Эффективность землепользования памятника природы «Лес Тукай Кырлай» Арского района Республики Татарстан

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2014 в 16:23, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является разработка плана мероприятий по совершенствованию деятельности памятника природы «Лес Тукай Кырлай».
Задачи:
1. Рассмотреть теоретическое обоснование использования земель особо охраняемых природных территорий;
2. Изучить физико-географическую характеристику Арского района Республики Татарстан;
3. Разработка мероприятий и рекомендации по совершенствованию деятельности памятника природы «Лес Тукай Кырлай».

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ

1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЗЕМЕЛЬ ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЙ

1.1 Общая характеристика правового режима земель особо охраняемых территорий

1.2 Основы правового регулирования создания, функционирования и охраны особо охраняемых природных территорий

1.3 Особенности функционирования особо охраняемых природных территорий Арского района Республике Татарстан

2. ФИЗИКО-ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА АРСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

2.1. Общие сведения о местоположении Арского района Республики Татарстан

2.2. Природная ландшафтная характеристика Арского района Республики Татарстан

3. РАЗРАБОТКА ПЛАНА МЕРОПРИЯТИЙ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПАМЯТНИКА ПРИРОДЫ «ЛЕС ТУКАЙ КЫРЛАЙ»

3.1. Месторасположение и характеристика памятника природы «Лес Тукай Кырлай»

3.2 Разработка мероприятий и рекомендации по совершенствованию деятельности памятника природы «Лес Тукай Кырлай»

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМ готовый.doc

— 249.00 Кб (Скачать файл)

Учитывая общее право Российской Федерации и субъектов Российской Федерации осуществлять взаимное делегирование полномочий, в ряде случаев практикуется заключение государственно-правовых и административно-правовых договоров, предусматривающих такое делегирование. Подобные нормативные договоры также выступают в качестве источника права в области особо охраняемых природных территориях. К числу таких договоров относятся:

- Соглашение о порядке взаимодействия между Правительством Республики Башкортостан и Государственным комитетом Российской Федерации по охране окружающей среды по управлению государственными природными заповедниками Башкирии и «Шульган-Таш» от 25 июня 1999;

- Соглашение между Государственным комитетом Российской Федерации по охране окружающей среды и администрацией Чукотского автономного округа о передаче части полномочий и взаимодействия в области управления особо охраняемыми природными территориями от 7 июля 1997;

- Соглашение между Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов Республики Татарстан о Волжско-Камском государственном заповеднике от 29 августа 1994;

- Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Саха о разграничении и передаче осуществления полномочий в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов от 28 июля 1995;

- Соглашение между Министерством природных ресурсов Российской Федерации и Администрацией Ярославской области о взаимоотношениях в сфере обеспечения деятельности национального парка «Плещеево озеро» от 1 февраля 2001;

- Соглашение от 27 мая 1996 между Правительством Российской Федерации и администрацией Иркутской области о разграничении полномочий в сфере владения, пользования и распоряжения землей на территории Иркутской области;

- Соглашение от 30 января 1996 между Правительством Российской Федерации и администрацией Краснодарского края о разграничении полномочий в области санаторно-курортного лечения, отдыха и туризма[31].

Следует отметить, что в настоящее время в ряде субъектов Российской Федерации уже приняты и действуют специальные законы, регулирующие отношения в сфере организации и функционирования особо охраняемых природных территорий. Эти отношения регулируются также соответствующим законодательством субъектов Российской Федерации[32].

Имущественные отношения в области организации и функционирования государственных природных заповедников, национальных парков и других особо охраняемых природных территорий регулируются соответствующими статьями действующего гражданского кодекса Российской Федерации. Эти отношения регулируются гражданским законодательством, которое, в свою очередь, предусматривает определенные в этой части ограничения, конкретизированные в специальном законодательстве[33].

Вопросы финансирования ООПТ отражены в бюджетном и налоговом законодательствах.

Федеральным законом установлено, также, что содержание права государственной собственности на особо охраняемые природные территории, в том числе на находящиеся на них природные комплексы и объекты, устанавливается в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не следует из Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях»[34].

Гражданский кодекс Российской Федерации устанавливает, что виды объектов гражданских прав, нахождение которых в обороте не допускается, должны быть прямо указаны в законе. Виды объектов гражданских прав, которые могут принадлежать лишь определенным участкам оборота либо нахождение которых в обороте допускается по специальному разрешению определяется в порядке, установленном законом. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами возможно в той мере, в какой их оборот допускается законом и осуществляются их собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц[35].

В соответствии с Федеральным законом «Об особо охраняемых природных территориях» особо охраняемые природные территории могут иметь федеральное, региональное и местное значение.

Поскольку во многих субъектах федерации местные власти выступают с инициативами о создании значительного числа памятников природы местного значения в подготовленном законопроекте предлагается закрепить возможность образования этой категории ООПТ.

Земли особо охраняемых природных территорий относятся к объектам общенационального достояния и могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации и в муниципальной собственности.

В соответствии с Федеральным Законом «О животном мире», животный мир в пределах территории Российской Федерации является государственной собственностью. К федеральной собственности могут быть отнесены различные объекты животного мира, в том числе обитающие на особо охраняемых природных территориях федерального значения.

Согласно лесному законодательству, лесной фонд находится в федеральной собственности и хотя предусмотрена возможность передачи его участков в собственность субъектов федерации, однако, к настоящему времени подобных прецедентов нет.

Водным кодексом Российской Федерации установлено, что водные объекты, являющиеся особо охраняемыми природными территориями федерального значения или представляющие собой часть этих территорий находятся в собственности Российской Федерации.

Земли и природные ресурсы различных видов охраняемых природных территорий не изымаются у владельцев, пользователей и собственников при их создании.

 

1.3 Особенности функционирования  особо охраняемых природных территорий Арского района Республики Татарстан.

В связи  с тем, что в настоящее время  воздействие человека на окружающую среду неизбежно, главной задачей  является его ограничение и оптимизация. Для количественной оценки антропогенных нарушений необходимы точки отсчета. Такими эталонами могут служить показатели состояния заповедных экосистем.

На  территории Арского муниципального района выделено 9 особо охраняемых природных территорий, к числу которых относятся:

1. Памятник  природы регионального значения  «Река Казанка»;

2. Памятник  природы регионального значения  «Река Шошма»;

3. Памятник  природы регионального значения  «Рукотворный лес»;

4. Памятник  природы регионального значения  «Корсинская колония

серой цапли»;

5. Памятник  природы регионального значения  «Истоки реки Казан-

ки»;

6. Памятник  природы регионального значения  «Янга-Салинский 

склон»;

7. Памятник  природы регионального значения  «Аю урманы»; 

8. Сурнарский  государственный охотничий заказник.

Кроме существующих особо охраняемых объектов в районе есть участок, резервируемый  под особо охраняемую природную  территорию, - «Водоохранная зона реки Кисьмесь», расположенный на протяжении от истока северо-восточнее пос. Новые  Ключище до города Арск. Площадь его составляет 941 га.

Краткая характеристика особо охраняемых природных  территорий представлена ниже.

1. Памятник  природы регионального значения  «Река Казанка»

Река  Казанка протекает по территории Арского, Высокогорского, Балтасинского муниципальных районов Республики Татарстан. Исток расположен севернее с. Бимери Арского муниципального района, устье – у города Казань. Постановлением СМ ТАССР № 25 от 10.01.1978 г. и Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 29.12.2005 г. № 644 река Казанка отнесена к Государственным памятникам природы Республики Татарстан. Водосбор Казанки в истоке – это живописный уголок елово-пихтовых лесов южной тайги. Река богата рыбой, для разведения ценных пород в бассейне построены специальные пруды. Сохранение реки имеет хозяйственное и познавательное значение, рекомендуется для туризма на участке Казань-Арск.

2. Памятник  природы регионального значения  «Река Шошма».

Река  Шошма протекает по территории Арского, Балтасинского муниципальных районов Республики Татарстан и Кировской области Российской Федерации. Исток реки расположен в 7 км северо-западнее с. Новый Ашит Арского муниципального района, устье – в Кировской области. Постановлением СМ ТАССР № 25 от 10.01.1978 г. и Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 29.12.2005 г. № 644 река Шошма отнесена к Государственным памятникам природы Республики Татарстан. Река протекает по сравнительно возвышенной равнине с типичноэрозионным характером рельефа. Широкая (2-3 км), асимметричная долина прорезана многочисленными глубокими и узкими оврагами, на дне которых встречаются многочисленные ключи. Рассеченная местность местами обнажена, местами покрыта сосновыми лесами.

Шошма отличается большой долей использования  подземных вод хорошего качества. Имеет большое хозяйственное значение для данного региона, используется предприятиями сельского хозяйства, в которых имеются животноводческие фермы, летние лагеря крупного рогатого скота и молодняка, скотомогильники, склады минеральных удобрений и ядохимикатов (в т.ч. и в водоохранной зоне).

3. Памятник  природы регионального значения  «Рукотворный лес».

Объект  расположен на территории Арского и  Балтасинского муниципальных районов  на землях ГБУ «Арское лесничество», «Балтасинское участковое лесничество» (кв. 78Б-81Б), северо-восточнее д. Нормабаш, «Сурнарское участковое лесничество» (кв. 77), юго-западнее д. Нормабаш. Постановлением СМ ТАССР № 344 от 13.08.1987 г. и Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 29.12.2005 г. № 644 лесной массив «Рукотворный лес» отнесен к Государственным памятникам природы Республики Татарстан. Искусственные насаждения площадью 612,53 га в настоящее время представляют высокопроизводительные эталонные по генетико-селекционным качествам сосновые и еловые леса, памятник лесокультурного дела. Памятник природы включает в себя редкие для Республики Татарстан участки высокополнотных культур сосны и ели в возрасте 60-80 лет. Сосны высотой 30 м достигают в диаметре ствола 0,5 м. В примыкающих фрагментах естественных насаждений с преобладанием липы и березы часто встречаются ель и пихта. В напочвенном покрове отмечаются зеленые мхи и травянистые виды, характерные для темнохвойных лесов. Фауна специально не исследовалась. Встречаются как представители таежной фауны (глухарь, рябчик, лось, белка), так и широколиственных лесов (иволга, обыкновенная горлица). Из видов, занесенных в Красную книгу Республики Татарстан, отмечен трехпалый дятел. Объект имеет научное и эстетическое значение.

4. Памятник  природы регионального значения «Корсинская колония

серой цапли».

Месторасположение памятника природы – кладбище с. Средняя Корса 

Арского муниципального района. Постановлением СМ ТАССР № 313 от 23.07.1991 г. и Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан  от 29.12.2005 г. № 644 участок отнесен к Государственным памятникам природы Республики Татарстан.

Площадь объекта составляет 0,5 га. Средняя  и восточная части кладбища сильно заросли кустарником и травостоем. Фактор беспокойства на кладбище выражен  слабо, а в его окрестностях – довольно сильно (пашни, сенокосы, дороги). Растительность: береза повислая, сосна, ель, липа, вяз, клен; подрост: клен, береза, липа, ель. Подлесок состоит из рябины, крушины ломкой, бузины, малины. Травостой представлен доминирующими видами: иван-чай, крапива двудомная и жгучая, хвощ полевой. Объект представляет собой растущую колонию серой цапли на старовозрастных соснах, состоящей из 60 гнезд на 21 сосне, 5 елях, 6 березах, в сообществе с колонией грачей (более 120 гнезд). Кроме грачей много певчих птиц. Отмечены пустельга и ушастая сова, занесенные в Красную книгу Республики Татарстан. Колония известна с 1893 г., описана М.Д. Рузским. В 1958 г. здесь гнездился балобан. Территория памятника природы представляет собой исключительную ценность. Имеет научное и историческое значение, как объект, имеющий 100-летнюю историю изучения.

5. Памятник  природы регионального значения  «Истоки Казанки».

Объект  расположен восточнее д. Толонгер Арского  муниципального района на землях Арского  и Сурнарского участкового лесничеств (кв. 71, 72, 83, 93, 94, 105, 114). Постановлением СМ ТАССР от 19.05.1991 г. № 251 и Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 29.12.2005 г. № 644 участок отнесен к Государственным памятникам природы Республики Татарстан. Участок елово-пихтовых лесов южной тайги расположен на водосборной площади истоков реки Казанка и занимает площадь 678,74 га. В северных кварталах лес образован темнохвойными породами – елью и пихтой (кв. 71. 72), с повышением местности к югу (83 кв.) в их составе появляются широколиственные породы – липа, клен, образуя смешанные темно хвойно широколиственные леса, самые возвышенные кварталы (105, 114) включают широколиственные леса с дубом и единичными пихтами, почти без участия ели. Последовательная смена лесных насаждений в рельефе Сурнарского лесничества повторяет широтную зональность лесной зоны России. В логах в более влажных условиях отмечается ольха серая. В подросте обычны ель, пихта, липа, в подлеске – жимолость лесная, рябина, бересклет бородавчатый, калина, лещина. В травостое указывается 38 видов, включая и охраняемые – одноцветку крупноцветковую, грушанки зеленоцветковую, круглолистную и среднюю, живучку ползучую. На опушке леса на открытом луговом склоне реки Казанка встречаются адонис весенний и ковыль перистый. Отмечено 5 видов амфибий, в том числе гребенчатый тритон, 4 вида рептилий, включая веретеницу ломкую и обыкновенную гадюку, до 18 видов птиц, включая трехпалого дятла и оляпку, впервые встреченную в Республике Татарстан в гнездовый период, и 8 видов млекопитающих. Имеет научное и культурно-просветительское значение.

Информация о работе Эффективность землепользования памятника природы «Лес Тукай Кырлай» Арского района Республики Татарстан