Комплексное муниципальное планирование социально-экономического развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2011 в 09:15, реферат

Описание работы

Целью данной работы является рассмотрение использования элементов стратегического управления в рамках комплексной программы развития муниципального образования.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
-рассмотреть элементы стратегического управления в рамках комплексной программы развития;
-охарактеризовать планирование в муниципальном управлении в рамках комплексной программы развития муниципального образования.

Содержание работы

Введение……………………………………………...……………………………3
1.Комплексное муниципальное планирование социально-экономического
развития…………..………………………………………………………………..5
Заключение……………………………………………………………………….19
Список литературы………………………………………………………………21

Файлы: 1 файл

гр.doc

— 92.00 Кб (Скачать файл)

      Содержание 

Введение……………………………………………...……………………………3

1.Комплексное  муниципальное планирование социально-экономического

развития…………..………………………………………………………………..5

Заключение……………………………………………………………………….19

Список  литературы………………………………………………………………21 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Введение 

      Курс  на повышение роли местного самоуправления, получивший с принятием Федерального закона от 6 октября 2006 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» конкретные черты в виде прав и обязанностей органов местного самоуправления, вызвал среди руководителей и специалистов органов исполнительной и законодательной власти регионов и местного самоуправления оживленную дискуссию о сроках его реализации, формах и методах выполнения муниципальными образованиями возложенных на них вопросов местного значения.

      В качестве основных проблем, которые  препятствуют становлению местного самоуправления, называют, как правило, три: отсутствие готовности управленческих кадров к работе в новых условиях, недостаток бюджетных средств и их нерациональное использование.

      Основная  идея комплексного планирования состоит  в том, что все текущее планирование, прежде всего бюджетное, производится в соответствии со средне- и долгосрочными  целями социально-экономического развития муниципального образования, определенными комплексными среднесрочными программами. Комплексные программы социально-экономического развития являются основой для перспективного и текущего финансового планирования. Вместе с тем, в комплексные программы включаются элементы стратегического планирования, которые представляют долгосрочное видение развития муниципального образования. В них консолидируется представление о целях и приоритетах развития муниципального образования и закладывается основа для средне- и краткосрочного планирования в дальнейшем.

      Объект  исследования – планирование развития муниципального образования в рамках комплексной программы.

      Целью данной работы является рассмотрение использования элементов стратегического управления в рамках комплексной программы развития муниципального образования.

      Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:

      -рассмотреть  элементы стратегического управления  в рамках комплексной программы  развития;

      -охарактеризовать  планирование в муниципальном управлении в рамках комплексной программы развития муниципального образования. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      1. Комплексное муниципальное  планирование социально-экономического  развития 

      Комплексное муниципальное планирование социально-экономического развития ориентировано на разработку и реализацию комплекса мер, которые местная администрация в сотрудничестве с другими представителями муниципального образования предпринимает для стабилизации и развития экономики муниципального образования, укрепления его налоговой базы, повышения уровня занятости населения, решения социальных вопросов и так далее.

      Комплексная программа не является в традиционном «западном» смысле слова стратегическим планом развития муниципального образования, ориентированным, как правило, на реализацию одного или нескольких крупных проектов, способных инициировать развитие местной экономики. Такие планы создаются в условиях существования стабильной нормативной и организационной среды, устоявшихся «правил игры», когда основной целью является повышение инвестиционной привлекательности муниципального образования путем активизации его конкурентных преимуществ [3, c. 17].

      На  этапе становления рыночной экономики  такая стабильная «среда» отсутствует, поэтому основное внимание в среднесрочных  программных документах российских муниципальных образований уделяется созданию полноценных условий для местного развития. Соответственно, главной целью комплексных программ, как правило, является создание качественной муниципальной среды, понимаемой как совокупность благоприятных условий для жизни населения и деятельности хозяйствующих субъектов. Благоприятные условия для жизни населения – это возможность полноценной занятости, получения высоких и устойчивых доходов, доступность широкого спектра социальных услуг, соблюдение высоких экологических стандартов жизни. Благоприятная предпринимательская среда рассматривается как комплекс юридических, налоговых, организационных и прочих условий, стимулирующих сохранение и развитие хозяйственной деятельности в различных формах.

      Вместе  с тем, в комплексные программы  включаются и элементы стратегического  планирования, которые представляют долгосрочное видение развития муниципального образования. В них консолидируется  обще представление о целях и  приоритетах муниципального развития и закладывается основа для средне- и краткосрочного планирования в дальнейшем [3, c. 18].

      Комплексная программа основана на реалистичном анализе условий и ресурсов развития муниципального образования. Практически  каждое муниципальное образование  обладает ресурсами, рациональное использование которых позволит стабилизировать социально-экономическое положение и дать мощный импульс развитию. К ним, в частности, относится налаживание эффективного управления, рационального использования муниципальных финансов и муниципальной собственности. Поэтому комплексные программы содержат комплекс мер, которые ориентированы на повышение эффективности использования именно этих ресурсов. При этом предлагаемые в программах меры практически не требуют дополнительных бюджетных затрат, а если и требуют то указывается источник дополнительного поступления ресурсов.

      Программы должны стать продуктом «общественного согласия», основанном на поддержке  всего местного сообщества. К представителям сообщества относятся руководство  органов местного самоуправления, предпринимательский сектор, общественные организации, научные и учебные заведения и т.д. Программы должна пройти процедуры общественного обсуждения и принятия местным органом представительной власти. Такая форма работы, во-первых, позволяет использовать интеллектуальный и организационный потенциал муниципального образования, во-вторых, обеспечивает легитимность Программ, устойчивость во времени и независимость от смены исполнительной власти, в-третьих, создает условия для участия всех представителей местного сообщества в их исполнении [6, c. 25].

      Для того, чтобы быть эффективной, комплексная  программа должно соответствовать  принципам, соответствующими рыночному  планированию: быть не директивной, а  индикативной, обладать достаточной гибкостью и конкретизироваться в годовых планах; учитывать реальные возможности муниципальной администрации; содержать эффективно действующие экономические механизмы. Особенно важным является развитие обратной связи, обеспечивающей анализ исполнения и возможность корректировок в ходе текущего планирования.

      Принятие  комплексной программы позволяет  перейти к новой, более эффективной  процедуре планирования и управления развитием муниципального образования. Основная идея состоит в том, чтобы  все текущее планирование в муниципальном образовании, прежде всего бюджетное, производилось в соответствии со сформулированными в программе средне- и долгосрочными целями социально-экономического развития [6, c. 26].

      На  сегодняшний день в литературе нет  единого мнения по многим проблемам территориального планирования на всех уровнях управления: федеральном, региональном и, тем более, муниципальном. Это относится и к основным понятиям планирования, которые должны обеспечивать единую методологическую и методическую платформу социально-экономического развития любой территории.

      Наибольшее  количество споров вызывают собственно сами понятия «планирование» и «прогнозирование»  социально-экономических процессов. Причем споры идут как на уровне целесообразности или нецелесообразности планирования территориальной экономики, так и на уровне смысловой нагрузки на эти понятия.

      В действительности же анализ отечественной  и зарубежной литературы по данным вопросам позволяет достаточно четко  определить разницу между понятиями  «планирование» и «прогнозирование». Очевидно, что прогнозирование не может и не должно заменять собой планирование, так как это неминуемо приведет к потере управляемости происходящих на территории социальных и экономических процессов. Так же, очевидно и то, что стадия планирования должна обязательно предшествовать стадии прогнозирования.

      Обобщение общих признаков различных формулировок рассматриваемых понятий в современной  литературе и распространение их на область территориального управления позволяют сделать следующие  выводы:

      Прогнозирование – это представление о том, как будут развиваться социальные и экономические процессы в рассматриваемой территории под воздействием внутренних и внешних факторов в тот или иной период времени.

      Планирование  – это четкое представление того, что и в какой период времени необходимо сделать субъектам территории для достижения намеченных целей и задач в условиях меняющегося взаимодействия внутренних и внешних факторов.

      Исходя  из того, что прогнозирование и  планирование являются неотъемлемыми составляющими процесса управления, сформулированы и остальные приведенные ниже понятия, положенные в дальнейшем в основу рекомендаций по формированию комплексных программ социально-экономического развития муниципальных образований [4, c. 17].

      Концепция развития муниципального образования – документ, содержащий систему взглядов, определяющих долгосрочную (на 15 – 20 лет) политику деятельности органов представительной и исполнительной власти по обеспечению конкурентоспособности в различных областях и сферах экономической и социальной жизни поселения, района и города, согласованную с интересами бизнес-сообщества, гражданского сообщества муниципального образования и стратегическими интересами субъекта Российской Федерации, на территории которого они находятся.

      Стратегия развития муниципального образования система действий по достижению поставленных в концепции стратегических целей и задач на основе мобилизации имеющегося в муниципальном образовании потенциала и реально привлекаемых внешних ресурсов.

      Цельожидаемый (планируемый) результат деятельности, определяемый качественно (в виде экономических понятий), количественно (в виде цифр) и во времени.

      Приоритет муниципального образования – цель, выбранная местным сообществом  для первоочередной реализации.

      Стратегические цели муниципального образования цели, определяющие будущее (на 15 – 20 лет вперед) качественное состояние муниципального образования на длительную перспективу, к достижению которой на основе достигнутого согласия стремится местное сообщество.

      Тактические цели муниципального образования буферные, промежуточные цели, являющиеся этапами в достижении стратегических целей и время реализации которых не превышает 5 – 10 лет.

      Оперативные (локальные) цели – цели нижнего  уровня, являющиеся необходимым основанием для достижения тактических целей. Время достижения оперативных целей не должно превышать 1 – 3 года.

      Приоритетные  цели муниципального образования цели (выбранные из числа стратегических, тактических и оперативных), на достижение которых должны быть направлены основные усилия местного сообщества, соответственно, в долгосрочном, среднесрочном и текущем периодах.

      Стратегический  выбор муниципального образования  – выбранная местным сообществом  стратегическая цель или совокупность стратегических целей, достижение которых в рассматриваемый временной период должно обеспечить качественно новое состояние ключевых для муниципального образования отраслей, сфер и видов деятельности [1, c. 24].

      Стратегическое  партнерство формализованное в виде документа и реализуемое в виде системы последовательных действий соглашение между ветвями власти, представителями различных слоев гражданского сообщества и бизнеса о стратегических приоритетах устойчивого развития муниципального района, городского округа, путях и формах решения приоритетных задач и достижения согласованных стратегических целей.

      Устойчивое  развитие муниципального района, городского округа – динамичное, сбалансированное развитие реального сектора экономики, инфраструктуры и социума в условиях соблюдения экологического равновесия, ориентации на повышение конкурентоспособности территории в рыночных отношениях и человеческом измерении для ныне живущего и будущих поколений.

Информация о работе Комплексное муниципальное планирование социально-экономического развития