Комплексное муниципальное планирование социально-экономического развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2011 в 09:15, реферат

Описание работы

Целью данной работы является рассмотрение использования элементов стратегического управления в рамках комплексной программы развития муниципального образования.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
-рассмотреть элементы стратегического управления в рамках комплексной программы развития;
-охарактеризовать планирование в муниципальном управлении в рамках комплексной программы развития муниципального образования.

Содержание работы

Введение……………………………………………...……………………………3
1.Комплексное муниципальное планирование социально-экономического
развития…………..………………………………………………………………..5
Заключение……………………………………………………………………….19
Список литературы………………………………………………………………21

Файлы: 1 файл

гр.doc

— 92.00 Кб (Скачать файл)

      Стратегическое  планирование развития муниципальных  района, городского округа – процесс самостоятельного определения городским, районным сообществом стратегических приоритетов, основных стратегических целей и направлений развития муниципального образования на основе согласованных действий власти, хозяйствующих субъектов и населения.

      Прогноз научно обоснованная гипотеза о вероятном будущем состоянии системы (муниципального района, городского округа) или ее составных частей (поселение, административный район), выраженная в виде экономических и иных понятий, индикаторов и систем показателей.

      Целевая программа муниципального образования  – плановый документ, разрабатываемый  органами власти, района, города, поселения  для достижения конкретных целей  и задач в области социального  и экономического развития территории как в рамках реализации стратегии развития района, города, поселения, так и в рамках реализации федеральных целевых программ и целевых программ субъекта Российской Федерации.

      Паспорт муниципального образования – документ, сформированный в виде систем показателей  и индикаторов, характеризующих состояние экономики, экологии и социальной сферы муниципального образования.

      Инвестиционный  паспорт муниципального района, городского округа, поселения экономический документ, состоящий, как правило, из двух разделов. Первый раздел содержит детальный анализ финансового, экономического, рекреационного, трудового, интеллектуального, сырьевого и природного потенциалов сельского района, города с точки зрения высокой инвестиционной привлекательности и низких инвестиционных рисков капиталовложений в территорию. Второй раздел содержит описание инвестиционных проектов, предлагаемых территорией для собственных и внешних инвесторов [1, c. 25].

      План  социально-экономического развития муниципального района, городского округа, городского, сельского поселения плановый документ, определяющий индикаторы развития конкретных видов экономической деятельности и социальной жизни муниципального образования по планируемым этапам, описывающий механизмы реализации каждого из плановых этапов, их конкретных участников и необходимые для достижения запланированных целей и задач ресурсы.

      Различают три вида подобных планов, являющихся взаимосвязанными разделами комплексных  программ социально-экономического развития муниципальных образований:

      – краткосрочный (текущий, годовой) план, совпадающий по срокам с бюджетным годом;

      – среднесрочный план – на 5 лет;

      – долгосрочный план – на 10 лет.

      Стратегический  план социально-экономического развития муниципального района, городского округа – краткий планово-прогнозный документ, включающий в себя:

      –стратегические цели и задачи по обеспечению конкурентоспособности  муниципального образования в основных областях и сферах экономической  и социальной жизни на прогнозируемый период;

      –соглашения, формализующие общественное согласие и стратегическое партнерство гражданского сообщества, бизнеса и власти в части реализации приоритетных функций муниципального образования на весь плановый период независимо от процессов ротации во властных структурах муниципального образования;

      – систему мер, проектов, выполнение которых должно обеспечить создание благоприятных условий для реализации приоритетных функций муниципального образования;

      – сценарии развития инвестиционных и  инновационных проектов, этапы реализации проектов и ресурсы, необходимые  для достижения сформулированных в концепции стратегических целей и задач [6, c. 97].

      Комплексная программа социально-экономического развития муниципального образования (КП СЭР МО) документ, включающий в себя концепцию, стратегический (при необходимости), долгосрочный, среднесрочный и годовой планы социально-экономического развития муниципального образования, план основных шагов по реализации плановых решений и алгоритм актуализации планов.

      Иными словами, это прогнозно-плановый документ, формулирующий и увязывающий по срокам, финансовым, трудовым, материальным и иным ресурсам реализацию стратегических приоритетов муниципального образования, а также текущую деятельность его экономического и социального секторов, обеспечивающую сбалансированное, устойчивое развитие муниципального района, городского округа, городского и сельского поселения.

      Исходя  из выше изложенного, можно сделать  вывод, что:

      а) концепция развития муниципального образования должна носить комплексный характер и включать в себя в качестве составных частей как основные стратегические приоритеты, обеспечивающие конкурентоспособность муниципальных образований в выбранных секторах рынка на долговременную основу, так и пути развития прочих областей и сфер экономической и социальной жизни муниципального образования;

      б) стратегический план развития муниципального образования должен носить характер краткого документа, содержащего план основных шагов органов власти, бизнес – сообщества и гражданского сообщества по достижению намеченных в концепции стратегических целей и задач. Он может быть как отдельным разделом комплексной программы социально-экономического развития муниципального образования, так и заключительным разделом концепции;

      в) комплексная программа социально-экономического развития должна носить развернутый характер, интегрирующий в качестве составных частей:

      – перечень стратегических приоритетов, стратегических и иных целей и  задач, реализация которых обеспечивает устойчивое развитие муниципального образования;

      – план основных согласованных шагов  реализации стратегических приоритетов и текущих задач жизнеобеспечения муниципального образования;

      – план накопления и использования  собственных и привлеченных ресурсов муниципального образования в целях  реализации плановых целей и задач;

      – мероприятия, обеспечивающие реализацию и актуализацию долгосрочных, среднесрочных и годовых разделов программы.

      Принятие  комплексной программы социально-экономического развития муниципального образования  в качестве основного планово-прогнозного  документа решает ряд методологических и практических проблем [6, c. 97].

      Во-первых, происходит четкое понятийное разграничение  между стратегическим и долгосрочным планированием.

      Во-вторых, ликвидируется имеющий в настоящее  время место теоретический и  практический разрыв между частным («концепция», «стратегия», «план») и целым («комплексная программа»), предплановым и плановым этапом территориального планирования.

      В-третьих, так как Федеральным законом  от 20 июля 1995 г. № 115-ФЗ «О государственном  прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации» приняты основные понятия «концепция» и «программа», устраняются понятийные различия между одноименными документами административно-хозяйственных единиц на всех иерархических уровнях.

      В-четвертых, создаются предпосылки интеграции отдельных разделов комплексных программ муниципальных образований в виде подпрограмм в программы социально-экономического развития субъектов Российской Федерации и федеральные целевые программы.

      Таким образом, с точки зрения организации  функционирования любого муниципального образования как выделенной административно-территориальной единицы, комплексная программа социально-экономического развития может реализовать следующие функции:

      – является основным документом, определяющим для органов власти, бизнес-сообщества и населения стратегические цели, достижение которых закрепляет конкурентоспособность муниципального образования в развивающихся рыночных условиях, а значит, достойные условия жизни людей и благоприятные условия для развития бизнеса на длительный период времени;

      – является основным документом, определяющим для всех субъектов муниципального планирования и управления (власти, бизнес-сообщества и гражданского сообщества) согласованные приоритеты, этапы, пути достижения стратегических целей и ресурсы, которые необходимо привлечь муниципальным образованиям для этого из всех источников финансирования;

      – является основным документом, определяющим формы и методы организации деятельности представительных и исполнительно-распорядительных органов власти муниципального образования, бизнес-сообщества и населения, обеспечивающим не только согласованное по времени и ресурсам выполнение стратегических, долгосрочных и среднесрочных целей и задач, но и реализацию текущей деятельности муниципального хозяйства, обеспечивающей устойчивое, сбалансированное развитие муниципального образования;

      – является основным документом, обеспечивающим развитие муниципального образования на принципах баланса интересов населения, бизнеса и власти;

      – является базовым документом для формирования критериев оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления, хозяйствующих субъектов и населения в рамках реализации плановых задач.

      Смысл территориального планирования, состоит  в определении основных направлений  социально-экономического развития субъектов территориального управления. При этом территориальное планирование как система, лежащая в основе построения планов и программ социально-экономического развития муниципальных образований, должно базироваться на некотором наборе принципов, соблюдение которых обязательно для плановых и прогнозных работ на всех административно-территориальных уровнях. Подходя к формированию таких принципов, необходимо исходить из того, что:

      -во-первых, территориальное планирование и прогнозирование социально-экономического развития любого административно-территориального образования является составной частью системы его управления. Это, очевидно, обуславливает необходимость и обязательность учета при формировании планов и программ муниципальных образований, прежде всего, общих принципов управления этими административно-территориальными единицами в современных условиях;

      -во-вторых, муниципальные образования являются открытыми экономическими и социальными подсистемами более крупных систем – субъектов Российской Федерации и должны, поэтому рассматриваться только как часть целого;

      -в-третьих, муниципальные образования, хотя и являются частью целого, однако имеют отличный от субъектов Российской Федерации статус и отличные от субъектов Российской Федерации задачи и вопросы ведения [4, c. 67].

      Принцип непрерывности территориального планирования

      Непрерывность планирования предполагает постоянный мониторинг реальной ситуации, корректировку  показателей, а также непрерывное  движение в совершенствовании целенаправленности, качества, точности, эффективности и социальности плановых и прогнозных документов.

      Принцип субсидиарности

      Этот  принцип предполагает фактическую  децентрализацию властных полномочий в муниципальных образованиях на основе равноправия и равнозначимости управленческих органов разных уровней. Согласно принципу субсидиарности муниципальное образование планирует свою деятельность совместно с другими муниципальными образованиями в логике системных приоритетов государства и субъекта Российской Федерации не потому, что они подвергаются давлению сверху, а потому, что являются органическими элементами этой системы.

      Таким образом, составные элементы не могут  покинуть систему (так как они  не выживут вне системы), но и система  не обладает никаким иерархическим превосходством по отношению к своим составляющим элементам. В идеале, следуя данному принципу, никакие вышестоящие органы управления (федеральные или региональные) не вправе брать на себя ответственность за решения, касающиеся местных гражданских сообществ, если сами эти сообщества в состоянии компетентно и за счет собственных ресурсов решить эти проблемы.

      Действительно, в статьях 15 и 16 Федерального закона «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации», определяющих вопросы местного значения, сказано, что органы местного самоуправления вправе решать иные вопросы, не отнесенные к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти и не исключенные из их компетенции федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации при наличии собственных материальных ресурсов и финансовых средств.

Информация о работе Комплексное муниципальное планирование социально-экономического развития