Необходимость и сущность госрегулирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 10:33, контрольная работа

Описание работы

Государственное регулирование экономики (госрегулирование) — процесс воздействия государства на хозяйственную жизнь общества и связанные с ней социальные процессы, в ходе которого реализуется экономическая и социальная политика государства, основанная на определенной доктрине (концепции). При этом для достижения поставленных целей используется определенный набор средств (инструментов).

Файлы: 1 файл

ГОС И МУН РЕГУЛИРОВАНИе реферат.docx

— 226.34 Кб (Скачать файл)

1.Необходимость и сущность госрегулирования 

 

Государственное регулирование экономики (госрегулирование) — процесс воздействия государства на хозяйственную жизнь общества и связанные с ней социальные процессы, в ходе которого реализуется экономическая и социальная политика государства, основанная на определенной доктрине (концепции). При этом для достижения поставленных целей используется определенный набор средств (инструментов).

 

Теория экономической  политики как составная часть  макроэкономической теории объясняет  необходимость государственного регулирования  экономики различными проявлениями несовершенства рынка, предоставленного самому себе. При этом речь идет, по меньшей мере, о следующих проявлениях.

1. Несостоятельность конкуренции,  выражающаяся в том, что на  некоторых отраслевых и региональных  рынках могут возникать (и возникают)  монополии, которые, если этому  не противодействует государство,  своим ценообразованием наносят  ущерб благосостоянию общества.

2. Наличие многочисленных  товаров, жизненно необходимых  обществу, которые либо не предлагаются  рынком, либо, если и могли быть  предложены, то в недостаточном  количестве. Таких товаров (главным  образом в форме услуг) много  в сферах образования, здравоохранения,  науки, культуры, обороны и др.

3. Внешние эффекты (экстерналии), типичный пример которых -- загрязнение окружающей среды, нанесение теми или иными хозяйствующими субъектами экологического ущерба обществу, физическим и юридическим лицам.

4. Неполные рынки, одним  из типичных примеров которых  является рынок страховых услуг,  прежде всего медицинских и  пенсионных.

5. Несовершенство информации, во многих отношениях представляющей  собой общественный товар, который  в более или менее достаточном  количестве при соответствующем  качестве не может быть произведен  без активного участия государства.

6. Безработица, инфляция, экономическое неравновесие, особенно  резко проявляющееся в периоды  кризисов (рецессий) и депрессий.

7. Излишне неравномерное  распределение доходов, которое,  если государство не принимает  мер для «социальной компенсации»  малоимущим и обездоленным слоям  населения, ставит под угрозу  общественную стабильность.

8. Наличие обязательных  товаров (например, начальное образование), потреблять которые общество  может заставить только государство,  но никак не рынок.

 

2.Бюджетная политика государства

      Для организации бесперебойного кругооборота фондов в масштабе всей экономики и обеспечения социальной поддержки населения необходима централизация денежных ресурсов, выходящих за рамки отдельны хозяйств и отраслей. Эту функцию выполняет государство, реализуя свою бюджетную политику. В лекции рассматриваются проблемы формирования и использования бюджетных средств. 

      Под бюджетной политикой понимаются целенаправленные действия правительства, связанные с формированием и использованием централизованного фонда денежных средств, предназначенных для удовлетворения общегосударственных потребностей. Этот централизованный фонд денежных средств получил название государственный бюджет.

Государственный бюджет, являясь частью финансов, характеризуется теми же чертами, которые присущи финансам в целом. Одновременно государственный бюджет рассматривается в качестве самостоятельной экономической категории со своими специфическими особенностями:

1.      Государственный бюджет – это особая форма перераспределительных отношений, связанная с обособлением части национального дохода в руках государства и использованием ее в целях удовлетворения потребностей всего общества и его отдельных, государственно-территориальных образований;

2.      С помощью государственного бюджета происходит перераспределение национального дохода (национального богатства) между отраслями народного хозяйства, сферами деятельности, территориями страны, социальными группами населения

Как и в других федеративных государствах, в Российской Федерации  бюджет государства выступает в  виде системы состоящей из трех уровней: федерального бюджета, бюджетов субъектов  РФ и местных бюджетов.

Для свода статистических показателей бюджетной системы  и их анализа используется консолидированный бюджет РФ, который включает бюджет федерального правительства и консолидированные бюджеты субъектов федерации. Консолидированный бюджет РФ не утверждается законодательным органом власти.

Правовую основу функционирования бюджетной системы составляют Бюджетный  кодекс Российской Федерации и федеральные  законы о федеральном бюджете  на соответствующий год, законы субъектов  федерации о бюджетах субъектов  федерации на соответствующий год  и аналогичных законов местных  органов власти.

Главная роль в регулировании  бюджетных процессов в государстве  принадлежит Бюджетному Кодексу  РФ. Ныне действующий Бюджетный кодекс был принят в июле 1998 года. Он представляет собой свод законов о функционировании и развитии бюджетной системы Российской Федерации. Кодекс устанавливает общие принципы бюджетного законодательства, правовое положение субъектов бюджетных отношений, порядок регулирования межбюджетных отношений, определяет основы бюджетного процесса на различных уровнях бюджетной системы, основания и виды ответственности за нарушения бюджетного законодательства.

Бюджеты любого уровня системы  власти представляет собой главные  финансовые планы государства, субъектов  федерации и муниципальных образований  на текущий год. Все эти планы  имеют силу закона. Составляются они  в форме баланса расходов и  доходов.

3. Налоговая политика государства.

В любом обществе государство  использует налоги для осуществления  своих функций и задач, достижения определенных целей. Важную роль в реализации поставленных целей играет налоговая  политика.

Налоговую политику государства  необходимо рассматривать в совокупности с финансовой и экономической  политикой, т.к. она является их неотъемлемой частью.

Налоговая политика – это система актов и мероприятий, проводимых государством в области налогов и направленная на реализацию тех или иных задач, стоящих перед обществом.

Налоговая политика на современном этапе это – совокупность мероприятий, осуществляемых государством с целью воздействия на элементы налоговой системы и налогового механизма для регулирования налоговых отношений в интересах достижения финансовой стабилизации и выполнения государственных программ экономического и социального развития.  

Выделяют три типа налоговой  политики:

-         политика максимальных налогов;

-         политика разумных налогов – способствует развитию национального дохода и обеспечивает ему благоприятный налоговый климат;

-         налоговая политика, которая предусматривает достижение высокого уровня налогообложения, но при значительной социальной защите.

Содержание налоговой  политики многогранно. Оно включает следующие важнейшие звенья:

1.     Определение и постановку главных целей, конкретизацию перспективных и ближайших задач (выработка концепции).

2.     Разработку методов, средств и конкретных форм организации налоговых отношений.

3.     Организацию деятельности, управления с целью достижения поставленных задач.

Налоговая политика направлена на решение задач конкретного  этапа развития общества, важнейшие  из них следующие:

-         аккумулирование средств в бюджете, т.е. обеспечение его доходной части  с целью выполнения государством своих функций;

-         перераспределение национального дохода в целях повышения эффективности производства;

-         стимулирование производственной сферы, деловой активности;

-         обеспечение структурных сдвигов и изменения экономических пропорций в пользу производств, непосредственно направленных на удовлетворение потребностей населения;

-         снижение уровня инфляции.

Налоговая политика определяет  роль налогов в обществе и тесно связана с деятельностью государства. Она находится в постоянном движении и зависит от экономической политики государства. Эффективной может считаться только налоговая политика, которая стимулирует накопления и инвестиции.

В целях реализации налоговой  политики, успешного ее проведения в жизнь, используется налоговый  механизм.

Налоговый механизм представляет собой совокупность организационно-правовых норм и методов управления налогообложением. Государство придает своему налоговому механизму юридическую форму посредством налогового законодательства и регулирует ее. Налоговая политика на современном этапе и налоговый механизм находятся в тесном взаимодействии и взаимозависимости.   

Функция налога – это  проявление его сущности в действии, способ выражения его свойств. Функция показывает, каким образом реализуется общественное назначение данной экономической категории как инструмента распределения и перераспределения доходов.

В современных условиях налоги выполняют несколько функций, каждая из которых проявляет внутреннее свойство, признаки и черты данной финансовой категории.

1.     Основная функция налогов – фискальная (бюджетная). С ее помощью образуются фонды денежных средств государства и тем самым создаются материальные условия его функционирования.

2.     Распределительная функция – налоги частично обслуживают воспроизводственный процесс, обеспечивают общегосударственные потребности и формируют ресурсы для содержания и развития непроизводственной сферы на всех уровнях власти.

3.     Контрольная функция – обеспечивает возможность количественного отражения налоговых поступлений и их сопоставления с потребностями государства в финансовых ресурсах.

4.     Стимулирующая функция налогов – проявляется через систему предоставляемых льгот и изменения ставок налогов для воздействия на субъекты хозяйствования с целью развития  производственной базы, малого предпринимательства, решения социальных проблем.

4. Денежно-кредитная политика

Денежно-кредитная (монетарная) политика — это политика государства, воздействующая на количество денег в обращении с целью обеспечения стабильности цен, полной занятости населения и роста реального объема производства. Осуществляет монетарную политику Центральный банк.

Воздействие на макроэкономические процессы (инфляцию, экономический  рост, безработицу) осуществляется посредством  денежно-кредитного регулирования.

Обычно денежно-кредитная  политика ЦБ направлена на достижение и сохранение финансовой стабилизации, в первую очередь укрепление курса  национальной валюты и обеспечение  устойчивости платежного баланса страны.

Денежно-кредитное  регулирование — это совокупность конкретных мероприятий центрального банка, направленных на изменение денежной массы в обращении, объема кредитов, уровня процентных ставок и других показателей денежного обращения и рынка ссудных капиталов.

Денежно-кредитная политика является составной частью единой государственной  экономической политики. Государственная  экономическая политика должна предусматривать  меры по решению проблем в каждом блоке. Центральный банк выполняет свою часть — денежно-кредитную политику, он отвечает за её проведение.

Методы денежно-кредитной  политики — совокупность приемов и операций, посредством которых субъекты денежно-кредитной политики воздействуют на объекты для достижения поставленных целей.

  • Прямые методы — административные меры в форме различных директив Центрального Банка, касающихся объема денежного предложения и цены на финансовом рынке. Лимиты роста кредитования или привлечения депозитов служат примерами количественного контроля. Реализация этих методов даёт наиболее быстрый экономический эффект с точки зрения центрального банка за максимальным объёмом или ценой депозитов и кредитов, за количественными и качественными переменными денежно-кредитной политики. При использовании прямых методов временные лаги сокращаются. Временные лаги — это определенный период времени между моментом возникновения потребности в применении той или иной меры в сфере денежно-кредитной политики и осознания такой потребности, а также между осознанием потребности, выработкой мнения и началом реализации.
  • Косвенные методы регулирования денежно-кредитной политики воздействуют на мотивацию поведения хозяйствующих субъектов при помощи рыночных механизмов, имеют большой временной лаг, последствия их применения менее предсказуемы, чем при использовании прямых методов. Однако, их применение не приводит к деформациям рынка. Соответственно, использование косвенных методов непосредственно связано со степенью развитости денежного рынка. Переход к косвенным методам характерен для общемирового процесса либерализации, повышения степени независимости центральных банков.

Так же различают общие  и селективные методы:

  • Общие методы являются преимущественно косвенными, оказывающими влияние на денежный рынок в целом.
  • Селективные методы регулируют конкретные виды кредита и носят в основном директивный характер. Благодаря этим методам решаются частные задачи, как ограничение выдачи ссуды некоторым банкам, рефинансирование на льготных условиях.

 

 

Операции на открытом рынке.

Продажа (покупка) ЦБ государственных  ценных бумаг на открытых рынках коммерческими  банками уменьшает (увеличивает) резервы  банков, а следовательно, уменьшает (увеличивает) кредитные возможности банков, увеличивая (уменьшая) процентную ставку. Этот метод денежной политики применяется в краткосрочном периоде и обладает большой гибкостью.

Изменение минимальной  резервной нормы.

Увеличение резервной  нормы центральным банком уменьшает  избыточные резервы (которые можно  отдать в ссуду), тем самым способность  банка расширять денежную массу  путем кредитования снижается. Это  средство регулирования денежной массы  обычно применяют в долгосрочном периоде.

Информация о работе Необходимость и сущность госрегулирования