Антиблокировочная система тормозов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 19:46, реферат

Описание работы

Управляемость заключается в способности автомобиля двигаться в заданном водителем направлении.
Наиболее известными и востребованными системами активной безопасности являются:
1) антиблокировочная система тормозов;
2) антипробуксовочная система;
3) система курсовой устойчивости;
4) система распределения тормозных усилий;
5) система экстренного торможения;
6) система обнаружения пешеходов;

Файлы: 1 файл

Система активной безопасности.doc

— 390.50 Кб (Скачать файл)

Оглавление

 

 

Введение

 

Надежность и исправность транспортного средства обеспечивает безопасность дорожного движения. Безопасность автомобиля напрямую зависит от его конструкции и подразделяется на активную и пассивную.

В данной работе рассмотрим активную безопасность автомобиля.

Активная безопасность автомобиля – это совокупность его конструктивных и эксплуатационных свойств, направленных на предотвращение и снижение вероятности аварийной ситуации на дороге. При возникновении такой ситуации система самостоятельно оценивает вероятную опасность и при необходимости предотвращает ее путем активного вмешательства в процесс управления автомобилем.

Применение систем активной безопасности позволяет в различных критических ситуациях сохранять контроль над автомобилем, т.е. сохранить курсовую устойчивость и управляемость автомобиля.

Под курсовой устойчивостью понимается способность автомобиля сохранять движение по заданной траектории, противодействуя силам, вызывающим занос и опрокидывание.

Управляемость заключается в способности автомобиля двигаться в заданном водителем направлении.

Наиболее известными и востребованными системами активной безопасности являются:

1) антиблокировочная  система тормозов;

2) антипробуксовочная  система;

3) система курсовой устойчивости;

4) система распределения тормозных усилий;

5) система экстренного торможения;

6) система обнаружения пешеходов;

7) электронная блокировка дифференциала.

Перечисленные системы активной безопасности конструктивно связаны и тесно  взаимодействуют с тормозной системой автомобиля и значительно повышают ее эффективность.

 

1. Антиблокировочная система тормозов

 

Антиблокировочная система тормозов (ABS, Antilock Brake System) предназначена предотвратить блокировку колес при торможении и сохранить управляемость автомобиля. Антиблокировочная система повышает эффективность торможения, уменьшает длину тормозного пути на сухом и мокром покрытии, обеспечивает лучшую маневренность на скользкой дороге, управляемость при экстренном торможении. В актив системы можно записать меньший и равномерный износ шин.

Система АБС не лишена недостатка. На рыхлой поверхности (песок, гравий, снег) применение антиблокировочной системы увеличивает тормозной путь. На таком покрытии наименьший тормозной путь обеспечивается как раз при заблокированных колесах. При этом, перед каждым колесом формируется клин из грунта, который и приводит к сокращению тормозного пути. В современных конструкциях ABS этот недостаток почти устранен - система автоматически определяет характер поверхности и для каждой реализует свой алгоритм торможения.

Антиблокировочная система тормозов выпускается с 1978 года. За прошедший  период система претерпела значительные изменения. На основе системы АБС  построена система распределения тормозных усилий. С 1985 года система интегрирована с антипробуксовочной системой. С 2004 года все автомобили, выпускающиеся в Европе, оснащаются антиблокировочной системой тормозов.

Ведущим производителем антиблокировочной  системы является фирма Bosch. Система АБС устанавливается в штатную тормозную систему автомобиля без изменения ее конструкции.

Наиболее эффективной  является антиблокировочная система тормозов с индивидуальным регулированием скольжения колеса. Индивидуальное регулирование позволяет получить оптимальный тормозной момент на каждом колесе в соответствии с дорожными условиями и, как следствие, минимальный тормозной путь.

 

Антиблокировочная система имеет следующее устройство:

1) Датчик угловой  скорости устанавливается на каждое колесо. Он фиксирует текущее значение частоты вращения колеса и преобразует его в электрический сигнал.

2) На основании сигналов датчиков блок управления выявляет ситуацию блокирования колеса. В соответствии с установленным программным обеспечением блок формирует управляющие воздействия на исполнительные устройства - электромагнитные клапаны и электродвигатель насоса обратной подачи гидравлического блока системы.

3) Гидравлический блок объединяет следующие конструктивные элементы:

– впускные и выпускные электромагнитные клапаны;

– аккумуляторы давления;

– насос обратной подачи с электродвигателем;

–демпфирующие камеры.

В гидравлическом блоке каждому тормозному цилиндру колеса соответствует один впускной и один выпускной клапаны, которые управляют торможением в пределах своего контура.

4) Аккумулятор давления предназначен для приема тормозной жидкости при сбросе давления в тормозном контуре.

5) Насос обратной подачи подключается, когда емкости аккумуляторов давления недостаточно. Он увеличивает скорость сброса давления.

6) Демпфирующие камеры принимают тормозную жидкость от насоса обратной подачи и гасят ее колебания.

В гидравлическом блоке устанавливается два аккумулятора давления и две демпфирующие камеры по числу контуров гидропривода тормозов.

7) Контрольная лампа на панели приборов сигнализирует о неисправности системы.

 

Принцип работы антиблокировочной системы  тормозов

Работа антиблокировочной системы тормозов носит цикличный характер. Цикл работы системы включает три фазы:

– удержание давления;

– сброс давления;

– увеличение давления.

На основании  электрических сигналов, поступающих  от датчиков угловой скорости, блок управления ABS сравнивает угловые скорости колёс. При возникновении опасности блокирования одного из колёс, блок управления закрывает соответствующий впускной клапан. Выпускной клапан при этом также закрыт. Происходит удержание давления в контуре тормозного цилиндра колеса. При дальнейшем нажатии на педаль тормоза давление в тормозном цилиндре колеса не увеличивается.

При продолжающейся блокировке колеса, блок управления открывает  соответствующий выпускной клапан. Впускной клапан при этом остается закрытым. Тормозная жидкость перепускается в аккумулятор давления. Происходит сброс давления в контуре, при этом скорость вращения колеса увеличивается. При недостаточной емкости аккумулятора давления, блок управления ABS подключает к работе насос обратной подачи. Насос обратной подачи перекачивает тормозную жидкость в демпфирующую камеру, уменьшая давление в контуре. Водитель при этом ощущает пульсацию педали тормоза.

Как только угловая  скорость колеса превысит определённое значение, блок управления закрывает  выпускной клапан и открывает впускной. Происходит увеличение давления в контуре тормозного цилиндра колеса.

Цикл работы антиблокировочной системы тормозов повторяется до завершения торможения или прекращения блокирования. Система ABS не отключается.

 

2. Антипробуксовочная система

 

Антипробуксовочная система (ASR) предназначена для предотвращения пробуксовки ведущих колёс.

Антипробуксовочная система  построена на конструктивной основе антиблокировочной системы тормозов. В системе ASR реализованы две функции:

 – электронная блокировка дифференциала;

 – управление крутящим  моментом двигателя. 

Для реализации противобуксовочных функций в системе используется насос обратной подачи и дополнительные электромагнитные клапаны на каждое из ведущих колес в гидравлическом блоке ABS:

 – переключающий  клапан;

 – клапан высокого  давления.

Управление  системой ASR осуществляется за счет соответствующего программного обеспечения, включенного в блок управления ABS.

В своей работе блок управления ABS/ASR взаимодействует с блоком управления системы управления двигателем.

Принцип работы антипробуксовочной системы

Система ASR предупреждает пробуксовку колес во всём диапазоне скоростей автомобиля:

 – при  низких скоростях движения (от 0 до 80 км/ч) система обеспечивает передачу крутящего момента за счёт подтормаживания ведущих колёс;

 – при скорости выше 80 км/ч  усилия регулируются за счёт уменьшения передаваемого от двигателя крутящего момента.

На основании  сигналов датчиков угловых скоростей  колёс блок управления ABS/ASR определяет следующие характеристики:

 – угловое  ускорение ведущих колёс; 

 – скорость движения  автомобиля (на основании угловой скорости не ведущих колёс);

 – характер движения  автомобиля - прямолинейное или криволинейное  (на основании сравнения угловых скоростей не ведущих колёс);

 –величину проскальзывания  ведущих колёс (на основании разницы угловых скоростей ведущих и не ведущих колёс).

В зависимости  от текущего значения эксплуатационных характеристик производится управление тормозным давлением или управление крутящим моментом двигателя.

Управление тормозным давлением осуществляется циклически. Рабочий цикл имеет три фазы - увеличение давления, удержание давления и сброс давления. Увеличение давления тормозной жидкости в контуре обеспечивает торможение ведущего колеса. Оно производится за счет включения насоса обратной подачи, закрытия переключающего клапана и открытия клапана высокого давления. Удержание давления достигается за счет отключения насоса обратной подачи. Сброс давления производится по окончании пробуксовки при открытых впускном и переключающем клапанах. При необходимости цикл работы повторяется.

Управление крутящим моментом двигателя осуществляется во взаимодействии с системой управления двигателем. На основании информации о проскальзывании ведущих колес, получаемой от датчиков угловой скорости колес, и фактической величине крутящего момента, получаемой от блока управления двигателем, блок управления противобуксовочной системы вычисляет величину необходимого крутящего момента. Данная информация передается в блок управления системы управления двигателем и реализуется с помощью следующих действий:

 – изменения  положения дроссельной заслонки;

 – пропуска впрыскиваний  топлива в системе впрыска;

 – пропуска  импульсов зажигания или изменения  угла опережения зажигания в системе зажигания;

 – отмены  переключения передачи в автомобилях  с автоматической коробкой передач.

При срабатывании противобуксовочной системы загорается контрольная лампа на панели приборов. Система имеет возможность отключения.

 

3. Система курсовой  устойчивости

 

Система курсовой устойчивости (ESP) предназначена для сохранения устойчивости и управляемости автомобиля за счет заблаговременного определения и устранения критической ситуации.

Система позволяет удерживать автомобиль в пределах заданной водителем траектории при различных режимах движения (разгоне, торможении, движении по прямой и в поворотах).

Система ESP выпускается с 1995 года. Система  курсовой устойчивости имеет следующее устройство:

 – входные датчики; 

 – блок управления;

 – гидравлический блок.

Входные датчики фиксируют конкретные параметры автомобиля и преобразуют их в электрические сигналы. С помощью датчиков система динамической стабилизации оценивает действия водителя и параметры движения автомобиля.

Блок управления системы ESP принимает сигналы от датчиков и формирует управляющие воздействия на исполнительные устройства подконтрольных систем активной безопасности:

 – впускные и выпускные  клапаны системы ABS;

 – переключающие и  клапаны высокого давления системы  ASR;

 – контрольные лампы  системы ESP, системы ABS, тормозной  системы. 

В своей работе блок управления ESP взаимодействует с блоком управления системы управления двигателем и блоком управления автоматической коробки передач.

Для работы системы динамической стабилизации используется гидравлический блок системы ABS/ASR со всеми компонентами.

Принцип работы системы курсовой устойчивости

Определение наступления  аварийной ситуации осуществляется путем сравнения действий водителя и параметров движения автомобиля. В случае, когда действия водителя (желаемые параметры движения) отличаются от фактических параметров движения автомобиля, система ESP распознает ситуацию как неконтролируемую и включается в работу.

Стабилизация движения автомобиля с помощью системы  курсовой устойчивости может достигаться  несколькими способами:

 – подтормаживанием определенных колес;

 – изменением крутящего момента двигателя.

Дополнительные  функции системы курсовой устойчивости

 

В конструкции системы  курсовой устойчивости могут быть реализованы  следующие дополнительные функции (системы):

 – гидравлический усилитель тормозов;

 – система  предотвращения опрокидывания;

 – система  предотвращения столкновения;

 – система  стабилизации автопоезда;

 – система  повышения эффективности тормозов  при нагреве;

 – система  удаления влаги с тормозных  дисков.

Все перечисленные системы, в основном, не имеют своих конструктивных элементов, а являются программным  расширением системы ESP.

Система предотвращения опрокидывания (ROP) стабилизирует движение автомобиля при угрозе опрокидывания. Предотвращение опрокидывания достигается за счет уменьшения поперечного ускорения путем подтормаживания передних колес и снижения крутящего момента двигателя. Дополнительное давление в тормозной системе создается с помощью активного усилителя тормозов.

Система предотвращения столкновения может быть реализована  в автомобиле, оснащенном адаптивным круиз-контролем. Система предотвращает опасность столкновения с помощью визуальных и звуковых сигналов, а в критической ситуации - путем нагнетания давления в тормозной системе (автоматического включения насоса обратной подачи).

Информация о работе Антиблокировочная система тормозов