Функциональные системы Анохина

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2013 в 22:37, реферат

Описание работы

Тео́рия функциона́льных систе́м — модель, описывающая структуру поведения; создана П. К. Анохиным.
«Принцип функциональной системы» — объединение частных механизмов организма в целостную систему приспособительного поведенческого акта, создание «интегративной единицы».
Функциональная система- совокупность органов и тканей, относящихся к различным анатомо-функциональным образованиям и объединяющихся для достижения полезного приспособительного результата.
Главное значение – не анатомическая близость органов, а необходимость осуществления жизненно важной для организма деятельности.
Функциональная система состоит из 4-х звеньев:
1. центральное звено - нервные центры, которые возбуждаются для достижения
полезного приспособительного результата;
2. исполнительное звено - внутренние органы, скелетные мышцы, поведенческие
реакции;
3. обратная связь;
4. полезная приспособительная реакция.

Файлы: 1 файл

Тео́рия функциона́льных систе́м.docx

— 18.68 Кб (Скачать файл)

Тео́рия функциона́льных систе́м — модель, описывающая структуру поведения; создана П. К. Анохиным.

«Принцип функциональной системы» — объединение частных  механизмов организма в целостную  систему приспособительного поведенческого акта, создание «интегративной единицы».

Функциональная  система- совокупность органов и тканей, относящихся к различным анатомо-функциональным образованиям и объединяющихся для достижения полезного приспособительного результата.

Главное значение – не анатомическая близость органов, а необходимость осуществления  жизненно важной для организма деятельности.

Функциональная  система состоит из 4-х звеньев:

  1. центральное звено - нервные центры, которые возбуждаются для достижения   

полезного приспособительного результата;

  1. исполнительное звено - внутренние органы, скелетные мышцы, поведенческие

реакции;

       3. обратная связь;

       4. полезная приспособительная реакция.

Свойства функциональной системы:

Динамичность - функциональная система временное образование. Каждая функциональная система формируется  в процессе жизнедеятельности в  соответствии с преобладающими потребностями  организма. Различные органы могут  входить в состав нескольких функциональных систем.

Саморегуляция - функциональная система обеспечивает поддержание на постоянном уровне какие-то константы организма без вмешательства из вне. Саморегуляция достигается за счет наличия обратной связи.

 

Стадии поведенческого акта:

  • Афферентный синтез

Любое возбуждение в центральной  нервной системе существует во взаимодействии с другими возбуждениями: головной мозг проводит анализ этих возбуждений. Синтез детерминируют следующие факторы:

    • Мотивация
    • Пусковая афферентация (возбуждения, вызываемые условными и безусловными раздражителями)
    • Обстановочная афферентация (возбуждение от привычности обстановки, вызывающей рефлекс, и динамические стереотипы)
    • Память (видовая и индивидуальная)
  • Принятие решения
    • Формирование акцептора результата действия (создание идеального образа цели и его удержание; предположительно, на физиологическом уровне представляет собой циркулирующее в кольце интернейронов возбуждение)
    • Эфферентный синтез (или же стадия программы действия; интеграция соматических ивегетативных возбуждений в единый поведенческий акт. Действие сформировано, но не проявляется внешне)
  • Действие (выполнение программы поведения)
  • Оценка результата действия

На этом этапе идёт сравнение  реально выполняемого действия с  идеальным образом, созданным на этапе формирования акцептора результата действия (происходит обратная афферентация); на основании результатов сравнения действие или корректируется, или прекращается.

  • Удовлетворение потребности (санкционирующая прекращение деятельности стадия)

Выбор целей и способов их достижения — ключевые факторы, регулирующие поведение. По Анохину, в структуре поведенческого акта сравнение обратной афферентации с акцептором результата действия даёт положительные или отрицательные ситуативные эмоции, влияющие на коррекцию или прекращение действий (другой тип эмоций, ведущиеэмоции, связан с удовлетворением или неудовлетворением потребности вообще, то есть — с формированием цели). Кроме того, на поведение влияют воспоминания о положительных и отрицательных эмоциях.

В целом поведенческий  акт характеризуется целенаправленностью  и активной ролью субъекта.

 

 


Информация о работе Функциональные системы Анохина