Теоретические аспекты процесса найма персонала

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 17:15, курсовая работа

Описание работы

В сегодняшнем мире острой конкуренции выживание и рост компании зависят от ее способности привлечь и удержать высокопрофессиональных сотрудников. Специалисты по персоналу курируют ключевые процессы жизнедеятельности компании претворяя в жизнь корпоративную политику. Они значительно влияют на результаты внедрения инициатив, связанных с управлением качеством. Например, если компания наняла неподходящего кандидата, качество производимой ею продукции или услуг неизбежно пострадает. Это может привести к дальнейшим потерям, связанным с качеством, производительностью, надежностью и ущербом для корпоративного имиджа.

Файлы: 1 файл

0001 (1).docx

— 343.61 Кб (Скачать файл)

Безусловно передача функций найма работников внешней организации будет стоить в несколько раз выше, чем использование внутренних ресурсов, но сорванный проект, потерянный бюджет, упущенные сроки и бизнес - возможности сведут на нет такую экономию и принесут несоизмеримые убытки. А также кадровые агентства постоянно «мониторят» ситуацию на рынке, контактируют с топ-менеджерами различных направлений бизнеса и индустрий, в курсе уровней заработной платы и социальных пакетов, кадровых потребностей в регионах.

В настоящее время постепенно стандартный рекрутинг менеджеров среднего звена уменьшается по сравнению с поиском и наймом перспективных молодых специалистов, получившим название Graduate Rekrutment. Это отчасти связано и с тем, что у молодого специалиста, который вырос в самой компании, степень привязанности и приверженности к ней гораздо выше, кроме того соответствие ее корпоративной культуре проверяется еще на начальном этапе подбора молодого сотрудника, дополнительным мотиватором является факт, что компания предусматривает механизм его профессионального и карьерного роста и развития.

Например, в западных фирмах очень часто существуют планы продвижения и развития сотрудников через год, три года, пять лет, поэтому перспективы остаться в компании и занять привлекательную должность очевидны. Хотя найм в компанию молодых сотрудников связан с определенным риском, молодой специалист начнет приносить результаты только в будущем, мировая практика рекрутмента свидетельствует, что вложения в молодежь сейчас – это помноженный на два эффект в будущем, на котором не стоит экономить, ведь переманивать потом топ-менеджера из другой компании будет намного дороже. Однако данный вывод справедлив только в случае достижения планируемого результата в области подготовки и развития молодого сотрудника, его соответствия ожиданиям руководства компании. У большинства студентов и выпускников ВУЗов нет навыков и исключительного опыта работы, которые являются главным критерием при отборе и отличительным качеством высококвалифицированных специалистов. Поэтому главная задача компании–работодателя – разглядеть потенциальные возможности кандидатов, их будущие руководящие должности в компании, результаты работы38.

Новые формы найма рабочей силы, которые постепенно вытесняют пожизненный наем, можно разделить на две группы: обычные, не имеющие ничего общего с пожизненным наймом, и сравнительно новые формы, основанные на совершенно иных принципах. Обычный наем новой рабочей силы производится в случае расширения производства, улучшения экономической конъюнктуры. Другой гибкой формой является повторный или вторичный наем на новых условиях ранее уволенных работников, причем большинство нанимается на значительно худших чем ранее условиях, в том числе и касающихся заработной платы. Это позволяет не только экономить предприятию значительные суммы на оплате рабочей силы, но и заставляет таких работников трудиться с еще большей чем раньше энергией в знак благодарности за то, что их не забыли и снова приняли на работу, а также из боязни снова подвергнуться увольнению. К сравнительно новым формам найма относится также «система обязательного набора». Ее суть сводится к следующему: рабочая сила набирается не каждым отдельным предприятием, а администрацией компании одновременно для всех предприятий. Через каждые четыре-семь лет нанятым работникам фактически вменяется в обязанность перейти на другое предприятие данной компании. Наконец к числу сравнительно новых форм найма относится и так называемый «групповой пожизненный наем». Администрация нанимает на работу не каждого работника в отдельности, а сразу целую группу людей и поэтому не несет персональной ответственности перед каждым отдельным работником39.

В параграфе 1.1. данной дипломной работы мы подробно рассмотрели теоретические аспекты понятие найма персонала. По моему мнению, наиболее широко рассмотрено понятие автора Маслова Е.В. Понятие приведенное данным автором в полной мере раскрывает теоретико-методологическую основу понятия найма как ряда действий, направленных на привлечение кандидатов, обладающих качествами, необходимыми для достижения целей, поставленных организацией. Это комплекс организационных мероприятий, включающих все этапы найма кадров, а также оценку, отбор кадров и прием сотрудников на работу. Некоторые специалисты в области управления персоналом рассматривают этот процесс вплоть до окончания этапа введения в должность, т.е. до того момента, когда новые сотрудники органично впишутся в конкретный трудовой коллектив и организацию в целом. Также в параграфе 1.1. мы подробно рассмотрели девять основных направлений найма персонала.

Параграфе 1.2. изложен анализ концепций найма персонала, учитывая исторические аспекты формирования общества, который глубоко изучен и описан автором Бусыгиным В.П.

В литературе в общем на сегодняшний день тенденции таковы, что исследователи сосредотачиваются на одном из каналов найма и пытаются оценить его эффективность. Но реальные фирмы сталкиваются с набором альтернатив в процессе найма персонала. Если мы хотим понять, как формируется стратегия найма персонала, нам необходимо сосредоточить свое внимание на том, какие источники найма фирмы выбирают, как взаимодействуют с рынком труда.

В параграфе 1.3. мы рассмотрели технологии найма из которой видно, что с интеграцией общества в целом, появляются всё новые и новые технологии в сфере найма персонала. И при отставании предприятия в сфере кадрового проектирования, легко потерять конкурирующий уровень предприятия в целом.

 

Глава 2.

2.1. Найм управленческого, торгового персонала и рабочих

 

Достаточно сложным и продуманным является сам механизм найма претендентов. Он включает обычно анализ рабочего места, результатом которого становится его спецификация, а также выбор процедуры найма. Последняя обычно состоит из анализа информации, содержащейся в банках данных компании об имеющихся претендентах на работу, из процесса интервьюирования претендентов и из проведения разнообразных тестов. Тесты в зависимости от должности, на которую претендует соискатель, могут включать проверку на общий интеллектуальный уровень, тест на уровень подготовки в тех или иных вопросах, как правило, общего характера, а также тест на специальные способности и знания. Какова же разница между наймом руководящего, торгового и рабочего персонала мы рассмотрим в данном подразделе нашей дипломной работы.

1. Найм административно-управленческого персонала:

К этой категории сотрудников относятся: директор фирмы, главный бухгалтер, главный инженер, технолог, руководитель финансовой, юридической, маркетинговой, хозяйственной службы, начальник отдела продаж, а также другие специалисты данного уровня.

Найм указанной категории специалистов осуществляется следующим образом:

  • получение информации о деятельности компании, четкое и полное описание требований, предъявляемых к кандидату на вакантную должность, а также условия найма;
  • проведение исследования рынка;
  • определение каналов поиска и методов оценки кандидатов по каждому конкретному заказу;
  • проведение интервью (собеседования) и выбор из общего числа претендентов кандидатов, соответствующих требованиям предприятия;
  • сбор информации о кандидате, получение отзывов и рекомендаций с предыдущих мест работы;

Найм через кадровые агентства (что чаще всего встречается) производится в сроки, зависящие от особенностей и сложности вакантной управленческой единицы. Кадровое агентство предоставляет резюме с биографическими и квалификационными данными на кандидатов. Как правило, обычно предоставляется около пяти резюме кандидатов, соответствующих требованиям Заказчика. Заказчик анализирует информацию и сообщает менеджеру по персоналу время проведения собеседования. После принятия решения Заказчиком о выборе кандидата и предположительной дате его выхода, кадровое агентство осуществляет посредничество между Заказчиком и принятым сотрудником по любым вопросам.

При найме персонала на вакансии руководителей высшего звена предусмотрены проверка рекомендаций и направление запросов на предприятия, в которых работал соискатель.

Специалисты по найму персонала проводят оценку опыта работы, профессиональных навыков, системы ценностных ориентаций и степени мотивации соискателя, а также соответствие его личностных качеств характеру предстоящей работы и сложившейся корпоративной культуре предприятия.

При найме руководящего персонала необходимо учесть следующее:

1. Менеджеры и руководители высшего уровня должны обладать профессиональными качествами, позволяющими:

  • выявлять проблему с учетом ее взаимосвязей с другими задачами управления;
  • принимать оптимальные решения с учетом мнения различных специалистов;
  • оперативно руководить и контролировать работу сотрудников.

2. С повышением уровня управления возрастают требования к таким психологическим качествам руководителей, как чувство ответственности, способность перспективно мыслить, настойчивость и целеустремленность. Также немаловажное значение имеет способность к социальной активизации других людей, способность заражать их своей энергией, волей, уверенностью в своих силах.

3. На более низких уровнях управленческой иерархии берется во внимание склонность к систематической повседневной работе и способность к быстрой переориентации при изменении ситуации.

2. Найм торгового персонала:

После того как менеджмент разработал критерии отбора претендентов, начинается стадия приема на работу кандидатов на открывшиеся вакансии. Отдел кадров находит претендентов на работу различными способами, включая рекомендации своих торговых представителей, агентств по подбору персонала, размещения объявлений об имеющихся вакансиях, обращения в учебные центры и т. д. К сожалению, очень немногие студенты соблазняются карьерой торгового представителя. Вот их аргументы: «Торговля — это работа, но не профессия», «Такая работа ненадежна и требует частых путешествий». Для того чтобы преодолеть такого рода сомнения, компании необходимо делать акцент на высоком стартовом уровне заработков, возможности дополнительного дохода, а также на том факте, что четверть всех руководителей крупнейших американских корпораций начинали свою деятельность с маркетинга и торговли.

Процедуры найма в случае успеха привлекут большое количество претендентов на работу и компания получит возможность выбирать лучших из лучших. Процедуры отбора варьируются от простого собеседования до продолжительных тестов и интервью, причем не только самих претендентов на работу, но и их супругов. Если они не готовы к образу жизни торгового представителя «вне дома», работа такого сотрудника вряд ли будет успешной.

Многие компании применяют при отборе формальные тесты. И хотя результаты тестирования — один из элементов в ряду характеристик, отзывов с предыдущих мест работы и интервью, они довольно высоко оцениваются такими компаниями, как IBM, Prudential, Procter & Gamble и Gillette. Так, Gillette заявляет, что практика тестирования претендентов на работу привела к снижению текучести кадров на 42 %, одновременно новые торговые представители компании добились значительного прогресса в работе службы сбыта компании.

Многие компании привлекают новых работников к процессу продаж практически сразу после приема на работу. Их обеспечивают образцами товара, бланками заказов и описанием сбытовой территории, однако чаще всего первые шаги новичков не отличаются эффективностью.

Современные покупатели отличаются требовательностью, работают с большим количеством поставщиков и не будут мирится с некомпетентными торговыми представителями. Покупатели ожидают от них глубокого знания товара, предложений по улучшению деятельности потребителя, а также эффективности и надежности. Эти требования заставляют компании серьезно заняться обучением и тренингами торгового персонала.

Современные торговые представители за год проводят на различных курсах от нескольких недель до нескольких месяцев. Средний период начального обучения — 28 недель на предприятиях, производящих промышленные товары, 12 недель — в компаниях по оказанию услуг и 4 недели — на предприятиях, занимающихся потребительскими товарами. Время обучения зависит от сложности процесса продажи и личных качеств работника. Новые торговые представители.

IBM проходят интенсивное начальное обучение и проводят до 15 % своего ежегодного рабочего времени на дополнительных тренингах.

Программы обучения торгового персонала строятся исходя из того, что торговые представители обязаны:

• Знать историю компании и отождествлять себя с ней: многие компании посвящают первый период обучения описанию истории компании, ее целей и задач, организационной структуры, основных руководителей, финансовой системы, основных товаров и объемов сбыта.

• Разбираться в свойствах товара: работникам показывают, как производится товар и как он используется в различных ситуациях.

• Владеть необходимой информацией о потребителях и конкурентах: изучаются различные типы потребителей, их потребности, побудительные мотивы к покупке, привычки, а также стратегия и политика компании и ее конкурентов.

• Уметь проводить эффективные торговые презентации: проводится обучение принципам осуществления продаж, рассматриваются аргументы, используемые при продаже данного товара и разрабатывается примерный сценарий проведения продажи.

• Торговые процедуры и свои обязанности: торговые представители учатся распределять свое время между актуальными и потенциальными клиентами, вести учет затрат, составлять отчеты и выбирать оптимальные маршруты поездок.

Постоянно возникают новые методы обучения: деловые игры, тренировка восприимчивости. На занятиях широко используется аудио- и видеотехника, обучающие программы и фильмы.

  1. Найм рабочих:

Найм  персонала происходит по классической форме, приведенной  ниже:

Рабочие - это работники, непосредственно занятые производством продукции (услуг), ремонтом, перемещением грузов и т.п. К ним также относятся уборщицы, дворники, гардеробщики, охранники.

Информация о работе Теоретические аспекты процесса найма персонала