Статистическое изучение рынка услуг по туризму в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2013 в 20:10, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение туристического рынка .
В соответствии с данной целевой установкой были сформулированы основные задачи исследования:
- изучение теоретических основ туристической деятельности;
- рассмотреть систему показателей статистики туризма;
- анализировать состояния рынка туристических услуг в России;
- провести расчёт статистических показателей, характеризующих ситуацию на рынке услуг.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СТАТИСТИЧЕСКОГО ИЗУЧЕНИЯ РЫНКА УСЛУГ ПО ТУРИЗМУ 6
1.1 Сущность рынка услуг по туризму 6
1.2 Основные этапы развития туризма в России 13
1.3 Специфические показатели рынка услуг по туризму 16
1.4 Перспективы развития рынка туристических услуг в России 19
ГЛАВА 2. РАСЧЕТ И АНАЛИЗ ПОКАЗАТЕЛЕЙ РЫНКА УСЛУГ ПО ТУРИЗМУ 22
2.1 Группировка 22
2.2 Расчет относительных величин 23
2.3. Расчет средних величин и показатели вариации 26
2.4.Применение выборочного метода 31
2.5. Расчет показателей динамики 32
2.6. Корреляционно-регрессионный анализ 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 39
ПРИЛОЖЕНИЯ 40

Файлы: 1 файл

Шилина Елена 11-ЭК-1.docx

— 285.05 Кб (Скачать файл)

 

 

Кафедра «Экономика, организация производства, управление»

 

 

 

 

Курсовая работа

по дисциплине «Статистика»

Статистическое  изучение рынка услуг

по  туризму в России

 

 

 

Выполнила

студентка гр. 11-ЭК-1

Шилина.Е.С.

Проверила

к.э.н., доц. Новикова А.В.

 

 

 

Брянск 2013г

АННОТАЦИЯ

Темой данной курсовой работы является «Статистическое изучении

рынка услуг по туризму в России». Курсовая работа состоит из двух глав.

В первой главе  рассматриваются теоретические  основы изучения рынка услуг по туризму. Даются основные понятия и система показателей, необходимых для проведения анализа. Представлен обзор текущей ситуации на рынке услуг в России и прогноз на ближайшие годы.

Во второй главе проводится комплексный статистический анализ объекта исследования: сводка и группировка данных, расчет относительных величин, показателей динамики, средних величин и показателей вариации, корреляционно-регрессионный анализ. Результаты расчетов проиллюстрированы с помощью таблиц и графиков.

В заключении сделан вывод о состоянии и  перспективах развития рынка услуг в России на основе полученных результатов исследования.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 4

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СТАТИСТИЧЕСКОГО ИЗУЧЕНИЯ РЫНКА УСЛУГ ПО ТУРИЗМУ 6

1.1 Сущность рынка услуг по туризму 6

1.2  Основные этапы развития туризма в России 13

1.3 Специфические показатели рынка услуг по туризму 16

1.4 Перспективы развития рынка туристических услуг в России 19

ГЛАВА  2. РАСЧЕТ И АНАЛИЗ ПОКАЗАТЕЛЕЙ РЫНКА УСЛУГ ПО ТУРИЗМУ 22

2.1 Группировка 22

2.2 Расчет относительных величин 23

2.3. Расчет средних величин и показатели вариации 26

2.4.Применение выборочного метода 31

2.5. Расчет показателей динамики 32

2.6. Корреляционно-регрессионный анализ 35

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 39

ПРИЛОЖЕНИЯ 40

ВВЕДЕНИЕ

Одна из наиболее значительных, постоянных и долгосрочных тенденций, сопутствующая формированию и развитию мирового хозяйства, – неуклонный рост влияния туризма как на мировую экономику в целом, так и на экономику отдельных стран и регионов. Становится очевидным превращение туризма в крупную самостоятельную отрасль национальной экономики, деятельность которой направлена на удовлетворение специфических потребностей населения. Многообразие этих потребностей удовлетворяется не только туристическими предприятиями, но и предприятиями других отраслей, что обусловливает значение туризма как одного из факторов мультипликативного воздействия на развитие экономики. Туризм является одним из факторов мировых интеграционных процессов, а туристский бизнес становится сейчас значимым сектором экономики. По данным Всемирной Туристской Организации (ВТО) и Международного Валютного Фонда, туризм с 1998 года вышел на первое место в мировом экспорте товаров и услуг. По прогнозам ВТО, в ближайшие десятилетия темпы роста туризма сохранятся.

Россия, несмотря на богатейшие туристские ресурсы, занимает незначительную долю в мировом туристском потоке. По оценкам ВТО, потенциальные возможности России позволяют принимать до 40 млн. иностранных туристов в год, что в 5 раз больше, чем на сегодняшний день.

Туризм имеет не только экономическое, но и огромное социально-политическое значение, что предъявляет дополнительные требования к его развитию. В сфере  туристского рынка тесно переплетаются  интересы культуры и здравоохранения, безопасности и международных отношений, экономики и экологии, занятости и образовательного уровня населения. Решение важной социально-экономической задачи – повышение уровня благосостояния и качества жизни российских граждан – во многом определяется состоянием рынка туристских услуг. Следовательно, исследование этого сектора национальной экономики представляется важной и перспективной задачей.

Целью данной работы является изучение туристического рынка .

В соответствии с данной целевой  установкой были сформулированы основные задачи исследования:

- изучение теоретических  основ туристической деятельности;

- рассмотреть систему показателей  статистики туризма; 

- анализировать состояния рынка туристических услуг в России;

- провести расчёт статистических  показателей, характеризующих ситуацию на рынке услуг.

Объектом исследования является современный туристический рынок России.

Предметом исследования выступает ситуация на российском рынке туризма.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  ОСНОВЫ СТАТИСТИЧЕСКОГО ИЗУЧЕНИЯ РЫНКА  УСЛУГ ПО ТУРИЗМУ

1.1 Сущность рынка услуг по туризму

Туризм – явление, известное  каждому. Во все времена нашу планету  пересекали многочисленные путешественники и первопроходцы. Но лишь недавно туризм возник как специфическая форма деятельности людей, которой обязательно нужно управлять.

Туризм сегодня – это сфера  социально-экономического комплекса, которая во многих странах превратилась в бурно развивающуюся индустрию. В настоящее время каждое 7-е рабочее место в мире приходится на туристский бизнес. По прогнозам ВТО, к 2020 году количество международных туристских прибытий составит 1,6 млрд., то есть в 3 раза превысит показатели 2000 года. Ежедневные расходы туристов, исключая авиаперевозки, возрастут до 5 млрд. долларов в день. [1]

Туризм – временное перемещение  людей с места своего постоянного  проживания в другую страну или местность  в пределах своей страны в свободное время в целях получения удовольствия и отдыха, оздоровительных, гостевых, познавательных или в профессионально-деловых целях, но без занятия оплачиваемой деятельностью в посещаемом месте.

Туроператор – туристическое предприятие, которое занимается разработкой туристических маршрутов и комплектацией туров, обеспечивает их функционирование, организует рекламу, рассчитывает в соответствии с действующими нормативами и утверждает в установленном порядке цены на туры по этим маршрутам, продает туры турагентам для выпуска и реализации путевок по своим лицензиям.

Турагент – фирма, приобретающая туры, разработанные туроператором, выпускающая на эти туры путевки и реализующая их потребителю.

Как и всякий другой товарный рынок, рынок туризма неоднороден. В его структуре выделяются более  мелкие по своим масштабам рынки. В связи с этим существует достаточно много признаков классификации  туристского рынка. Отметим лишь наиболее важные, которые имеют первостепенное значение для маркетинговых исследований.

По отношению к определенному  району (например, регион, страна или  группа стран) можно выделить следующие  рынки:

- рынок внутреннего туризма,  включающий путешествия жителей  какого-либо района по этому району;

- рынок въездного туризма,  включающий путешествия по какому-либо  району лиц, не являющихся его  жителями;

- рынок выездного туризма,  включающий путешествия жителей  какого-либо района в другой  район.

Если под районом подразумевается  страна, то можно по-разному сочетать термины «внутренний» и «въездной» туризм, получая следующие виды рынков туризма:

- рынок туризма в пределах  страны, включающий внутренний и  въездной туризм;

- рынок национального  туризма, охватывающий внутренний  туризм и выездной туризм;

- рынок международного  туризма, состоящий из въездного  и выездного туризма.[5, c.65-66]

Важна также классификация  по другим признакам.

В зависимости от цели путешествия  выделяют рынки туризма:

- рекреационного;

- делового;

- научного;

- культурно-познавательного;

- религиозного;

- этнического.

В зависимости от характера  организации путешествия различают  рынки организованного туризма и неорганизованного.

По числу участников путешествия  выделяют рынки группового и индивидуального туризма.

В зависимости от способа  передвижения различают рынки туризма:

- пешеходного;

- железнодорожного;

- авиационного;

- морского и речного;

- автомобильного.

Перечисленные классификационные  группировки туристских рынков не исчерпывают  всего их разнообразия.

Современный туристский рынок  выполняет следующие функции:

- согласование производства  и потребления туристских продуктов,  поддержание сбалансированности  спроса и предложения по объему  и структуре;

- установление ценностных  эквивалентов для обмена туристских  продуктов;

- обеспечение экономического  стимулирования эффективности производства туристских продуктов (побуждение производителя к созданию необходимых туристских продуктов с наименьшими затратами и получением прибыли);

- обеспечение экономичности  потребления туристских продуктов  (сокращение издержек и обеспечение соразмерности спроса населения на туруслуги с заработной платой).

В настоящее время индустрия  туризма является одной из наиболее динамично развивающихся форм международной торговли услугами.

Спецификой туристического рынка является явное преобладание услуг. Туристические товары и услуги могут быть потреблены только в том  случае, если потребитель доставлен  в место их производства, а обычные  товары и услуги готовы к потреблению  тогда, когда произведенная продукция  закончит передвижение от места производства к месту потребления.

Другими особенностями туристских услуг как объектов купли-продажи  являются неравномерность спроса в  течение года (например, для отдыха или религиозного туризма), широкий  диапазон эластичности спроса на определенные услуги.[6]

Поскольку туристы потребляют услуги и товары в месте временного проживания, то структура их потребления  рассматривается как совокупность обязательных, специфических и дополнительных потребностей.

Под инфраструктурой рынка  понимают совокупность предприятий, организаций и служб, способствующих реализации экономических, хозяйственных и других отношений между основными субъектами. Применительно к рынку туристских услуг в состав инфраструктуры входят:

1. средства размещения туристов (гостиницы и др.);

2. объекты общественного питания;

3. средства транспорта, обслуживающего туристов;

4. объекты познавательного, оздоровительного, культурно-исторического, религиозного, спортивного, развлекательного характера, а также объекты иного назначения, используемые при предоставлении туристских услуг или специально созданные для этих целей;

5. организации, предоставляющие экскурсионные услуги, услуги гидов-переводчиков и осуществляющие формальности при пересечении границ между государствами.

Особенностью инфраструктуры рынка туристических услуг является то, что многие организации и объекты  этой инфраструктуры обслуживают не только туристов, но и других субъектов, не имеющих отношения к туризму. Такими организациями являются: транспортные объекты, предприятия общественного питания, средства массовой информации, службы, занимающиеся санитарными, полицейскими и другими формальностями.

Большинство средств производства туристических услуг арендуется туроператором у других хозяйствующих субъектов, не имеющих прямого отношения к туризму. Об этом свидетельствует соотношение основных и оборотных средств туристических фирм. Оборотные средства, как правило, составляют 88-95 % общей стоимости средств производства.

Другой особенностью инфраструктуры рынка туристических услуг является неравномерность (сезонность) функционирования в течение года.

Средства размещения - любые  объекты, которые регулярно или  иногда предоставляют туристам для  ночевки в комнатах, в каких-либо иных помещениях или на огороженных площадках. Различают коллективные и индивидуальные средства размещения. К коллективным средствам размещения относят: гостиницы, аналогичные им средства, специализированные заведения и прочие предприятия размещения.

Гостиницы обладают следующими признаками: состоят из номеров, число  которых превышает определенный минимум; имеют единое руководство; предоставляют гостиничные услуги, перечень которых не ограничивается ежедневной заправкой постелей, уборкой номера и санузла; сгруппированы в классы и категории в соответствии с предоставляемыми услугами, имеющимся оборудованием, отвечающими стандартам страны.

Заведения, аналогичные гостиницам, имеют признаки гостиницы, но предоставляют  только ограниченные услуги (заправку постелей, уборку номера и санузла). Специализированные предприятия размещения, кроме предоставления гостиничных услуг, выполняют еще какую-либо специализированную функцию (оздоровительную, лечебную, транспортную, обмен научными и профессиональными знаниями и др.).

Прочие коллективные средства размещения представляют собой организованные под жилища молодежные общежития, малые суда в бухтах, палатки, автоприцепы, дома на колесах и др.[6, c.39]

Функционирование средств  размещения регламентируется законодательными и нормативными документами каждой страны.

Объекты общественного питания - рестораны, бары, кафе, закусочные, буфеты и столовые в сфере туристических  услуг, как правило, относятся к  объектам гостиничной деятельности. Стоимость питания включается в  стоимость гостиничного номера или тура.

Классификатор видов экономической  деятельности, продукции и услуг  предусматривает также самостоятельное  приготовление пищи отдыхающими  и туристами в пансионатах  и в системах предоставления отдыха (таймшерах). Если стоимость питания не включена в стоимость тура, то туристы питаются в ресторанах, кафе и других объектах питания как обычные посетители.

Различают следующие виды оплаченного питания:

1. полный пансион (завтрак, обед и ужин);

2. полупансион (только завтрак и обед или только завтрак и ужин);

3. только завтрак.

Формы обслуживания питанием туристов:

1. «шведский стол» - туристам предоставляется право выбора любого блюда и в любом количестве из имеющихся в наличии:

2. «табльдот» - форма обслуживания туристов официантом по единому меню с ограниченным числом блюд;

Информация о работе Статистическое изучение рынка услуг по туризму в России