Современные представления об этапах антропогенеза

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2012 в 01:28, курсовая работа

Описание работы

Современный этап развития человеческой цивилизации характеризуется нарастанием кризисных явлений во всех сферах жизни общества. Обострение глобальных проблем требует от современной науки переосмысления сущности, предназначения и роли Человечества. Теперь, когда люди стоят перед угрозой самоистребления, с особой остротой встают вопросы, почему на планете появилась разумная жизнь, закономерное или случайное стечение обстоятельств её породило.

Содержание работы

Введение 3
1. Происхождение человека, как биологического вида 4
1. 1 Концепции появления первых людей 4
1.2 Периодизация первобытной истории 6
2. Стадии эволюции человека 8
2.1 Животные предки человека 8
2.2 Ранние люди 9
2.3 Эволюция рода человек 10
2.4 Современный человек и эволюция………………………………………12
2.5 Прародина и расселение человечества. 13
3. Гипотеза адаптивных типов 16
3.1 Адаптация человека в различных экологических нишах Земли 16
3.2 Аспекты конституции человека 17
3.3 Основные характеристики адаптивных типов 20
3.4 Динамика адаптивных типов и их аналогии в животном мире………..22
Заключение 25
Литература 27

Файлы: 1 файл

асо курсовая.doc

— 144.50 Кб (Скачать файл)


Содержание

 

Введение

Современный этап развития человеческой цивилизации характеризуется нарастанием кризисных явлений во всех сферах жизни общества. Обострение глобальных проблем требует от современной науки переосмысления сущности, предназначения и роли Человечества. Теперь, когда люди стоят перед угрозой самоистребления, с особой остротой встают вопросы, почему на планете появилась разумная жизнь, закономерное или случайное стечение обстоятельств её породило.  
          Как можно узнать, откуда взялся человек? Религия предлагает простой путь решения: все сказано в Священном Писании. Философы выводят свои заключения, исходя из своей логики. Ученые пытаются доказать свои положения, обосновав с помощью известных фактов.  
          Согласно современным научным взглядам, человек возник в ходе длительной биологической эволюции. Однако принципиальное отличие антропогенеза от эволюции прочих организмов заключается в том, что на поздних этапах антропогенез был тесно связан с формированием общества - социогенезом.

Изучая прошлое человечества, невозможно ограничиться лишь рассмотрением только биологической его стороны или же только социальной. Человек является биосоциальным существом, он не может существовать вне общества, равно как и общество состоит из отдельных индивидов.

Целью данной работы является изучение основных этапов антропогенеза.

Исходя из цели работы, необходимо решить следующие задачи:

- рассмотреть концепции  появления первых людей;

- рассмотреть периодизацию  первобытной истории;

- дать общую характеристику  стадиям эволюции человека;

- изучить основные  характеристики адаптивных типов.

Объектом данной курсовой работы является процесс становления  человеческой цивилизации.

Предмет исследования –  человек как биосоциальное существо.

1. Происхождение  человека, как биологического вида

1. 1 Концепции  появления первых людей

Как возник человек?

Этот вопрос интересует практически всех. Но единого ответа на него не существует. Тем не менее, проблемой возникновения и развития человека – занимается наука антропология, которая выделяет такое понятие, как антропогенез – процесс историко-эволюционного формирования физического типа человека, первоначального развития его трудовой деятельности, речи. Антропогенез изучает происхождение человека, становление его как вида в процессе историко-эволюционного развития.

До недавнего времени  существовала лишь одна теория появления  человека – дарвиновская. Но на данный момент  существует  целый ряд  различных концепций:1

1. Эволюционная теория.

Она предполагает, что  человек произошел от высших приматов - человекообразных обезьян путем постепенного видоизменения под влиянием внешних факторов и естественного отбора. 
Эволюционная теория антропогенеза имеет обширный набор разнообразных доказательств - палеонтологических, археологических, биологических, генетических, культурных и других. Однако многие из них могут трактоваться неоднозначно, что позволяет противникам эволюционной теории оспаривать ее.

2.  Теория творения (креационизм).

Данная теория утверждает, что человек сотворен Богом, богами или божественной силой из ничего или из какого-либо небиологического материала. 
Наиболее известна библейская версия, согласно которой первые люди - Адам и Ева - были сотворены из глины. Эта версия имеет более древние египетские корни и ряд аналогов в мифах других народов. 
Ортодоксальная теология считает теорию творения не требующей доказательств. Тем не менее, некоторые из них все же выдвигаются, важнейшее из которых - сходство мифов и легенд разных народов, повествующих о сотворении человека.

Некоторые течения современной  теологии сближают креационизм с эволюционной теории, полагая, что человек произошел от обезьяны путем постепенного видоизменения, но не в результате естественного отбора, а по воле Бога или в соответствии с божественной программой.

3.  Теория внешнего  вмешательства.

Согласно этой теории появление людей на Земле связано  с деятельностью иных цивилизаций, т. е. человек является прямым потомком инопланетян, высадившихся на Землю  в доисторическое время.

Более сложные варианты теории внешнего вмешательства предполагают: а) скрещивание инопланетян с предками людей; б) порождение человека разумного методами генной инженерии; в) управление эволюционным развитием земной жизни силами внеземного сверхразума.

4.  Теория пространственных  аномалий

Последователи данной теории трактуют антропогенез, как элемент развития устойчивой пространственной аномалии - гуманоидной триады "Материя - Энергия - Аура", характерный для многих планет Земной Вселенной. Концепция  предполагает, что во вселенных на большинстве пригодных для жизни планет биосфера развивается по одному и тому же пути, запрограммированному на уровне информационной субстанции.

При наличии благоприятных  условий этот путь приводит к возникновению  разума земного типа.

В целом трактовка  антропогенеза в теории пространственных аномалий не имеет значительных расхождений с эволюционной теорией. Однако она признает существование определенной программы развития жизни и разума, которая наряду со случайными факторами управляет эволюцией.

1.2 Периодизация  первобытной истории

В настоящее время единого мнения о периодизации первобытной истории нет. Существуют несколько специальных и общая (историческая) периодизации.

Из специальных наиболее важна археологическая, основанная на различиях в материале и  технике изготовления орудий труда. На основе этого древнейшею  историю делят на три века – каменный, бронзовый (медный) и железный.2

Схемы внутренней периодизации веков на стадии у разных исследователей сильно отличаются друг от друга. Еще  более различаются выделяемые внутри стадий культуры или фазы, называемые по тем областям, где они были впервые обнаружены.

Археологическая периодизация всецело основана на технологическом  критерии и не дает полного представления  о развитии производства в целом. В настоящее время она превратилась из глобальной в совокупность региональных, но и в таком виде сохраняет немалое значение.

Более ограничена по своим  целям палеоантропологическая периодизация первобытной истории, основанная на критерии биологической эволюции человека. Это выделение эпох существования древнейшего, древнего и ископаемого современного человека, т. е. архантропа, палеоантропа и неоантропа. Систематика собственно людей, выделяемых как семейство гоминид, их родов, видов, наименований, очень разнится у разных исследователей. Наиболее спорно периодизационное место так называемого человека умелого, в котором одни исследователи видят еще предчеловека, другие – уже человека.

Особый аспект периодизации первобытной истории состоит  в подразделении ее на историю  первобытных обществ, существовавших до появления первых цивилизаций, и обществ, сосуществовавших с этими и позднейшими цивилизациями.

При всей важности специальных  периодизаций первобытной истории  ни одна из них не в состоянии  заменить обшей (исторической) периодизации древнейшего прошлого человечества, разработка которой ведется уже более столетия по этнографическим и археологическим данным.

Первая серьезная попытка  в этом направлении была предпринята  американским этнографом Л. Г. Морганом. Используя членение исторического  процесса на эпохи дикости, варварства и цивилизации и основываясь главным образом на критерии уровня развития производительных сил, он выделил в каждой из названных эпох низшую, среднюю и высшую ступени. Низшая ступень дикости начинается с появления человека и членораздельной речи, средняя – с возникновения рыболовства и применения огня, высшая – с изобретения лука и стрел. Переход к низшей ступени варварства знаменуется распространением керамики, к средней – освоением земледелия и скотоводства, к высшей – внедрением железа. С изобретением иероглифического или алфавитного письма начинается эпоха цивилизации. 3

Эта периодизация была высоко оценена Ф. Энгельсом. Он обобщил  её, определив эпоху дикости как  время присваивающего, а эпоху  варварства – как время производящего  хозяйства.

Ряд периодизаций был  предложен в советской науке  в довоенные и, особенно в послевоенные годы, но даже наиболее продуманные  из них не выдержали проверки временем.

Таким образом, критериев  периодизации человеческой истории  более чем достаточно, т.е. классифицировать те или иные первобытные сообщества, орудия труда, окаменелые останки не составляет особого труда. Но существует проблема указать абсолютный возраст этих эпох.4

 Ведь начиная со  времени уже раннепервобытной  общины человечество развивалось крайне неравномерно, что привело к сосуществованию самых разных по своей стадиальной принадлежности обществ.

2. Стадии эволюции  человека

2.1 Животные  предки человека

В зоологической систематике  род человек (Homo) относится к отряду приматов, в который входит в составе семейства гоминид (Hominidae). Развитие приматов, гоминид и человека протекало на протяжении кайнозойской эры.

Как отряд млекопитающих приматы  выделились в конце мелового периода, около 70 млн. лет назад. Их предками, по-видимому, были похожие на современных тупай - мелкие насекомоядные животные, переходившие к растительноядности и всеядности. Ранние этапы эволюции приматов изучены мало. Около 55 млн. лет назад низшие приматы стали широко расселяться в тропических лесах Северной Америки и Европы, составлявших в то время единый континент. Это были  предшественники современных полуобезьян, лемуров и долгопятов, - адапиды и омомииды. Считается, что именно какая-то из этих групп дала начало высшим приматам - антропоидам.5

Известны два основных центра возникновения и расселения таких ранних обезьян в Старом Свете - Юго-Восточная Азия (современная Мьянма) и Северная Африка. Начальные этапы эволюции обезьян Старого Света тесно связаны с Северной Африкой. Здесь в тропических лесах Фаюма (современный Египет) обитали примитивные древесные обезьяны - парапитеки и проплиопитеки. Уже 25-20 млн. лет назад африканские обезьяны разделялись на низших (мартышкообразных) и высших (человекообразных). Возможно, их общими предками были североафриканские египтопитеки, живший 28-26 млн. лет назад. Последний считается наиболее вероятным предком дриопитеков, впервые появившихся в Восточной Африке примерно 24-22 млн. лет назад. Именно среди дриопитеков еще со времен Дарвина ищут общие корни человека и африканских человекообразных обезьян. К этому времени материки уже заняли свое современное положение, а на месте огромного доисторического моря Тетис возникла цепь соленых водоемов, в том числе Средиземное, Черное и Каспийское моря. Появилась возможность свободных миграций животных из Африки в Европу и Азию. 6

В период 20-16 млн. лет назад обезьяны стали широко распространяться в  Южную Европу, Переднюю Азию и далее  на восток, что привело к обособлению  восточного (азиатского) ствола гоминоидов. Еще недавно многие ученые считали, что некоторые прогрессивные обезьяны этого ствола - рамапитеки - впоследствии вернулись в Африку, где дали начало линии, ведущей к человеку. Косвенно об этом свидетельствует поразительная близость человека и африканских человекообразных обезьян по строению ДНК, белков (в том числе гемоглобина), по группам крови и др. признакам. Вероятно, общими предками человека, шимпанзе и гориллы были какие-то поздние прогрессивные дриопитеки, жившие около 10-8 млн. лет назад. Разделение этого африканского ствола гоминоидов на западную (обезьянью) и восточную (человеческую) ветви случилось, скорее всего, 6-8 млн. лет назад. Развитие ветви, приведшей впоследствии к человеку, происходило в области Восточноафриканской рифтовой системы. Этот район характеризовался активными процессами в земной коре: землетрясениями, извержениями вулканов, а также повышенным уровнем радиации, что могло значительно ускорить мутационный процесс. Сведение лесов и распространение саванн стимулировало выход предков человека в более открытую местность. Освоение новой экологической ниши потребовало изменений в поведении и, в первую очередь, перехода к прямохождению (обзор местности, использование палок и камней для защиты и других целей и, далее, развитие орудийной деятельности).

2.2 Ранние люди

Древнейшими достоверно известными представителями человеческой линии эволюции были высокоразвитые двуногие человекообезьяны  - австралопитеки и близкие к ним формы, которых обычно уже считают первыми людьми (гоминидами). Они появились в Восточной, а затем и в Южной Африке около 5 - 4 млн. лет назад. Возможно, что уже в одной из групп ранних австралопитеков развились древнейшие представители рода человек, известные в Восточной Африке, по крайней мере, начиная с 2 млн. лет назад. Большую их часть относят к виду человек умелый (Homo habilis).7

Хабилисы - преимущественно  восточноафриканские гоминиды периода 2 - 1,5 млн. лет, напоминавшие по внешнему виду некоторых австралопитеков, но со значительно более крупным  мозгом (средний объем около 660 , против 400-500 у австралопитеков). Их считают основными творцами древнейшей каменной культуры - олдувайской, впервые обнаруженной в 1962 в ущелье Олдувай, в Танзании(Центральная Африка). Английскими учеными М. Лики и Л. Лики были обнаружены остатки скелета оригинального австралопитека. Объем его мозга составлял 642 . Это мало по сравнению с мозгом современного человека(1000 - 1800 ), но больше, чем у примитивных форм. Иначе эту культуру именуют еще галечной, т.к. в речных долинах сырьём для орудий чаще всего были окатанные гальки. Такие сверхпримитивные орудия(ударники) прозвали чопперами(сечками). С их помощью можно было обстругать  и  заострить копьё или копалку для выкапывания съедобных корней, или выпотрошить некрупное животное, или отрезать кусок мяса.8

Информация о работе Современные представления об этапах антропогенеза