Развитие детского творчества и речевой активности детей с ЗПР

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 18:51, курсовая работа

Описание работы

Цель нашей курсовой работы - изучить особенности и условия появления, развития и раскрытия таких сторон человеческой психики как одаренность, талант, гениальность. Цель реализуется следующими задачами:
- дать общую характеристику способностей человека, описать уровни и развитие специальных способностей, взаимосвязь способностей и возраста; изучить общее понятие одаренности, особенности детской одаренности и ее виды, влияние социальной среды на одаренность; изучить теоретико-психологические основы таланта; раскрыть общее понятие гениальности, сходство гениальных людей с помешанными; описать промежуточную ступень гениальности - маттоидов (по Ч. Ломброзо);

Файлы: 1 файл

способности.docx

— 54.82 Кб (Скачать файл)

Одаренность ребенка, как  и отдельные его способности  не бывают даны от природы в готовом  виде. Врожденные задатки способностей - только одно из условий очень сложного процесса формирования индивидуально-психологических  особенностей, в огромной степени  зависящих от окружающей среды, от характера  деятельности. О признаках одаренности  нельзя судить лишь на основании результатов  стандартизованных испытаний (тесты). Одаренность детей может быть установлена и изучена только в процессе обучения и воспитания, в ходе выполнения ребенком той или  иной содержательной деятельности [13, с. 89].

Выявлению и развитию одаренности  у детей содействуют специальные  школы (напр., с музыкальным, математическим уклоном), разнообразные кружки и  студии, детские технические станции, проведение олимпиад школьников, конкурсов  детской художественной самодеятельности и т.д. Забота об одаренных детях  предполагает сочетание развития специальных  способностей с широкой общеобразовательной  подготовкой и всесторонним развитием  личности.

 

2.3 Виды одаренности

 

Одаренные дети чрезвычайно  сильно отличаются друг от друга по видам одаренности [20, с. 76].

К видам одаренности относятся  следующие:

a) Художественная одаренность.

Этот вид одаренности  поддерживается и развивается в  специальных школах, кружках, студиях. Он подразумевает высокие достижения в области художественного творчества и исполнительского мастерства в  музыке, живописи, скульптуре, актерские  способности. Одна из серьезных проблем  состоит в том, чтобы в общеобразовательной  школе признавались и уважались  эти способности. Эти дети уделяют  много времени, энергии упражнениям, достижению мастерства в своей области. У них остается мало возможностей для успешной учебы, они часто нуждаются в индивидуальных программах по школьным предметам, в понимании со стороны учителей и сверстников.

b) Общая интеллектуальная  и академическая одаренность.

Главным является то, что  дети с одаренностью этого вида быстро овладевают основополагающими понятиями, легко запоминают и сохраняют  информацию. Высоко развитые способности  переработки информации позволяют  им преуспевать во многих областях знаний.

Несколько иной характер имеет  академическая одаренность, которая  проявляется в успешности обучения отдельным учебным предметам  и является более частой и избирательной [18, с. 201].

Эти дети могут показать высокие  результаты по легкости и быстроте продвижения в математике или  иностранном языке, физике или биологии и иногда иметь неважную успеваемость по другим предметам, которые воспринимаются ими не так легко. Выраженная избирательность  устремлений в относительно узкой  области создает свои проблемы в  школе и в семье. Родители и  учителя иногда недовольны тем, что  ребенок не учится одинаково хорошо по всем предметам, отказываются признавать его одаренность и не пробуют  найти возможности для поддержки  и развития специального дарования.

c) Творческая одаренность.

Прежде всего, продолжаются споры о самой необходимости  выделения этого вида одаренности. Суть разногласий состоит в следующем. Одни специалисты полагают, что творчество, креативность является неотъемлемым элементом  всех видов одаренности, которые  не могут быть представлены отдельно от творческого компонента. Так, А.М. Матюшкин настаивает на том, что есть лишь один вид одаренности - творческая: если нет творчества, бессмысленно говорить об одаренности. Другие исследователи  отстаивают правомерность существования  творческой одаренности как отдельного, самостоятельного вида. Одна из точек  зрения такова, что одаренность порождается  или способностью продуцировать, выдвигать  новые идеи, изобретать или же способностью блестяще исполнять, использовать то, что уже создано [15, с. 59].

Вместе с тем исследователи  показывают, что дети с творческой направленностью нередко обладают рядом поведенческих характеристик, которые их выделяют и которые  вызывают отнюдь не положительные эмоции в учителях и окружающих людях:

· Отсутствие внимания условностям  и авторитетам;

· Большая независимость  в суждениях;

· Тонкое чувство юмора;

· Отсутствие внимания к порядку  и организации работы;

· Яркий темперамент;

· Социальная одаренность.

Определение социальной одаренности  гласит, что это исключительная способность  устанавливать зрелые, конструктивные взаимоотношения с другими людьми. Выделяют такие структурные элементы социальной одаренности как социальная перцепция, просоциальное поведение, нравственные суждения, организаторские умения и т.д.

Социальная одаренность  выступает как предпосылка высокой  успешности в нескольких областях. Она предполагает способности понимать, любить, сопереживать, ладить с другими, что позволяет быть хорошим педагогом, психологом, социальным работником. Таим образом, понятие социальной одаренности  охватывает широкую область проявлений, связанных с легкостью установлений и высоким качеством межличностных  отношений. Эти особенности позволяют  быть лидером, то есть проявлять лидерскую  одаренность, которую можно рассматривать  как одно из проявлений социальной одаренности.

Существует множество  определений лидерской одаренности, в которых можно, тем не менее, выделить общие черты [17, с. 64]:

· Интеллект выше среднего;

· Умение принимать решение;

· Способность иметь дело с абстрактными понятиями, с планированием  будущего, с временными ограничениями;

· Ощущение цели, направления  движения;

· Гибкость, приспосабливаемость;

· Чувство ответственности;

· Уверенность в себе и  знание себя;

· Настойчивость;

· Энтузиазм;

· Умение ясно выражать мысли;

Перечисленные виды одаренности  проявляются по-разному и встречают  специфические барьеры на пути своего развития в зависимости от индивидуальных особенностей и своеобразия окружения  ребенка.

2.4 Влияние социальной  среды на одаренность

 

Результаты разных исследователей, рассматривающих влияние социальной среды (социально-экономические отношения, материальное обеспечение, социально-бытовые  условия и т.д.) на одаренность  не однозначно. Но, возможно сделать  следующие выводы: социально-экономические  условия влияют на развитие одаренности, т.к. они определяют уровень жизни  человека; чем экономически развито  общество, тем более благоприятны возможности для развития человека [3, с. 100].

Очень важным условием развития одаренности является семья, а именно:

-структура и эмоциональный  климат семьи;

-стили детско-родительских  отношений;

-отношение родителей к  детской одаренности.

Более детально изучен вопрос о стилях детско-родительских отношений. Ученые единодушны в том, что стили, базирующиеся на жестком контроле, силовом давлении не дают возможности  для развития одаренной личности. Важным аспектом является отношения  родителей к детской одаренности. Очевидно, что этот фактор - один из основных, влияющих на реализацию возможностей ребенка.

Типы отношений:

-отрицательное;

-игнорирующее;

-положительное;

-гиперсоциализация (когда  родители видят в одаренности  престижность, возможность самоутверждения  через выдающиеся способности  своих детей или реализации  своих несбывшихся возможностей) [12, с. 81].

3. Талант

 

Талант - высокий уровень  способностей человека к определенной деятельности. Это сочетание способностей, которые дают человеку возможность  успешно, самостоятельно и оригинально  выполнить определенную сложную  трудовую деятельность [24, с. 106].

Талант - это высокий уровень  развития, прежде всего специальных  способностей. Это совокупность таких  способностей, которые дают возможность  получить продукт деятельности, который  отличается новизной, высоким уровнем  совершенства и общественной значимости.

 

Уже в детском возрасте могут проявиться первые признаки таланта  в области музыки, математики, лингвистики, техники, спорта и т.д. Вместе с тем  талант может проявиться и позже. Формирование и развитие таланта  в значительной мере зависит от общественно-исторических условий жизни и деятельности человека.

Талант может проявиться во всех сферах человеческого труда: в организаторской и педагогической деятельности, в науке, технике, в  различных видах производства. Для  развития таланта большое значение имеют трудолюбие и настойчивость. Для талантливых людей характерна потребность в занятии определенным видом деятельности, которая порой  проявляется в страсти к выбранному делу.

Сочетание способностей, которые  являются основой таланта, в каждом случае бывает особенным, свойственным только определенной личности. О наличии  таланта следует делать вывод  по результатам деятельности человека, которые должны выделяться принципиальной новизной, оригинальностью подхода. Талант человека направлен потребностью в творчестве [9, с. 104].

В различных областях талант может проявляться в разное время. Так, в музыке, рисовании, математике, лингвистике, технике обычно он проявляется  в раннем возрасте; а талант в  литературной, научной или организаторской  сферах обнаруживаются в более позднем  возрасте.

Максимальная продуктивность талантливых людей тоже проявляется  в разных возрастах: в науке в 35 - 40 лет; в поэзии в 24 - 30 и т.д. [6, с. 98].

Талант и гений различаются, прежде всего, по объективной значимости и вместе с тем оригинальности того, что они способны произвести. Талант характеризуется способностью к достижениям высокого порядка, но остающимся в принципе в рамках того, что уже было достигнуто; гениальность предполагает способность создавать  что-то принципиально новое, прокладывать действительно новые пути, а не только достигать высоких точек  на уже проторенных дорогах. Высокий  уровень одаренности, который характеризует  гения, неизбежно связан с незаурядностью в разных или даже во всех областях. В качестве примера универсализма, часто свойственного гениям, достаточно назвать Аристотеля, Леонардо да Винчи, Р. Декарта, Г. В. Лейбница, М. В. Ломоносова, К. Маркса. Но и одаренность гения  имеет определенный профиль, и в  нем какая-то сторона доминирует, какие-то способности особенно выявлены и оформлены в ведущем направлении  его творчества [24, с. 121].

4. Гениальность

 

.1 Общее понятие гениальности

 

Наивысшую ступень развития способностей, проявляющихся в творческой деятельности, результаты которой имеют  историческое значение в жизни общества, в развитии науки, литературы, искусства, называют гениальностью. Гениальность отличается от талантливости общественной значимости тех задач, которые человек  решает. Гений выражает передовые  тенденции своего времени.

Индивидуальные особенности  способностей оказываются в разносторонности или односторонности их развития. Разносторонние способности имели  М. Ломоносов, Д. Менделеев, Н. Бородин, Т. Шевченко и др. Например, М. В. Ломоносов  достиг выдающихся результатов в  различных областях знаний: химии, астрономии, математике и в то же время был  художником, литератором, языковедом, превосходно знал поэзию.

Однако это «…не означает, что все индивидуальные качества гения развиты в одинаковой степени. Гениальность, как правило, имеет  свой «профиль», какая-то сторона в  ней доминирует, какие-то способности  проявляются ярче» [12, c. 106].

Индивидуальные особенности  способностей каждого человека является результатом ее развития. Поэтому  для развития способностей нужны  соответствующие социальные условия, активность личности в деятельности.

«В жизни гениальных людей  бывают моменты, когда эти люди представляют большое сходство с помешанными, например усиленная чувствительность, экзальтация, сменяющаяся апатией, оригинальность эстетических произведений и способность к открытиям, бессознательность  творчества и употребление особых выражений, сильная рассеянность и наклонность  к самоубийству, а также нередко злоупотребление спиртными напитками и, наконец, громадное тщеславие».

 

4.2 Сходство гениальных  людей с помешанными

 

Гений - человек одержимый, но он творец... , - Н. А. Бердяев.

Как ни жесток и печален  такого рода парадокс, но, рассматривая его с научной точки зрения, можно сказать, что в некоторых  отношениях он вполне основателен, хотя с первого взгляда и кажется  нелепым.

О гениальных людях, точно  так же как и о сумасшедших, можно сказать, что они всю  жизнь остаются одинокими, холодными, равнодушными к обязанностям семьянина  и члена общества. Микеланджело постоянно  твердил, что его искусство заменяет ему жену.

Нередки случаи, когда вследствие тех же причин, которые так часто  вызывают сумасшествие, то есть вследствие болезней и повреждения головы, самые  обыкновенные люди превращаются в гениальных. Вико в детстве упал с высочайшей лестницы и раздробил себе правую теменную кость. Гратри, вначале плохой певец, сделался знаменитым артистом после  сильного ушиба головы бревном. Мабильон, смолоду совершенно слабоумный, достиг известности своими талантами, которые  развились в нём вследствие полученной им раны в голову.

Этой зависимостью гения  от патологических изменений отчасти  можно объяснить любопытную особенность  гениальности по сравнению с талантом: она является чем-то бессознательным  и проявляется совершенно неожиданно.

Юрген Мейер говорит, что  талантливый человек действует  строго обдуманно. Он знает, как и  почему он пришел к известной теории, тогда как гению это совершенно неизвестно: всякая творческая деятельность бессознательна.

Те из гениальных людей, которые  наблюдали за собою, говорят, что  под влиянием вдохновения они  испытывают какое-то невыразимо приятное лихорадочное состояние, во время которого мысли невольно родятся в их уме  и брызжут сами собою, точно искры [18, с. 75].

Наполеон говорил, что  исход битв зависит от одного мгновения, от одной мысли, временно оставшейся бездеятельной. При наступлении  благоприятного момента она вспыхивает, подобно искре, и результатом  является победа. Сократ первый указал на то, что поэты создают свои произведения не вследствие старания или искусства, но благодаря некоторому природному инстинкту. Таким же образом  прорицатели говорят удивительные вещи, не сознавая этого.

Информация о работе Развитие детского творчества и речевой активности детей с ЗПР