Шпаргалка по "Биологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 14:05, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на билеты по "Биологии"

Файлы: 1 файл

Физиология билеты.doc

— 323.00 Кб (Скачать файл)

    Физиология— наука о природе, о существе жизненных  процессов. Физиология изучает жизнедеятельность  организма и отдельных его  частей: клеток, тканей, органов, систем. Предметом изучения физиологии являются функции живого организма, их связь  между собой, регуляция и приспособление к внешней среде, происхождение и становление в процессе эволюции и индивидуального развития особи.

    2. Развитие представлений  о ВНД и сенсорных  системах.

    История исследования высших функций мозга  тесно связана с изучением  психической деятельности, начало которого относится к временам глубокой древности. Понятие психического, возникло у античных мыслителей и философов.

    Первые  обобщения, касающиеся сущности психики, можно найти в трудах древнегреческих  и римских ученых (Фалес, Анаксимен, Гераклит, Демокрит, Платон, Аристотель, Эпикур, Лукреций, Гален). Уже среди них были материалисты, считавшие, что психика возникла из естественных начал (воды, огня, земли, воздуха), и идеалисты, выводившие психические явления из нематериальной субстанции (души).

    Первые  научные познания физиологических  механизмов деятельности мозга связывают  с разработкой и систематическим  применением метода экстирпации (удаления) отдельных частей нервной системы.

    Дарвин  внедрил психофизические методы изучения психических явлений и способствовал развитию зоопсихологии. Теория эволюции живой природы Ч. Дарвина сводится к тому, что в результате борьбы за существование происходит отбор животных, наиболее приспособленных к определенной среде. Дарвин  впервые сделал сравнительное описание инстинктов, свойственных человеку и животным, тем самым доказав общность биологических основ поведения человека и животных. Ученый четко разделил действия организма на врожденные и приобретенные (впервые эту идею высказал Гален). Инстинкты - это врожденные формы поведения, но на них уже в раннем онтогенезе начинает наслаиваться приобретенный индивидуальный опыт.

    Экспериментальной предпосылкой для создания учения о ВНД были работы по декортикации (полной или частичной) подопытных животных и наблюдения за изменением их поведения. Буйо, 1830; Флуранс, 1842; Гольц, 1881. Л. Гольц в 1881 г. экстирпировал у собаки большие полушария головного мозга и наблюдал за поведением животного 18 месяцев. После этой операции животное потеряло все свои навыки. Важную роль в развитии представлений о ВНД сыграл Сеченов (1829-1905). Книга «Рефлексы головного мозга». Сеченов впервые в истории естествознания высказал мысль о том, что сознание представляет собой лишь отражение реальной действительности и познание окружающей человека среды возможно лишь при помощи органов чувств, продукты которых являются первоначальным источником всей психической деятельности.

    Основоположником  учения о ВНД является Павлов (1849-1936). Павлов открыл условные рефлексы и, используя их как объективный метод исследования психической деятельности, разработал основы учения о ВНД.

    Положил начало методу условных рефлексов. Согласно учению Павлова различают высшую и низшую нервную деятельность. Низшая нервная деятельность - это совокупность нейрофизиологических процессов, обеспечивающих осуществление безусловных рефлексов и инстинктов. Инстинкт представляет собой врожденную форму приспособительного поведения, обусловленную биологическими потребностями организма и специфическими раздражителями внешней среды.

    Термин «высшая нервная деятельность» Павлов предложил использовать вместо термина «психическая деятельность», что способствовало изучению психической деятельности с помощью объективного метода, т. е. условных рефлексов, открытых им. Однако в настоящее время накопилось достаточно научных фактов, свидетельствующих о том, что понятия «психическая деятельность» и «высшая нервная деятельность» неравнозначны.

    Высшая нервная деятельность, согласно Павлову, - это условно-рефлекторная деятельность ведущих отделов головного мозга (у человека и животных - больших полушарий и переднего мозга), обеспечивающих адекватные и наиболее совершенные отношения целого организма к внешнему миру, т. е. поведение.

Информация о работе Шпаргалка по "Биологии"