Деятельность организации водопроводно-канализационного комплекса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2013 в 10:12, курсовая работа

Описание работы

Данная работа имеет целью исследовать наиболее важные аспекты деятельности организации водопроводно-канализационного комплекса и выработать конкретные предложения по созданию условий для повышения эффективности отрасли. Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
1. Анализ теоретических основ управления водоснабжением и водоотведением в городском коммунальном хозяйстве.
2. Определение места водоснабжения и водоотведения в жилищно-коммунальном комплексе РФ.
3. Выяснение основных проблем технического регулирования в сфере водоснабжения и водоотведения в свете необходимости принятия технических регламентов.
4. Исследование проблем организации и управления системой водоснабжения в городе Можга.
5. Рассмотрение путей совершенствования системы водоснабжения в городе Можга.
6. Исследование возможности использования в сфере водоснабжения и водоотведения средств автоматизации.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические основы управления водоснабжением и водоотведением в городском коммунальном хозяйстве.8
1.1 Понятие водоснабжения и водоотведения…………………..………………8
1.2 Правовое регулирование водоснабжения и водоотведения в России……15
1.3 Место водоснабжения и водоотведения в жилищно-коммунальном комплексе РФ………………………………….22
Глава 2. Основные проблемы организации и управления системой водоснабжения в городе Можга…………………28
2.1 Эколого-географическая характеристика города Можга…………………28
2.2 Современное состояние системы водоснабжения г.Можга………………29
2.3 Инвестиционная программа по развитию системы водоснабжения в г. Можга на 2009-2013 гг……………………..38
Глава 3. Предложения по совершенствованию системы водоснабжения г. Можга…………………………………….42
3.1 Тарифное регулирование водопроводно-канализационного хозяйства…42
3.2 Техническое регулирование в области водоснабжения и водоотведения.47
Заключение……………………………………………………………………….54
Список использованных источников…………………………………………...60

Файлы: 1 файл

водоснабжение.doc

— 378.00 Кб (Скачать файл)

Внесение в Государственную  Думу четвертого созыва выше упомянутых законопроектов состоялось до принятия Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О техническом регулировании».

Это обстоятельство обусловило возникновение концептуального  несоответствия внесенных законопроектов базовому закону в области технического регулирования. В связи с этим в соответствии с Регламентом Государственной Думы по решению профильного комитета, которым в Госдуме четвертого созыва являлся Комитет по экологии, авторам законодательной инициативы было предложено изменить тексты законопроектов. Авторами законодательной инициативы тексты технических регламентов в измененной редакции в Государственную Думу не внесены.

Некоторые положения, понятия  и определения внесенных законопроектов не согласуются и даже противоречат также положениям, понятиям и определениям Водного кодекса РФ и закона «Об охране окружающей среды». Правительство РФ не поддерживает вышеуказанные законопроекты.

На наш взгляд, вопросы  технического регулирования в области  питьевой воды, питьевого водоснабжения  и водоотведения относятся исключительно к сфере муниципального строительства и эксплуатации водопроводно-канализационных инженерных сетей и жилищно-коммунального хозяйства.

В части экологического оздоровления и технико-технологической  модернизации сферы ЖКХ одним  из вопросов, требующих решения в системе государственного регулирования питьевого водоснабжения и водоотведения, является создание в России национальной системы сертификации технологий и проектов, обеспечивающих сокращение промышленного водопотребления, а также уменьшение количества сбросов сточных вод в системы канализации и водные объекты.

Назрела необходимость  принятия конкретных решений по созданию и реализации действенных механизмов частно-государственного партнерства  для эффективного развития сферы  водоснабжения и водоотведения и поддержания баланса интересов бизнеса, государства и граждан России в области обеспечения питьевой водой.

Очевидно, что при рассмотрении вопросов питьевого водоснабжения  и водоотведения необходимо учитывать  глобальную ситуацию с пресной водой. Из всех вод Земли только 3 % составляют пресные воды, при этом три четверти их запасов в настоящее время интенсивно эксплуатируются. Главной причиной истощения потенциала пресных вод России является сброс сточных вод и смывание загрязняющих веществ с территорий в водные объекты.

По нашему мнению, проблемы питьевого водоснабжения и водоотведения  следует решать программно-целевыми методами, основанными на системном  подходе к состоянию водных объектов как источников питьевой воды. В  этой связи следует признать необходимой разработку и реализацию соответствующей федеральной целевой программы в качестве инструмента для решения проблем экологии и охраны и окружающей среды, в состав которой входят водопроводно-канализационные сети, от состояния которых, в свою очередь, зависит благополучие и здоровье населения.

Из содержания пояснительной записки к законопроекту «О питьевой воде и питьевом водоснабжении» следует, что он «разработан в соответствии с общим техническим регламентом «Об экологической безопасности». Однако технического регламента по вопросу экологической безопасности в настоящее время не имеется. Поэтому оценить соответствие предлагаемого законопроектом соответствующему техническому регламенту возможно только после принятия последнего.

В представленных текстах законопроектов содержатся правовые нормы, которые не согласованны с нормами действующих законодательных актами, а, зачастую и нормы, которые не должны содержаться в технических регламентах в виду наличия специальных (действующих) законов – «Водный кодекс», Законы «О недрах», «Об охране окружающей среды», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

Например, в соответствии с Водным кодексом РФ в целях защиты водных объектов, являющихся источниками  питьевого водоснабжения, устанавливаются зоны и округа санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. В то же время законопроект «О питьевой воде и питьевом водоснабжении» вводит понятие «поясов», не предусмотренное ни водным законодательством, ни законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.

Даже идеальные законодательные  нормы не смогут изменить ситуацию в области водоснабжения без  технического перевооружения. До тех  пор, пока вода поступает в дома по ржавым трубам, о ее высоком качестве и чистоте говорить не приходится.

Очевидно, что вода должна отвечать всем санитарно-эпидемиологическим характеристикам не только в точке  забора, но и при выходе из крана. В противном случае все попытки  ее очистки напрасны. В то же время далеко не каждый российский регион по экономическим причинам может себе позволить современные инженерные коммуникации.

В ситуации, когда в  стране есть доноры и дотационные  субъекты Федерации нельзя всю ответственность  перекладывать только на местные власти. Без федерального финансирования экономическое неравенство, в частности в сфере обновления коммуникаций для питьевой воды, не преодолеть. Поэтому мы согласны с авторами, которые считают необходимыми следующие меры по преобразованию водо-канального хозяйства: создание федеральной целевой программы «Чистая вода» на период до 2020 года, обеспечение ее финансирования и внесение соответствующих изменений в федеральный бюджет на среднесрочный период с 2012 по 2014 годы.

На основе изучения практики деятельности ОАО «КемВод», а также принципов, внедряемых в области технического регулирования, мы пришли к выводу о недопустимости подмены в нормативных актах и технических регламентах понятия «питьевая вода» понятием «контроля качества» питьевой воды.

Питьевая вода должна соответствовать ограниченному  количеству показателей, которые с  учетом уровня развития национальной экономики и научно-технического прогресса, выполнимы водоканалами. При этом в процессе развития технологии и экономики, количество показателей может поэтапно увеличиваться.

 

 

Заключение

 

В заключение подведем итоги проведенного в курсовой работе теоретического исследования, оценим завершенность его целей и намеченных задач.

Водоснабжение и водоотведение  — важнейшие подотрасли жилищно-коммунального комплекса страны, направленные на повышение уровня жизни людей, благоустройство населенных пунктов, развитие промышленности и сельского хозяйства.

Под водоснабжением принято  понимать комплекс санитарных мероприятий  и инженерных сооружений, предназначенных для обеспечения водой требуемого качества различных ее потребителей.

Система водоснабжения  состоит из водоисточников и водозаборных сооружений, насосных станций и водоочистных комплексов, магистральных трубопроводов, резервуаров и других устройств.

Все многообразие встречающихся  на практике систем водоснабжения можно  классифицировать по основным признакам:

- виду использования  природных источников — водопроводы,  получающие воду из поверхностных  источников (речные, озерные, морские  и т. д.), из подземных источников (артезианские, родниковые и т. д.), и водопроводы сметанного питания (при использовании различных видов водоисточников);

- по назначению —  водопроводы коммунальные (городов,  поселков), железнодорожные, сельскохозяйственные, производственные, которые в свою очередь подразделяются по отраслям промышленности (водопроводы химических комбинатов, тепловых электростанций, металлургических заводов и т. п.);

- по территориальному  признаку — локальные (одного объекта) и групповые (или районные) водопроводы, обслуживающие группу объектов; но способам подачи воды — водопроводы самотечные гравитационные) и с механической подачей воды (с помощью насосов); по кратности использования потребляемой воды — системы прямоточные, с оборотом воды, с последовательным использованием воды на различных уровнях.

Современный этап развития жилищно-коммунального хозяйства  Российской Федерации характеризуется  его дифференциацией, т.е. выделением из единого жилищно-коммунального  комплекса отдельных систем, развитие каждой из которых нуждается в самостоятельной правовой регламентации.

Если за годы реформ в  энергетике и газовом хозяйстве  сформировалось законодательство, регулирующее основы организации рыночных отношений  в этих сферах, то о водоснабжении  и водоотведении этого сказать нельзя. Такое положение обусловлено во многом тем, что в стране никогда не было и нет единой федеральной системы водоснабжения. Водопровод и канализация – это, как правило, системы местного, реже регионального масштаба. В то же время их жизнеобеспечивающие значение ничуть не меньше, а возможно и больше, чем значение систем электро-, тепло- и газоснабжения.

В настоящее время  нормативно-правовые акты, регламентирующие деятельность предприятий жилищно-коммунального  хозяйства, в том числе по водоснабжению и водоотведению находятся на различных уровнях управления: федеральном, региональном и местном.

На уровне субъекта Российской Федерации – Удмурской республики действует также Закон Удмурской республики «О жилищно-коммунальном хозяйстве Удмурской республики» № 37 от 12.11.1997, который определяет правовые, организационные, финансово-экономические основы деятельности жилищно-коммунального хозяйства Удмурской республики как системы жизнеобеспечения населенных пунктов, а также формы и способы государственного контроля качества обслуживания и регулирования деятельности жилищно-коммунального хозяйства.

На уровне г. Можга действует Постановление Можгинской городской Думы «О тарифах на питьевую воду, услуги водоотведения и очистки сточных вод» № 66 от 23.01.2008.

Место водоснабжения и водоотведения в современном жилищно-коммунальном комплексе страны обусловлено особенностями, связанными с использованием ценного природного ресурса - воды.

Основным источником питьевой воды г. Можги  является р.Вала. МУП «Водоканал» - основной поставщик воды в г. Можге. В МУП «Водоканал» есть все необходимые службы и подразделения для осуществления основной задачи – надежного водоснабжения и водоотведения г.Можги.

Автоматизированная система  управления объектами водоснабжения и водоотведения предназначена для автоматизации процесса сбора и обработки информации о работе канализационных насосных станций (КНС), водонасосных станций (ВНС) и других объектов сети водоснабжения и водоотведения, а также для решения задач централизованного управления объектами водоснабжения и водоотведения с централизованного диспетчерского пункта (ЦДП).

В 2003 г. на водоочистных сооружениях г .Можге внедрена технология аммонизации воды с применением технического аммиака, что позволило улучшить бактерицидные и органолептические свойства воды и, что особенно важно, полностью исключить образование канцерогенных галогенорганических соединений. В 2004 — 2005 гг. внедрены высокоэффективные флокулянт «Праестол» и коагулянт оксихлорид алюминия, что позволило обеспечить высокую степень очистки воды, в том числе и в период паводка.

Все сказанное позволяет  с уверенностью утверждать, что город  обеспечивается качественной питьевой водой. Государственное воздействие  на рыночную экономику связано, прежде всего, с использованием экономических средств. Регулирование тарифов на услуги субъектов предприятий ВКХ – один из наиболее мощных и действенных рычагов регулирования естественных монополий в арсенале государства.

Вопросы законодательного обеспечения технического регулирования качества питьевой воды, питьевого водоснабжения и водоотведения актуализируются необходимостью решения задач в области социально-экономического развития. Успешное решение этих задач во многом зависит от возможностей надежного и безопасного функционирования сферы жилищно-коммунального хозяйства за счет применения комплекса правовых, организационных и экономических методов и средств.

В связи с этим значительная роль отводится техническому регулированию, включающему в себя нормативно-правовые и научно-технические подходы к повышению эффективности основной деятельности предприятий и инженерных систем жилищно-коммунального хозяйства, обеспечению населения качественной питьевой водой и соблюдению требований экологической и санитарно-технической безопасности при отведении сточных вод.

Водоснабжение и водоотведение  представляют собой именно такой  вид деятельности, который, с одной  стороны, направлен на обеспечение  населения и предприятий жизненно необходимым ресурсом, поддержание  санитарного состояния в местах проживания и деятельности людей, а с другой, связан с использованием сложных инженерных сооружений и конструкций и несет в себе риск причинения вреда здоровью граждан, экологии региона и, в конечном итоге, спокойствию и стабильности в обществе.

Коммунальное хозяйство обеспечивает потребности в воде городского населения, коммунальных, транспортных и прочих непромышленных муниципальных предприятий. Создавая условия для жизнедеятельности населения, отрасль занимает важное место в системе социальной и производственной инфраструктуры городских агломераций и характеризуется большой капиталоемкостью и сложной организацией.

Отличительная особенность  коммунального хозяйства — постоянство  водопотребления и жесткие требования к качеству воды. В использовании вод значительный удельный вес принадлежит подземным водам, имеющим лучшее качество по сравнению с поверхностными.

На основании материалов проведенного исследования обоснована неэффективность установления тарифа на услуги водоснабжения и водоотведения, определяемого путем включения в него экономически обоснованных затрат предприятий водоканального хозяйства с использованием плановых показателей экономического развития.

Информация о работе Деятельность организации водопроводно-канализационного комплекса