Статистическое изучение рынка услуг по туризму в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2013 в 20:10, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение туристического рынка .
В соответствии с данной целевой установкой были сформулированы основные задачи исследования:
- изучение теоретических основ туристической деятельности;
- рассмотреть систему показателей статистики туризма;
- анализировать состояния рынка туристических услуг в России;
- провести расчёт статистических показателей, характеризующих ситуацию на рынке услуг.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СТАТИСТИЧЕСКОГО ИЗУЧЕНИЯ РЫНКА УСЛУГ ПО ТУРИЗМУ 6
1.1 Сущность рынка услуг по туризму 6
1.2 Основные этапы развития туризма в России 13
1.3 Специфические показатели рынка услуг по туризму 16
1.4 Перспективы развития рынка туристических услуг в России 19
ГЛАВА 2. РАСЧЕТ И АНАЛИЗ ПОКАЗАТЕЛЕЙ РЫНКА УСЛУГ ПО ТУРИЗМУ 22
2.1 Группировка 22
2.2 Расчет относительных величин 23
2.3. Расчет средних величин и показатели вариации 26
2.4.Применение выборочного метода 31
2.5. Расчет показателей динамики 32
2.6. Корреляционно-регрессионный анализ 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 39
ПРИЛОЖЕНИЯ 40

Файлы: 1 файл

Шилина Елена 11-ЭК-1.docx

— 285.05 Кб (Скачать файл)

, где  – значение признака, - среднее значение признака, - число вариантов.

 

Определим отклонение от среднего , результаты расчетов внесем в табл. 4.

Таблица 4.

Организации

x

||

()2

Гостиница

4 442

3 382,8

11 443 561,4

Меблированные комнаты

700

359,2

129 000,7

Мотель

123

936,2

876 408,0

Пансионат

159

900,2

810 300,0

Общежитие

500

559,2

312 667,4

Др.организации

431

628,2

394 593,4

Итого:

6 355

6 765,7

13 964 455,96


 

 

3)Среднее квадратическое отклонение – обобщающая характеристика размеров вариации в совокупности. Для дискретных рядов рассчитывается по следующей формуле:

 

Дисперсия представляет собой среднее квадратическое отклонение в квадрате:

 

4)Коэффициент вариации показывает отклонение среднего квадратического отклонения от среднего значения признака:

 

Данная совокупность неоднородна, так как коэффициент вариации превышает 33%.

5)Коэффициент осцилляции показывает отклонение размаха вариации от среднего значения признака:

 

Данный коэффициент показывает отклонение размаха вариации от средней величины.

2.4.Применение  выборочного метода

Выборочное наблюдение –  это такое несплошное наблюдение, при котором отбор подлежащих обследованию единиц осуществляется в случайном порядке, отобранная часть изучается, а результаты распространяются на всю исходную совокупность.

Используя данные прил.5, проведем выборочное обследование.

За выборочную совокупность возьмем количество санаторно-курортных организаций в ЦФО за 2011 год по областям , тогда  N =18 областей, n = 5 областей. Выбираем области: Белгородская, Брянская, Владимирская, Воронежская, Ивановская. Расчет ведем с вероятностью 0,997(t=3)

 Определим среднее количество организаций за 2011 год по выборочным данным:

=

Рассчитаем  дисперсию:

=

Средняя ошибка выборки будет равна:

 

 

 

 

Среднее количество организаций в ЦФО за 2011 год находилось в пределах от 11 до 20 организаций, с вероятностью 0,997.

2.5. Расчет  показателей динамики

Ряды динамики — это ряды статистических показателей, характеризующих развитие явлений природы и общества во времени. Публикуемые Госкомстатом России статистические сборники содержат большое количество рядов динамики в табличной форме. Ряды динамики позволяют выявить закономерности развития изучаемых явлений.[9]

По прил. 4 рассчитаем показатели динамики и представим их в табл. 5.

 

 

 

 

 

 

Таблица 5

Расчет показателей динамики

             Поступления

              (тыс.руб.)

 

   Показатели

Годы

2004

2005

2006

2007

2008

2009

2010

11 220 479,9

22824610,8

26762346,4

34219334,8

40704257,1

38452141,2

51917842,5

Абсолютный прирост Δ, ед.

Цепной

yi-yi-1

-

11604130,9

3937735,6

7456988,4

6484922,3

-2252115,9

13465701,3

Базисный

yi-y1

-

11604130,9

15541866,5

22998854,9

29483777,2

27231661,3

40697362,6

Коэффициент роста, Кр

Цепной, yi/yi-1

-

2,034

1,173

1,279

1,190

0,945

1,350

Базисный,

yi/y1

-

2,034

2,385

3,050

3,628

3,427

4,627

Темп роста, Тр = Кр*100%

Цепной

-

203,4

117,3

127,9

119,0

94,5

135,0

Базисный

-

203,4

238,5

305,0

362,8

342,7

462,7

Темп прироста, Тп=Тр-100%

Цепной, yi/yi-1

-

103,4

17,3

27,9

19,0

-5,5

35,0

Базисный, yi/y1

-

103,4

138,5

205,0

262,8

242,7

362,7

Абсолютное значение 1% прироста А, ед. А=Δi/Tпi

Цепной

-

112225,63

228938,11

267275,75

343117,58

409475,62

384734,32

Базисный

 

-

112225,63

112215,64

112244,29

112190,93

112202,97

112206,68




 

Средние показатели динамики за весь анализируемый период:

  1. Средний уровень интервала ряда динамики:
  2. Средний абсолютный прирост:
  3. Средний коэффициент роста:
  4. Средний темп роста: =124,5%
  5. Средний темп прироста:
  6. Средняя величина абсолютного значения 1% прироста: тыс.руб.

Таким образом, в среднем  темп роста выручки, составил 124,5% или 6782893,76 тыс.руб., что определено средним приростом в размере 24,5% в год. В среднем на 1% роста приходится  около 277 305,55 тыс.руб.

Статистический ряд динамики также включает тренд – основную тенденцию развития динамического ряда.

Для определения тренда  на основе прил. 4 применим метод аналитического выравнивания с применением уравнения . Расчеты необходимых величин произведем в табл. 6.

Таблица 6

Расчет величин  для определения тренда

Год

Выручка 
(тыс.руб)

t

t2

yt

     

2004

11 220 479,9

-3

9

-33 661 439,7

14 376 316,89

-3 155 836,99

9 959 307 088 517,25

2005

22 824 610,8

-2

4

-45 649 221,6

20 350 926,15

2 473 684,65

6 119 115 757 540,36

2006

26 762 346,4

-1

1

-26 762 346,4

26 325 535,41

436 810,99

190 803 841 858,40

2007

34 219 334,8

0

0

0

32 300 144,67

1 919 190,13

3 683 290 755 089,40

2008

40 704 257,1

1

1

40 704 257,1

38 274 753,93

2 429 503,17

5 902 485 648 181,04

2009

38 452 141,2

2

4

76 904 282,4

44 249 363,19

-5 797 221,99

33 607 782 824 528,40

2010

51 917 842,5

3

9

155 753 527,5

50 223 972,45

1 693 870,05

2 869 195 736 123,78

Итого:

226 101 012,7

0

28

167 289 059,3

226 101 012,7

0

62 331 981 651 838,60


 

 

 

 

 

Т.о., уравнение  тренда имеет вид , а так же представлен график тренда на рис.2:

Рис 2. График тренда выручки от оказанных услуг в РФ в период 2004-2010 гг.

Рассчитаем прогноз на 2013 г. :

5 974 609,261*10+8 401 707,63= 68 147 800,24 руб.

На  основе графика можно сделать  вывод, что заметна тенденция роста выручки от оказанных услуг в период с 2004 по 2010г. Выручка от оказания туристических услуг в 2013 г будет составлять  68 147 800,24 руб.

2.6. Корреляционно-регрессионный анализ

Важнейшей целью  статистики является изучение объективно существующих связей между явлениями. В ходе статистического исследования этих связей необходимо выявить причинно-следственные зависимости между показателями, т.е. насколько изменение одних показателей зависит от изменения других показателей. В статистике выделяют следующие основные виды связей:

1) Функциональная (полная связь) – это связь,  в которой величина факторного признака строго соответствует одному или нескольким значениям функции.

2) Корреляционная (неполная) связь проявляется в  среднем для массовых явлений, когда заданным значениям зависимой переменной соответствует некоторый ряд вероятных значений независимой переменной. [2]

В статистике при изучении взаимосвязей чаще всего применяется  метод парной корреляции, которая представляет собой  однофакторный корреляционный и последующий регрессионный анализ.

На основе данных прил. 4 и 6 проведем анализ связи между показателями численности  принятых туристов(X) и выручкой от реализации услуг(Y). Построим график зависимости (рис. 3):

 

Рис. 3. График зависимости выручки за оказанные тур.услуги от числа приняты туристов период 2006-2010 г.

График зависимости показывает, что если увеличивается въезд в Россию туристов, то и выручка также увеличивается

Для того что  бы определить тесноту связи, рассчитаем коэффициент корреляции по промежуточным данным из табл. 7.

 

Определим и с помощью средней арифметической простой:

,  

Таблица 7

Промежуточные расчеты корреляционного анализа

Год

Численносить туристов

Выручка

2006

157 987

26 762 346,4

-30 181,6

-11 648 838

351580568980,8

910 928 978,6

135695426750244,0

2007

180 366

34 219 334,8

-7 802,6

-4 191 849,6

32707325689,0

60 880 566,76

17571603069020,2

2008

198 347

40 704 257,1

10 178,4

2 293 072,7

23339811169,7

103 599 826,6

5258182407485,3

2009

178 283

38 452 141,2

-9 885,6

40 956,8

-404882542,1

97 725 087,36

1677459466,2

2010

225 860

51 917 842,5

37 691,4

13 506 658,1

509084853110,3

1 420 641 634

182429813030296,0

Итого

940 843

192 055 922

-

-

916307676 407,7

2 593 776 093,2

340956702716511,0


 

Подставим данные в формулу

 

Так как коэффициент  корреляции r принимает значение равное 0,974, можно говорить о том, что существует сильная прямая связь между выручкой за оказанные туристические услуги и числом принятых туристов в РФ.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На основе проведенных  расчетов и анализа показателей  туристической деятельности в Российской Федерации  можно сделать следующие выводы:

    • В период 2002 – 2011гг. в РФ минимальное кол-во турфирм приходится на 2002, 2003 и 2004 года и находится в интервале от 3 345 до 5 075 тыс. чел., а максимальное – на 2010 и 2011 года и находится в интервале от 8 535 до 10 266 турфирм.
    • В 2011 году на 1000 гостиниц, приходиться: 158 меблированных комнат, 28 мотелей, 36 пансионатов, 113 общежитий и 97 других организаций гостиничного типа.
    • В 2010г. на 100тыс. жителей приходилось 6 предприятий туристической сферы, в 2011г. – 7 предприятий
    • За период с 2004 по 2010 год выручка в среднем увеличилась в 1,413 раза, или на 41,3%.
    • Среднее количество организаций  в ЦФО за 2011 год находилось в пределах от 11,2 до 19,6 с вероятностью 0,997.
    • Выручка от оказания туристических услуг в 2013 г будет составлять  68 147 800,24 руб.
    • В среднем темп роста выручки, составил 124,5% или 6782893,76 тыс.руб., что определено средним приростом в размере 24,5% в год. В среднем на 1% роста приходится  около 277 305,55 тыс.руб.

Все эти выводы свидетельствуют о том, что рынок туристических услуг Российской Федерации имеет значительные темпы развития в настоящее время и перспективы развития в будущем.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Воскресенский В.Ю. Международный туризм: учеб. пособие. – 2-е изд.. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008
  2. Гусаров, В.М., Кузнецова, Е.И. Статистика. 2-е издание / В.М. Гусаров, Е.И. Кузнецова. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. – 479с.
  3. Елисеева, И.И. Общая теория статистики: учеб. для вузов/И.И. Елисеева, М.М. Юзбашев. – 5-е изд., доп. и перераб. - М.: Финансы и статистика, 2009. – 654 с.
  4. Ефимова, М.Р. Общая теория статистики: учеб. для вузов / М.Р. Ефимова, Е.В. Петрова. В.Н. Румянцев. – 2-е изд., исп. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2010. – 412 с.
  5. Исмаев Д.К. Организация въездного туризма в Российскую Федерацию: Учебно-практическое пособие. – М.: ООО «Книгодел», 2009.
  6. Исмаев Д.К. Основная деятельность туристской фирмы (на примере российского турбизнеса): Учебно-практическое пособие. – М.: ООО «Книгодел», 2009.
  7. Назаров, М.Г. Курс социально-экономической статистики / М.Г. Назаров. – М.: Финстатинформ, ЮНИТИ-ДАНА, 2007. – 771с.
  8. Ревинский И.А. Поведение фирмы на рынке услуг. Туризм и путешествия: Учебное пособие. – Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2008.
  9. Салин, В.Н. Социально-экономическая статистика: практикум: учеб. пособие для вузов/ В.Н. Салин, Е.П. Шпаковская, М.В. Вахрамеева, И.В. Воробьева. – М.: Финансы и статистика, 2008. – 190 с.
  10. Чернова Т.В. Экономическая статистика: учебное пособие./ Т.В. Чернова. – М.:ТРТУ, 2009. – 300 с.
  11. Центральная база статистических данных// Росстат [сайт]. URL: http://www.gks.ru/dbscripts/cbsd/ (дата обращения: 15.03.2013)

Информация о работе Статистическое изучение рынка услуг по туризму в России