Статистический анализ динамики и факторов развития малого предпринимательства в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2013 в 22:33, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является статистический анализ динамики и факторов развития малого предпринимательства в России.
Исходя из цели курсовой работы, мы ставим перед собой следующие задачи:
- Рассмотреть понятие и роль малого предпринимательства в экономике;
- проанализировать структуру и направления развития малого предпринимательства в странах с развитой рыночной экономикой;
- охарактеризовать развитие малого предпринимательства в России.

Содержание работы

Введение 4
1. Понятие и роль малого предпринимательства в экономике 6
2. Структура и направления развития малого предпринимательства в странах с развитой рыночной экономикой 9
3. Динамика развития малого предпринимательства в России 13
4. Направления совершенствования развития малого предпринимательства в России 31
Заключение 32
Список использованной литературы 34

Файлы: 1 файл

Доработка.doc

— 254.00 Кб (Скачать файл)

Малый бизнес в  силу своей специфики имеет ярко выраженную региональную ориентацию. Малые предприятия обычно строят свою деятельность, исходя из потребностей и возможностей насыщения местного рынка, объема и структуры локального спроса. Они предоставляют новые рабочие места   местному населению. В условиях развития хозяйственной  самостоятельности регионов малый бизнес может рассматриваться как важное средство оптимизации структуры региональной экономики.

Государственная политика в отношении и предпринимательской деятельности в целом, и малого бизнеса в частности может быть эффективной только тогда, когда ее ориентация совпадает с внутренним вектором развития самого предпринимательства. Поддержка со стороны государства не может быть ничем иным, как именно  поддержкой процесса саморазвития бизнеса, направленной на   смягчение или устранение препятствий для этого саморазвития, с использованием широкого набора инструментов  и стимулов в достижении тех общих социально-экономических   целей, которые каждый предприниматель в отдельности перед собой, как правило, не ставят.

С точки зрения предпринимателя государство должно создать условия, в которых он сможет эффективно достигать своих целей, прежде всего экономических (максимизация прибыли, эффективность инвестиций, собственное благополучие, победа над конкурентами, минимизация риска)8.

С точки зрения государства предприниматель призван   обеспечить реализацию целей и интересов  более высокого  порядка. Именно в области пересечения целей и интересов государства и бизнеса может осуществляться эффективная государственная политика. Главным принципом государственной поддержки малого предпринимательства должно стать создание  преимущественно экономических и правовых условий нормального ведения рыночного хозяйствования.  Государственная поддержка должна выражаться в формировании экономических и правовых условий, стимулов для  саморазвития и конкурентоспособности малых предприятий с   учетом отраслевых, географических, национальных, исторических особенностей и традиций, а также зарубежного  опыта. Важнейшие задачи государственной поддержки малого  бизнеса заключаются в том, чтобы обеспечить малым предприятиям равные права, минимизировать разрыв в условиях  хозяйственных возможностей между малыми и более крупными  предприятиями в конкурентном рыночном соревновании,  создать равные возможности ведения предпринимательской  деятельности в условиях свободы выбора ее форм и методов проявления самостоятельности и предприимчивости.

 Успешное развитие малого предпринимательства возможно лишь при наличии политической воли государства сформировать   благоприятные социальные, экономические, правовые, политические и другие условия, поддержание и укрепление  которых, в свою очередь, обеспечивается широкомасштабным развитием малого бизнеса.

Потенциал малого бизнеса остается нереализованным.   Существуют серьезные экономические  и административные  барьеры для  выхода новых предприятий на рынок  и развития их деятельности. Резервы  развития малых предприятий, связанные   с высвобождением имущества и мощностей крупных предприятий,   их демонополизацией, разукрупнением, ликвидацией или  перепрофилированием, не задействованы. Интересы малого предпринимательства практически не учитываются при распределении государственных инвестиционных ресурсов, организации поставок для государственных нужд, формировании налоговой системы, в таможенном и внешнеэкономическом регулировании. Ориентируясь преимущественно на макроэкономические реформы, государство, по существу, сняло  с себя ответственность за судьбу экономически активных  граждан, работающих в секторе малого бизнеса, полагая, что  его развитие не является решающим фактором в проведении экономических реформ. Иначе говоря, мнение и позиция  представителя малого предпринимательства, его групповые насущные потребности, проблемы и заботы учитываются государством в минимальной степени.

Рост занятости, объемов производства, инвестиционной активности малых предприятий в 2006 году (таблицы 3 и 4) позволяют сделать вывод о наступившей стабилизации в развитии малого предпринимательства.

Таблица 3

Объемы производства продукции на малых предприятиях в 2006 г9.

Федеральные

округа

Объем производства в 2006 году

Справочно:  2006 г. в % к 2005 г.                                                                    

Млн.,руб.

На душу насел.,руб.

В % к 2005г.

РФ

Центральный

Северо-Западный

Южный

Приволжский

Уральский

Сибирский

Дальневосточный

794285,8

248575,5

117114,3

78780,3

159192,2

71788,0

71795,5

47040,1

5517,6

6813,7

8213,3

3669,1

5031,1

5733,8

3495,1

6683,6

119,3

117,3

133,2

127,9

148,8

82,1

103,1

113,2

109,1

113,6

97,6

103,6

98,3

204,5

110,1

93,8


 

      В январе-сентябре 2006 г. производство продукции (работ, услуг) на МП выросло на 19,3% относительно аналогичного периода предыдущего года. При этом увеличение более значительно, чем по итогам января-сентября 2005 г.

Таблица 4

Инвестиции  в основной капитал на малых предприятиях 2006 г10.

Федеральные

округа

Объем производства в 2006 году

Справочно:  2006 г. в % к 2005 г.                                                            

Млн.,руб.

На душу насел.,руб.

В % к 2005г.

РФ

Центральный

Северо-Западный

Южный

Приволжский

Уральский

Сибирский

Дальневосточный

32772,2   10680,6

2804,5

3194,1

9322,9

2373,6

3265,7

1130,9

227,7

292,8

196,7

148,8

294,6

189,6

159,0

160,7

148,3

175,9

67,9

116,8

236,2

199,1

101,0

144,4

85,6

75,8

122,0

119,7

68,4

47,9

110,7

64,9


  В январе-сентябре 2006 г. по сравнению с январем-сентябрем 2001 г. инвестиции в основной капитал на МП в целом по стране выросли почти в 1,5 раза.

   Подводя итог вышесказанному, можно сказать, что в  нынешних условиях представители малого бизнеса оказались в  наиболее сложном положении, которое определяется рядом моментов.

Идеологии проведения реформ отсутствует, стержнем которой  должны стать целостная государственная политика по    отношению к малому предпринимательству и системный подход к решению его проблем. Общепринятым стал тезис о том, что  малый бизнес развивается скорее не благодаря, а вопреки государственной политике.

Недостаток урегулированности  экономических отношений не позволяет предпринимателям в полной мере пользоваться залоговым и гарантийным правом, привлекать кредиты и инвестиции, что зачастую приводит к  свёртыванию деятельности множества малых предприятий.

К основным проблемам также модно отнести нежелание государства видеть в секторе малого бизнеса равноправного  субъекта экономических отношений, наиболее активного и подвижного участника процесса рыночных преобразований, который при минимальных собственных ресурсах обеспечивает   высокую оборачиваемость капиталовложений. Мелкий собственник не имеет каких-либо существенных преимуществ в кредитно-финансовой и в налоговой системах, в таможенной защите, испытывает значительные препятствия в развитии  бизнеса, действует в необычайно сложных условиях для выживания. Для представителя малого бизнеса становится   невыгодной какая-либо предпринимательская деятельность в  сфере производства, и в большей мере он стремится утвердиться в торговле или посредничестве.

Отношения представителей малого бизнеса с местной властью являются сложными и противоречивыми. С одной стороны, малые предприятия становится естественной, объективной и надежной опорой власти в решении экономических проблем на местном  уровне, что обеспечивает данному сектору некоторую поддержку. С другой стороны, малый бизнес на местном  уровне оказывается в полной зависимости от бюрократического  аппарата в лице чиновничества. Неурегулированность  правового положения государственного служащего позволяет  чиновнику использовать свое служебное место для изъятия значительных финансовых и материальных средств у представителей малого бизнеса в обмен на выдачу тех или иных разрешительных документов, которые он обязан выдавать в рабочем режиме.

 

Таблица 5

Количество  зарегистрированных малых предприятий

 по федеральным  округам Российской Федерации

Федеральные округа

Количество  зарегистрированных МП на 1 октября 2007 г. в расчете на 100 тыс. чел. населения1

Прирост / сокращение (-)

количества 

зарегистрированных МП

на 100 тыс. чел. населения1

за период

01.10.2006- 01.10.2007

РФ

791,9

73,0

Центральный

996,9

61,3

Северо-Западный

1 402,7

223,6

Южный

499,1

10,1

Приволжский

623,2

58,9

Уральский

661,3

43,2

Сибирский

658,8

97,0

Дальневосточный

794,8

121,3


 

  1 исходя из численности населения на 1 января 2005 г.

На 1 октября 2007 г. число  зарегистрированных малых предприятий  составило 1 136,2 тыс., что на 10,2% выше, чем по состоянию на 1 октября 2006 г. Количество МП в расчете на 100 тыс. жителей достигло 791,9 ед., увеличившись по сравнению с 1 октября 2006 г. на 73,0 ед.

Наиболее значительно  число зарегистрированных малых предприятий на 100 тыс. жителей увеличилось в Северо-Западном ФО, заметное увеличение произошло также в Дальневосточном ФО. 

Таблица 6

Распределение регионов по группам с различной динамикой числа зарегистрированных малых предприятий на 100 тыс. жителей  за период с 1 октября 2006 г. по 1 октября 2007 г.

Изменение числа  МП на 100 тыс. жителей

Количество  регионов

Сильное сокращение (свыше 100 ед.)

-

Среднее сокращение (от 50 до 100 ед.)

2

Небольшое сокращение (от 0,1 до 50 ед.)

7

Без изменений (0 ед.)

4

Небольшое увеличение (от 0,1 до 50 ед.)

26

Среднее увеличение (от 50 до 100 ед.)

25

Сильное увеличение (свыше 100 ед.)

20


 

На 1 октября 2007 г. по сравнению с 1 октябрем 2006 г. количество МП на 100 тыс. жителей выросло в 71 регионе, в то время как по итогам января-сентября 2006 г. таких регионов было 58.

Максимальный прирост  показателя был отмечен в Калининградской         области (на 687,8 ед.). Кроме того, сильное увеличение (более чем на 200 ед.) наблюдалось в  г. Санкт-Петербург (на 358,7 ед.), Томской области (на 298,9 ед.), Республике Алтай (на 245,1 ед.), Ленинградской области (на 242,0 ед.),                Ненецком АО (на 238,1 ед.), Костромской области (на 222,8 ед.), Республике Коми (на 220,9 ед.) и Амурской области (202,7 ед.). 

Среднее сокращение показателя было зафиксировано в Республике              Карелия (на 71,1 ед.) и Пензенской области (на 63,2 ед.). Небольшое сокращение произошло в Курганской области (на 40,3 ед.), Республиках Тыва (на 32,5 ед.) и Дагестан (на 26,7 ед.), Орловской области (на 23,8 ед.), Ставропольском крае (на 14,7 ед.), Самарской области (на 12,5 ед.) и Краснодарском крае (на 2,0 ед.).

Таблица 7

Среднесписочная численность занятых на МП по федеральным округам Российской Федерации в январе-сентябре 2007 г.

Федеральные округа

Среднесписочная численность работников МП1

Доля занятых  на МП в общей среднесписочной  численности занятых

тыс. чел.

в % к 

январю-сентябрю

2006 г.

%

Изменение относительно

 января-сентября 2006 г., п.п.

РФ

9133,4

107,7

18,8

1,2

Центральный

3310,5

108,4

23,8

1,4

Северо-Западный

1215,6

102,7

23,0

0,6

Южный

914,2

103,7

16,7

0,6

Приволжский

1814

109,8

17,0

1,3

Уральский

646,3

113,1

13,9

1,4

Сибирский

898,0

109,3

14,1

1,2

Дальневосточный

334,7

105,5

14,5

0,9

Информация о работе Статистический анализ динамики и факторов развития малого предпринимательства в России