«Педагогическая мастерская (ателье)» в системе современных образовательных технологий и ее применение на уроках биологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2015 в 21:41, творческая работа

Описание работы

Цель данной работы – определение места методики «Педагогическая мастерская (ателье)» в системе современных образовательных технологий и рассмотрение особенностей ее применения на уроках биологии.
В новых образовательных стандартах делается акцент на необходимость постоянного поиска внутреннего потенциала личности, заданного природой и на стимулировании ее внутренних усилий в процессе обучения, воспитания и саморазвития.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Современные педагогические технологии.
Обусловленность необходимости современных педагогических технологий.
1.2. Образовательные технологии и их основные особенности.
1.2.3.Традиционные технологии
1.2.4.Игровые технологии.
1.2.5.Метод проектов
1.2.6. Метод обучения в сотрудничестве
1.2.7. Дифференцированный подход в обучении
1.2.8. Тестовые технологии
1.2.9 Информационные технологии

Глава 2. Педагогическая мастерская (ателье)
2.1. Отличительные черты мастерской от других образовательных технологий.
2.2. История возникновения
2.3. Принципы и правила ведения мастерской.
2.4. Практическая значимость мастерской.
Глава 3. Применение технологии «Педагогическая мастерская (ателье)» на уроках биологии.
Заключение
Список литературы.

Файлы: 1 файл

ГНД_проект1.docx

— 69.09 Кб (Скачать файл)

Г) верно ли утверждение?

Д) заполните схему и т.д.

Личностные учебные действия  можно осуществлять на уроках и во внеурочной деятельности. Эта деятельность помогает воспитывать патриотов своей страны, людей сопереживающих и готовых прийти на помощь другим людям. Так, при изучении темы «Грибы» дети самостоятельно узнают, изучая источники, о создании антибиотиков и их применении в ВОВ. При изучении темы «Мхи» - о использовании сфагнума партизанами при лечении ран. На уроках биологии дети знакомятся с трудами великих ученых нашей страны: Н.И.Вавиловым, И.М.Сеченовым, И.П.Павловым, И.И.Мечниковым, С.Г.Навашиным и другими. Изучение первой доврачебной медицинской помощи готовит школьников прийти на помощь людям.

Чтобы ребенок развивался, необходимо организовать его деятельность. Именно собственное действие ребенка может стать основой формирования в будущем его способностей. Значит, образовательная задача состоит в организации условий, провоцирующих детское действие.

 

Заключение

 

Почему мастерские оказались нужны современному учителю?

1. Интерес к занятиям  возникает у всех, кто становится  участником мастерской.

2. Мастерские "запускают”  ассоциативное мышление. Это путь  для проявления собственных представлений, чувств и мыслей 

3. Являясь рефлексивной  технологией, мастерская на практике  вызывает, тренирует, развивает способность  к аналитической деятельности: к  анализу произведений и ситуаций  общения, к сопоставлению своих  и чужих мыслей, чувств, восприятия, отношения, интерпретации; к самоанализу  и самоконтролю.

4. Очевидно развивающее  воздействие мастерских. Эти занятия  поощряют аналитическую и творческую  деятельность, развивают доверительные  отношения в коллективе, уважительное  и радостное отношение к учителю  и к учению как к труду  и творчеству.

 Результатом работы в мастерской становится не только реальное знание или умение, важен сам процесс постижения истины и создание творческого продукта. При этом важнейшим качеством процесса оказывается сотрудничество и сотворчество - явления самоценные.

 

Список литературы.

  1. Безрукова В.С.  Всё о современном уроке в школе: проблемы и решения. Москва.: Сентябрь, 2004 год.
  2. Белова Н.И., Наумова Н.Н. Экология в мастерских. Метод.пособие. - СПб.: "Паритет", 2004. - 224с.
  3. Беспалько В. П. Слагаемые педагогической технологии. М., 1989.
  4. Биология. Разработки уроков с использованием новых педагогических технологий: 7 класс/ Ред.-сост.Н.И.Сонин. - М.: АРКТИ, 2003. -112с.
  5. Бондаревская Е. В. Ценностные основания личностно ориентированного воспитания // Педагогика. — 1995. — № 4. — С. 29—36.
  6. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика: Учеб. для вузов. - Сб.Питер, 2000.
  7. Бордовский Г. А., Извозчиков В. А. Новые технологии обучения: вопросы терминологии // Педагогик. — 1993. — № 5. — С. 12—15.
  8. Бочкарева А.Г. Формирование компетентностных умений и навыков.УГПИ, 2006.
  9. Выготский Л. С. Педагогическая психология. - М.: Педагогика, 1986. Педагогические мастерские «Франция - Россия» / Под ред. Э. С. Соколовой.- М.: Новая школа. 1997.
  10. Гессе Г. Избр. произведения.- М.: Панорама, 1995.
  11. Гузеев В.В. Основы образовательной технологии: дидактический инструментарий. М.: Сентябрь. 2006 год.
  12. Дьюи Дж. Психология и педагогика мышления.- М.: Лабиринт, 1999.
  13. Ерёмина Т. Я. Мастерские по литературе . 11 класс. Метод. пособие. – СПб.: «Паритет», 2004.
  14. Еремина Т.Я. Мастерские по литературе. Методическое пособие.- СПб.: «Паритет», 2004.
  15. И.А.Мухина, Т.Я.Еремина. Мастерские по литературе: интеграция инновационного и традиционного опыта: Книга для учителя.- СПБ. 2002.
  16. Коротаева Е.В. Обучающие технологии в познавательной деятельности школьников. М.:Сентябрь, 2003 год.
  17. Кудряшова В.В. Современные образовательные технологии. – Барнаул: АКИПКРО, 2001
  18. Л.В.Байбородова, В.В.Белкина Образовательные технологии: Учебно-методическое пособие. – Ярославль: изд-во ЯГПУ им. К.Д.Ушинского, 2005.
  19. Мухина И. А. " Что такое педагогическая мастерская."Мастерские по литературе: интеграция инновационного и традиционного опыта: Книга для учителя. СПБ, 2002
  20. Окунев А.А. «Урок? Мастерская? или …» Санкт –Петербург, 2001.
  21. Педагогические мастерские / Сост. Ф.Н.Салахова. - Казань.: ИПКРИО, 2003. - 128с.
  22. Педагогические мастерские: интеграция отечественного и зарубежного опыта /Сост. И.А.Мухина. - СПб., 1995.
  23. Педагогические мастерские: Теория и практика /Составители: Белова Н.И., Мухина И.А. СПб, ТВПинк, 1995 /
  24. Педагогические мастерские: Франция - Россия/ Сост. Э.С.Соколова, И.А.Мухина; Под редакцией Э.С.Соколова; Пер.с фр. Л.М.Беляевой. - М.: Новая школа, 1997. - 128с.
  25. Педагогическое ателье / Сост. И.Р.Павлова. - Казань ИО РТ, 2007. - 38с.
  26. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие. – М. Академия, 2003. – 272с.
  27. Попов А. Технология и творчество // Нар. образование. — 1995. — № 6. — С. 82—86.
  28. Санкт-Петербургский государственный университет педагогического мастерства. Педагогические мастерские: интеграция отечественного и зарубежного опыта. Выпуск 1 Санкт-Петербург, 1995.
  29. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. М., “Народное образование”, 1998.
  30. Сластенин В.А. Педагогика. – М., 1997.
  31. Смирнов С. Опыт возрождения классической гимназии: уроки и перспективы // Нар. образование — 1992. — № 1—2. С. 19—24.
  32. Степанова Г. В. Педагогические мастерские: Поиск, практика, творчества. СПб., 2000.
  33. Степашко Л.А. Продуктивное образование: от идеи к реализации. ДВГУ,2006.
  34. Уроки для взрослых: Пособие для тех, кто работает в системе образования взрослых / Под ред. О.В.Агаповой, С.Г. Вершловского. – СПб.: Тускарора, 2003. 78 с.
  35. Учебно-методические материалы к учебнику В.Б. Захарова, С.Г. Мамонтова, Н.И. Сонина Биология. Общие закономерности. 11 класс.
  36. Шамова Т.И., Давыденко Т.М. Управление образовательным процессом в адаптивной школе. М.: Центр «Педагогический поиск», 2001 год.

Итернет-ресурсы

  1. http://www.uchportal.ru
  2. http://www.lelien.org
  3. http:// festival.1september.ru
  4. http:// l-chigir.narod.ru
  5. http://net-edu.ru

 

Приложение 1.

Тема “Грибы”

 

Цель: Способствовать развитию умений учащихся обобщать полученные знания, проводить анализ, синтез, сравнения, делать необходимые выводы

Задачи:

 

1. Развивать мыслительные  операции анализа, сравнения, умения  делать выводы.

2. Создать условия для  формирования навыков работы  с лабораторным оборудованием, раздаточным  материалом, умения делать схемы, формировать информационные и  коммуникативные компетенции.

3.  Расширить их представления  об охраняемых, редких  видах грибов Республики Татарстан.

4. Способствовать воспитанию  бережного отношения к природе, эстетическому воспитанию школьников.

Вид урока

 

 По дидактическим целям  – обобщение изученного материала

 По форме – педагогическое  ателье

Ход урока

 • Индуктор

 • Работа с материалом

 • Афиширование

 • Разрыв

 • Работа с материалом

 • Афиширование

 • Разрыв

 • Работа с материалом

 • Афиширование

 • Разрыв

 • Рефлексия

     Средства обучения: компьютер, проектор, интерактивная доска, таблицы  по теме «Грибы», газеты, выпущенные самими учениками; корзинки, конверты с написанными приметами, фишки – грибочки; муляжи;  карта республики Татарстан.

 

Этап урока

Деятельность учителя и учащихся

время

1. Индуктор

Учитель задает проблемную ситуацию, требующую разрешения: Как найти в осеннем лесу пищу, не имея средств для охоты на животных?

5 мин.

2.Афиширование

Учащиеся делятся с классом своими мыслями

2 мин

3.Работа с материалом

Учитель предлагает детям составить правила поиска и сбора грибов.

5 мин

4.Афиширование

Листы бумаги с готовыми правилами вывешиваются на доске (выводятся на интерактивную доску),  сравниваются, дополняются.

2 мин.

5.Разрыв

Учитель предлагает сравнить выполненные перечни правил с готовым перечнем на  интерактивной доске. Полный перечень записывают  в тетрадь.

3 мин

6.Работа с материалом

Учитель предлагает собрать в корзинки съедобные грибы , выбирая правильные картинки из множества, причем надо собранные грибы правильно приготовить (засолить, сварить, пожарить или замариновать)

Учитель предлагает ученикам соотнести строение гриба и способы его приготовления.

Ученики должны рассказать о различиях пластинчатых и губчатых грибов

Грибы помогли нам выжить в лесу и не измучиться от голода. А что полезного в них для организма человека?

7 мин

7. Афиширование

Демонстрация перечней, сравнивание, дополнение

3 мин

8 Разрыв

Учитель предлагает незаконченные предложения, нужно вставить правильное слово-термин

1 мин

9. Работа с материалом

С помощью учебной литературы, записей в тетради, интернет-ресурсов учащиеся находят правильные термины и вписывают их

4 мин

10. Афиширование

Записи с вставленными терминами выводятся на интерактивную доску

1 мин

11. Разрыв

Демонстрируются грибы различных классов(в виде картинок, схем, муляжей и т.д.)

1 мин

12 Работа с материалом

Рассмотреть изображения различных классов грибов (хитридиомицеты, оомицеты, аскомицеты, дейтерамицеты, базидиомицеты). Выделить черты, по которым они классифицируются как единое Царство. Для поиска ответов может быть использован материал учебника, интернет-ресурсы, дополнительная литература. Продолжается работа  в группах. Итог: выписанные в схему или в упорядоченный перечень черты грибов

7 мин

13. Афиширование

Вывешиваются на доску (выводятся на интерактивную доску) варианты . Сравниваются с тем вариантом, который заранее подготовлен учителем.

Запись в тетради дополненного варианта.

1 мин

14.Рефлексия

Что знали мы раньше о грибах и что знаем теперь?

1 мин


 

Конспект

Индуктор:

Ребята, представьте себе, что мы с вами собрались 2 сентября в лес , на прогулку, на весь день. Приехали в лес, в прекрасное место, далеко от города и даже от любого селения (у нас даже сотовые не ловят сеть!) расположились, оставили дежурного, а сами пошли гулять по лесу. Возвращаемся, а в лагере нашем беда: дежурный на дереве сидит, все припасы разбросаны и съедены, все вещи перевернуты… Оказалось, пока нас не было, наведался к нам медведь, оставил нас без еды. Что же нам делать? Автобус приедет за нами только поздно вечером, а мы проголодались , гуляя.. Какой выход нам найти?

Афиширование:

Учащиеся высказывают различные предложения, совместно приходят к выводу, что наиболее просто и возможно заняться поиском грибов.

Работа с материалом:

Мысль о сборе грибов, конечно, хорошая, но как их собирать? Давайте так: каждая группа составит правила сбора грибов, а потом мы вместе сравним, что получится, и составим «Памятку грибника»

Афиширование

Дети по группам на отдельных листах записывают свои версии «Правил грибника». По окончании работы вывешиваются на доску и сравниваются.

Разрыв

На интерактивную доску выводится следующий перечень:

Правила сбора грибов:

  1. Надо собирать только те грибы, которые вы знаете.
  2. Собирать грибы лучше всего с восходом солнца, по росе или в дождь.
  3. Собирать грибы следует в корзину из прутьев, а не в полиэтиленовый пакет, где в жаркий день могут испортиться до вашего возвращения домой.
  4. Если задумался: «Брать или не брать?»- лучше не бери.
  5. Грибы можно смело собирать в тех лесах и лугах, которые расположены вдали от автомобильных дорог и районов с промышленной загрязнённостью.
  6. Нельзя откладывать приготовление грибов! Через сутки даже в молодых съедобных грибах образуется много вредных веществ
  7. Чем медленнее идешь по лесу, тем быстрей и больше наберёшь грибы.
  8. Детям до пяти лет грибы есть нельзя. Грибы тяжелая пища, ведь их хитиновая оболочка очень плохо усваивается организмом.
  9. Нашел гриб, лучше подрежь ножом. Нельзя расшвыривать лесную подстилку – ты разрушишь грибницу и в следующий раз грибов на этом месте не найдёшь.

 

Учащиеся в тетрадях записывают свод правил, получившийся в ходе работы.

 

Работа с материалом

На доску выводятся изображения лесных грибов. Учащиеся распределяют их: в корзинки «кладут» съедобные», а несъедобные оставляют «расти» дальше.

 «Собранные» съедобные сортируют по видам готовки (на жарение, варение, маринование и засолку.

Афиширование

Команды показывают, какие грибы они «собрали» и как их «приготовили»

Грибы помогли нам выжить в лесу и не измучиться от голода. А что полезного в них для организма человека?

Пример собранной детьми информации о пользе грибов:

Белки. Грибы источник белков, недаром их называют «лесным мясом» . Состав белков в грибах колеблется в зависимости от вида грибов, а также частей плодового тела. У молодых грибов наиболее богат белками трубчатый спороносный слой шляпки, поэтому у молодых очищенных грибов нижний слой шляпки следует обязательно употреблять в пищу. Его удаляют только у старых и червивых грибов. Меньше всего белков содержится в ножке гриба. Усвоение белков зависит и от обработки грибов. Хорошо усваиваются организмом измельченные грибы, еще лучше — грибной порошок, приготовленный из сухих грибов. В нем содержится почти вдвое больше белка, чем в свежем мясе. Если обычно белки грибов усваиваются в размере 70 процентов, то усвояемость грибного порошка достигает 88 %.

Жиры. Жиров в грибах содержится очень мало, к тому же они тяжело усваиваются организмом. При приготовлении многих грибных блюд к ним добавляют различные жиры. Это повышает калорийность пищи и улучшает ее вкус. Наиболее пригодны молочные жиры — сметана, масло.

Углеводы. По количеству и составу углеводов грибы приближаются к овощам; однако многие углеводы, содержащиеся в грибах, не встречаются в других пищевых продуктах. Кроме того, грибы содержат животный крахмал, или гликоген, а также инсулин, декстрин и др. Большая часть клетчатки и других углеводов в процессе приготовления пищи и особенно при тепловой обработке грибов разрушается и превращается в простейшие, легко усваиваемые организмом соединения.

Минеральные вещества. Содержание минеральных веществ в грибах приблизительно такое же, как и в других природных продуктах, однако их состав, вследствие перевеса оснований в нашем питании, весьма благоприятен. Особенно много в грибах калия, фосфора и железа, столь ценных и необходимых для организма человека, но часто отсутствующих в других продуктах питания.

 Кальция грибы содержат  мало, его лучшим источником являются  молоко, творог и сыр, поэтому  эти продукты желательно добавлять  и к грибным блюдам. Грибы же  ценны своими микроэлементами — медью, йодом, магнием, цинком и мышьяком, которые очень важны при обмене веществ в клетках человеческого организма.

Витамины. В грибах обнаружено больше всего витаминов группы В, особенно витаминов В1, В2 и РР. Эти витамины содержатся в грибах в относительно большем количестве, чем во всех других продуктах питания, более богаты ими только печень и дрожжи. Количество витамина В в грибах также весьма значительно. Витамин С имеется во многих грибах, однако они содержат его в очень небольшом количестве — 1—5%. Суточная потребность человека в витамине С равняется 50—100 мг. Так же мало грибы содержат и витамина А. Он имеется лишь в некоторых грибах, причем в основном в виде каротина в стадии полувитамина, который лишь после усвоения его организмом превращается в активный витамин А.

 При хранении содержание  витаминов в грибах несколько  понижается, однако в правильно  заготовленных грибах оно остается  относительно высоким.

Работа с материалом

  1. Ваша задача – вместо точек написать нужные слова и прочитать предложения.

Наличие……..(хитина)  в клеточных стенках

Запас углеводов в форме……….(гликогена)

Тип питания…….(гетеротрофный)

Рост ………(неограниченный)

Наличие среди продуктов обмена…….(мочевины)

Пищу не заглатывают, а ………(всасывают)

  1. Дописать правильные из предложенных вариантов

Грибы - это

1) гетеротрофы 

2) автотрофы 

3) автогетеротрофы

К запасным питательным веществам у грибов относят

1) гликоген 

2) белки 

3) жиры 

4) крахмал 

 Оболочка растительной клетки, в отличие от клетки грибов, состоит из

1) клетчатки 

2) хитиниподобного вещества

3) сократительных белков 

4) липидов 

Наука, которая занимается изучением грибов – это…

1) микология 

2) микробиология 

3) биология 

4) систематика 

Какие грибы размножаются почкованием

1) мукор

2) пеницилл

3) дрожжи 

4) шампиньоны 

Чем отличается спора гриба от споры бактерии

1) выполняет функцию размножения 

2) представлена только одной клеткой

3) содержит большой запас  питательных веществ 

4) служит приспособлением  к неблагоприятным условиям 

Информация о работе «Педагогическая мастерская (ателье)» в системе современных образовательных технологий и ее применение на уроках биологии