«Педагогическая мастерская (ателье)» в системе современных образовательных технологий и ее применение на уроках биологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2015 в 21:41, творческая работа

Описание работы

Цель данной работы – определение места методики «Педагогическая мастерская (ателье)» в системе современных образовательных технологий и рассмотрение особенностей ее применения на уроках биологии.
В новых образовательных стандартах делается акцент на необходимость постоянного поиска внутреннего потенциала личности, заданного природой и на стимулировании ее внутренних усилий в процессе обучения, воспитания и саморазвития.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Современные педагогические технологии.
Обусловленность необходимости современных педагогических технологий.
1.2. Образовательные технологии и их основные особенности.
1.2.3.Традиционные технологии
1.2.4.Игровые технологии.
1.2.5.Метод проектов
1.2.6. Метод обучения в сотрудничестве
1.2.7. Дифференцированный подход в обучении
1.2.8. Тестовые технологии
1.2.9 Информационные технологии

Глава 2. Педагогическая мастерская (ателье)
2.1. Отличительные черты мастерской от других образовательных технологий.
2.2. История возникновения
2.3. Принципы и правила ведения мастерской.
2.4. Практическая значимость мастерской.
Глава 3. Применение технологии «Педагогическая мастерская (ателье)» на уроках биологии.
Заключение
Список литературы.

Файлы: 1 файл

ГНД_проект1.docx

— 69.09 Кб (Скачать файл)

«Педагогическая мастерская (ателье)» в системе современных образовательных технологий и ее применение на уроках биологии.

 

Содержание

Введение

Глава 1. Современные педагогические технологии.

    1. Обусловленность необходимости современных педагогических технологий.

1.2. Образовательные технологии  и их основные особенности.

1.2.3.Традиционные технологии

1.2.4.Игровые технологии.

1.2.5.Метод проектов

1.2.6. Метод обучения в сотрудничестве

1.2.7. Дифференцированный подход в обучении

1.2.8. Тестовые технологии

1.2.9 Информационные технологии

 

Глава 2. Педагогическая мастерская (ателье)

2.1. Отличительные черты  мастерской от других образовательных  технологий.

2.2. История возникновения

2.3. Принципы и правила ведения мастерской.

2.4. Практическая значимость мастерской.

Глава 3. Применение технологии «Педагогическая мастерская (ателье)» на уроках биологии.

Заключение

Список литературы.

Приложение 1 Разработка плана-конспекта урока биологии в 7 классе по теме «Грибы» (учебник Захаров В.Б., Сонин Н.И. Биология. Многообразие живых организмов).

 

Введение

В настоящее время в условиях современной школы методика обучения переживает сложный период, связанный с изменением целей образования, разработкой Федерального государственного образовательного стандарта нового поколения, построенного на компетентностном подходе. Трудности возникают и в связи с тем, что в базисном учебном плане сокращается количество часов на изучение отдельных предметов, в том числе и дисциплин естественнонаучного цикла. Все эти обстоятельства требуют новых педагогических исследований в области методики преподавания предметов, поиска инновационных средств, форм и методов обучения и воспитания, связанных с разработкой и внедрением в образовательный процесс современных образовательных и информационных технологий.

Цель данной работы – определение места методики «Педагогическая мастерская (ателье)» в системе современных образовательных технологий и рассмотрение особенностей ее применения на уроках биологии.

В новых образовательных стандартах делается акцент на необходимость постоянного поиска внутреннего потенциала личности, заданного природой и на стимулировании ее внутренних усилий в процессе обучения, воспитания и саморазвития.

Особенно востребованной становится гуманистическая направленность деятельности педагога, способного не только принять, понять воспитанника, но и помочь стать личностью, субъектом своей жизнедеятельности, а не только объектом воздействий, в том числе и педагогических. Гуманистическое воспитание имеет своей целью гармоническое развитие личности воспитуемого и предполагает гуманный характер взаимоотношений «учитель-ученик» как участников, субъектов педагогического процесса. Данные задачи требуют поиска новых педагогических технологий и форм обучения. Необходимость применения гуманистических технологий на уроках естественно-научного цикла обусловливает актуальность данной работы.

Практическая значимость работы состоит в том, что, имея упорядоченную систему знаний о современных педагогических технологиях, соотнеся их между собой и выделив конкретные особенности методики «Педагогическая мастерская (ателье)», учитель-практик использует полученные знания в процессе построения урока в средней общеобразовательной школе.

 

 

 

Глава 1. Современные педагогические технологии

    1. Обусловленность необходимости современных педагогических технологий.

Концепция модернизации российского образования определяет приоритетные цели и задачи, решение которых требует высокого уровня качества образования. Сегодня общество заинтересовано в выпускниках с развитыми познавательными потребностями, нацеленных на саморазвитие и самореализацию, умеющих оперировать полученными знаниями, ориентироваться в современном информационном пространстве, продуктивно работать, эффективно сотрудничать, адекватно оценивать себя и свои достижения. В меняющемся мире система образования должна формировать такое качество, как профессиональный универсализм – способность менять сферы и способы деятельности.

        В  настоящее время общество уже  изменило свои приоритеты, возникло  понятие постиндустриального общества (общества информационного). Оно в большей степени заинтересовано в том, чтобы его граждане были способны самостоятельно, активно действовать, принимать решения, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни.

        Современное  информационное общество ставит  перед всеми типами учебных  заведений и, прежде всего, перед  школой задачу подготовки выпускников, способных:

- ориентироваться в меняющихся  жизненных ситуациях, самостоятельно  приобретая необходимые знания, применяя их на практике для  решения разнообразных возникающих  проблем;

- самостоятельно критически  мыслить, видеть возникающие проблемы  и искать пути рационального  их решения, используя современные  технологии; чётко осознавать, где  и каким образом приобретаемые  ими знания могут быть применены; быть способными генерировать  новые идеи, творчески мыслить;

- грамотно работать с  информацией (собирать необходимые  для решения определённой проблемы  факты, анализировать их, делать  необходимые обобщения и  аргументированные  выводы, применять полученный опыт  для выявления и решения новых  проблем);

- быть коммуникабельными, контактными в различных социальных  группах, уметь работать сообща  в различных областях, в различных  ситуациях, предотвращая или умело  выходя из любых конфликтных  ситуаций;

- самостоятельно работать  над развитием интеллекта, культурного  уровня.

        Основополагающие  государственные документы, касающиеся  школы «Концепция общего среднего  образования», Закон Российской  Федерации «Об образовании» ключевой  в идеологии новой школы называют  идею развития, выделяя три важных  постулата:

- школа является важнейшим  фактором развития личности;

- школа должна превратиться  в действенный перспективный  фактор развития российского  общества;

- систему образования  и школу необходимо постоянно  развивать.

        Развитие  школы может осуществляться посредством  инноваций. Под инновационной деятельностью  понимается деятельность по разработке, поиску, освоению и использованию  новшеств, осуществлению нововведений.

        Из  всего многообразия инновационных  направлений в развитии современной  дидактики выделяются педагогические  технологии (образовательные технологии). Это обусловлено тем, что:

- в условиях существующей  классно-урочной системы занятий  они наиболее легко вписываются  в учебный процесс, не затрагивают  содержание обучения, которое определено  стандартами образования и не  подлежат,   каким бы то ни  было серьёзным коррективам;

- образовательные технологии  позволяют, интегрируясь в реальный образовательный процесс, достигать программой и стандартом образования целей по конкретному учебному предмету;

- образовательные технологии  обеспечивают внедрение основных  направлений педагогической стратегии - гуманизации образования и личностно-ориентированного подхода;

- они обеспечивают интеллектуальное  развитие детей, их самостоятельность;

- обеспечивают доброжелательность  по отношению к учителю и  друг к другу;

- отличительной чертой  большинства технологий является  особое внимание к индивидуальности  человека, его личности; четкая ориентация  на развитие творческой деятельности.

        В  создавшихся условиях естественным  стало появление разнообразных личностно-ориентированных технологий. Поэтому среди приоритетных технологий выделяют:

- традиционные технологии;

- игровые технологии;

- метод проектов;

- обучение в сотрудничестве;

- дифференцированный подход  в обучении;

- тестовые технологии;

- информационные технологии.

 

1.2. Образовательные технологии  и их основные особенности.

1.2.3.Традиционные технологии

        Традиционные  технологии- технологии, построенные  на объяснительно-иллюстративном  способе обучения. При использовании  данной технологии учитель основное  внимание в своей работе отводит  изложению готового учебного  материала. При этом преподнесение  информации учащимся практически  всегда происходит в форме  монолога учителя. В связи с  этим в учебном процессе возникает  много проблем. Главными из них  являются низкий уровень навыков  общения, невозможность получить  развёрнутый ответ ученика с  его собственной оценкой рассматриваемого  вопроса, недостаточное включение слушающих ответ школьников в общее обсуждение. Корень этих проблем лежит не в настрое детей, не в их «пассивности», а в процедуре, которую задаёт применяемая технология.

        Традиционные  педагогические технологии имеют  и свои положительные стороны. Например, чёткая организация учебного  процесса, системность в обучении, воздействие личности учителя  на учащихся в процессе общения  на уроке. Огромное значение имеют  также широко применяемые наглядные  пособия, таблицы, технические средства  обучения.

1.2.4.Игровые технологии.

         Игра является  самым древним  приёмом обучения. Игровые формы  обучения на уроке - эффективная  организация взаимодействия педагога и учащихся, продуктивная форма их обучения с элементами соревнования, неподдельного интереса. Игра-творчество, игра-труд. В процессе игры у учащихся вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям.

        Увлёкшись, учащиеся не замечают, что они  учатся: познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, развивают навыки, фантазию. Даже  самые пассивные из учеников  включаются в игру с огромным  желанием.

        Включение  в урок дидактических игр и  игровых моментов делает процесс  обучения интересным и занимательным, создаёт у учащихся бодрое  рабочее настроение. Предотвращает  преодоление трудностей в усвоении  учебного материала.

        Реализация  игровых приёмов и ситуаций  происходит по следующим направлениям:

-дидактическая цель ставится  перед учащимися в форме игровой  задачи;

- учебная деятельность  учащихся подчиняется правилам  игры;

- учебный материал используется  в качестве средства игры;

-в учебную деятельность  вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую  задачу в игровую;

- успешность выполнения  дидактического задания связывается  с игровым результатом.

1.2.5.Метод проектов

        Метод  проектов не является принципиально  новым в мировой педагогике. Он  возник в самом начале ХХ  века. Но суть его остаётся  прежней - стимулировать интерес  ребят к определённым проблемам, развитие критического мышления.

Это комплексный метод обучения, позволяющий строить учебный процесс исходя из интересов учащихся, дающий возможность учащемуся проявить самостоятельность в планировании, организации и контроле своей учебно-познавательной деятельности, результаты которой должны быть «осязаемыми». Метод проектов всегда ориентирован  на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определённого отрезка времени. Этот метод органично сочетается с методом обучения в сотрудничестве, проблемным и исследовательским методом обучения.

1.2.6. Метод обучения в сотрудничестве

        Метод  обучения в сотрудничестве - метод, основанный на коллективном способе  обучения. Обучение осуществляется  путём общения в динамических  или статических парах, динамических  или вариационных группах, когда  каждый учит каждого. При этом  особое внимание обращается на  варианты организации рабочих  мест учащихся и используемые  при этом средства обучения. Преимущества  такой технологии заключаются  в следующем:

-развиваются навыки мыслительной  деятельности, включается работа  памяти;

-каждый ученик имеет  возможность работать в индивидуальном  темпе;

-совершенствуются навыки  логического мышления, последовательного  изложения материала;

-актуализируются полученные  опыт и знания;

-повышается ответственность  за результат коллективной работы.

1.2.7. Дифференцированный подход в обучении

Дифференцированный подход в обучении как нельзя лучше способствует осуществлению личностного развития учащихся и подтверждает сущность и цели общего среднего образования.

        Основная  задача дифференцированной организации  учебной деятельности заключается  в раскрытии индивидуальности, в  помощи её развития, проявления  и обретения избирательности  и устойчивости к социальным  воздействиям. Дифференцированное  обучение сводится к выявлению  и максимальному развитию способностей  каждого ученика. Существенно то, что применение дифференцированного  подхода на различных этапах  учебного процесса в конечном  итоге направлено на овладение  всеми учащимися определённым  программным минимумом знаний, умений  и навыков.

Информация о работе «Педагогическая мастерская (ателье)» в системе современных образовательных технологий и ее применение на уроках биологии