Учение П.К.Анохина о функциональных системах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2014 в 17:15, реферат

Описание работы

Взаимодействие человека и животных с окружающей средой осуществляется через целенаправленную деятельность или поведение.
Двигательный акт, как элемент поведения воспроизводит основные звенья его структуры.
Ведущим системообразующим фактором целенаправленного поведения, так же как и отдельного двигательного акта, является полезный для
жизнедеятельности организма приспособительный результат.
С позиции принципа системного квантования процессов жизнедеятельности двигательный акт может быть соотнесен с отдельным квантом
поведения.
Наиболее совершенная модель структуры поведения изложена в концепции функциональных систем Петра Кузьмича Анохина (1898-1974).

Содержание работы

1. Введение
• 2. Анохин Петр Кузьмич
• 3. Функциональная система

Файлы: 1 файл

реферат.doc

— 73.50 Кб (Скачать файл)

             Карагандинский Государственный Медицинский Университет

 

                      

Кафедра нормальной физиологии

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

 

Тема: «Учение  П.К.Анохина о функциональных системах»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила: Кульмагамбетова А. 2-096ОМФ

Проверила: преподаватель Адилбекова А.А.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Караганда 2014

 

СОДЕРЖАНИЕ:

  • 1. Введение
  • 2. Анохин Петр Кузьмич
  • 3. Функциональная система

 

ВВЕДЕНИЕ

Взаимодействие человека и животных с окружающей средой осуществляется через целенаправленную деятельность или поведение. 
Двигательный акт, как элемент поведения воспроизводит основные звенья его структуры. 
Ведущим системообразующим фактором целенаправленного поведения, так же как и отдельного двигательного акта, является полезный для  
жизнедеятельности организма приспособительный результат. 
С позиции принципа системного квантования процессов жизнедеятельности двигательный акт может быть соотнесен с отдельным квантом  
поведения.

Наиболее совершенная модель структуры поведения изложена в концепции функциональных систем Петра Кузьмича Анохина (1898-1974). 
Теория функциональных систем явилась одной из первых моделей подлинной психологически ориентированной физиологии. Хотя П.К. Анохин  
экспериментировал на животных, его работы имеют весьма важное значение для раскрытия механизмов целостных форм психической  
деятельности не только животных, но и человека.

 

Анохин Петр Кузьмич (1898-1974) –академик Российской академии наук и Российской академии медицинских наук - крупнейший русский физиолог XX столетия. Создатель теории функциональных систем. Автор 6 монографий и более 250 научных статей. Среди учеников П.К. Анохина - крупные сейчас ученые-физиологи в Германии, Египте, Югославии, Чехословакии, Румынии, Китае, Монголии.

Ученик И.П. Павлова. В отличие от И. П. Павлова, понимал подкрепление не как эффект действия безусловного раздражителя, а как афферентный сигнал от самой реакции, свидетельствующий об ее адекватности или неадекватности (обратная афферентация). 

Благодаря механизму сопоставления обратной афферентации с образом конечного результата действия (акцептором действия) формируется возможность опережающего отражения действительности, частным случаем которого Анохин считал условный рефлекс. 
На этой основе им была выдвинута теория функциональных систем. В основе теории лежит представление о функции как достижении организмом приспособительного результата во взаимодействиях со средой.

 

 

Функциональная система - по П.К.Анохину - комплекс избирательно извлеченных компонентов организма, взаимодействия и взаимоотношения которых ориентированы на получение фокусированного полезного результата.

 

Функциональная система:  
- является единица интегративной деятельности целого организма;  
- отличается от частных механизмов реализации поведенческих актов;  
- осуществляет избирательное вовлечение структур и процессов в выполнение конкретного акта поведения или функции организма;  
- имеет разветвленный морфофизиологический аппарат, обеспечивающий поддержание гомеостаза и саморегуляцию.

 

Выделяют два типа функциональных систем. 
1)Функциональные системы первого типа обеспечивают постоянство определенных констант внутренней среды за счет системы саморегуляции, звенья которой не выходят за пределы самого организма. Примером может служить функциональная система поддержания постоянства кровяного давления, температуры тела и т.п. Такая система с помощью разнообразных механизмов автоматически компенсирует возникающие сдвиги во внутренней среде.

2) Функциональные системы второго  типа используют внешнее звено саморегуляции. Они обеспечивают приспособительный эффект благодаря выходу за пределы организма через связь с внешним миром, через изменения поведения. Именно функциональные системы второго типа лежат в основе различных поведенческих актов, различных типов поведения.

 

Функции системы - назначение, круг деятельности, обязанность системы. В теории функциональных систем назначение каждой системы предопределяется заданным результатом ее функционирования, а результат является системообразующим фактором. Разнообразие строительных систем определяется разнообразием их функций.

Согласно теории, в основе поведения - активного отношения организма со средой - лежат качественно специфические системные процессы или процессы организации элементов в систему; поведение целенаправленно, так как направляется опережающим отражением действительности.

Соотношения организма со средой носят циклический характер: в интервале между 'стимулом' и началом 'реакции' выделяются процессы сличения параметров стимула с акцептором результатов предыдущего действия и афферентный синтез, на основе которого осуществляется принятие решения, т.е. выбор цели и программы действия; начало двигательной активности означает реализацию действия под определяющим влиянием цели (или акцептора результатов действия), достигнутые реальные результаты тоже сличаются с акцептором результатов действия, начинается следующий цикл активного соотношения организма со средой. 
Трактовка нейро-механизмов поведения как функциональных систем была выдвинута И. М. Сеченовым и развита Л. А. Ухтомским. Близкие идеи содержит физиология активности Н. А. Бернштейна

С помощью экспериментов П.К. Анохин сформулировал основные  постулаты  в общей теории ФС.   

 

Постулат первый    

Ведущим  системообразующим  фактором  ФС  любого   уровня   организации является  полезный  для   жизнедеятельности   организма,   приспособительный результат.   

 

Постулат второй   

Любая функциональная  система  организма  строится  на  основе  принципа саморегуляции: отклонение результата от уровня,  обеспечивающего  нормальную жизнедеятельность, посредством деятельности  соответствующей  функциональной системы само является  причиной  восстановления  оптимального  уровня  этого результата.   

 

Постулат третий     

Функциональные   системы   являются   центрально   -   периферическими образованиями, избирательно  объединяющими  различные  органы  и  ткани  для достижения полезных для организма приспособительных результатов.   

 

Постулат четвёртый  

 Функциональные  системы  различного  уровня  характеризуются  изоморфной  организацией: они имеют однотипную архитектонику.

  

 Постулат пятый   

Отдельные элементы в функциональных системах взаимодействуют  достижению их полезных для организма результатов.   

 

Постулат шестой  

  Функциональные системы и  их отдельные части  избирательно  созревают  в процессе онтогенеза, отражая тем самым общие закономерности системогенеза.     Теперь мы знаем,  что  ФС  –  это  организация  активных  элементов  во взаимосвязи, которое направлено на достижение  полезного  приспособительного результата. Надо полагать, что  настала  пора  разобрать  понятия,  которыев ключены в систему, потому что в этом и заключается основная тема.

 

Основные понятия в теории ФС

 

По разным источникам можно по-разному выделить и основные понятия в  ФС. Центральная архитектоника функциональных систем, определяющих целенаправленные поведенческие акты различной степени сложности, складывается из следующих последовательно сменяющих друг друга стадий:

- афферентный синтез, 
- принятие решения, 
- акцептор результатов действия, 
- эфферентный синтез, 
- формирование действия,

- оценка достигнутого результата

 

Любой современный учебник по важнейшим фундаментальным дисциплинам, таким, например, как анатомия, физиология, гистология и др., строится по органному принципу. Этому следует органная патология - болезни сердца, легких, печени, желудочно-кишечного тракта, почек, мозга, и т. д. Врачи разделились по органным специальностям. Патогенез, диагностика и лечение непосредственно связываются с функцией конкретных органов, и профессиональный взгляд врача, как правило, в основном направлен в сторону больных органов.

П. К. Анохин сформулировал новый подход к пониманию функций целого организма. Взамен классической физиологии органов, традиционно следующей анатомическим принципам, теория функциональных систем провозглашает системную организацию функций человека, начиная от молекулярного вплоть до социального уровня.

Целый организм с этих позиций представляет слаженную интеграцию множества функциональных систем, одни из которых своей саморегуляторной деятельностью определяют устойчивость различных показателей внутренней среды - гомеостазис, другие - адаптацию живых организмов к среде обитания. Одни функциональные системы генетически детерминированы, другие складываются в индивидуальной жизни в процессе взаимодействия организма с разнообразными факторами внутренней и внешней среды, т. на основе обучения.

Ведущим свойством функциональной системы любого уровня организации является принцип саморегуляции.

Афферентный синтез

Поведенческий акт любой степени сложности начинается со стадии  афферентного синтеза . 
      Возбуждение, вызванное внешним стимулом, действует не изолированно. Оно непременно вступает во взаимодействие с другими афферентными возбуждениями, имеющими иной функциональный смысл. Головной мозг непрерывно обрабатывает все сигналы, поступающие по многочисленным сенсорным каналам. И только в результате синтеза этих афферентных возбуждений создаются условия для реализации определенного целенаправленного поведения. Содержание афферентного синтеза определяется влиянием нескольких факторов: мотивационного возбуждения, памяти, обстановочной и пусковой афферентации. 

Завершение стадии афферентного синтеза сопровождается переходом в стадию  принятия решения, которая и определяет тип и направленность поведения. Стадия принятия решения реализуется через специальную и очень важную стадию поведенческого акта –  формирование аппарата акцептора результатов действия. Это аппарат, программирующий результаты будущих событий. В нем актуализирована врожденная и индивидуальная память животного и человека в отношении свойств внешних объектов, способных удовлетворить возникшую потребность, а также способов действия, направленных на достижение или избегание целевого объекта. Нередко в этом аппарате запрограммирован весь путь поиска во внешней среде соответствующих раздражителей

Следующая стадия – это само выполнение программы поведения. Эфферентное возбуждение достигает исполнительных механизмов, и действие осуществляется. 
 
   Благодаря аппарату акцептора результатов действия, в котором программируется цель и способы поведения, организм имеет возможность сравнивать их с поступающей афферентной информацией о результатах и параметрах совершаемого действия, т.е. с  обратной афферентацией. Именно результаты сравнения определяют последующее построение поведения, либо оно корректируется, либо оно прекращается как в случае достижения конечного результата. 
Следовательно, если сигнализация о совершенном действии полностью соответствует заготовленной информации, содержащейся в акцепторе действия, то поисковое поведение завершается. Соответствующая потребность удовлетворяется. И животное успокаивается. В случае, когда результаты действия не совпадают с акцептором действия и возникает их рассогласование, появляется ориентировочно-исследовательская деятельность. В результате этого заново перестраивается афферентный синтез, принимается новое решение, создается новый акцептор результатов действия и строится новая программа действий. Это происходит до тех пор, пока результаты поведения не станут соответствовать свойствам нового акцептора действия. И тогда поведенческий акт завершается последней санкционирующей стадией – удовлетворением потребности

В чем суть механизма, который приводит к принятию решения, в результате которого и формируется цель? 
 
   Исследователи выделяют две группы эмоциональных явлений. 
1. Первая группа – это  ведущие эмоции. Их возникновение связано с появлением или усилением потребностей. Так, возникновение той или другой биологической потребности, прежде всего отражается в появлении отрицательных эмоциональных переживаний, выражающих биологическую значимость тех изменений, которые развиваются во внутренней среде организма. Качество и специфика ведущего эмоционального переживания тесно увязаны с типом и особенностями породившей его потребности. 
 2. Вторая группа эмоциональных переживаний –  ситуативные эмоции. 
   Они возникают в процессе действий, совершаемых в отношении цели, и являются следствием  сравнения реальных результатов с ожидаемыми. В структуре поведенческого акта, по П.К. Анохину, эти переживания возникают в результате сопоставления обратной афферентации с акцептором результатов действия.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Анохин П.К. предложил теорию функциональных систем, на основе которой сформулировал общие закономерности эволюционного процесса.  
Открыл явление афферентного синтеза, т. е. формирование операционального отражения действительности, частным случаем которого, по его  
мнению, является условный рефлекс.  
Согласно теории функциональной системы Анохина П.К., хотя поведение и строится на рефлекторном принципе, но оно не может быть  
определено как последовательность или цепь рефлексов. Поведение отличается от совокупности рефлексов наличием особой структуры,  
включающей в качестве обязательного элемента программирование, которое выполняет функцию опережающего отражения действительности.  
Постоянное сравнение результатов поведения с этими программирующими механизмами, обновление содержания самого программирования и  
обусловливают целенаправленность поведения. 
Таким образом, в структуре поведенческого акта формирование акцептора результатов действия опосредовано содержанием эмоциональных  
переживаний. Ведущие эмоции выделяют цель поведения и тем самым инициируют поведение, определяя его вектор. Ситуативные эмоции,  
возникающие в результате оценок отдельных этапов или поведения в целом, побуждают субъект действовать либо в прежнем направлении,  
либо менять поведение, его тактику, способы достижения цели. В рассмотренной структуре поведенческого акта отчетливо представлены  
главные характеристики поведения: его целенаправленность и активная роль субъекта в процессе построения поведения.

 


Информация о работе Учение П.К.Анохина о функциональных системах