Региональная политика и поддержка проблемных регионов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 19:12, реферат

Описание работы

Объектами особого внимания со стороны государства являются проблемные регионы, которые выделяются в зависимости от уровня развития, глубины кризисных процессов, значения в решении общегосударственных социально-экономических задач. Основными типами проблемных регионов в современной ситуации являются: отстающие, депрессивные, кризисные, а также регионы особого стратегического значения.

Файлы: 1 файл

криз.регионы.docx

— 784.45 Кб (Скачать файл)

Требуют внимания регионы, граничащие с республиками бывшего  СССР. Новое приграничье России глубоко  интегрировано с сопредельными  зарубежными территориями в экономическом, культурно-этническом и демографическом  планах, поэтому необходимо посредством  правовых и экономических инструментов поощрять стремление приграничных районов  к всеобъемлющему сотрудничеству с  соседними областями Казахстана, Украины, Беларуси, других республик  бывшего СССР. 
 

Задачи регионального  регулирования экономики 

Региональное регулирование  экономики – процесс выработки  и установления рациональных территориальных  пропорций в развитии экономики  страны и способ проведения региональной экономической политики. 

Региональная экономическая  политика представляет собой комплекс различных мер (законо­дательных, административных и экономических), проводимых как  федеральным правительством, так  и местными органами власти. Цель этих мероприятий – устранение диспропорций в экономическом развитии, более  полное использование потенциала регионов, содействие развитию депрессивных районов  страны. Проблемы регионального регулирования  экономики вытекают из объективно сложившихся  экономических и политических условий. 

На современном  этапе эти задачи можно свести к следующим основным группам. 

Во-первых, необходимо обеспечить эффективную территориальную  специализацию, которая ведет к  повышению эффективности экономики  страны. До сих пор специализация  производства осуществлялась с отраслевых позиций. В новых условиях задача состоит в том, чтобы обеспечить рациональную специализацию той  или иной территории на выпуске определенной продукции, выгодной с народнохозяйственных позиций. Рациональное размещение производства по территории страны – это в  первую очередь задача центральных  и региональных органов власти, но отнюдь не отраслевых министерств. 

Во-вторых, проблема организации регионального хозяйства  как единого целого. Это – одна из главных задач государственных  органов управления республиканского уровня. К решению этой проблемы примыкают: 

• вопросы сбалансированного  развития хозяйства на территории региона; 

• обеспечение пропорциональности в производстве продукции в регионе; 

• обеспечение сбалансированности производства с наличными производственными  ресурсами; 

• задачи рационального  использования трудовых и других видов производственных ресурсов. 

В-третьих, задачи повышения  уровня жизни населения, проживающего в регионе. При этом следует учитывать, что сами требования к стандарту  жизни различны в разных районах  страны вследствие природно-климатических, национальных, этнических и других факторов. К этому кругу проблем  тесно примыкают проблемы экологии и охраны окружающей среды, а также  проблемы развития социальной инфраструктуры. 

Для решения комплекса  задач регионального развития государственные  органы располагают следующими формами  воздействия: 

1) прямое участие  государства в создании и совершенствовании  инфраструктуры региона; 

2) административные  меры ограничительного и поощрительного  характера. 

Прямое государственное  участие в создании производственной и социальной инфраструктуры в регионе  осуществляется как посредством  прямых государственных ассигнований, так и путем участия государства  в обществах со смешанной экономикой. Кроме того, государство влияет на размещение производства в регионах путем финансирования особо важных предприятий и промышленных комплексов. 

Меры поощрительного и ограничительного характера были освещены выше при рассмотрении вопросов стимулирования предприятий частного сектора к следованию в русле  индикативного плана.

собую региональную политику разрабатывает государство (и сами регионы) в отношении приграничных территорий. Из 89 регионов РФ 38 являются приграничными. При этом 25 регионов (республики Алтай, Дагестан, Чечня, Северная Осетия – Алания, Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкессия; Алтайский и  Краснодарский края; Новосибирская, Омская, Тюменская, Курганская, Челябинская, Оренбургская, Самарская, Саратовская, Астраханская, Волгоградская, Ростовская, Воронежская, Белгородская, Курская, Брянская, Смоленская и Псковская области) граничат со странами СНГ – Казахстаном, Украиной, Белоруссией, Грузией и  Азербайджаном. Со странами Балтии и  дальнего зарубежья граничат 15 регионов (ряд из них имеют границы и  со странами СНГ). С Финляндией граничат Мурманская (она же соседствует с  Норвегией), Ленинградская (граничит также  с Эстонией) области и Республика Карелия. С Литвой и Польшей граничит Калининградская область; с Эстонией и Латвией – Псковская область. С Китаем – Амурская, Читинская  и Еврейская автономная области, Республика Бурятия, Хабаровский и  Приморский (имеет также границу  с КНДР) края. Республики Тыва и Алтай  граничат с Монголией. Морскую границу  имеют Чукотский автономный округ (с США) и Сахалинская область (с Японией). 

Пограничная политика включает в себя: 

- создание условий  для производственной деятельности  в приграничных регионах с  учетом характера новых международных  и межрегиональных связей; 

- создание условий  для эффективного развития свободных  экономических зон; 

- сохранение государственного  контроля за стратегическими  ресурсами приграничных регио­нов; 

- обеспечение регулирования  потоков внешней миграции; 

- противодействие  любым формам дискриминации населения  в приграничных регионах; 

- поддержание и  развитие исторически сложившихся  традиций и обычаев населения,  прожи­вающего на приграничной  территории, родственных и дружественных  связей; 

- сохранение и  преумножение духовных ценностей,  развитие творчества и самодеятельности, обучение и воспитание подрастающих  поколений; 

- создание условий  для реализации прав человека  в области свободы совести  в соответствии с конфессиональной  принадлежностью; 

- создание условий  для предотвращения чрезвычайных  ситуаций и проведения мероприятий  по защите населения при их  возникновении. 
 

 
 

 
 

 
 

 
 

 
 

Введение.

Актуальность темы. Одним из отправных моментов оценки возможностей вхождения конкретного  субъекта Российской Федерации в  современные рыночные отношения  является анализ достигнутого уровня социально-экономического развития территорий, значительно 

различающихся по наличию  и степени востребованности природно-ресурсного потенциала в хозяйственный оборот, развитию производственной, хозяйственной  и социальной инфраструктуры, качеству трудовых ресурсов и возможностей самофинансирования. Данный анализ можно рассматривать  как базу для проведения работ  по типологии субъектов Российской Федерации по основным социально-экономическим  показателям развития и возможным  вариантам вывода экономики и  социальной сферы из кризиса в  условиях ослабления государственного воздействия на территориальное  развитие.

В последние годы в Российской Федерации проводится большой объем работ по оценке «стартовых» условий вхождения  каждого из 79 (без автономных округов) субъектов Федерации в рыночные отношения. Наиболее значительные работы в области классификации территорий с учетом большого количества факторов природного, экономического и социального  характера выполнены в Совете по изучению производительных сил при  Министерстве экономического развития и торговли Российской Федерации  под руководством академика А.Г.Гранберга.

В результате анализа  всех факторов, формирующих представление  о территории как субъекта единого  рыночного механизма, все регионы  Российской Федерации объединены в  три группы:

• развитые (активно  развивающиеся) регионы;

• депрессивные регионы;

• слаборазвитые (отсталые) регионы.

Республика Тыва по результатам различных исследований относится к третьему типу - слаборазвитых (отсталых) регионов.

На всех этапах развития экономики республики с момента  ее вхождения в состав России Республики Тыва по всем социально-экономическим  показателям занимала одно из последних  мест в стране. Достигнутый уровень  социально-экономического развития и  низкая востребованность природных  ресурсов, практически полное прекращение  государственных дотаций в экономику  в начале 90-х гг. обусловили тот  факт, что и к настоящему времени  существенных позитивных изменений  в качестве жизни населения и  уровне развития не произошло. Эта ситуация характерна для всей группы слаборазвитых  регионов 
 

лава Г.Теоретические  предпосылки исследования экономически слаборазвитых регионов в условиях рыночной экономики.

1.1.Современные типологические  особенности слаборазвитых регионов  Российской Федерации. 

Период реформирования российской экономики в начале 90-х  годов, сопровождавшийся длительным экономическим  кризисом и изменением государственного устройства, в том числе политических и экономических отношений центра и регионов, привели к глубокому расслоению различных территорий по уровню социально-экономического развития в зависимости от возможностей адаптации к рыночным условиям.

Экономический кризис охватил все регионы России без  исключения. Его основными признаками являются падение объемов производства и инвестиций, сокращение внутреннего  рынка, инфляция, безработица, снижение реальных доходов населения, рост государственного внешнего и внутреннего долга. Кризисные  явления в Российской Федерации  имеют значительные региональные особенности. Наибольший спад объемов производства и соответственно безработица - в  регионах, которые концентрируют  военную промышленность, инвестиционное машиностроение и производственные базы строительства, легкую промышленность. Инфляционный взрыв в начале 1992г. нанес максимальный ущерб экономике  регионов, вынужденных иметь более  значительные оборотные средства (из-за концентрации производств с длительным циклом и сезонного завоза грузов) и населению регионов с более  высокими денежными накоплениями (Север  и Дальний Восток).

Стихийный переход  от административно-плановой к рыночной экономике всегда приводил к социально-политическим потрясениям различной продолжительности. В Российской Федерации данный переходный процесс усложняется и удлиняется из-за неоднородности ее

экономического пространства и сильного различия регионов по достигнутому к началу реформ уровню социально-экономического развития.

Современное экономическое  пространство Российской Федерации  включает множество больших и  малых территорий с особыми аномалиями социально-экономического плана. В  теории региональной экономики такие  особые территории принято называть проблемными регионами, власти которых  самостоятельно не в состоянии решить свои социально-экономические проблемы или реализовать свой высокий  потенциал и поэтому требуют  активной поддержки со стороны государства. Такие территории с наиболее тяжелым  положением по общепринятым классификациям подразделяют на депрессивные и слаборазвитые (отсталые).

При определении  типологических особенностей регионов особого внимания требует четкое определение различий этих двух типов  регионов, так как в отдельных  методиках типологии дается различная  характеристика регионов того или иного  вида.

По определению, данным академиком А.Г.Гранбергом [50], различают:

Депрессивные - регионы  с высокой концентрацией производств, ставших нерентабельными при  переходе от плановых к рыночным ценам  или внезапно потерявших покупательный  спрос на свою продукцию (такими являются регионы, насыщенные предприятиями  ВПК и инвестиционного машиностроения, лишившимися государственных заказов, промышленные районы с предприятиями, производившими потребительские товары, которые стали неконкурентоспособными на свободном рынке).

Слаборазвитые (отсталые) - регионы, ранее получавшие из федерального бюджета значительные средства на инвестиции и дотирование производства и  лишившиеся этих источников финансового  существования (например, многие северные регионы). При этом они обладают объективно ограниченными возможностями саморегулирования  и саморазвития в рыночной среде.

ю

В исследованиях, проведенных  группой ученых-регионалистов, таких  как Артоболевский С.С., Курнышев В.В., Воробьева В.В., Лексин В.Н., Селиверстов  В.Е., Швецов А.Н., Лавровский Б.Н., Бандман  М.К., Малов В.Ю., Лухтала А. в рамках Проекта Тасис EDRUS 9602 «Региональная  политика, направленная на сокращение социально-экономической и правовой асимметрии» [144, 145] определение депрессивных и слаборазвитых (отсталых) территорий дается в следующем виде:

Информация о работе Региональная политика и поддержка проблемных регионов