Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2013 в 22:33, курсовая работа
Целью курсовой работы является статистический анализ динамики и факторов развития малого предпринимательства в России.
Исходя из цели курсовой работы, мы ставим перед собой следующие задачи:
- Рассмотреть понятие и роль малого предпринимательства в экономике;
- проанализировать структуру и направления развития малого предпринимательства в странах с развитой рыночной экономикой;
- охарактеризовать развитие малого предпринимательства в России.
Введение 4
1. Понятие и роль малого предпринимательства в экономике 6
2. Структура и направления развития малого предпринимательства в странах с развитой рыночной экономикой 9
3. Динамика развития малого предпринимательства в России 13
4. Направления совершенствования развития малого предпринимательства в России 31
Заключение 32
Список использованной литературы 34
Малый бизнес в силу своей специфики имеет ярко выраженную региональную ориентацию. Малые предприятия обычно строят свою деятельность, исходя из потребностей и возможностей насыщения местного рынка, объема и структуры локального спроса. Они предоставляют новые рабочие места местному населению. В условиях развития хозяйственной самостоятельности регионов малый бизнес может рассматриваться как важное средство оптимизации структуры региональной экономики.
Государственная политика в отношении и предпринимательской деятельности в целом, и малого бизнеса в частности может быть эффективной только тогда, когда ее ориентация совпадает с внутренним вектором развития самого предпринимательства. Поддержка со стороны государства не может быть ничем иным, как именно поддержкой процесса саморазвития бизнеса, направленной на смягчение или устранение препятствий для этого саморазвития, с использованием широкого набора инструментов и стимулов в достижении тех общих социально-экономических целей, которые каждый предприниматель в отдельности перед собой, как правило, не ставят.
С точки зрения
предпринимателя государство
С точки зрения
государства предприниматель
Успешное развитие малого предпринимательства возможно лишь при наличии политической воли государства сформировать благоприятные социальные, экономические, правовые, политические и другие условия, поддержание и укрепление которых, в свою очередь, обеспечивается широкомасштабным развитием малого бизнеса.
Потенциал малого бизнеса остается нереализованным. Существуют серьезные экономические и административные барьеры для выхода новых предприятий на рынок и развития их деятельности. Резервы развития малых предприятий, связанные с высвобождением имущества и мощностей крупных предприятий, их демонополизацией, разукрупнением, ликвидацией или перепрофилированием, не задействованы. Интересы малого предпринимательства практически не учитываются при распределении государственных инвестиционных ресурсов, организации поставок для государственных нужд, формировании налоговой системы, в таможенном и внешнеэкономическом регулировании. Ориентируясь преимущественно на макроэкономические реформы, государство, по существу, сняло с себя ответственность за судьбу экономически активных граждан, работающих в секторе малого бизнеса, полагая, что его развитие не является решающим фактором в проведении экономических реформ. Иначе говоря, мнение и позиция представителя малого предпринимательства, его групповые насущные потребности, проблемы и заботы учитываются государством в минимальной степени.
Рост занятости, объемов производства, инвестиционной активности малых предприятий в 2006 году (таблицы 3 и 4) позволяют сделать вывод о наступившей стабилизации в развитии малого предпринимательства.
Таблица 3
Объемы производства продукции на малых предприятиях в 2006 г9.
Федеральные округа |
Объем производства в 2006 году |
Справочно:
2006 г. в % к 2005 г. | ||
Млн.,руб. |
На душу насел.,руб. |
В % к 2005г. | ||
РФ Центральный Северо-Западный Южный Приволжский Уральский Сибирский Дальневосточный |
794285,8 248575,5 117114,3 78780,3 159192,2 71788,0 71795,5 47040,1 |
5517,6 6813,7 8213,3 3669,1 5031,1 5733,8 3495,1 6683,6 |
119,3 117,3 133,2 127,9 148,8 82,1 103,1 113,2 |
109,1 113,6 97,6 103,6 98,3 204,5 110,1 93,8 |
В январе-сентябре 2006 г. производство продукции (работ, услуг) на МП выросло на 19,3% относительно аналогичного периода предыдущего года. При этом увеличение более значительно, чем по итогам января-сентября 2005 г.
Таблица 4
Инвестиции в основной капитал на малых предприятиях 2006 г10.
Федеральные округа |
Объем производства в 2006 году |
Справочно:
2006 г. в % к 2005 г. | ||
Млн.,руб. |
На душу насел.,руб. |
В % к 2005г. | ||
РФ Центральный Северо-Западный Южный Приволжский Уральский Сибирский Дальневосточный |
32772,2 10680,6 2804,5 3194,1 9322,9 2373,6 3265,7 1130,9 |
227,7 292,8 196,7 148,8 294,6 189,6 159,0 160,7 |
148,3 175,9 67,9 116,8 236,2 199,1 101,0 144,4 |
85,6 75,8 122,0 119,7 68,4 47,9 110,7 64,9 |
В январе-сентябре 2006 г. по сравнению с январем-сентябрем 2001 г. инвестиции в основной капитал на МП в целом по стране выросли почти в 1,5 раза.
Подводя итог вышесказанному, можно сказать, что в нынешних условиях представители малого бизнеса оказались в наиболее сложном положении, которое определяется рядом моментов.
Идеологии проведения реформ отсутствует, стержнем которой должны стать целостная государственная политика по отношению к малому предпринимательству и системный подход к решению его проблем. Общепринятым стал тезис о том, что малый бизнес развивается скорее не благодаря, а вопреки государственной политике.
Недостаток урегулированности экономических отношений не позволяет предпринимателям в полной мере пользоваться залоговым и гарантийным правом, привлекать кредиты и инвестиции, что зачастую приводит к свёртыванию деятельности множества малых предприятий.
К основным проблемам также модно отнести нежелание государства видеть в секторе малого бизнеса равноправного субъекта экономических отношений, наиболее активного и подвижного участника процесса рыночных преобразований, который при минимальных собственных ресурсах обеспечивает высокую оборачиваемость капиталовложений. Мелкий собственник не имеет каких-либо существенных преимуществ в кредитно-финансовой и в налоговой системах, в таможенной защите, испытывает значительные препятствия в развитии бизнеса, действует в необычайно сложных условиях для выживания. Для представителя малого бизнеса становится невыгодной какая-либо предпринимательская деятельность в сфере производства, и в большей мере он стремится утвердиться в торговле или посредничестве.
Отношения представителей малого бизнеса с местной властью являются сложными и противоречивыми. С одной стороны, малые предприятия становится естественной, объективной и надежной опорой власти в решении экономических проблем на местном уровне, что обеспечивает данному сектору некоторую поддержку. С другой стороны, малый бизнес на местном уровне оказывается в полной зависимости от бюрократического аппарата в лице чиновничества. Неурегулированность правового положения государственного служащего позволяет чиновнику использовать свое служебное место для изъятия значительных финансовых и материальных средств у представителей малого бизнеса в обмен на выдачу тех или иных разрешительных документов, которые он обязан выдавать в рабочем режиме.
Таблица 5
Количество зарегистрированных малых предприятий
по федеральным округам Российской Федерации
Федеральные округа |
Количество зарегистрированных МП на 1 октября 2007 г. в расчете на 100 тыс. чел. населения1 |
Прирост / сокращение (-) количества зарегистрированных МП на 100 тыс. чел. населения1 за период 01.10.2006- 01.10.2007 |
РФ |
791,9 |
73,0 |
Центральный |
996,9 |
61,3 |
Северо-Западный |
1 402,7 |
223,6 |
Южный |
499,1 |
10,1 |
Приволжский |
623,2 |
58,9 |
Уральский |
661,3 |
43,2 |
Сибирский |
658,8 |
97,0 |
Дальневосточный |
794,8 |
121,3 |
1 исходя из численности населения на 1 января 2005 г.
На 1 октября 2007 г. число зарегистрированных малых предприятий составило 1 136,2 тыс., что на 10,2% выше, чем по состоянию на 1 октября 2006 г. Количество МП в расчете на 100 тыс. жителей достигло 791,9 ед., увеличившись по сравнению с 1 октября 2006 г. на 73,0 ед.
Наиболее значительно число зарегистрированных малых предприятий на 100 тыс. жителей увеличилось в Северо-Западном ФО, заметное увеличение произошло также в Дальневосточном ФО.
Таблица 6
Распределение регионов по группам с различной динамикой числа зарегистрированных малых предприятий на 100 тыс. жителей за период с 1 октября 2006 г. по 1 октября 2007 г.
Изменение числа МП на 100 тыс. жителей |
Количество регионов |
Сильное сокращение (свыше 100 ед.) |
- |
Среднее сокращение (от 50 до 100 ед.) |
2 |
Небольшое сокращение (от 0,1 до 50 ед.) |
7 |
Без изменений (0 ед.) |
4 |
Небольшое увеличение (от 0,1 до 50 ед.) |
26 |
Среднее увеличение (от 50 до 100 ед.) |
25 |
Сильное увеличение (свыше 100 ед.) |
20 |
На 1 октября 2007 г. по сравнению с 1 октябрем 2006 г. количество МП на 100 тыс. жителей выросло в 71 регионе, в то время как по итогам января-сентября 2006 г. таких регионов было 58.
Максимальный прирост
показателя был отмечен в Калининградской
Среднее сокращение показателя
было зафиксировано в Республике
Таблица 7
Среднесписочная численность занятых на МП по федеральным округам Российской Федерации в январе-сентябре 2007 г.
Федеральные округа |
Среднесписочная численность работников МП1 |
Доля занятых на МП в общей среднесписочной численности занятых | ||
тыс. чел. |
в % к январю-сентябрю 2006 г. |
% |
Изменение относительно января-сентября 2006 г., п.п. | |
РФ |
9133,4 |
107,7 |
18,8 |
1,2 |
Центральный |
3310,5 |
108,4 |
23,8 |
1,4 |
Северо-Западный |
1215,6 |
102,7 |
23,0 |
0,6 |
Южный |
914,2 |
103,7 |
16,7 |
0,6 |
Приволжский |
1814 |
109,8 |
17,0 |
1,3 |
Уральский |
646,3 |
113,1 |
13,9 |
1,4 |
Сибирский |
898,0 |
109,3 |
14,1 |
1,2 |
Дальневосточный |
334,7 |
105,5 |
14,5 |
0,9 |