рычаги контроля за торговлей и воздействия на ее развитие. Хотя под влиянием процессов либерализации и глобализации компетенция государств в регулировании внешне-экономических связей ограничивается, тем не менее в их руках еще сохраняются важные властные функции, способные стимулировать или ограничивать экспорт и импорт как товаров и услуг, так и капиталов, направлять их потоки и менять товарную структуру в соответствии с национальными интересами.

Если конкретизировать эти  общие положения применительно  к глобальной экономике, то целью  политики государств является обеспечение  выгодных для страны в целом и  ее хозяйственных субъектов условий  торговли и кредитования, беспрепятственного выхода на внешние рынки, устранение всякого рода дискриминации, недопущение  опасной и, тем более, кабальной  зависимости от других стран, равноправное и взаимовыгодное участие в международных  организациях и соглашениях. В зависимости от особенностей национальной экономики и территории речь может идти также об обеспечении надежных источников снабжения энергией, сырьем, продовольствием, удобных и дешевых транспортных путей и выходов к морю, о возможностях приобретения новейшей техники и технологий, сдерживании или поощрении трудовой миграции и т.п.

В промышленно развитых странах  сложился механизм государственного регулирования внешнеэкономической политики. Он осуществляется с помощью ряда средств, контролирующих и стимулирующих внешнюю торговлю.

К ним в первую очередь  относятся таможенные пошлины, ограничения  ввоза и вывоза определенных товаров  путем установления соответствующих  количественных или стоимостных  лимитов (контингентов), валютные ограничения, меры по регулированию валютного  курса и различного рода обязательные правила совершения торговых и других сделок с зарубежными партнерами.

 Во внешнеэкономической  политике идет постоянное взаимодействие  двух противоположных тенденций:  политика свободной торговли - фритредерство  и протекционизм, т.е. политика, ограничивающая объем торговли  в целях защиты местных производителей  от экспансии иностранных конкурентов. В наши дни фритредерство выступает в новом обличии - либерализации торговли, предполагающие устранение таможенных и всех других препятствий перемещения между странами товаров и капиталов.

Таможенный тариф - это  систематизированный перечень таможенных пошлин, которыми облагаются товары при  импорте. Таможенный тариф применяется  на национальном уровне. Понятно, что  оба названных подхода нередко  уживаются друг с другом. Как либерализация, так и протекционизм носят  избирательный характер, и можно  говорить лишь о преобладании первого  или второго. В странах, где проблемой является не перепроизводство, а дефицит, государство проводит протекционистскую политику «с обратным знаком», когда с помощью тех же пошлин и квот ограничивается не импорт, а экспорт. Политика же свободной торговли будет представлять собой комплекс соглашений (обязательно двусторонних) по смягчению ограничений внешнеэкономической деятельности между договаривающимися странами. К примеру, международные соглашения, регулирующие эту сферу отношений, не разрешают применять количественные ограничения экспорта - импорта, т.е. квотирование и лицензирование.

Государство может не только снизить ограничения в свободной  торговле с другими странами, но и помогать местным производителям выйти на внешний рынок. С этой целью могут вводиться экспортные премии - выплаты производителям, поставляющим продукцию на экспорт, или льготное налогообложение для экспортеров. Однако действовать можно здесь  только разрешенными методами. Так, например, демпинг - продажа товаров на внешних  рынках по цене ниже уровня издержек на производство данного товара - запрещен международными торговыми соглашениями.

 

7. Антимонопольная политика государства

Рынок действует по определенным принципам, которые монополия подрывает. Поэтому борьба с монополией является одновременно защитой основных принципов  рыночной экономики.

Антимонопольная политика – это целенаправленная деятельность государственных органов по защите и усилению конкурентных начал в экономике и созданию препятствий для возникновения чрезмерной власти монополий.

Эта политика находит выражение  в следующих действиях:

  • предупреждение образования и сокращения существующей сферы монопольного ценообразования;
  • разработка антимонопольного законодательства и применение его в хозяйственной практике;
  • исключение условий для возникновения дефицита в экономике;
  • проведение децентрализации ресурсов при их чрезмерной концентрации в одних руках;
  • принудительное разукрупнение фирм, монопольно контролирующих рынок.

Регулирование деятельности естественной монополии

Естественная  монополия – это неустранимый без ущерба для общества вид монополии.

Она возникает в сферах, где один производитель, используя  положительный эффект масштаба производства, удовлетворяет полностью рыночный спрос. Если при этих условиях ввести принудительную конкуренцию между  производителями, то их суммарные затраты  превысят уровень издержек прежнего монополиста, что неминуемо вызовет  рост цен (например, подвод конкурирующих  водопроводных, электрических, газовых  сетей к жилому городскому дому).

Государственную антимонопольную  политику в России регулирует Федеральная  антимонопольная служба. Стоящие  в настоящее время перед антимонопольной  службой задачи – это отказ  от избирательного право применения, активизация деятельности антимонопольных  органов по контролю и надзору на всех без исключения рынках, обновление антимонопольного законодательства с учетом накопленного российского и мирового опыта.

 

8.Сущность муниципального  управления

  Под муниципальным управлением понимается управление муниципальной собственностью в условиях рыночной экономики. Речь идет о такой системе управления, которая обеспечивает высокоэффективное функционирование соответствующих органов местного управления. Границы муниципальных образований (город, районов, сельских поселений) устанавливаются органами государственной власти субъектов Федерации (области, края, республики) на основе исторически сложившихся границ компактного проживания населения. 
 
        Термин «муниципальный», «местный» относится, в частности, к предприятиям, организациям, учреждениям, объектам собственности, находящимся в пределах муниципального образования. Муниципальные образования имеют местный бюджет, который формируется, утверждается и используется органами местного самоуправления. Они же осуществляют и контроль за исполнением бюджета при выполнении контрольных функций и участии в государственных органах управления. 
 
Общей целью муниципального управления является повышение уровня жизнеобеспечения населения в условиях становления рынка. Общими задачами для всех форм территориальной организации хозяйства являются реформирование структуры экономики, ее социологизация, преодоление депрессивного состояния регионов, создание социальной инфраструктуры, стабилизация экономики, развитие межрегиональных и внутрирегиональных связей, поддержание нормальной экологической обстановки, сохранение единого экономического пространства. 
 
Муниципальное управление - это новая система управления, наиболее целесообразная в условиях становления и развития рыночных отношений, пришедшая на смену многолетней командно-административной системы управления в России. Муниципальное управление использует опыт и достижения всех научных школ общего управления (менеджмента). Оно базируется на достижениях таких наук, как экономика, теория управления, социология, технология, информатика и др. 
 
Используя их методы, положения для собственного развития, оно в то же время само обогащает эти отрасли знания новыми подходами. Как уже отмечалось, муниципальное управление имеет дело с внутрирегиональными социально-экономическими системами и управлением ими. 
 
Среди вопросов, относящихся к муниципальному управлению находятся: контроль за использование природных ресурсов муниципального образования, охрана природы, санитарный надзор, содержание систем энерготопливооводоснабжения, благоустройство, создание производственной и социальной инфраструктуры и обеспечение ее жизнедеятельности, сохранение памятников истории и культуры, обеспечение населения торговым, бытовым и культурным обслуживанием, занятость населения, а также обеспечение финансово-экономической самостоятельности муниципального образования при укреплении экономических связей (внутрирегиональных и межрегиональных), сохранение единого экономического пространства России, формирование регионального рынка и т.д. 
 
Для исследования проблем муниципального менеджмента обычно используется целый комплекс научных методов, важнейшие из которых следующие: аналитический анализ, нормативный, балансовый, организационный, статистический, экономико-математический, экономический, социально-психологический. 
 
 Располагая различными по масштабам, структуре, экономической значимости объектами, местное хозяйство использует адекватную им методологию подходов к управлению разными объектами. Это можно увидеть на примере управления городом и административным районом в разных субъектах Федерации. 
 
Несмотря на то, что в гл.8 Конституции Российской Федерации закреплены основные принципы организации и деятельности местного самоуправления, в субъектах Федерации - областях, краях, республиках - система местного самоуправления сложилась по-разному. В ряде регионов города и районы представляют собой базу государственной власти субъекта Федерации на местах. В других территориальных единицах действуют исполнительные органы местного самоуправления. В некоторых же субъектах Федерации местные администрации районов, городов возглавляются главами местного самоуправления. Во многих субъектах Федерации действуют свои законодательные акты о местном самоуправлении. Они по-разному определяют структуру и функции органов местного самоуправления. 
 
Сегодня, когда на смену чисто административным методам управления приходят экономические, аппарат исполнительной власти должен иметь оптимальную, упрощенную структуру и выступать в роли организующего механизма. 
 
Субъекты Российской Федерации используют различные подходы при образовании местных исполнительных органов и формировании их структуры, определении их функций и полномочий, и там, где структура и полномочия местных органов власти обозначены четко и использован системный подход, управление лучше, больше возможностей для обеспечения стабильного развития территорий. 
 
Органы местного самоуправления не входят в систему государственной власти. Местное самоуправление - это особая власть, не относящаяся ни к одной из трех ветвей государственной власти - законодательной, исполнительной, судебной. Правда, в системе органов местного самоуправления создаются представительные и исполнительные органы, которых наделяют отдельными государственными полномочиями. Исключение, однако, представляют такие крупнейшие города, как Москва, Санкт-Петербург, которые согласно Конституции Российской Федерации наделены правами ее субъектов. Они имеют свою законодательную, исполнительную и судебную власть и особую структуру органов местного самоуправления. 
 
В настоящее время на эффективность народного хозяйства страны, ее районов, городов, других населенных пунктов довольно сильное влияние оказывает механизм управления, включающий в себя организационные структуры, методы и формы управления, а также экономические рычаги и стимулы воздействия. Одним из главных требований, предъявляемых к аппарату местного управления в наши дни, является рациональность его структуры, поскольку от этого зависит экономичность управления и производительность управленческого труда. 
 
Последние годы муниципальные аппараты управления начали работать более слаженно. Там, где меньше увлекаются администрированием, появляется больше возможностей для развития процессов демократизации, руководство более внимательно относится к просьбам населения, его пожеланиям и предложениям, в большей мере проявляется творческое начало в решении вопросов, улучшилось делопроизводство, сокращен поток деловых бумаг, различных инструкций и т.д.

Информация о работе Необходимость и сущность госрегулирования