«Педагогическая мастерская (ателье)» в системе современных образовательных технологий и ее применение на уроках биологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2015 в 21:41, творческая работа

Описание работы

Цель данной работы – определение места методики «Педагогическая мастерская (ателье)» в системе современных образовательных технологий и рассмотрение особенностей ее применения на уроках биологии.
В новых образовательных стандартах делается акцент на необходимость постоянного поиска внутреннего потенциала личности, заданного природой и на стимулировании ее внутренних усилий в процессе обучения, воспитания и саморазвития.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Современные педагогические технологии.
Обусловленность необходимости современных педагогических технологий.
1.2. Образовательные технологии и их основные особенности.
1.2.3.Традиционные технологии
1.2.4.Игровые технологии.
1.2.5.Метод проектов
1.2.6. Метод обучения в сотрудничестве
1.2.7. Дифференцированный подход в обучении
1.2.8. Тестовые технологии
1.2.9 Информационные технологии

Глава 2. Педагогическая мастерская (ателье)
2.1. Отличительные черты мастерской от других образовательных технологий.
2.2. История возникновения
2.3. Принципы и правила ведения мастерской.
2.4. Практическая значимость мастерской.
Глава 3. Применение технологии «Педагогическая мастерская (ателье)» на уроках биологии.
Заключение
Список литературы.

Файлы: 1 файл

ГНД_проект1.docx

— 69.09 Кб (Скачать файл)

 

2.3. Принципы и правила ведения мастерской.

 Ценностно-смысловое  равенство всех участников, включая  мастера - руководителя мастерской.

 Право каждого на  ошибку: самостоятельное преодоление  ошибки путь к истине.

 Безоценочная деятельность, отсутствие критических замечаний в адрес любого участника мастерской создают условия эмоционального комфорта и творческой раскованности, реализуя принципы «педагогики успеха». Оценка заменяется самооценкой и самокоррекцией.

 Предоставление свободы  в рамках принятых правил реализуется,

 во-первых, в праве  выбора на разных этапах мастерской (обеспечивается руководителем);

во-вторых, в праве не участвовать на этапе «предъявления продукта»;

в-третьих, - в праве действовать по своему усмотрению, без дополнительных разъяснений руководителя.

 Значительный элемент  неопределенности, неясности, даже  загадочности в заданиях. Неопределенность  рождает, с одной стороны, интерес, а с другой -психологический дискомфорт, желание выйти из него и таким образом стимулирует творческий процесс. Так же, как право выбора, обеспечивает ощущение внутренней свободы.

 Диалог как главный  принцип взаимодействия, сотрудничества, сотворчества.

 диалоги участников  мастерской 

 диалоги отдельных  групп 

 диалог с самим собой 

 диалог с научным  или художественным авторитетом.

 Организация и перестройка  реального пространства, в котором  происходит мастерская, в зависимости  от задачи каждого этапа. Это  может быть круг всех участников, отдельные места для индивидуальной  работы, возможность быстрого представления  творческого «продукта» каждого  или целой группы, пространство  для импровизаций, пантомим и  т.д. Содействует появлению чувства  свободы.

 Решительное ограничение  участия, практической деятельности  мастера, руководителя как авторитета  на всех этапах мастерской. Задача  его состоит, скорее, в некоторой  фиксации достигнутого участниками. Мастер не ставит вопросов  и не отвечает на них. В ряде  случаев он может включиться  в работу «на равных» с учащимися. Каждая мастерская для руководителя - поле диагностики, на основе  которой создается новая мастерская  или включаются другие необходимые  формы работы.

 Разрыв - психологическое  состояние участника мастерской, при котором ему внезапно открывается  новое видение предмета, закона, явления, образа, отношения. Путем «озарения»  он приходит к качественно  новому повороту истины. Если  на обычном уроке ученик приводится  учителем к новому логично, постепенно, многоступенчато и доказательно, то в мастерской самостоятельный вывод, обобщение, закономерность или новый образ появляются чаще всего как прозрение. Происходит разрыв между старым и новым знанием.

 В ходе мастерской  происходит постоянное чередование  бессознательной деятельности и  ее последующего осознания, что  позволяет достигнуть максимального  приближение к реальному опыту  истинно научного или художественного  постижения мира, потому что каждый  ее участник движется в свободной  деятельности от осознания личного  опыта к опыту национальной  и общечеловеческой культуры 

 

2.4. Практическая значимость

 При традиционном способе  обучения, осуществляемом с помощью конкретно-практических задач, от ученика требуется воспроизведение готового образца, предложенного педагогом. В педагогических мастерских не педагог нашёл и указывает путь к познанию истины, а дети самостоятельно ищут и идут по этому пути.

Что постоянно в мастерских

 Доброжелательные отношения, позволяющие вести диалог, в том  числе в системе учитель–ученик.

 Эмоциональные и эстетические  переживания в процессе работы, при взаимодействии с товарищами, с разными мнениями и реакцией  на происходящее.

 Воспитательная составляющая  занятия — связанная и не  связанная с содержанием учебного  материала (результат общения).

 Свобода выбора —  в рамках заявленных правил  — поведения, ассоциаций, собеседников, тем.

 Неочевидность результатов, их непредопределённость, а иногда и непредсказуемость.

 Психологическая насыщенность  каждого из этапов мастерской, повышенная готовность ведущего  к психологическому анализу, выводам  и принятию немедленных решений.

 Постоянное побуждение  к деятельности извне и внутри  ученика.

 Постоянная смена типов деятельности: от индукции к дедукции, от личных — к чужим наблюдениям, гипотезам и знаниям, от фрагмента — к целому.

 Тенденция к интегрированной  деятельности и интегрированному  знанию. Почти всегда подключаются  философские, этические, культурологические, психологические проблемы и знания  из разных наук и из жизни. Мастерская сама (законами построения) приводит к широкому полю познавательной  деятельности, потому что не ограничивает, а подталкивает воображение, ассоциации, память, творчество.

 В результате такой  работы у ребёнка развиваются  следующие навыки:

 Навыки самоуправления: управление временем, правила поведения, информированные решения.

 Навыки общения: восприятие  на слух, развивается речь, невербальное  общение.

 Навыки исследования: наблюдение, планирование, запись данных, сбор и интерпретация данных, предоставление результатов обнаруженного.

 Социальные навыки: уважение  к другим людям, избежание конфликтов, принятие группового решения.

 Навыки мышления: получение знаний, понимание, применение на практике, анализ, синтез, оценивание, диалектическая мысль.

 

 

Глава 3. Применение технологии «Педагогическая мастерская (ателье)» на уроках биологии.

 

Педагогическая мастерская отражает умение педагога проектировать успешную деятельность обучающихся, создаёт условия для роста педагогического мастерства на основе рефлексии собственного педагогического опыта. Педагогическая технология есть продуманная во всех деталях модель совместной деятельности учителя и ученика по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий и предполагающая реализацию идеи полной управляемости образовательным процессом через классно-урочную систему.

Мастерская является основным элементом полицентрической образовательной технологии и, что очень важно, позволяет обучающемуся не только познать науки, но и осознать сам способ, путь рождения знания. Она формирует настрой на процесс познания, на изменение, совершенствование личности, как учащегося, так и педагога, погружает обучающегося как бы вовнутрь познаваемого объекта, способствуя полноте восприятия реальности и своего места в этой реальности. На решение этого направлена полицентрическая образовательная технология мастерских, содержание и структура которой ориентированы на каждого ученика. Погружение ученика в ходе мастерской в себя, обнаружение многочисленных связей формируют у него иной, чем на традиционном занятии, стиль мышления, создают почву для профессионального и личностного развития обучающихся.

Мастерская — это нестандартная форма организации занятий, инновационная технология обучения, которая помогает создать на занятиях творческую атмосферу, психологический комфорт, способствует профессиональному и личностному росту преподавателя и обучающихся, развитию их познавательных, творческих и коммуникативных способностей, познавательного интереса, мотивации учебно-познавательной, исследовательской деятельности, позволяет осуществить и эмоционально прочувствовать процесс совместного творчества (сотворчества), поиска знания.

По мнению Степановой Г.В.,самое сложное – логически выстроить мастерскую, найти содержание, организовать творческий процесс, держать этапы во временных рамках. В конечном итоге получить творческий продукт, но главное – уяснение закономерностей его создания.

Творческая деятельность организуется по правилам:

- диалог в сотворчестве,

- свобода выбора, действий,

- равенство всех участников,

- «благоустройство» пространства,

- отсутствие оценки,

- право на ошибку.

В мастерской человек ощущает подъём духовных сил, творческое волнение, даже вдохновение.

Вдохновение – это повышенная активность человека, отмечается необычайная продуктивность его одержимости и эмоционального погружения в работу.

В большинстве мастерских развивается направленность на поиск смысла жизни (главную ценность).

Для достижения высокой результативности проведения мастерских необходимо подготовить учащихся к такому виду деятельности. Использование различных активных форм работы на обычных традиционных уроках или введение отдельных методических приёмов, составляющих мастерскую, готовит учащихся к новой форме сотрудничества педагога и школьника. Исследовательские, проблемные уроки, уроки, проводимые по методике коллективного способа обучения – это те формы организации деятельности учащихся на уроках биологии, которые способствуют подготовке школьников к работе в мастерской. Постепенно отработка навыков рассуждать, сравнивать, выдвигать гипотезу, ставить проблему и решать её самостоятельно повышает продуктивность любого урока. Все эти навыки в полной мере отрабатываются в ходе мастерской. Принципы проведения мастерской гарантируют нравственно-валеологическую охрану каждого участника. В этом реализуется принцип деятельности педагога: «не навреди!».

Если закрадывается «ошибка» в ходе мастерской, то создаётся повод для организации новой мастерской: самостоятельное преодоление ошибки – путь к истине. Но мы не всегда располагаем временем для проведения дополнительных уроков, следуя программе и ограничению часов на ту или иную тему, кроме того, на мастерской отсутствует оценка учащихся, она заменяется самооценкой и самокоррекцией, но учитель должен выставить оценки за четверть, за год. Именно поэтому мастерская остаётся формой обучения. Строить все уроки биологии по технологии мастерских не представляется возможным. Сопоставить личный опыт с достижениями культуры учащиеся могут в ходе подготовки сообщений для обобщающих уроков, проконтролировать свои  знания могут при выполнении контрольных работ или зачётных заданий.

Мастерская как форма работы сохраняет целостность системы обучения биологии, а ощущение свободы, творчества и полноценной жизни, которое переживают и запоминают её участники, исключает сухой академизм и становится частью культуры человека.

Разработка авторских мастерских построения знаний в курсе биологии, направленных на развитие творческих способностей учащихся, непростая работа. Трудоёмкость заключается в проведении большого подготовительного этапа в составлении мастерской и отборе материала для её проведения, в изготовлении информационных карточек, в подборе вопросов и заданий, соотносящихся с чувствами,  мыслями,  эмоциями, которые они могут вызвать у детей, однако использование мастерских построения знаний позволяет в сочетании с традиционными уроками повысить эффективность учебно-познавательного процесса.

 

Формы применения УУД на уроках биологии:

 

Работа с текстом учебника

А) выделение существенного, главного (например, значение бактерий)

Б) смысловая группировка (например, сгруппировать кости скелета по отделам)

В) составление планов ( 10 класс «Характеристика ДНК»)

Тезисов ( 11 класс «Признаки человеческих расс»)

Конспекта ( 7 класс тема «Органы выделения»)

Г) Составление схем ( 8 класс «Схема рефлекторной дуги»)

Графиков ( 10 класс «Кривая модификационной изменчивости»)

Д) формулировка выводов (при выполнении лабораторных работ)

Е) Чтение–поиск (ответить на вопросы в конце параграфа)

Ж) Составление вопросов (8 класс «Характеристика безусловных и условных рефлексов»)

З) Описание биологических объектов (амеба )

 

Работа учащихся в группах:

А) решение биологических, экологических задач (причины экологических катастроф в разных регионах Земли)

Б) выполнение лабораторных и практических работ

В) сравнение биологических объектов (естественный биогеоценоз и агроэкосистема)

Г) описание особей по морфологическому критерию (предки человека)

Д) веселая эстафета (6 класс «Органы цветкового растения»)

 

Работа с тестами  помогают осуществлять познавательную учебную деятельность

А) билогический диктант

Б) Выбрать один или несколько правильных ответов

В) задание на соответствие

Г) задание на последовательность биологических явлений, структур

 

Специальные рабочие тетради. Дают большие возможности для самостоятельных работ, получения новых знаний.

 

Задания в тетради:

А) вставьте пропущенное слово

Б) дайте определение

В) работа с рисунками

Информация о работе «Педагогическая мастерская (ателье)» в системе современных образовательных технологий и ее применение на уроках биологии