Система поворота и тормоза трактора ДТ 75

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июня 2013 в 23:43, курсовая работа

Описание работы

Механизм поворота служит для получения различных поступательных скоростей правой и левой гусениц, необходимых при повороте гусеничного трактора. Одновременно он выполняет функцию тормозов. Механизм поворота должен обеспечивать устойчивое прямолинейное движение трактора и плавный переход от прямолинейного движения к криволинейному, при минимальных потерях мощности. Направление движения гусеничного трактора изменяют при отключении от трансмиссии той гусеничной цепи, в сторону которой надо повернуть трактор. В случае крутого поворота или разворота на месте отключенную гусеничную цепь необходимо притормозить.

Файлы: 1 файл

система.docx

— 1.77 Мб (Скачать файл)
  1. Проверка и регулировка механизмов управления поворотом и тормозов гусеничных тракторов.

 

    1.  Устройство механизмов управления поворотом и тормозов гусеничных тракторов.

   

Механизм поворота служит для получения различных поступательных скоростей правой и левой гусениц, необходимых при повороте гусеничного  трактора. Одновременно он выполняет  функцию тормозов. Механизм поворота должен обеспечивать устойчивое прямолинейное  движение трактора и плавный переход  от прямолинейного движения к криволинейному, при минимальных потерях мощности. Направление движения гусеничного трактора изменяют при отключении от трансмиссии той гусеничной цепи, в сторону которой надо повернуть трактор. В случае крутого поворота или разворота на месте отключенную гусеничную цепь необходимо притормозить.

В качестве механизма поворота используют сухие фрикционные многодисковые  муфты управления (рис. 1) и планетарные  механизмы (рис. 1 а).

В муфте управления ведущей  частью является вал 1 (рис. 1) главной передачи с расположенным на его шлицах ведущим барабаном 2. На наружной цилиндрической поверхности барабана сделаны продольные канавки, в которые установлены внутренними зубцами тонкие стальные ведущие диски 3. Ведомый барабан 4 закреплен на ведущем валу 6 конечной передачи. На внутренней поверхности барабана 4 имеются канавки, в которые входят своими наружными выступами ведомые диски 5 с фрикционными накладками. Диски 3 и 5 устанавливают через один и сильно сжимают между собой через нажимной диск 9 пружинами 8, в результате чего при вращении вала 1 крутящий момент передается на ведущий вал 6 конечной передачи.

Для поворота трактора выключается  одна из муфт управления. При этом диск 9 перемещается в направлении стрелок Б, пружины сжимаются, диски 3 и 5 освобождаются, и вращение ведомого барабана и ведущей звездочки прекращается.

Планетарный механизм поворота трактора ДТ-75М (см. рис. 1а) состоит из двух симметрично расположенных  одинаковых планетарных устройств  управления правой и левой гусеничными  цепями.

Механизмы собраны в цилиндрическом корпусе 5, установленном на подшипниках в корпусе заднего моста. К корпусу снаружи прикреплена ведомая шестерня 4 главной передачи, а внутри расположены два зубчатых венца б (короны). На осях 8 водила 7 свободно надеты сателлиты 9, находящиеся в зацеплении с короной 6 и одновременно с солнечной шестерней 10. Ступица солнечной шестерни 10 опирается на подшипники, помещенные в корпусе заднего моста. Шестерня 10 представляет собой одно целое с тормозным шкивом 3. Водило 7 соединено с валом 2, на котором размещены тормозной шкив 1 и ведущая шестерня конечной передачи. Управляют планетарным механизмом при помощи тормозов, размещенных в боковых отделениях корпуса заднего моста.

Во время движения трактора по прямой педали 17 и рычаги 16 отпущены. Тормозные шкивы валов 2 свободны, а тормозные шкивы 3 затянуты тормозными лентами 11 при помощи пружин 15 и не вращаются. При этом шестерни главной передачи вращают корпус 5, а он своими коронами 6 приводит в движение сателлиты 9, заставляя их обкатываться по неподвижным шестерням 10. Оси 8 сателлитов 9 водила 7 передают вращение валам 2 и далее на конечные передачи.

 

Рис. 1. Схема многодисковой  муфты управления

а — муфта управления включена;

б — муфта управления выключена;

1 — ведущий нал; 2 — ведущий барабан; 3 — диск ведущего барабана; 4 — ведомый барабан;

5 —диск ведомого барабана;

6 — ведущий вал конечной передачи; 7 — шпилька; 8 — пружина; 9 — нажимной диск.

 

Рис.1. (а): Механизм поворота гусеничного трактора:

1 — тормозной шкив вала (водила); 2 —- вал;

3 — тормозной шкив солнечной шестерни;

4 — ведомая шестерня главной передачи;

5 — корпус планетарного механизма; 6 — зубчатый венец (корона);

7 — водило; 8 — ось сателлита; 3,9 — сателлит; 10 — солнечная шестерня; 11 — тормозная лента тормоза солнечной шестерни; 12 — тормозная лента тормозного шкива вала (водила); 13 — рычаг;

14 — тяга; 15 — пружина тормозной ленты; 16 — рычаг тормоза солнечной шестерни; 17 — педаль тормоза водила.

 

Устройство и  работа планетарного механизма

 

Планетарный механизм поворота трактора ДТ-75М состоит из двух симметрично  расположенных одинаковых планетарных  устройств управления правой и левой  гусеничными цепями.

Для поворота трактора гусеницы отключают раздельно с помощью  планетарных механизмов, которые  в сочетании с тормозами могут  выполнять роль фрикционных муфт, т. е. разъединять и плавно соединять Валы трансмиссии. Ведущие элементы в планетарных механизмах поворота — коронные шестерни 8 (рис. 2) внутри общего барабана 4, а ведомые — водила 14, которые валами (полуосями) 1 соединены с ведущими шестернями конечных передач. На осях 13, закрепленных в водилах, вращаются сателлиты 12, которые соединяют солнечные шестерни 11 с коронными.

 

Рис.2. Составные  части механизма поворота (б):

1 —валы (полуоси);

2— остановочные тормоза;

3 — тормоза солнечных  шестерен; 4 — барабан;

5 и 6 — ведомая и  ведущая конические шестерни;

7 — вторичный вал коробки  передач; 8 — коронные шестерни; 9 — шестерни конечной передачи;

10 — ведущие звездочки;

11—солнечные шестерни;

12 — сателлиты; 13 — оси  сателлитов; 14 — водила.

 

При прямолинейном движении трактора обе солнечные шестерни заторможены. Крутящий момент от вторичного вала 7 коробки передач через конические шестерни 5 и 6 передается коронным шестерням. Вращаемые ими сателлиты перекатываются по солнечным шестерням и через  оси увлекают за собой водила. От водил через полуоси и шестерни конечных передач крутящий момент передается ведущим звездочкам10, и они, вращаясь, перематывают гусеницы с равными скоростями. Для совершения плавного поворота трактора, например влево, необходимо переместить левый рычаг на себя. При этом тормозная лента отпускает тормозной шкив и солнечная шестерня освобождается. Когда одну из солнечных шестерен растормаживают, сателлиты перестают перекатываться по ней, так как она сама начинает вращаться в обратном направлении. Поэтому передача крутящего момента на водило прекращается, т. е. гусеница отключается от трансмиссии. Однако за счет толкающего усилия, передаваемого через остов от другой гусеницы, отключенная гусеница все же продолжает перематываться, хотя и с меньшей скоростью. Поэтому поворот трактора будет плавным, особенно когда невелико сопротивление буксируемых машин. При этом водило, хотя и отключено от коронной шестерни, все же продолжает поворачиваться в прежнем направлении, так как получает вращение от отстающей гусеницы через звездочку и конечную передачу.

Для крутого поворота трактора необходимо после выключения тормоза  солнечной шестерни нажать педаль 17 тормоза водила. Тогда тормозная лента 12 останавливает тормозной шкив 1 и затормаживает вал 2. Трактор совершает крутой поворот. Если его остановить тормозом, то остановятся звездочка и гусеница — трактор круто повернется на месте.

При одновременном освобождении обеих солнечных шестерен передача крутящего момента к гусеницам  прекращается и трактор останавливается.

Планетарные механизмы служат не только для поворота, но и как  дополнительные редукторы, что позволяет  уменьшить нагрузку на детали коробки  передач и на конические шестерни заднего моста.

Корпус 1 (рис. 3) моста отлит  вместе с корпусом коробки передач. Средний отсек, где размещены  планетарные механизмы поворота, и полость коробки передач  образуют общую масляную ванну. Боковые  отсеки — сухие (здесь находятся  тормоза).

Ведущая коническая шестерня изготовлена вместе с вторичным  валом коробки передач, а ведомая 26 прикреплена болтами к фланцу барабана 27 коронных шестерен, вращающегося на шариковых подшипниках. Внутренние кольца этих подшипников опираются  на стаканы 24, запрессованные в расточки перегородок. В стыке ведомой  конической шестерни и фланца барабана коронных шестерен установлены прокладки 25 для регулировки зацепления конических шестерен.

В барабане 27 имеются два  внутренних зубчатых венца коронных шестерен, каждая из которых соединена  тремя сателлитами 29 со своей солнечной  шестерней 31. Зубья солнечных шестерен нарезаны на концах длинных ступиц, которые вставлены, в стаканы 24 и  опираются на запрессованные в них  бронзовые втулки.

Сателлиты вращаются в  игольчатых подшипниках на осях 30, закрепленных в водилах 28, которые представляют собой стальные отливки треугольной формы. В шлицевые ступицы водил вставлены внутренние концы валов (полуосей) 37. Их наружные шлицевые концы соединяются с ведущими шестернями 36 конечных передач.

Рис. 3. Ведущий  мост трактора ДТ-75МВ:

1 — корпус; 2 и 3 — тормозные  ленты; 4 — шкив тормоза солнечной  шестерни;

5 — шкив ocтановочного тормоза; 6, 21 и 32 — крышки; 7 и 8 — регулировочные гайки;

9, 12 и 18— серьги; 10—пальцы; 11 и 13 — рычаги механизма остановочного  тормоза;

14, 19, 20 и 22— тяги; 15 и  16 — рычаги механизма тормоза  солнечной шестерни;

17 — ось рычагов; 23, 34 и  40 — пружины; 24 — стакан;

25 — регулировочные прокладки; 26 — ведомая коническая шестерня;

27 — барабан коронных  шестерен; 28 — водила; 29 — сателлит; 30 — ось сателлита;

31 — солнечная шестерня; 33 — сальник; 35 и 39 — запорные  планки;

36 — ведущая шестерня  конечной передачи; 37—вал (полуось); 38—уплотнение;

41 — маслоуспокоительный кожух; 42 и 44 — пробки;

43 — опорные регулировочные  винты.

 

Конические шестерни и  планетарные механизмы смазывают  трансмиссионным маслом, которое  заливают в среднее отделение  до верхней метки на стержне, закрепленном в пробке заливной горловины.

Маслоуспокоительный кожух 41 служит как бы дополнительным поддоном с небольшим уровнем масла. Благодаря этому уменьшается взбалтывание, а следовательно, и нагревание масла в среднем отсеке корпуса, а также уменьшается забрасывание на детали механических примесей, отстаивающихся в масляной ванне. Проникновение масла из среднего отсека к тормозам предотвращается уплотнениями 33, выполненными в стаканах, и торцовыми уплотнениями 38, установленными в ступицах солнечных шестерен. Проникшее в отсеки тормозов масло периодически сливают, вывинчивая пробки 44.

Планетарный механизм поворота сложнее и дороже в производстве, чем фрикционный, но обладает и рядом  преимуществ. Он более компактный, что  позволяет уменьшать колею трактора, легче в управлении, более долговечен, с лучшим балансом мощности при повороте. Кроме того, планетарный механизм повышает передаточное число коробки  передач.

 

Устройство и  действие тормозов

 

Тормозом называется механизм, основанный на использовании силы трения и служащий для остановки (торможения) какой либо вращающейся части  машины. На тракторах тормоза используют для торможения на ходу и при остановке, для удержания трактора во время  стоянки, в особенности па подъемах и уклонах, а так же пои осуществлении  крутых поворотов трактора.

По устройству тормоза  бывают ленточные, дисковые и колодочные. Наибольшее распространение на тракторах  получили ленточные тормоза: простые  и плавающие.

Шкивы 4 (см. рис.3) тормозов закреплены болтами на фланцах ступиц солнечных  шестерен, а шкивы 5 — на шлицевых ступицах ведущих шестерен 36 конечных передач. Шкивы охватываются тормозными лентами 2 и 3. К лентам 3 тормозов солнечных  шестерен приклепаны фрикционные накладки, а на лентах 2 остановочных тормозов между приклепанными планками вставлены  короткие фрикционные колодки и  зафиксированы отогнутыми скобами.

Концы лент серьгами 9 и тягами 14 соединены с рычагами 16 тормоза  солнечной шестерни и 11 —остановочного тормоза. Эти рычаги через пальцы 10 опираются на вырезы кронштейнов, прикрепленных к корпусу заднего  моста. Пружины 34 и 40 отводят ленты  от шкивов, а винты 43 служат опорами  лент.

Рычаг 16 тормоза солнечной  шестерни серьгой 18 шарнирно соединен с промежуточным рычагом, к ступице  которого приварены еще два рычага 15. На общей оси 17 с этими рычагами надеты рычаги 13 остановочных тормозов, также сваренные вместе. В ступицы  рычагов запрессованы металлокерамические  втулки, пропитанные маслом, поэтому  смазывать в процессе эксплуатации их не нужно.

Ленты тормозов солнечных  шестерен затягиваются пружинным устройством. Оно состоит из двух пружин 23 и 49 (рис. 4), установленных снаружи и  внутри трубы 48. Пружины зажаты между  неподвижной и подвижной 51 тарелками  стяжкой 50, на верхнем конце которой  навинчена проушина 47. Труба шарнирно присоединяется к передней стенке корпуса  заднего моста, а проушина стяжки (после дополнительного сжатия пружин) — к рычагу 15. Сжатые пружины через  стяжку 50 поворачивают вперед эти рычаги через серьгу 18 и рычаг 16, тем самым  затягивают ленту 3 (как показано пунктирными  стрелками) и удерживают се в таком  положении. Сила затяжки ленты зависит  от предварительного сжатия пружин 23 и 49 регулировочной гайкой 8. Ее завинчиваюттак, чтобы проточка на контрольном штоке 46 совместилась с кромкой проушины 47. Этой же гайкой восстанавливают предварительное сжатие пружин, уменьшающееся вследствие изнашивания фрикционной накладки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 4. Схемы тормозов трактора ДТ-75МВ:

 

а — солнечной шестерни; б — остановочного;

45 и 53 — кронштейны; 46 —  контрольный шток; 47 — проушина; 48 — труба;

49 — пружина; 50 — стяжка; 51 — подвижная тарелка; 52 — рычаг  управления;

54 — педаль остановочного  тормоза.

 

Чтобы повернуть трактор, растормаживают соответствующую солнечную  шестерню.

Для этого оттягивают назад  один из рычагов управления 52, расположенных  в кабине, в результате чего детали привода тормоза перемещаются (как  показано на рисунке сплошными стрелками). Тяга 22 через промежуточный двуплечий  рычаг перемещает тягу 19, которая, работая  на сжатие, поворачивает рычаги 15. Один из них, преодолевая сопротивление  пружин, перемещает стяжку, а другой через серьгу 18 поворачивает рычаг 16 тормоза солнечной шестерни и  этим ослабляет затяжку тормозной  ленты.

Остановочными тормозами  управляют через педали 54 (рис. 4). Когда нажимают на одну из них, тяга 20, работая на сжатие, через рычаги 13 и серьгу 12 поворачивает рычаг 11 (как показано сплошными стрелками). Перед торможением оба пальца 10 тормозной ленты находятся посредине вырезов кронштейна 53, и рычаг 11 не имеет определенного центра поворота, в начале торможения он лишь стягивает концы ленты. Но, как только лента коснется шкива, силой трения она сдвинется вслед за шкивом, и один из пальцев 10 прижмется к основанию выреза. Относительно этого пальца и будет дальше поворачиваться рычаг, затягивая ленту в направлении действия силы трения. Если шкив вращается в противоположном направлении, рычаг 11 будет поворачиваться относительно другого пальца, тоже затягивая ленту в направлении действия силы трения. Такой шкивной тормоз, эффективно тормозящий всей лентой при любом направлении вращения шкива, называется плавающим.

Информация о работе Система поворота и тормоза трактора ДТ 75