Учение П.К. Анохина о функциональных системах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2014 в 10:32, реферат

Описание работы

Анохин П.К. предложил теорию функциональных систем, на основе которой сформулировал общие закономерности эволюционного процесса.
Открыл явление афферентного синтеза, т. е. формирование операционального отражения действительности, частным случаем которого, по его
мнению, является условный рефлекс.
Согласно теории функциональной системы Анохина П.К., хотя поведение и строится на рефлекторном принципе, но оно не может быть
определено как последовательность или цепь рефлексов. Поведение отличается от совокупности рефлексов наличием особой структуры,
включающей в качестве обязательного элемента программирование, которое выполняет функцию опережающего отражения действительности.

Содержание работы

Введение 3
Учение о функциональных системах 4
Общая схема 5
Принципы взаимодействия ФС 6
Теория функциональных систем 6
Основные постулаты теории 7
Основные понятия в теории ФС 8
Заключение 11
Список литературы 12

Файлы: 1 файл

СРС Физиология Мусатаева.Э 260 ОМ.docx

— 341.25 Кб (Скачать файл)

Карагандинский Государственный Медицинский Университет

Кафедра нормальной физиологии

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

На тему: «Учение П.К. Анохина о функциональных системах.»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила: ст.гр 2-060 ОМФ Мусатаева Эльмира

Проверила: преподаватель Гитенис.Н.В

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Караганда 2014 год 
Оглавление

 

 

Введение

Взаимодействие человека и животных с окружающей средой осуществляется через целенаправленную деятельность или поведение. 
Двигательный акт, как элемент поведения воспроизводит основные звенья его структуры.

 
Ведущим системообразующим фактором целенаправленного поведения, так же как и отдельного двигательного акта, является полезный для  
жизнедеятельности организма приспособительный результат. 
С позиции принципа системного квантования процессов жизнедеятельности двигательный акт может быть соотнесен с отдельным квантом поведения. Это наиболее очевидно при иерархическом квантовании, когда удовлетворение ведущей потребности значительно отставлено во  
времени и для достижения конечного результата необходимо выполнить ряд предварительных действий.  

Наиболее совершенная модель структуры поведения изложена в концепции функциональных систем Петра Кузьмича Анохина (1898-1974). 
Теория функциональных систем явилась одной из первых моделей подлинной психологически ориентированной физиологии. Хотя П.К. Анохин  
экспериментировал на животных, его работы имеют весьма важное значение для раскрытия механизмов целостных форм психической  
деятельности не только животных, но и человека. 
Учение о функциональных системах

  • Функциональная система - по П.К.Анохину - комплекс избирательно извлеченных компонентов организма, взаимодействия и взаимоотношения которых ориентированы на получение фокусированного полезного результата.
  • Функциональная система:  
    - является единица интегративной деятельности целого организма;  
    - отличается от частных механизмов реализации поведенческих актов;  
    - осуществляет избирательное вовлечение структур и процессов в выполнение конкретного акта поведения или функции организма;  
    - имеет разветвленный морфофизиологический аппарат, обеспечивающий поддержание гомеостаза и саморегуляцию.
  • Функции системы

- назначение, круг деятельности, обязанность системы. В теории функциональных систем назначение каждой системы предопределяется заданным результатом ее функционирования, а результат является системообразующим фактором. Разнообразие строительных систем определяется разнообразием их функций.

    • Основные компоненты :

-полезный приспособительный результат;

 -акцепторы результата (аппараты контроля);

- обратную афферентацию, поставляющую информацию от рецепторов в центральное звено ФС;

-центральную архитектонику — избирательное объединение нервных элементов различных уровней в специальные узловые механизмы (аппараты управления);

- исполнительные компоненты (аппараты реакции) — соматические, вегетативные, эндокринные, поведенческие.

 

Различают функциональные системы первого и второго типов.

  • Функциональные системы первого типа обеспечивают постоянство определенных констант внутренней среды за счет системы саморегуляции, звенья которой не выходят за пределы самого организма. Примером может служить функциональная система поддержания постоянства кровяного давления, температуры тела и т.п. Такая система с помощью разнообразных механизмов автоматически компенсирует возникающие сдвиги во внутренней среде.
  • Функциональные системы второго типа используют внешнее звено саморегуляции. Они обеспечивают приспособительный эффект благодаря выходу за пределы организма через связь с внешним миром, через изменения поведения. Именно функциональные системы второго типа лежат в основе различных поведенческих актов, различных типов поведения.

 

Общая схема

 

  
Принципы взаимодействия ФС

    1. Принцип системогенеза
      • предполагает избирательное созревание и инволюцию функциональных систем
    1. Принцип мультипараметрического (многосвязного) взаимодействия
      • определяет  обобщенную деятельность различных ФС,   направленную на достижение многокомпонентного результата
    1. Принцип  иерархии
      • предполагает,  что ФС  организма выстраиваются в  определенный  ряд в  соответствии с  биологической  или социальной  значимостью
    1. Принцип  последовательного  динамического взаимодействия
      • Предусматривает  четкую  последовательность  смены  деятельности  нескольких  взаимосвязанных ФС.
    1. Принцип  системного  квантования  жизнедеятельности
      • Например, в  процессе  дыхания  можно  выделить  следующие  системные «кванты» с  их  конечными  результатами:  вдох и  поступление  некоторого  количества  воздуха в  альвеолы;

 

Теория функциональных систем

  • Согласно теории, в основе поведения - активного отношения организма со средой - лежат качественно специфические системные процессы или процессы организации элементов в систему; поведение целенаправленно, так как направляется опережающим отражением действительности.
  • Соотношения организма со средой носят циклический характер: в интервале между 'стимулом' и началом 'реакции' выделяются процессы сличения параметров стимула с акцептором результатов предыдущего действия и афферентный синтез, на основе которого осуществляется принятие решения, т.е. выбор цели и программы действия; начало двигательной активности означает реализацию действия под определяющим влиянием цели (или акцептора результатов действия), достигнутые реальные результаты тоже сличаются с акцептором результатов действия, начинается следующий цикл активного соотношения организма со средой. 
    Трактовка нейро-механизмов поведения как функциональных систем была выдвинута И. М. Сеченовым и развита Л. А. Ухтомским. Близкие идеи содержит физиология активности Н. А. Бернштейна

 

 

 

 

 

 

 

Основные постулаты теории

С помощью экспериментов П.К. Анохин сформулировал основные постулаты в общей теории ФС.

  • Постулат первый

    Ведущим системообразующим  фактором ФС любого уровня  организации является полезный  для жизнедеятельности организма, приспособительный результат.

  • Постулат второй

   Любая функциональная  система организма строится на  основе принципа саморегуляции: отклонение результата от уровня, обеспечивающего нормальную жизнедеятельность, посредством деятельности соответствующей функциональной системы само является причиной восстановления оптимального уровня этого результата.

  • Постулат третий

Функциональные системы являются центрально - периферическими образованиями, избирательно объединяющими различные органы и ткани для достижения полезных для организма приспособительных результатов.Постулат четвёртый

    Функциональные  системы различного уровня характеризуются  изоморфной организацией: они имеют  однотипную архитектонику.

  • Постулат пятый

    Отдельные элементы  в функциональных системах взаимодействуют  достижению их полезных для  организма результатов.

  • Постулат шестой

     Функциональные  системы и их отдельные части  избирательно созревают в процессе  онтогенеза, отражая тем самым  общие закономерности системогенеза.

     Теперь мы  знаем, что ФС – это организация  активных элементов во взаимосвязи, которое направлено на достижение  полезного приспособительного результата. Надо полагать, что настала пора  разобрать понятия, которые включены  в систему, потому что в этом  и заключается основная тема. 
Основные понятия в теории ФС

По разным источникам можно по-разному выделить и основные понятия в  ФС. Центральная архитектоника функциональных систем, определяющих целенаправленные поведенческие акты различной степени сложности, складывается из следующих последовательно сменяющих друг друга стадий:

- афферентный синтез, 
- принятие решения, 
- акцептор результатов действия, 
- эфферентный синтез, 
- формирование действия

- оценка достигнутого  результата

 

 

 
Афферентный синтез

  • Поведенческий акт любой степени сложности начинается со стадии  афферентного синтеза . 
          Возбуждение, вызванное внешним стимулом, действует не изолированно. Оно непременно вступает во взаимодействие с другими афферентными возбуждениями, имеющими иной функциональный смысл. Головной мозг непрерывно обрабатывает все сигналы, поступающие по многочисленным сенсорным каналам. И только в результате синтеза этих афферентных возбуждений создаются условия для реализации определенного целенаправленного поведения. Содержание афферентного синтеза определяется влиянием нескольких факторов: мотивационного возбуждения, памяти, обстановочной и пусковой афферентации.

 

  • Завершение стадии афферентного синтеза сопровождается переходом в стадию  принятия решения, которая и определяет тип и направленность поведения. Стадия принятия решения реализуется через специальную и очень важную стадию поведенческого акта –  формирование аппарата акцептора результатов действия. Это аппарат, программирующий результаты будущих событий. В нем актуализирована врожденная и индивидуальная память животного и человека в отношении свойств внешних объектов, способных удовлетворить возникшую потребность, а также способов действия, направленных на достижение или избегание целевого объекта. Нередко в этом аппарате запрограммирован весь путь поиска во внешней среде соответствующих раздражителей

 

 

  • Следующая стадия – это само выполнение программы поведения. Эфферентное возбуждение достигает исполнительных механизмов, и действие осуществляется. 
     
       Благодаря аппарату акцептора результатов действия, в котором программируется цель и способы поведения, организм имеет возможность сравнивать их с поступающей афферентной информацией о результатах и параметрах совершаемого действия, т.е. с  обратной афферентацией. Именно результаты сравнения определяют последующее построение поведения, либо оно корректируется, либо оно прекращается как в случае достижения конечного результата. 
    Следовательно, если сигнализация о совершенном действии полностью соответствует заготовленной информации, содержащейся в акцепторе действия, то поисковое поведение завершается. Соответствующая потребность удовлетворяется. И животное успокаивается. В случае, когда результаты действия не совпадают с акцептором действия и возникает их рассогласование, появляется ориентировочно-исследовательская деятельность. В результате этого заново перестраивается афферентный синтез, принимается новое решение, создается новый акцептор результатов действия и строится новая программа действий. Это происходит до тех пор, пока результаты поведения не станут соответствовать свойствам нового акцептора действия. И тогда поведенческий акт завершается последней санкционирующей стадией – удовлетворением потребности

 

Заключение

Анохин П.К. предложил теорию функциональных систем, на основе которой сформулировал общие закономерности эволюционного процесса.  
Открыл явление афферентного синтеза, т. е. формирование операционального отражения действительности, частным случаем которого, по его  
мнению, является условный рефлекс.  
Согласно теории функциональной системы Анохина П.К., хотя поведение и строится на рефлекторном принципе, но оно не может быть  
определено как последовательность или цепь рефлексов. Поведение отличается от совокупности рефлексов наличием особой структуры,  
включающей в качестве обязательного элемента программирование, которое выполняет функцию опережающего отражения действительности.  
Постоянное сравнение результатов поведения с этими программирующими механизмами, обновление содержания самого программирования и  
обусловливают целенаправленность поведения. 
Таким образом, в структуре поведенческого акта формирование акцептора результатов действия опосредовано содержанием эмоциональных  
переживаний. Ведущие эмоции выделяют цель поведения и тем самым инициируют поведение, определяя его вектор. Ситуативные эмоции,  
возникающие в результате оценок отдельных этапов или поведения в целом, побуждают субъект действовать либо в прежнем направлении,  
либо менять поведение, его тактику, способы достижения цели. В рассмотренной структуре поведенческого акта отчетливо представлены  
главные характеристики поведения: его целенаправленность и активная роль субъекта в процессе построения поведения. 
Список литературы

Информация о работе Учение П.К. Анохина о функциональных системах