Шпаргалка по "Биологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 14:05, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на билеты по "Биологии"

Файлы: 1 файл

Физиология билеты.doc

— 323.00 Кб (Скачать файл)

    Если, например, приучить животное положительно реагировать на более высокий  из двух звуков, то в дальнейшем такая  же положительная реакция дается не на данный конкретный звук, а на любой более высокий звук из другой пары звуков, хотя бы в качестве раздражителей предъявлялась пара звуков, никогда ранее не применявшаяся в опыте. Этот опыт показывает, что мозг может реагировать не на изолированный звук, а на отношение между звуками, т. е. на некоторую систему звуков.

    Этот  факт очень важен для психологии. Он объясняет, почему животное может  «переносить» ранее выработанные связи  на совершенно новые сигналы, если только они находятся в тех же отношениях между собой, что и сигналы, на которые уже были ранее выработаны рефлексы.

    Важнейшим проявлением системности в работе коры является образование динамического  стереотипа, или целой системы  реакций на определенные комплексы  раздражителей. 

    Динамический стереотип представляет собой последовательную цепь условно-рефлекторных актов, осуществляющихся в строго определенном, закрепленном во времени порядке и являющихся следствием сложной системной реакции организма на сложную систему положительных (подкрепляемых) и отрицательных (неподкрепляемых, или тормозных) условных раздражителей.

    Выработка стереотипа — это пример сложной  синтезирующей деятельности коры головного  мозга. Стереотип трудно вырабатывается, но если он сформирован, то поддержание  его не требует большого напряжения корковой деятельности, при этом многие действия становятся автоматическими. Динамический стереотип является основой образования привычек у человека, формирования определенной последовательности в трудовых операциях, приобретения умений и навыков. Примерами динамического стереотипа могут служить ходьба, бег, прыжки, катание на лыжах, игра на музыкальных инструментах, пользование при еде ложкой, вилкой, ножом, письмо и др.

    Стереотипы  сохраняются долгие годы и составляют основу человеческого поведения, при этом они очень трудно поддаются перепрограммированию.  
 

    11. Память, ее нейрофизиологические  механизмы. 

    В формировании и осуществлении высших функций мозга очень важное значение имеет общебиологическое свойство фиксации, хранения и воспроизведения информации, объединяемое понятием память. Память как основа процессов обучения и мышления включает в себя четыре тесно связанных между собой процесса: запоминание, хранение, узнавание, воспроизведение.

    Виды  памяти классифицируют по форме проявления (образная, эмоциональная, логическая, или словесно-логическая), по временной характеристике, или продолжительности (мгновенная, кратковременная, долговременная).

    Образная  память проявляется формированием, хранением и воспроизведением ранее  воспринятого образа реального сигнала, его нервной модели. Под эмоциональной памятью понимают воспроизведение некоторого пережитого ранее эмоционального состояния при повторном предъявлении сигнала, вызвавшем первичное возникновение такого эмоционального состояния. Логическая (словесно-логическая, семантическая) память — память на словесные сигналы, обозначающие как внешние объекты и события, так и вызванные ими ощущения и представления.

    Мгновенная  (иконическая) память заключается в образовании мгновенного отпечатка, следа действующего стимула в рецепторной структуре.  Стирание следа памяти происходит за 100—150 миллисекунд. Биологическое значение иконической памяти заключается в обеспечении анализаторных структур мозга возможностью выделения отдельных признаков и свойств сенсорного сигнала, распознавания образа.

    Кратковременная память При достаточной силе действующего стимула иконическая память переходит в категорию краткосрочной (кратковременной) памяти. Кратковременная память — оперативная память, обеспечивающая выполнение текущих поведенческих и мыслительных операций. В основе кратковременной памяти лежит повторная многократная циркуляция импульсных разрядов по круговым замкнутым цепям нервных клеток. Кольцевые структуры могут быть образованы как в пределах одного и того же нейрона, так и в пределах нескольких. В результате многократного прохождения импульсов по этим кольцевым структурам в последних постепенно образуются стойкие изменения, закладывающие основу последующего формирования долгосрочной памяти. В этих кольцевых структурах могут участвовать не только возбуждающие, но и тормозящие нейроны. Продолжительность кратковременной памяти составляет секунды, минуты после непосредственного действия соответствующего сообщения, явления, предмета. Реверберационная гипотеза природы кратковременной памяти допускает наличие замкнутых кругов циркуляции импульсного возбуждения как внутри коры большого мозга, так и между корой и подкорковыми образованиями (в частности, таламокортикальные нервные круги). Внутрикорковые и таламокортикальные реверберационные круги как структурная основа нейрофизиологического механизма краткосрочной памяти образованы корковыми пирамидными клетками V—VI слоев преимущественно лобных и теменных областей коры большого мозга.

    В осуществлении кратковременной  памяти участвуют гиппокамп и лимбическая система. Реализация феномена краткосрочной памяти практически не требует и реально не связана с существенными химическими и структурными изменениями в нейронах и синапсах, так как для соответствующих изменений в синтезе матричных РНК требуется большее время. Важную роль играют ионные токи, возникающие в области синаптической передачи, длятся несколько секунд.

    Превращение краткосрочной памяти в долговременную (консолидация памяти) в общем виде обусловлено наступлением стойких изменений синаптической проводимости как результат повторного возбуждения нервных клеток. В основе долговременной (долгосрочной) памяти лежат сложные химические процессы синтеза белковых молекул в клетках головного мозга. Одним из таких факторов может служить известный феномен посттетанической потенциации. Раздражение афферентных нервных структур приводит к достаточно длительному (десятки минут) повышению проводимости мотонейронов спинного мозга). Это значит, что изменения, возникающие в постсинаптических мембранах служат основой для образования следов памяти, что отражается затем изменение белкового субстрата нейронов.

    Височная кора участвует в запечатлении и хранении образной информации. Гиппокамп играет роль входного фильтра, извлекает из памяти следы под влиянием мотивационного возбуждения, участвует в извлечении следов памяти. Ретикулярная формация включается в процессы формирования энграмм.

    На  протяжении жизни человека его память становится вместилищем огромного  количества информации: в течение 60 лет человек способен воспринять 10 в шестнадцатой степени бит информации, из которой реально используется не более 5—10 %. Не все, что воспринимается, переживается или делается человеком, сохраняется в памяти, значительная часть воспринятой информации со временем забывается. Забывание проявляется в невозможности узнать, припомнить что-либо или в виде ошибочного узнавания, припоминания. Забывание в ряде случаев может носить положительный характер, например память на отрицательные сигналы, неприятные события.  

    12. Структура поведенческого  акта. Функциональная  система Анохина.

    Поведенческие реакции мотивируются (побуждаются) потребностями организма. При этом для достижения цели, то есть полезного для организма результата, формируются функциональные системы. Учение о функциональных системах разработал Анохин. Функциональная система - это динамическая совокупность различных органов и систем, Функциональная система включает обычно органы различных анатомических систем.

    1. Афферентный синтез заключается в обработке и сопоставлении всей информации, которая используется организмом для принятия решения и формирования наиболее адекватного для данных условий приспособительного поведения с учетом доминирующей мотивации обстановочной афферентации, пусковой афферентации, взаимодействующих с аппаратом памяти.

Информация о работе Шпаргалка по "Биологии"