Информационная система с элементами интеллектуальности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 21:44, дипломная работа

Описание работы

Цель создания информационной системы – повышение эффективности функционирования предприятия: сокращение сроков выполнения заказов, сокращение трудовых затрат на обработку, снижение себестоимости услуг, и как следствие, рост прибыли предприятия и повышение конкурентоспособности.

Файлы: 1 файл

диплом мой.doc

— 815.00 Кб (Скачать файл)

Управление связано с обменом информацией между компонентами системы, а также системы с окружающей средой. В процессе управления получают сведения о состоянии системы в каждый момент времени, о достижении (или не достижении) заданной цели с тем, чтобы воздействовать на систему и обеспечить выполнение управленческих решений.

Таким образом, любой  системе управления экономическим  объектом соответствует своя информационная система, называемая экономической  информационной системой.

Экономическая информационная система (ЭИС) – это совокупность внутренних и внешних потоков прямой и обратной информационной связи экономического объекта, методов, средств, специалистов, участвующих в процессе обработки информации и выработке управленческих решений.

Информационная система  является системой информационного обслуживания работников управленческих служб и выполняет технологические функции по накоплению, хранению, передаче и обработке информации. Она складывается, формируется и функционирует в регламенте, определенном методами и структурой управленческой деятельности, принятой в конкретном экономическом объекте, реализует цели и задачи, стоящие перед ним.

Для выработки в сложных  экономических системах эффективных  управляющих воздействий требуется  наряду с созданием соответствующих  алгоритмов управления переработать значительные объемы разнообразной информации. Именно этим вызвана необходимость разработки автоматизированных информационных систем (АИС) управления в экономике.

Современный уровень  информатизации общества предопределяет использование новейших технических, технологических, программных средств в различных информационных системах экономических объектов.

Автоматизированная информационная система представляет собой совокупность информации, экономико-математических методов и моделей, технических, программных, технологических средств и специалистов, предназначенную для обработки информации и принятия управленческих решений.

С помощью АИС обеспечивается многовариантность расчетов, принимаются  рациональные управленческие решения, в том числе в режиме реального времени, организуется комплексная оценка качества производимых изделий, достигаются достоверность и оперативность получаемой и используемой в управлении информации. Использование в управлении компьютерной техники становится неотъемлемым элементом организационных структур экономических объектов.

Состав и структура  экономических информационных систем.

Экономическая информационная система состоит из элементов (или  подсистем), находящихся в определенных отношениях друг с другом. Множество этих отношений совместно с элементами образуют структуру системы. Таким образом, экономическая информационная система – это часть реальной действительности, представленная в виде множества элементов и отношений между ними.

Наиболее общим разделением  подсистем ЭИС является выделение обеспечивающей и функциональной частей.

Обеспечивающая часть  ЭИС состоит из информационного, технического, программного, организационного, правового и других видов обеспечения.

Информационное обеспечение  представляет собой совокупность проектных решений по объемам, размещению, формам организации информации, циркулирующей в ЭИС. Оно включает в себя совокупность показателей, справочных данных, классификаторов и кодификаторов информации, унифицированные системы документации, специально организованные для автоматического обслуживания, массивы информации на соответствующих носителях, а также персонал, обеспечивающий надежность хранения, своевременность и качество технологии обработки информации.

Все виды информации хранятся на своих носителях, составляя информационную базу, на основе которой функционирует ЭИС.

Техническое обеспечение. Технические возможности ЭИС  определяются рядом обеспечивающих подсистем, к которым относятся  технического обеспечения, организационного обеспечения и др.

Технические средства служат основой построения ЭИС. Мощность этих средств в значительной мере определяет состав решаемых задач управления. К техническим средствам ЭИС  – техническое обеспечение –  относятся компьютеры, средства коммуникаций и оргтехника.

Структурными элементами технического обеспечения наряду с  техническими средствами являются также  методические и руководящие материалы, техническая документация и обслуживающий  эти технические средства персонал.

Программное обеспечение (ПО) – это совокупность программ системы обработки данных и программных документов, необходимых для эксплуатации этих программ.

В состав программного обеспечения  входят общесистемные и специальные  программы, а также инструктивно-методические материалы по применению средств  программного обеспечения и персонал, занимающийся его разработкой и сопровождением.

К общесистемному программному обеспечению относятся программы, рассчитанные на широкий круг пользователей  и предназначенные для организации  вычислительного процесса и решений часто встречающихся задач обработки информации. Они позволяют расширить функциональные возможности ЭВМ, автоматизировать планирование очередности вычислительных работ, осуществлять контроль и управление процессом обработки данных, а также автоматизировать работу программистов. Специальное программное обеспечение представляет собой совокупность программ конкретного функционального назначения. Оно включает пакеты прикладных программ, осуществляющих организацию  данных и их обработку при решении функциональных задач.

Экономический объект и  информационное обеспечение формируют  методическое обеспечение, определяющее метод расчета и форму представления  выходных результатов.

Этапы получения выходных результатов на основе входной информации формируют алгоритмическое обеспечение.

Организационное обеспечение. Экономическая информационная система  включает в себя собственный аппарат  управления, обеспечивающий функционирование всех ее подсистем, как единое целое. Такое структурное подразделение  должно выполнять:

  • сбор первичной информации об объекте управления и окружающей среде на основе использования документов, применения вспомогательных средств или средств автоматической регистрации данных;
  • передачу информации курьеру или ее рассылку с помощью локальных, региональных и других сетей;
  • хранение и поддержку в работоспособном состоянии коллективно используемой информации в центральной базе данных или распределенной по узлам сети;
  • обработку информации на основе централизованной или распределенной технологии.

Правовое обеспечение ЭИС. Оно представляет собой совокупность норм, выраженных в нормативных актах, устанавливающих и закрепляющих организацию этих систем, их цели, задачи, структуру, функции и правовой статус ЭИС. Правовое обеспечение ЭИС осуществляет правовое регулирование разработки ЭИС и взаимоотношения разработчика и заказчика. Правовое обеспечение этапа функционирования ЭИС определяет ее статус в процессе управления, обеспечение информацией процесса принятия решений и правовое обеспечение информационной безопасности функционирования ЭИС. Правовое обеспечение включает общую и специальную части. Общая содержит нормативные документы, регламентирующие деятельность ЭИС, а специальная осуществляет юридическую поддержку принятия решений.

Лингвистическое обеспечение  объединяет совокупность языковых средств для формализации естественного языка, построения и сочетания информационных единиц в ходе общения персонала ЭИС со средствами вычислительной техники. С помощью лингвистического обеспечения осуществляется общение человека с машиной. Лингвистическое обеспечение включает:

  • информационные языки для описания структурных единиц информационной базы ЭИС (документов, показателей, реквизитов и т.п.);
  • языки управления и манипулирования данными информационной базы ЭИС;
  • языковые средства информационно-поисковых систем;
  • языковые средства автоматизации проектирования ЭИС;
  • диалоговые языки специального назначения и другие языки; систему терминов и определений, используемых в процессе разработки и функционирования автоматизированных систем управления.

Эргономическое обеспечение  как совокупность методов и средств, используемых на различных этапах разработки и функционирования ЭИС, предназначено  для создания оптимальных условий  высокоэффективной и безошибочной деятельности человека в ЭИС, для  ее быстрейшего освоения. В состав эргономического обеспечения входят:

  • комплекс различной документации, содержащей эргономические требования к рабочим местам, информационным моделям, условиям деятельности персонала, а также набор наиболее целесообразных способов реализации этих требований и осуществления эргономической экспертизы уровня их реализации;
  • комплекс методов, учебно-математической документации и технических средств, обеспечивающих обоснование формулирования требований к уровню подготовки персонала ЭИС;
  • комплекс методов и методик, обеспечивающих высокую эффективность деятельности человека в ЭИС.

ЭИС реализует решение  функциональных задач управления, совокупность которых составляет так называемую, функциональную часть деятельности экономического объекта как системы. Состав, порядок  и принципы взаимодействия функциональных подсистем, задач и их комплексов устанавливаются исходя и с учетом достижения стоящей перед экономическим объектом цели функционирования. Основными принципами декомпозиции – выделения самостоятельных функциональных подсистем комплексов задач – являются:

  • относительная самостоятельность каждой из них, т.е. наличие конкретного объекта управления;
  • наличие соответствующего набора функций и функциональных задач с четко выраженной локальной цепью функционирования;
  • минимизация состава включенных в подсистему элементов.

1.4 Обоснование проектных решений по технологии сбора, передачи, обработки и выдачи информации

Основными носителями информации при автоматизированной обработке  являются входные и выходные документы, т. е. утвержденной формы бумажные или экранные носители информации, имеющие юридическую силу.

Документы, содержащие исходные данные организаций и предприятий, принято называть первичными, а документы, содержащие сведения обобщающего характера и используемые для принятия управленческих решений — выходными.

В зависимости от места  возникновения документы подразделяются на внешние, создаваемые за пределами организации, и внутренние, циркулирующие в рамках данной организации. К внешним документам относятся планы, утвержденные вышестоящими организациями, отраслевые нормативы, инструкции и др.

Унифицированная система  документации устанавливает общие  требования к разработке всех документов и их содержанию, включает формы документов, государственные стандарты и методические материалы, регламентирующие порядок оформления, согласования и утверждения документов.

Так, в соответствии с  правилами, утвержденными ГОСТом, первичные документы должны: содержать достоверные данные о состоянии объекта и минимальный, но достаточный объем исходных данных для получения максимальной результатной информации, используемой для управления организацией; обслуживать все звенья и виды хозяйственного руководства и обеспечивать выполнение не только функции учета, но и функции регулирования и оперативного управления; быть максимально приспособленными для машинной обработки и удобными для восприятия человеком; содержать минимум реквизитов документа за счет исключения из него нормативных, расценочных, справочных, а также производных данных; реквизиты, вводимые с клавиатуры в машину, должны быть по возможности сконцентрированы в одной части документа и обведены утолщенной линией.

Первичный документ включает определенный состав реквизитов-признаков, справочных и группировочных, и реквизитов-оснований, исходных и результатных.

Результатная информация предназначена для целей управления и передается непосредственно потребителям. Для лиц, которые анализируют информацию и принимают на ее основании решения, важно, в каком виде эти данные выведены машиной — форма представления результатной информации.

Наиболее распространенной и удобной для пользователей  формой вывода результатов обработки является печать информации в разнообразных документах, сводках, отчетах, таблицах, удобных для восприятия человеком. Классификация выходных документов приводится в таблице 4.

 

 

 

Таблица 4 - Классификация  выходных документов

Признаки классификации

Виды выходных документов

Характер отражаемых функций управления

Прием и ведение заказов, складской учет, управление производством и др.

Форма представления

Цифровая, алфавитно-цифровая, графическая

Продолжение таблицы 4

Признаки классификации

Виды выходных документов

Назначение

Основные, вспомогательные

Место использования

Внутренние, внешние

Периодичность получения

Ежедневные, декадные, полумесячные, месячные, квартальные, годовые

Срочность составления

Оперативные, обыкновенные, несрочные

Режим получения выходных

документов

Запросный, регламентный, диалоговый

Характер печати

Построчные, итоговые

Количество экземпляров

Один, два, более двух

Количество степеней итогов

Одна, две, три, четыре и  более

Информация о работе Информационная система с элементами интеллектуальности