Шпаргалка по "Биологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2015 в 20:36, шпаргалка

Описание работы

1. Современная экологическая обстановка в Казахстане.
2. Гуморальная регуляция. Эндокринный аппарат человека.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 92.42 Кб (Скачать файл)

Собственно кожа состоит из живых клеток и переплетающихся между собой упругих волокон, которые придают коже прочность и эластичность. В собственно коже находятся потовые железы, волосяные луковицы, сальные железы. Здесь же находятся рецепторы, кровеносные и лимфатические сосуды.

Потовые железы выделяют пот, который выводится на поверхность кожи. С потом из организма удаляется большое количество вредных веществ. Так кожа выполняет выделительную функцию.

Сальные железы выделяют секрет - кожное сало, которое смазывает волосы, смягчает кожу, покрывая ее поверхность тонким слоем. Жир ограничивает испарение пота с поверхности кожи, предохраняя ее от высыхания, препятствует проникновению внутрь тела воды и других жидкостей.

Подкожная клетчатка состоит из сети соединительнотканных волокон, в петлях которой располагаются жировые клетки. Подкожная клетчатка служит своеобразным складом питательных веществ, которые организм расходует в период голодания. Этот слой кожи предохраняет организм от охлаждения, смягчает толчки и удары.

Кожа - орган теплоотдачи. Организм человека через кожу может отдавать избыток тепла. Количество отдаваемой теплоты меняется в зависимости от температуры окружающей среды и характера выполняемой человеком работы. Температура кожи зависит от количества притекающей к ней крови. Это, в свою очередь, связано с рефлекторным изменением просвета кровеносных сосудов в ответ на изменение температуры окружающей среды и интенсивности образования тепла в организме. Процесс теплоотдачи усиливается потоотделением.

 

 

                         Билет 10.

1. Деление половой клетки. Мейоз, его биологическое значение. Овогенез и сперматогенез.

Мейоз — разновидность митоза, в результате которого из диплоидных (2п) соматических клеток половых желез образуются гаплоидные гаметы

В метафазе мейоза I биваленты хромосом располагаются в экваториальной плоскости клетки. В этот момент спирализация их достигает максимума. Содержание генетического материала не изменяется (2п2хр).

В анафазе мейоза I гомологичные хромосомы, состоящие из двух хроматид, окончательно отходят друг от друга и расходятся к полюсам клетки. Следовательно, из каждой пары гомологичных хромосом в дочернюю клетку попадает только одна — число хромосом уменьшается вдвое (происходит редукция). Содержание генетического материала становится 1n2хр у каждого полюса.

В телофазе происходит формирование ядер и разделение цитоплазмы — образуются две дочерние клетки. Дочерние клетки содержат гаплоидный набор хромосом, каждая хромосома — две хроматиды (1n2хр).Интеркинез — короткий промежуток между первым и вторым мейотическими делениями. В это время не происходит репликации ДНК, и две дочерние клетки быстро вступают в мейоз II, протекающий по типу митоза.

В профазе мейоза II происходят тс же процессы, что и в профазе митоза. В метафазе хромосомы располагаются в экваториальной плоскости. Изменений содержания генетического материала не происходит (1n2хр). В анафазе мейоза II хроматиды каждой хромосомы отходят к противоположным полюсам клетки, и содержание генетического метериала у каждого полюса становится lnlxp. В телофазе образуются 4 гаплоидные клетки

Биологическое значение мейоза:

1)  является основным этапом гаметогенеза;

2)  обеспечивает передачу генетической информации от организма к организму при половом размножении;

3)  дочерние клетки генетически не идентичны материнской и между собой.

Мужские половые клетки — сперматозоидыберут свое начало в двух половых железах, именуемых яичками, а сам процесс их развития носит название сперматогенеза.

Начинается он еще до наступления половой зрелости(примерно с 12-летнего возраста), протекает внутри так называемых извитых семенных канальцев яичек и приводит к формированию из недифференцированных семенных клеток (сперматогоний) высокоспециализированных клеток — сперматозоидов, обеспечивающих нахождение, «узнавание» и оплодотворение яйцеклетки.

В овогенезе в результате первого деления мейоза образуется один овоцит 1-го порядка и одна абортивная дочерняя клетка, именуемая редукционным тельцем, для которой характерно практически полное отсутствие цитоплазмы. Это тельце, как правило, остается расположенным рядом с овоцитом.

2. ВНД. Условные и безусловные рефлексы. Особенности ВНД человека.

Высшая нервная деятельность (ВНД) — это деятельность коры больших полушарий головного мозга и ближайших к ней подкорковых образований, обеспечивающая наиболее совершенное приспособление (поведение) высокоорганизованных животных и человека к окружающей среде. В работе русского физиолога И. М. Сеченова «Рефлексы головного мозга» (1863) впервые была высказана мысль о связи сознания и мышления человека с рефлекторной деятельностью головного мозга. Эта идея была экспериментально подтверждена и развита академиком И. П. Павловым, который по праву является создателем учения о высшей нервной деятельности. Ее основой являются условные рефлексы.

Безусловные и условные рефлексы. Все рефлекторные реакции организма на различные раздражители И. П. Павлов подразделил на две группы: безусловные и услБезусловные рефлексы —это врожденные рефлексы, передаваемые по наследству от родителей. Они являются видовыми, относительно постоянными и осуществляются низшими отделами ЦНС — спинным мозгом, стволом н подкорковыми ядрами головного мозга. Безусловные рефлексы (например, сосательный, глотательный, зрачковый рефлексы, кашель, чихание и др.) сохраняются у животных, лишенных больших полушарий. Они образуются в ответ на действие определенных раздражителей. Так, рефлекс слюноотделения возникает при раздражении пищей вкусовых сосочков языка.

 Условные рефлексы образуются в результате сочетания безусловного рефлекса с действием условного раздражителя. Для этого необходимо соблюдение двух условий: 1) действие условного раздражителя должно обязательно несколько предшествовать действию безусловного раздражителя (для образования у собаки условного слюноотделительного рефлекса на звонок нужно, чтобы он начал звонить за 5—30 с до подачи корма и некоторое время сопровождал процесс еды); 2) условный раздражитель должен неоднократно подкрепляться действием безусловного раздражителя. Так, после нескольких сочетаний звонка с приемом пищи у собаки будет наблюдаться слюноотделение при одном звуке звонка без пищевого подкрепления.

3. Объяснить приспособленность лягушки к среде обитания.      

     Зимой лягушки находятся в состоянии оцепенения на дне водоемов, в норах грызунов, под опавшей листвой. У них резко понижается обмен веществ. Клетки тела не делятся, рост лягушек не происходят

.Язык прикреплён у лягушки «шиворот-навыворот» -недалеко от подбородка и покрыт клейкой слизью. Язык молниеносно выскакивает изо рта. У итальянской саламандры достигает жертвы всего за одну долю секунды, у жабы-аги за 0,03сек.

Лягушки достигают жертвы где угодно: перед собой, над собой и даже могут скакнуть вверх и лететь спиной вниз. Прыгают они уже с открытым ртом. Попадает добыча в рот целиком, хотя у лягушки на нёбе верхней челюсти более ста зубов (это костные бугорки). Пища смачивается слюной.

Сердечных сокращений 40-50 раз в минуту. Порция крови обегает тело за 7-11 секунд.

Орган слуха- барабанная перепонка и слуховая косточка-стремечко.

Земноводные – холоднокровные животные, темпиратура их тела зависит от темпиратуры окружающей среды.

 

----------

в воде:

-клапаны в ноздрях (при нырянии они закрываются)

-слизь (проталкивание в воде)

- кожа (дыхание)

-перепончатые сильные конечности (передвижение)

- жабры (дыхание)

- окраска (маскировка)

- глаза (хорошее зрение)

- обтекаемая форма тела

 

на суше:

-барабанная перепонка (усиление звука)

- глаза (хорошее зрение)

- слизь (иногда бывает ядовитая - защита; смачивание кожи)

- сильные конечности

- коготки или специальные диски для прикрепления к растениям

- перепонки (для планирования с растения на растение)

- тонкая кожа с порами

- защитная окраска

- рот

                               

 

 

                         Билет 11.

1. Оплодотворение и его генетическое значение. Двойное оплодотворение у растений.

Оплодотворение у растений в принципе сходно с таковым у животных, однако существование у растений гаметофита привело к появлению у них и некоторых особенностей.

Цитологический механизм этого процесса у голосеменных был создан русским ботаником Н. Н. Горожанкиным в 1880 г., а у покрытосеменных — Е. Страсбургером в 1884 г. Е. Страсбургер охарактеризовал оплодотворение у покрытосеменных следующим образом: 1) процесс оплодотворения включает в себя слияние ядра мужской и женской, гамет, 2) цитоплазма гамет не имеет отношения к оплодотворению, 3) ядро спермия и ядро яйцеклетки суть настоящие ядра. Слияние спермия с ядром яйцеклетки и является собственно актом оплодотворения, в результате которого образуется зигота с диплоидным набором хромосом.

 

В завязь покрытосеменных растений проникает два спермия, один из них сливается с яйцеклеткой, дав начало диплоидному зародышу. Другой соединяется с центральной диплоидной клеткой. Образуется триплоидная клетка, из которой возникнет эндосперм - питательный материал для развивающегося зародыша. Этот процесс, характерный для всех покрытосеменных, открыт в конце прошлого века С.Г. Навашиным и получил название двойного оплодотворения. Значение двойного оплодотворения, по- видимому, заключается в том, что обеспечивается активное развитие питательной ткани уже после оплодотворения. Поэтому семяпочка у покрытосеменных не запасает питательных веществ впрок и, следовательно, развивается гораздо быстрее, чем у многих других растений, например у голосеменных.

Оплодотворение у растения состоит из следующих этапов. Пыльцевое зерно, попавшее на рыльце пестика, набухает, образуется пыльцевая трубка, которая проникает в глубь столбика по направлению к завязи. При прорастании на рыльце пестика нескольких пыльцевых трубок лишь одна из них достигает зародышевого мешка и проникает через микропиле. При соприкосновении конца пыльцевой трубки с синергидами она лопается, а си-нергиды разрушаются. Два спермия вместе с содержимым пыльцевой трубки попадают внутрь зародышевого мешка. Один из них сливается с гаплоидным ядром яйцеклетки, в результате чего образуется зигота, дающая начало зародышу. В данном случае также имеет место гетерогамия (или анизогамия), поскольку количество цитоплазмы, вносимое в зиготу яйцеклеткой, значительно больше того, которое поступает со спермием. Тем не менее с цитоплазмой спермия у некоторых растений могут передаваться и пластиды, что существенно для генетического анализа нехромосомного наследования

2. Бактерии. Вирусы Строение, жизнедеятельность, многообразие. Значение для человека.

Бактерии— наиболее древняя группа животных организмов на Земле. Возраст пород, в которых найдены ископаемые бактерии составляет около 3,5 млрд лет. Бактерии играют в природе важную роль редуцентов органического вещества, фиксаторов азота. Являются возбудителями заболеваний животных и человека. В медицине используются для получения антибиотиков (стрептомицин, тетрациклин, грамицидин), в пищевой промышленности для получения молочнокислых продуктов, спиртов. БактеПо форме клетки бактерии разделяются на: а) кокки (сферические); б)бациллы (палочковидные); в)спириллы (спиралевидные); г)вибрионы (в виде запятой).

Среди кокков различают:

диплококки (по две клетки в одной капсуле). К этому роду относится пневмококк — возбудитель пневмонии;

стрептококки (образуют цепочки клеток). Это возбудители ангины и скарлатины стафилококки (напоминают виноградную гроздь). Вызывают воспаление легких, пищевые отравления.рии также являются объектами генной инженерии.

Вирусы являются паразитами бактерий, растений, животных и человека. Их известно около 3000. Они вызывают различные болезни растений (мозаичную болезнь табака, томатов, огурцов, гороха). Вирусы разрушают хлоропласта. У животных они вызывают ящур, чуму свиней и птиц. У человека способны вызывать инфекционные заболевания: оспу, корь, грипп, полиомиелит, герпес, энцефалит, бешенство, гепатит, СПИД и др. Открыл вирусы русский ботаник Д. И. Ивановский в 1892 г. Он выявил два основных свойства вирусов: во-первых, они столь малы, что проходят через фильтры, задерживающие бактерий; во-вторых, их невозможно выращивать на искусственных питательных средах.

В 1898 г. голландец Бейеринк дал название этим организмам «вирус» (от лат. «яд»). Вирусы не способны к самостоятельному существованию; вне клеток других организмов они не проявляют никаких признаков жизни.

Различают три типа вирусной инфекции:

1) литическая инфекция (греч. lysis — разрушение). Образующиеся вирусы одновременно покидают клетку, она разрывается и гибнет;

2) персистентная (стойкая) инфекция. Вирусы покидают клетку-хозяина постепенно. Клетка продолжает жить и делиться, производя новые вирусы, хотя ее функционирование может измениться;

3) латентная (скрытая) инфекция. Генетический материал вируса встраивается в хромосомы клетки и при ее делении передается дочерним клеткам.

В природе бактерии распространены чрезвычайно широко. Они населяют почву, выполняя роль разрушителей органического вещества – остатков погибших животных и растений. Преобразуя органические молекулы в неорганические, бактерии тем самым очищают поверхность планеты от гниющих остатков и возвращают химические элементы и биологический круговорот.

И в жизни человека роль бактерий огромна. Так, получение многих пищевых и технических продуктов невозможно без участия различных бродильных бактерий. В результате жизнедеятельности бактерий получают простоквашу, кефир, сыр, кумыс, а также ферменты, спирты, лимонную кислоту. Процессы квашения пищевых продуктов тоже связаны с бактериальной активностью.

Билет 12.

1. Типы растения. Этапы онтогенеза.

 

Онтогенез — индивидуальное развитие организма от его зарождения до смерти. Период онтогенеза от оплодотворенной яйцеклетки до выхода молодой особи из яйцевых оболочек или тела матери называется зародышевым (эмбриональным) развитием (эмбриогенез). После рождения или вылупления из яйца начинается   постэмбриональный  период.

Информация о работе Шпаргалка по "Биологии"