Положение об аудиовизуальных средствах обучения учебного назначения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2013 в 16:04, реферат

Описание работы

Для успешного обучения важно, чтобы в процессе восприятия участвовало как можно больше видов восприятия. На первом месте по значимости и эффективности в условиях применения аудиовизуальных средств обучения находятся комбинированные зрительно- слуховые виды восприятия, затем следуют зрительные и, наконец, слуховые. Таким образом, одновременное воздействие сложного комплекса раздражителей на разные анализаторы обладает особой силой, особой эмоциональностью. Поэтому организм обучаемого, воспринимающего информацию с помощью аудиовизуальных средств, находится под воздействием мощного потока качественно необычной информации, которая создает необходимую эмоциональную основу, на базе которой от чувственного образа легче переходить к логическому мышлению.

Содержание работы

Введение 3

Глава 1. Положение об аудиовизуальных средствах обучения учебного назначения. 5

Общее положение. 5

1.2. Требования к аудиовизуальной продукции учебного назначения. 6

Глава 2. Визуальные средства обучения. 8

Глава 3. Аудиальные средства обучения. 10

Глава 4. Аудиовизуальные средства обучения. 11

Глава 5. Дидактические средства. 12

Глава 6. Эффекты использования ТСО. 15

Заключение 22
Литература

Файлы: 1 файл

AUDIOVIZUAL_NYE_SREDSTVA_OBUChENIYa.doc

— 128.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

Глава 3. Аудиальные средства обучения

 

 

Звукотехнические средства (магнитофоны, проигрыватели, аудиопассивные и аудиоактивные  устройства лингафонных кабинетов) позволяют осуществлять все виды звуковой наглядности при обучении произношению, обладают возможностью представлять учебную информацию в естественной речевой форме при обучении аудированию и говорению, способствуют интенсификации учебного процесса.

 

За последнее десятилетие принципиально  изменилась номенклатура средств обучения. Учебные кинофильмы, диафильмы, грампластинки больше не выпускаются. Им на смену пришли современные электронные средства обучения: видеозаписи, аудиокассеты, CD-ROM диски, информационно-образовательные среды типа Интернет. Прежде, чем давать характеристику современным средствам обучения иностранному языку, необходимо обратиться к их классификации с тем, чтобы обозначить те существенные признаки, по которым эти средства обучения можно отбирать. Затем, обращаясь к их природным свойствам, важно показать их дидактические свойства и функции, т.е. роль и место в учебном процессе. Тогда только можно с уверенностью говорить о том, какие средства обучения необходимы для решения тех или иных дидактических задач в соответствии с используемой концепцией обучения и обозначенным выше целеполаганием.

 

В основу предлагаемой классификации  СО иностранным языкам положены признаки, существенные для учебного процесса:

 

1. Способ восприятия информации (визуальные, звуковые, аудиовизуальные,  мультимедийные);

 

2. Способ проявления информации (технические, нетехнические);

 

3. Характер визуального изображения  (статичные, динамичные);

 

4. Способ применения на уроке  (демонстрационные, раздаточные).[3]

 

Глава 4. Аудиовизуальные средства обучения

 

 

Аудиовизуальные технические средства обучения: радиовещание, учебное кино и учебное телевидение, статическая диапроекция (см. Диаскоп, Эпидиаскоп), лингафонное оборудование. Эти средства используются как для предъявления учебной информации в пределах заданного этапа обучения (лекция, цикл лекций), так и для усиления наглядности изучаемой информации при различных формах учебной деятельности. Аудиовизуальные т. с. о. могут быть успешно использованы также и при самостоятельном обучении. В качестве информационных Аудиовизуальные средства обучения могут применяться электронные вычислительные устройства.

Рассмотрим некоторые из них:

 

Учебное кино, один из видов научного кино, использующийся в качестве вспомогательного средства в учебном процессе. Применяется, как правило, в тех случаях, когда  учебный материал недоступен для восприятия в обычных условиях занятий. С помощью кинематографа можно замедлить быстрые процессы и благодаря этому сделать их видимыми, проникнуть внутрь явлений, скрытых от глаз, увеличить мельчайший предмет, перенести зрителя в др. страны, сделать зримыми обобщения и абстракции посредством движущегося рисунка (мультипликации). Учебные фильмы классифицируются в зависимости от предмета учебной дисциплины и её частной методики, возраста учащихся, степени научной подготовленности (если это взрослый зритель) и дидактического назначения. В связи с последним различают: фильмы, выполняющие функцию коротких киносправок; целостные фильмы, задача которых объяснить тот или иной вопрос учебной программы; фильмы, помогающие усвоить производственные навыки (для демонстрации на специальных тренировочных стендах); инструктивные фильмы, разъясняющие смысл и значение производственных правил; вводные, или вступительные, - для ознакомления с основными проблемами учебной дисциплины, её целями и задачами; заключительные (по всей дисциплине или её разделу), - применяющиеся для повторения пройденного материала и касающиеся главным образом наиболее трудных для усвоения вопросов. Цикл учебных фильмов (кинокурс) применяется для освещения всех основных вопросов учебной дисциплины. Каждый вид кинопособия отвечает задачам наиболее полного изложения темы при минимальной затрате учебного времени. Учебные фильмы отличаются жанровым разнообразием, которое определяется главным образом методом кинематографического решения. Деятели сов. У. к. при создании кинолент руководствуются коммунистической идейной направленностью, стремятся к научной точности фильма, соответствию его современному уровню науки, а также требованиям учебной программы.[15]

 

 

Глава 5. Дидактические средства

 

 

Дидактические средства обучения - это  источник получения знаний, формирования умений. К ним относятся наглядные  пособия, учебники, дидактические материалы, оборудование, лаборатории. Основные функции  средств обучения - это информационная, дидактическая, контрольная. Дидактические функции, следовательно, характеризуют сущностные свойства и возможности средств обучения в определенной образовательной среде. Дидактические функции могут играть разную роль – информационную, адаптивную, интегративную, интерактивную, компенсаторную, мотивационную. В реальном педагогическом процессе все указанные функции средств обучения представлены комплексно, решая, таким образом, существенные методические проблемы обучения. В отдельном же средстве обучения может доминировать та или иная функция, определяя его роль и место в учебном процессе, в системе средств обучения. Именно эти функции учитываются при проектировании системы обучения, определении методики комплексного использования средств обучения.

 

Технические средства обучения - системы, комплексы, устройства и аппаратура, применяемые для предъявления и обработки информации в процессе обучения с целью повышения его эффективности.

 

Основу  комплексного методического обеспечения  предметов и профессий составляют средства обучения, являющиеся одним из важнейших компонентов учебно-воспитательного процесса. Основные общие дидактические функции средств обучения как компонента учебно-воспитательного процесса заключаются в следующим:

 

•        повышение степени наглядности, доступности для учащихся учебного материала, который без применения средств обучения недоступен вообще или труднодоступен;

 

•        удовлетворение и в максимальной степени развитие познавательной деятельности учащихся, интенсификация труда учащихся, позволяющая повысить темп изучения учебного материала;

 

•        источник информации, освобождающий  преподавателя, мастера от большего объёма чисто технической работы и тем самым высвобождающий время  его творческого уровня;

 

•        средство управления познавательной деятельностью учащихся со стороны преподавателя, мастера.[12]

 

Подбор  и применение средств обучения должны осуществляться комплексно, с учётом основных характеристик и компонентов  учебного процесса. Рассмотрим основные критерии комплексности подхода к методическому обеспечению учебно-воспитательного процесса средствами обучения.

 

Исходным  документом для разработки комплекса  методического обеспечения предмета (профессии) является учебная программа, определяющая содержание процесса обучения в соответствии с требованиями современного производства, научно-технического прогресса к подготовке квалифицированных рабочих. Комплекс средств обучения должен охватывать все основное содержание программного материала. Комплексность в данном случае выражается в том, что изучение каждой темы учебной программы должно быть обеспечено необходимым минимумом средств обучения.

 

Разные  средства обучения имеют различное  назначение и возможности и выполняют  различные дидактические функции. Комплексность в методическом основании учебно-воспитательного процесса предполагает выбор соответствующих средств обучения с учетом их преимущественных дидактических функций и учебных ситуаций.

 

Комплексный подход к методическому оснащению  учебно-воспитательного процесса требует, чтобы средства обучения обеспечивали обучающую деятельность преподавателя, мастера и учебно-позновательную деятельность учащихся, причем на всех этапах учебно-воспитательного процесса: на этапе подачи и восприятия учебного материала, на этапе закрепления и совершенствования знаний и умений, на этапах применения и контроля.

 

Учебно-воспитательный процесс включает три основные функции: образовательную, воспитательную и  развивающую. Комплексность в методическом отношении учебно-воспитательного  процесса предполагает реализацию через средства обучения всех функций процесса обучения.

 

И наконец, оснащая учебно-воспитательный процесс  средствами обучения, необходимо учитывать  экономический фактор, имея в виду выбор и планирование создания таких  средств обучения (при оптимальных затратах на их приобретение, разработку и приготовление), которые позволяли бы успешно решать учебно-воспитательные задачи.[6]

 

В дидактике термин "средства обучения" не имеет достаточно четкого определения  и подчас трактуется весьма расширительно, благодаря семантике слова "средство" в русском языке. В результате к средствам обучения иногда относят даже содержание образования (И.Я. Лернер), которое "для обучающегося является средством". К средствам обучения в ряде случаев наряду с учебно-наглядными пособиями, приборами, механизмами, инструментами, пр. относят слово учителя, тексты, упражнения (Р.К. Миньяр-Белоручев). М.В. Ляховицкий, предлагая классификацию средств обучения по иностранным языкам, называл их вспомогательными средствами и относил к ним традиционные (нетехнические) и технические средства обучения. Н.М. Шахмаев к средствам обучения относил материальные объекты педагогического труда (часть учебно-материальной базы), носители учебной информации, предназначенные для использования в учебно-воспитательном процессе. Думается данное определение ближе всего отражает суть понятия "средства обучения" в такой области знания, как дидактика. Позднее данное определение было уточнено. Средствами обучения стали называть “материальные объекты, носителя учебной информации и предметы естественной природы, а также искусственно созданные человеком и используемые педагогами и учащимися в учебно-воспитательном процессе в качестве инструмента их деятельности” (Назарова Т.С., Полат Е.С.). К техническим средствам обучения следует отнести средства обучения, требующие для проявления заложенной в них информации применения специальной аппаратуры. Мы не относим к средствам обучения ни слово учителя, ни отдельные тексты учебника, рассматривая учебник как целостное средство обучения со своим содержанием, к которому как раз и относятся упражнения, тексты и прочее методическое обеспечение. Без конкретного содержания нет и средства обучения. О каком учебнике можно говорить в отрыве от его содержания? Что же касается слова учителя, которое рассматривается, например Л.Я.Зориной, как центральное средство обучения, то это опять же скорее относится к семантике слова “средство”, чем к существу понятия. Следует, видимо, разграничить понятия “материальные средства обучения”, орудий труда учителя и учащихся, специально разрабатываемые для целей обучения и воспитания и “вербальные средства”, которые, несомненно, обладают определенной силой воздействия на ученика и в этом смысле, конечно, являются средством этого воздействия. Однако, если мы говорим о категории дидактики, компоненте системы обучения, то, видимо, надо четко отграничить понятия материальных средств обучения и других средств воздействия на ученика (вербальных, экстралингвистических – мимика, жесты, другие поведенческие элементы). Важно иметь в виду, что слово учителя нельзя отделить от личности самого учителя. Роль же учителя слишком многогранна, чтобы сводить ее к средству обучения, хотя и такая точка зрения присутствует в дидактической литературе.[1]

 

В настоящее время, видимо, следует ввести понятие “информационно-образовательной среды” обучения, каковой, например, являются информационные ресурсы Интернет. Вряд ли Интернет можно назвать средством обучения. Это именно информационно-образовательная среда в определенной своей части, в которой ученик, учитель могут найти необходимую для себя и полезную для целей образования информацию, а также, пользуясь услугами Интернет, решать дидактические задачи. В такой среде используются самые разнообразные средства: вербальные (причем не только слово учителя), визуальные, мультимедийные. И хотя сам Интернет к средствам массовой информации пока не относится, однако, его информационные ресурсы эти самые средства включают (например, электронные газеты, журналы, даже фильмы, произведения искусства, пр.). К информационно-образовательной среде можно отнести, помимо Интернета, и средства массовой информации, в том числе электронные (телевидение, радио).

 

Таким образом, мы определились с понятийным аппаратом, используемым в данном учебном  пособии: к средствам обучения как к самостоятельной категории дидактики мы относим материальные средства, носители учебной информации, предназначенные для достижения целей образования. К информационно-образовательной среде мы относим информационные ресурсы Интернет, средства массовой информации, содержащие полезную для целей обучения информацию.

 

Комплексное использование Т. с. о. всех видов создаёт условия для  решения основной задачи обучения —  улучшения качества подготовки специалистов в соответствии с требованиями современного научно-технического прогресса.[8]

 

Глава 6. Эффекты использования  ТСО 

 

 

Аудиовизуальные средства усиливают  восприятие учащимися учебной информации, что в значительной мере определяет качество понимания и усвоения учебного материала. Использование в процессе обучения аудиовизуальных технических средств дает ряд преимуществ в психологическом плане:

 

- Более полное использование  слухового и особенно зрительного  канала получения учебной информации. Разнообразные и содержательные  образы включаются в суждения и умозаключения, повышают привлекательность и усиливают интерес к изучаемому материалу.

 

- Качественное использование наглядности  оказывает влияние на формирование  и усвоение понятий, доказательность  и обоснованность суждений и  умозаключений, установление причинно-следственных связей и т.д.

 

- Интенсификация процесса запоминания  как логического завершения процесса  усвоения: ТСО способствуют закреплению  полученных знаний, создавая яркие  опорные моменты, помогают запечатлеть  логическую нить материала, систематизировать изученный материал.

 

- ТСО позволяют давать информацию  в нужных последовательности, пропорциях  и темпе. 

 

- ТСО помогают развивать у  учащихся умение сравнивать, анализировать,  делать выводы, так как можно  в различных формах наглядности дать разные ракурсы изучаемых объектов, довести до логического конца неправильные рассуждения ученика, что является чрезвычайно убедительным, но не всегда достигается словом учителя.

 

- ТСО обладают широкими возможностями  развития творческих способностей, эстетических интересов учащихся и усвоения ими знаний на высоком уровне осмысления и интерпретации.

 

- ТСО позволяют создать вариативность  изложения учебного материала  для различных групп, решить  многочисленные задачи организации  индивидуализированного учебного процесса в условиях коллективного обучения.

 

- Демонстрация с помощью ТСО  учебного материала требует пристального  внимания (сосредоточенности) учащихся, когда перед ними предварительно  поставлены четкие цели в виде  вопросов, на которые нужно будет ответить после просмотра или прослушивания.

 

Все перечисленные возможности  ТСО могут быть реализованы только при соблюдении психологических  и методических условий их применения. Место технических средств на занятиях, продолжительность их использования во многом определяются индивидуальными особенностями учащихся, стилями их учебной деятельности. Важно учитывать, что ТСО надо применять лишь тогда, когда это методически оправданно; что их применение требует от учителя дополнительного времени и усилий, часто и специальных знаний. Чрезмерное насыщение ими уроков в ущерб проработке основных идей изучаемой темы, их осмыслению, упражнениям, самостоятельным работам и т.п. приводит к нежелательным результатам. Для правильного использования ТСО необходимо установить взаимосвязь с другими средствами обучения, найти возможность логического перехода от одного средства обучения к другому, ввести в урок именно те средства, которые максимально соответствуют учебным целям и задачам.[13]

 

 Типичными педагогическими ошибками, снижающими эффективность применения ТСО, являются следующие:

 

- недостаточная методическая подготовленность  учителя; 

 

- неправильное определение дидактической  роли и места аудиовизуальных  пособий на уроках, несоответствие  выразительных возможностей аудиовизуальных средств их дидактической значимости;

 

- бесплановость, случайность их  применения;

 

- перегруженность урока демонстрацией  (прослушиванием), превращение его  в зрительно-звуковую, литературно-музыкальную  композицию.

Информация о работе Положение об аудиовизуальных средствах обучения учебного назначения